Файл: Методические рекомендации Ярославль 2023 2 удк 376 ббк 74. 5 О 641.pdf
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
28
можности развития ребенка резко ограничиваются. Например, по данным
И. И. Мамайчук, дети раннего возраста с хронической почечной недостаточно- стью и врожденными пороками сердца в самостоятельной деятельности произ- водили значительно меньше манипуляций с предметами по сравнению со здо- ровыми детьми, что можно объяснить астеническим синдромом. Общее нарас-
тающее утомление ребенка отрицательно сказывается и на его потребност-
но-мотивационной сфере: у него снижается общая активность, и особенно по- знавательная активность. Нарастающая астения сказывается также и на дина- мической стороне всех психических процессов. Это проявляется в выраженных
колебаниях внимания, в его сниженной концентрации, уменьшении объема па-
мяти, в инертности мыслительных процессов [6].
В наиболее тяжелых случаях у детей наблюдаются также церебрастени- ческие явления. Синдром церебрастении проявляется у ребенка не только в повышенной утомляемости, но и в нарастании психической медлительности,
в ухудшении концентрации внимания, памяти, в немотивированных расстрой-
ствах настроения, слезливости, вялости, сонливости. Кроме того, у ребенка наблюдаются повышенная чувствительность к яркому свету, сильному шуму,
духоте, головные боли. Все это негативно отражается на учебной успеваемости.
Патогенное влияние на развитие ребенка оказывает и длительный, болез- ненный и тяжело переживаемый ребенком процесс лечения, длительные и ча-
стые госпитализации. Детям предписываются многочисленные запреты и ограничения в питании, времяпровождении, общении, связанные с характе- ром заболевания и лечения. Например, при тяжелых формах онкологических заболеваний крови дети находятся в изолированных помещениях, им запреща- ются любые контакты. При хронической почечной недостаточности дети не- сколько раз в неделю получают сеансы гемодиализа, при которых ограничива- ется употребление жидкости, жесткие требования предъявляются к питанию, на сеансах требуется длительное пребывание в лежачем положении.
У ребенка также уменьшается круг общения, так как он часто находится в условиях стационарного лечения. Постепенно у детей также изменяется и со- держание основных потребностей, круг их интересов строится вокруг основно- го заболевания, его меньше интересует все то, чем живут здоровые сверстники.
Ребенка заботит и волнует его состояние, возможность выздоровления. При са- мых тяжелых соматических заболеваниях ребенок постоянно находится в со- стоянии лечения, и его жизнь строится как череда определенных процедур, об- следований, консультаций.
Изменяется также и характер отношений взрослых и больного ре-
бенка. Больной ребенок ставится центром семьи, и вся семья включается в за- боту о нем. Взрослые озабочены состоянием ребенка, стремятся сделать все для того, чтобы он выздоровел, опекают его. Поэтому основным принципом в от- ношениях между взрослыми и детьми становится гиперпротекция, то есть из-
быточная забота. Гиперпротекция сама по себе приводит к снижению актив- ности ребенка, он ждет, что за него все сделают взрослые. Родители занижают уровень требований к ребенку, формируя у него потребительскую позицию, не-
уверенность в своих силах, низкую самооценку. Поощряется эгоцентризм, фик-
29
сируется внимание ребенка на его болезни, ей придается особая значимость.
Нередко у детей наблюдается и задержка эмоционально-волевого развития,
связанная с неуверенностью, боязливостью, страхами, общей тревожно-
стью, так как ребенок осознает и ощущает свою физическую неполноценность.
Таким образом, у детей с тяжелыми соматическими заболеваниями начинает
постепенно накапливаться отставание в развитии при изначально нор-
мальном развитии. Астенизация в сочетании с неблагоприятными социально- психологическими условиями приводит к искажению формирования лично-
сти ребенка.
Прогноз развития у детей с соматогенной формой прямо зависит
от степени тяжести, течения и исхода основного заболевания.
3. Задержка психического развития психогенного происхождения.
F81.3 – смешанное расстройство развития школьных навыков
Эта форма задержки психического развития связана с неблагоприятными
условиями жизни и воспитания ребенка как в семье, так и вне семьи. ЗПР пси- хогенного происхождения часто возникает у тех детей, которые с раннего воз- раста подвергались психической и социальной депривации, что особенно ти- пично для детей, которые воспитываются в учреждениях закрытого типа (дет- ские дома, интернаты), в социально неблагополучных семьях. Депривация име- ет длительные негативные последствия, которые проявляются в искажениях
развития эмоционально-волевой, а в дальнейшем и интеллектуальной сферы.
