Файл: Alfatava. Com 1 Шейх Ибн Каййим альДжавзийя Китаб арРух Казань 2013 Перевод Хисамов Р. Г.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 314

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

AL-FATAVA.COM
101 будет воля Аллаха. О Аллах! Прости всех, кто (лежит) в Баки’ аль-
Гаркад»
151
Существует много доказательств на то, что сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его сподвижники, их последователи и все мусульмане во все времена молились за умерших верующих. Из достоверных источников известно, что
Всевышний Аллах будет возвышать степень верующего человека в
Раю, а он с удивлением будет спрашивать Аллаха: «За что Ты повысил мою степень?» - на что Аллах скажет: «За то, что твой сын помолился за тебя».
ДО УМЕРШЕГО ВЕРУЮЩЕГО ДОЙДЕТ НАГРАДА ЗА МИЛОСТЫНЮ,
ВЫПЛАЧЕННУЮ ЗА НЕГО
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Однажды один человек пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: «Моя мать внезапно умерла, но я думаю, что если бы она могла говорить (перед смертью), то раздавала бы милостыню. Получит ли она награду, если я сделаю это за неё?», - на что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да»
152
Сообщается, что Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывал: «Мама Са’да ибн Самита умерла в его отсутствие. Он пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Посланник Аллаха, моя мама умерла, когда меня не было рядом. Принесёт ли ей пользу, если я выплачу за нее милостыню?», - на что Посланник Аллаха, ба благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да». Са’д сказал: «Тогда будь свидетелем тому, что в качестве милостыни я подарил два плодородных сада»
153
Передают со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что однажды один человек пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Мой отец умер и оставил (после себя) имущество, однако он не завещал (чтобы я дал милостыню).
Достаточно ли для того, чтобы он получил награду, дать за него
151
Муслим «сахих» 974.
152
Бухари «сахих» 1322 и Муслим «сахих» 1004.
153
Бухари «сахих» 2605.

AL-FATAVA.COM
102 милостыню?». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Да»
154
Передают со слов Са’да ибн Самита, да будет доволен им Аллах, что когда умерла его мама, он пришел к Пророку, да благословит его
Аллах и приветствует, и сказал: «Посланник Аллаха, моя мама умерла,
(скажи мне) какой вид милостыни лучше всего?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вода». Тогда Са’д выкопал колодец и сказал: «Это за мою маму»
155
Передают со слов Абдуллаха ибн Амра, что (его отец) аль-Ас ибн
Ва’иль во времена джахилии принес обет, что он заколет сто верблюдов. После его смерти его сын, Хишам ибн аль-Ас заколол
(только) пятьдесят пять (верблюдов). Амр спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, может ли он заколоть оставшуюся часть верблюдов за своего отца, - на что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Если бы твой отец произнес шахаду (свидетельство единобожия), то ты бы мог поститься и дать милостыню за него и этим смог бы ему помочь»
156
ДО УМЕРШЕГО ВЕРУЮЩЕГО ДОЙДЁТ НАГРАДА ПОСТА,
СОВЕРШЕННОГО ЗА НЕГО
Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Посланник
Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть за умершего человека, которому предстало соблюдать пост, постится
(кто-нибудь из его) близких»
157
Сообщается, что Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл один человек и сказал: «О Посланник Аллаха, моя мама, которая должна была поститься в течении месяца, умерла.
Следует ли мне держать этот пост вместо неё?» (Пророк, да
154
Муслим «сахих» 1630.
155
Абу Давуд «сунан» 1681, ан-Наса’и «ас-сунан аль кубра» 4/112, ибн Маджа «сунан»
3684, Ахмад «муснад» 5/284 и 6/7. Данный хадис является хорошим (хасан).
156
Ахмад «муснад» 2/181.Данный хадис является хорошим (хасан).
157
Бухари «сахих» 1952 и Муслим «сахих» 1147.


AL-FATAVA.COM
103 благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Да. Ведь долг перед
Аллахом более всего заслуживает того, чтобы быть выплаченным!»
158
Сообщается, что Бурейда, да будет доволен им Аллах, рассказывал:
«Однажды, когда мы сидели около Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, к нему подошла одна женщина и сказала: «Я подарила рабыню своей маме в качестве милостыни, а моя мама умерла». Он сказал: «Ты получила свою награду. Теперь рабыня стала твоим наследством». Женщина сказала: «Посланник
Аллаха, моя мама должна была держать пост в течении месяца. Могу ли я сделать это за нее?». Он сказал: «Да, держи за нее пост».
Женщина сказала: «Моя мама никогда не совершала паломничество, могу ли я это сделать за неё паломничество?». Он сказал: «Да, соверши за нее паломничество»
159
. В другой версии этого хадиса она сказала: «Моя мама должна была держать пост в течении двух месяцев».
Сообщается, что Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Одна женщина путешествовала по морю и дала обет, что если Аллах сохранит ее (в целости и невредимости), то она будет держать пост в течении месяца. Аллах сохранил ее, однако она умерла, так и не продержав пост. Тогда ее дочь или ее сестра пришла к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и спросила его (как ей быть), и он приказал ей держать пост в течении одного месяца»
160
Также из достоверных хадисов известно, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что до умершего дойдёт награда, если живой человек будет за него кормить бедняка, вместо того, чтобы держать за него пост.
Передают со слов Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть за умершего человека, которому
158
Бухари «сахих» 1953 и Муслим «сахих» 1148.
159
Муслим «сахих» 1149.
160
Ахмад «муснад» 1/216. Абу Давуд «сунан» 3308 и аль-Байхаки «ас-сунан аль-кубра»
10/85. Хадис является хорошим (хасан).

AL-FATAVA.COM
104 предстало соблюдать пост, (его родные) ежедневно (в течение месяца) кормят бедняка»
161
Передают со слов Абдуллаха ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человек заболел во время Рамадана (и умер), то (его родные) должны за него кормить бедняка, а не возмещать за него пост. Если же он дал обет (что он будет держать пост, а потом умер), то кто-нибудь из его близких людей должен возмещать за него пост».
ДО УМЕРШЕГО ВЕРУЮЩЕГО ДОЙДЁТ НАГРАДА
ЗА ПАЛОМНИЧЕСТВА, СОВЕРШЕННОЕ ЗА НЕГО
Передают со слов Абдуллаха ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды одна женщина из Джухейны (название племени) пришла к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: «Моя мама дала обет, что совершит паломничество, однако она умерла и не смогла совершить его. Могу ли я совершить паломничество за нее?». Он сказал: «Да, соверши паломничество за нее. Скажи мне, если бы у твоей матери был долг, ты же бы выплатила его за нее? Выплачивайте и долг Аллаху, ибо долг перед
Аллахом более всего заслуживает того, чтобы быть выплаченным!»
162
Сообщается, что Бурейда, да будет доволен им Аллах, рассказывал:
«Однажды, когда мы сидели около Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, к нему подошла одна женщина и сказала:
«Я подарила рабыню своей маме в качестве милостыни, а моя мама умерла». Он сказал: «Ты получила свою награду. Теперь рабыня стала твоим наследством». Женщина сказала: «Посланник Аллаха, моя мама должна была держать пост в течении месяца. Могу ли я сделать это за нее?». Он сказал: «Да, держи за нее пост». Женщина сказала:
«Моя мама никогда не совершала паломничество, могу ли я это сделать за неё паломничество?». Он сказал: «Да, соверши за нее паломничество»
163 161
Ат-Тирмизи «сунан» 718 и ибн Маджа «сунан» 1757.
162
Бухари «сахих» 1754.
163
Муслим «сахих» 1149.