Еще в прошлом веке Р.Шпитц ввел понятие «госпитализм», обратив внимание на отставание в двигательном и эмоциональном развитии внешне здоровых де- тей, которые получали физический уход, но не получали общения и эмоцио- нального принятия со стороны взрослых. В дальнейшем эти дети начали отста- вать и в интеллектуальном развитии.
Данная форма ЗПР имеет преимущественно социальное происхождение, она не связана непосредственно с незрелостью или поражениями головного мозга. Однако это не исключает патогенного действия социальных факторов
на мозг ребенка. Известно, что при раннем возникновении и длительном дей- ствии психотравмирующие факторы могут привести к стойким изменениям и в нервно-психической сфере ребенка. Так как мозг ребенка формируется прижизненно, то в условиях депривации будут нарушены процессы образова- ния нейронов и формирования связей между нейронами, что приведет к особо- му строению мозга, имеющему и меньшее количество нейронов, и связей меж- ду ними.
Многочисленные исследования развития детей, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа, показывают, что эти дети с рождения отстают в своем развитии.
В младенчестве у таких детей резко снижена потребность в общении, у них не формируются отношения привязанности с близкими взрослыми, в раннем возрасте у них отмечаются апатичность и бездеятельность, безыници- ативность, снижение общей и познавательной мотивации, отставания в речевом развитии.
30
В дошкольном возрасте отмечаются подавленность, сниженная эмоцио- нальность, пассивность, не формируются эмпатические способности.
В младшем школьном возрасте у детей не развивается произвольность, отмечается недостаточность интеллектуальной сферы, эти дети склонны к кон- фликтному и агрессивному поведению. Одновременно они испытывают боль- шую потребность в доброжелательном внимании со стороны окружающих, их потребность в общении не удовлетворяется.
В подростковом возрасте у детей отмечаются разнообразные проблемы формирования личности, ее самосознания, складывается нечеткая ориентация на будущее, причем все эти особенности сохраняются и во взрослой жизни.
В условиях гипоопеки может формироваться патологическое развитие личности по типу психической неустойчивости: неумение регулировать свои эмоции и желания, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственно- сти. В условиях гиперопеки психогенная ЗПР проявляется в формировании эгоцентрических установок, неспособности к волевым усилиям, трудовой дея- тельности.
В психотравмируюших условиях воспитания, где преобладает жестокое отношение или грубая авторитарность, формируется невротическое развитие личности с отсутствием инициативы, и самостоятельности, наличием повы- шенной тревожности.
Этот тип задержки психического развития считается достаточно благо-
приятным с точки зрения преодоления временного отставания в развитии.
При своевременно начатой коррекционной работе (по принципу «как можно
раньше») и грамотно проводимой коррекционной работе, при создании для ре- бенка адекватных благоприятных условий воспитания задержка развития мо- жет быть преодолена или значительно уменьшена. Однако воспитание вне условий семьи в самом раннем возрасте не может быть преодолено окончатель- но, ибо возникающее в этом возрасте состояние эмоционального неблагополу- чия ребенка сохраняется в разных формах на протяжении всей жизни человека.
У детей с психогенной формой задержки психического развития не наблюдаются грубые нарушения интеллекта или его предпосылок (памяти, внимания, работоспособности) – эти функции остаются относительно сохран- ными.
Главным фактором, который приводит к снижению интеллектуаль-
ной продуктивности, к школьной неуспеваемости, является снижение мо-
тивации и искажения в формировании эмоционально-волевой сферы.
Эту форму задержки психического развития необходимо отличать
от явлений педагогической запущенности.
При педагогической запущенности наблюдается недостаточность
знаний и умений ребенка, снижен круг представлений из-за недостаточности
информации и бедной среды, окружающей ребенка. При восполнении инфор- мации ребенок быстро усваивает и приобретает знания и умения, накапливает впечатления.
4. Задержка психического развития психогенного происхождения яв- ляется следствием длительных патологических состояний, действующих си-
31 стемно, и она не может быть преодолена только за счет передачи информа-
ции и создания благоприятных условий среды.
1)
Задержка психического развития церебрально-органического
происхождения. F83 – смешанные специфические расстройства развития
Встречается наиболее часто, отличается большей выраженностью прояв- лений и длительностью течения. Она требует создания специальных условий
коррекционно-развивающего обучения. Более ранний срок воздействия и массивное поражение коры мозга вызывают психическое недоразвитие, а воздействия в более поздний период, когда созревание, дифференциация ос- новных мозговых систем закончены, даже частичное локальное поражение ко- ры вызывает ЗПР.
Самой тяжелой и трудно преодолеваемой формой является задержка раз- вития церебрально-органического происхождения, при которой у ребенка име- ется органическое поражение центральной нервной системы. Повреждения мозга у ребенка могут быть разной этиологии, но преимущественно они проис- ходят в перинатальный период, то есть на поздних сроках внутриутробного
развития, в период родов и в первые дни после рождения (инфекционные по-
ражения, интоксикации, травмы НС в первые годы жизни).