AL-FATAVA.COM
105
Передают со слов Абдуллаха ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды жена Синана ибн Салямы аль-Джухани спросила Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, может ли она совершить паломничество за свою маму, которая умерла, не совершив его. Он сказал ей: «Да, а разве если бы у твоей мамы был долг, ты не стала бы его выплачивать?»
164
Передают со слов Абдуллаха ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды женщина спросила Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, может ли она совершить паломничество за своего сына, который умер, не совершив его. Он сказал: «Да, соверши за него паломничество».
Также сообщается, что однажды один мужчина пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Мой отец умер, не совершив паломничество. Могу ли я совершить паломничество за него?». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Скажи мне, если бы у твоего отца был долг, ты бы выплатил его за него?». Мужчина сказал: «Да». Тогда Пророк, да благословит его
Аллах и приветствует, и сказал: «Долг перед Аллахом более всего заслуживает того, чтобы быть выплаченным!».
Все учёные единогласны в том, что если у умершего человека был долг, этот долг за него могут выплатить его родные или даже тот человек, который не приходится ему родственником. На это указывает хадис, переданный со слов Абу Катады, где говорится о том, что когда он выплатил долг за умершего человека, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Сейчас он
(умерший человек) обрел спокойствие»
165
Также учёные единогласны в том, что если какая-нибудь обязанность умершего человека лежит на плечах живого, то когда живой человек выполнит ее, эта обязанность снимется с плеч живого человека и принесет пользу умершему. Следовательно, живые люди должны совершать за умерших людей то, что умершие не смогли совершить.
Живой человек также может подарить награду за свои добрые дела
164
Ахмад «муснад» 1/279 и ан-Наса’и «ас-сунан аль-кубра» 2/323. Хадис является достоверным.
165
Ахмад «муснад» 3/330, ат-Тайалиси «муснад» 1673, Хаким «аль-мустадрак» 2/66 и аль-
Байхаки «ас-сунан аль кубра» 6/74. Данный хадис является хорошим (хасан).

1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   17

AL-FATAVA.COM
106 умершему человеку, ибо он сам заслужил эту награду и может либо подарить ее кому-нибудь, либо оставить при себе. Нет разницы между тем, чтобы подарить награду за благие дела умершему человеку или совершить за него благие дела.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подчеркнул, что награда поста дойдет до умершего человека. Пост состоит из воздержания и намерения. Соответственно, награда за совершение паломничества, чтение Корана и других видов поклонения, которые человек совершает своим языком и телом, доходит до умершего человека.
Поклонения делятся на два вида: материальные и физические.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указав на то, что награда за выплаченную милостыню дойдет до умершего человека, указал на то, что награда за другие виды материального поклонения также дойдет до него. Таким же образом, указав на то, что награда за совершенный пост дойдет до умершего верующего человека, он указал на то, что награда за другие виды физического поклонения дойдёт до него. Что касается паломничества, то этот вид поклонения относится как к материальным, так и к физическим видам поклонения. Награда за совершение паломничества также дойдет до умершего человека.
Учёные, утверждающие, что награда за добрые дела живых людей не доходит до умершего верующего человека, в качестве аргумента приводят следующие аяты: «Человек получит только то, к чему он
стремился»
166
, «Вам воздастся только за то, что вы совершали»
167
,
«Ему достанется то, что он приобрёл и против него будет то, что он
приобрёл»
168
.
Помимо вышеприведенных аятов, в качестве аргумента эти учёные также приводят следующие хадисы:
Сообщается, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «После смерти человека прекращаются все его
166
Коран 53/39.
167
Коран 36/54.
168
Коран 2/286.

AL-FATAVA.COM
107 дела, кроме трех: непрерывная милостыня, знание, которым пользуются другие и праведный ребенок, молящийся за него
(умершего)»
169
Сообщается, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Верующий будет получать награду после смерти, если (при жизни) он оставил знание, которому он обучал
(других), и распространял его; оставил праведного ребенка; оставил в наследство Коран; оставил мечеть, которую он построил; оставил дом, который он построил, и в котором он мог приютить путника; оставил сделанное им средство для добывания воды (например, водохранилище или колодец); давал милостыню из своего имущества, когда был здоров»
170
Передают со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«После смерти человека будет получать награду за семь вещей: за знание, которому он обучил; за реку, которую он провел; за колодец, который он вырыл; за дерево, которое он посадил; за мечеть, которую он построил; за Коран, который он оставил после себя; за детей, которые будут молиться за него после смерти».
Ученые, считающие, что награда за добрые дела живых не доходит до мертвых людей, интерпретируют этот хадис так, что человек после своей смерти получит награду только за вышеперечисленные семь действий.
Тот факт, что умершие верующие люди могут получать награду за совершенные живыми людьми добрые дела, вызывает у сторонников противоположного мнения, много вопросов и вполне логичных, но нерациональных выводов. Они говорят:
А) Человек в первую очередь должен стремиться к совершению благих дел и к получению за них награды для себя. Рассказывается, что когда Ахмада ибн Ханбаля спросили, можно ли находясь в первом ряду перед началом молитвы, уступить своё место своему отцу, в знак
169
Муслим «сахих» 1631.
170
Ибн Маджа «сунан» 242, ибн Хузейма «сахих» 2490 и ас-Суйути «ад-ийбадж» 1632.
Хадис является хорошим (хасан).


AL-FATAVA.COM
108 почтения. Он сказал: «Это нежелательно, ведь почтение к своему отцу можно выразить и другими способами».
Б) Если человек имеет право дарить награду за свои благие дела умершему человеку, то из этого можно сделать вывод, что он имеет право дарить ему как половину, так и четверть и т.д. по своему желанию.
Г) Когда человек имеет право дарить награду за свои дела умершему человеку, то из этого можно сделать вывод, до совершения благого деяния или после?
Д) Если человек имеет право дарить награду за свои дела другому человеку, то таким образом, получается, что он может дарить награду, которую получил за совершение таких обязательных действий, как молитва (намаз), пост и т.д.
Е) Приказания Аллаха являются обязательством каждого человека, и человек не должен выполнять эти приказания за другого человека.
Всевышний Аллах приказал человеку совершать молитву (намаз), и человек должен выполнять приказ Аллаха и не просить другого, чтобы тот совершил ее за него. Всевышний Аллах установил, что каждому человеку в этом мире принесёт пользу то, что он совершает сам. Больной человек не выздоровеет от того, что вместо него лекарство выпьет другой человек. Голодный человек не насытится, если за него будет есть другой человек.
Ё) Если умершему человеку принесёт пользу то, что живой человек будет совершать за него благие дела, тогда живой человек также может каяться и принимать Ислам за умершего человека. Известно, что Аллах не примет свидетельство единобожия того человека, который произнёс его за другого человека. Также Он не примет молитву того человека, который совершил ее за другого человека.
Если награда за принятие Ислама и совершение молитвы, которые являются основой Ислама, не дойдет до умершего человека, то, что можно говорить о других видах поклонения?
Ж) Существует два вида поклонения:
1. Виды поклонений, которые человек не может совершить за другого. В данную группу относятся: принятие Ислама, молитва

AL-FATAVA.COM
109
(намаз), чтение Корана и пост. За эти виды поклонений человек получит награду только в том случае, если он совершал их сам.
2. Виды поклонений, которые человек может совершить как за себя, так и за другого человека. К таким поклонениям относятся: паломничество, выплата долга, выплата милостыни. Награда за совершение такого вида поклонения доходит до умершего человека.
З) По поводу хадиса, в котором Посланник Аллаха, да благословит его
Аллах и приветствует, сказал: «Пусть умершего человека, которому предстояло соблюдать пост, постится (кто-нибудь из его) близких»
171
, у нас есть несколько заключений:
1. Имам Малик в своей книге «Муватта’» сказал: «Никто не должен поститься за другого человека. Ученые единогласны в этом мнении».
2. В цепочке передатчиков этого хадиса есть разногласия, и об этом упоминается в книге «шарху Муслим».
3. Этот хадис противоречит словам Аллаха «Человек получит только
то, к чему он стремился»
172
.
4. Этот хадис противоречит другому хадису, переданному от
Абдуллаха ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, по которому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Никто не должен молиться или поститься за другого человека.
Вместо этого, за умершего человека можно ежедневно кормить
(бедняка) размером в один мудд
173
пшеницы»
174 5. Этот хадис противоречит другому хадису, переданному от
Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, по которому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если человек, который должен был держать пост месяца Рамадан, умер, то за него надо накормить (бедняка)»
171
Бухари «сахих» 1952 и Муслим «сахих» 1147.
172
Коран 53/39.
173
Мера сыпучих тел, равная 18/4 л.
174
Ан-Наса’и «ас-сунан аль-кубра» 2/175, ибн Абд аль-Барр «ат-тамхид» 9/27 и Абд ар-
Раззак «мусаннаф» 9/61. Аль-Аскалани в книге «ад-дирайа» 1/283 сказал, что этот хадис мавкуф.