В большинстве случаев задержка в развитии у таких детей полностью не может быть преодолена, она может быть компенсирована только частич-
но. Более благоприятным является вариант, когда у ребенка на первый
план выходят нарушение внимания и двигательная расторможенность и в меньшей степени страдают память и мышление.
Задержка темпов развития отмечается в нескольких функциональных си- стемах. Так, И. Ф. Марковская (1983) выявила у 32 % детей с ЗПР замедление темпа физического развития, у 69 % – моторных функций, у 63 % – речи, 36 % – энурез.
В случаях возникновения ЗПР при постнатальных воздействиях (инфек- ции, интоксикации, травмы), перенесенных в первые 3-4 года жизни, можно наблюдать наличие временного регресса приобретенных навыков и их после- дующую нестойкость (нарушение при психологических кризисах). При более поздних сроках поражения одновременно с явлениями незрелости признаки расстройства функций ЦНС становятся практически постоянными.
Это обусловливает в целом наличие в психологической структуре ЗПР
постоянных симптомов энцефалопатии: церебрастенический, неврозопо- добный, психопатоподобный, эпилептический, нейродинамический и др. Часто отмечаются признаки гидроцефалии, нарушения черепно-мозговой иннерва-
ции, выраженной вегетативной дистонии. Стойкая неврологическая симп- томатика резидуального характера отмечается у 50-92 % таких детей (Марков- ская И. Ф., 1963). За рубежом эти нарушения называют минимальным повре-
ждением мозга или минимальной мозговой дисфункцией.
5. Задержка психического развития – интеллектуальная недостаточ-
ность при олигофрении
Сходство данных видов отклоняющегося развития состоит в том, что в обоих случаях у детей имеется снижение уровня умственного развития,
32 то есть определенная степень интеллектуальной недостаточности. В западной психологии интеллектуальная недостаточность и задержка психического разви- тия рассматриваются вместе, в одном разделе учебника, и для их обозначения используется термин «умственная недостаточность». Для решения практиче- ских задач, и, в первую очередь, для определения образовательного маршрута детей, необходимо проводить дифференциальную диагностику между интел- лектуальной недостаточностью и задержкой психического развития. Детей с разными видами отклоняющегося развития направляют в соответствующие их уровню возможностей образовательные учреждения: дети с интеллектуальной недостаточностью – во вспомогательные школы или в специальные классы в общеобразовательных школах; дети с задержкой психического развития – в школы или классы для детей с трудностями в обучении. Если неправильно определяется программа специального образования для детей, то этим наносит- ся существенный вред их дальнейшему развитию, социальной и профессио- нальной адаптации. Дети с интеллектуальной недостаточностью, обучаясь в классе для детей с трудностями в обучении, не в состоянии освоить програм- му обучения, у них складывается негативное отношение к школе и школьному обучению, могут появиться трудности в поведении. Дети с задержкой психиче- ского развития, обучаясь в школе для детей с интеллектуальной недостаточно- стью, получают образовательные услуги, которые ниже их реальных возможно- стей, и поэтому имеющаяся у них задержка психического развития не преодо- левается.
Для разделения детей с интеллектуальной недостаточностью и детей с задержкой психического развития можно ориентироваться на два основных
признака:
1. Первый признак – это разный уровень обучаемости. Обучаемость определяется как способность к обучению, к усвоению знаний, умений и навы- ков и, в конечном итоге, к дальнейшему развитию. Степень обучаемости зави- сит от актуального уровня развития ребенка, но в большей степени от его по- тенциального уровня, или уровня ближайшего развития. Чем больше величина зоны ближайшего развития, тем выше уровень обучаемости. Зона ближайшего развития и определяется как разница между тем, что ребенок может делать с помощью взрослых, и тем, что он может делать самостоятельно. Так как по- тенциальные возможности детей с задержкой психического развития выше, чем у детей с интеллектуальной недостаточностью, то и показатели обучаемости у них будут значительно выше. Дети с интеллектуальной недостаточностью от- личаются низкой способностью к обучению, к усвоению знаний, умений и навыков.
Как можно определить степень обучаемости у детей?
Во-первых, это можно сделать, наблюдая за ребенком в процессе обуче- ния, в процессе повседневной жизни. Как быстро он чему-то обучается, сколько надо потратить времени, чтобы он чему-то научился? Сколько нужно затратить усилий, чтобы научить ребенка навыкам самообслуживания, игровым действи- ям, простым трудовым операциям, школьным навыкам и т.п.? Как быстро ребе- нок забывает, или, наоборот, как долго он помнит усвоенный материал?