Файл: Alfatava. Com 1 Шейх Ибн Каййим альДжавзийя Китаб арРух Казань 2013 Перевод Хисамов Р. Г.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 315

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

AL-FATAVA.COM
110 6. Если соблюдение поста возвести на одинаковый по важности уровень с молитвой и принятием Ислама, то получится, что пост за другого человека держать нельзя.
Наш ответ оппонентам (автор книги придерживается мнения, что награда за совершенные живыми людьми дела доходит до умерших верующих людей): ни один из наших аргументов не противоречит ни
Корану, ни Сунне, ни единогласному мнению учёных, ни канонам
Шариата. Ниже подробно ответим на все опровержения:
1. У учёных есть несколько версий толкования слов Всевышнего
Аллаха: «Человек получит только то, к чему он стремился»
175
.
А) Одни учёные говорят, что под словом «человек» в данном аяте подразумевается только неверующий человек. Что касается верующего человека, то ему достанется то, что он совершил сам, а также то, что за него совершили другие верующие люди. Однако следует заметить, что данное толкование не является абсолютно верным, ибо в этом аяте под словом «человек» подразумевается как и верующий, так и неверующий человек, так как перед этими словами
Аллах сказал о всех людях: «Ни одна душа не понесет чужого
бремени»
176
. Это обстоятельство становится более ясным, если посмотреть на последующие аяты, в которых Аллах сказал: «Человек
получит только то, к чему он стремился. Его стремления будут
увидены. Затем он получит воздаяние сполна»
177
. Эти слова Аллаха включают в себя и верующих и неверующих людей. Это подтверждается и другим аятом, где Аллах сказал: «Тот, кто сделал
добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал
зло весом в мельчайшую частицу, увидит его»
178
. Священный хадис также подтверждает эти слова. В священном хадисе Всевышний Аллах сказал: «О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал её запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга! ….
О рабы Мои, поистине, это –только ваши дела, которые Я исчислю для вас, а потом сполна воздам вам за них и тогда пусть тот, кто обретёт благо, воздаст хвалу Аллаху, а кто обретёт нечто иное, пусть не пеняет
175
Коран 53/39.
176
Коран 53/38.
177
Коран 53/39-41.
178
Коран 99/7-8.

AL-FATAVA.COM
111 ни на кого, кроме самого себя!». В одном из аятов Корана Аллах сказал: «О человек! Ты стремишься к своему Господу и встретишься
с Ним!»
179
. Некоторые толкователи Корана под словом «человек» в разных аятах иногда подразумевают некоторых таких неверующих, как Абу Джахль, Укба ибн Аби Муайт, Валид ибн Мугира. Однако это не должно успокоить верующих людей, ибо Всевышний Аллах под словом «человек» в основном подразумевает всех людей без исключения, верующих и неверующих. Это можно проследить в следующих аятах: «Воистину, человек в убытке»
180
; «Воистину,
человек неблагодарен своему Господу»
181
; «Воистину, человек
создан нетерпеливым (или колеблющимся)»
182
; «Но нет! Человек
преступает границы дозволенного, когда ему кажется, что он ни в
чем не нуждается»
183
; «Мы предложили небесам, земле и горам
взять на себя ответственность, но они отказались нести её и
испугались этого, а человек взялся нести её. Воистину, он является
несправедливым и невежественным»
184
.
Все эти качества, приведенные в вышеупомянутых аятах, присуши любому человеку, ибо природа человеческая одинакова у всех.
Однако Всевышний Аллах по Своей Милости и Мудрости привил некоторым людям любовь к вере, и представил ее прекрасной их сердцам, и сделал ненавистным для них неверие, нечестие и грехи.
Именно Всевышний Аллах сделал твердым в своей религии Своих пророков и посланников, и именно Он отдалил от них зло и нечестие.
Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
«Если бы не Аллах, то мы бы не были на истинном пути. Если бы не
Он, мы не давали милостыню и не совершали бы молитву».
Всевышний Аллах во многих аятах Корана указывает на то, что именно
Он распоряжается всеми и вся. Всевышний говорит: «Ни один
человек не уверует без дозволения Аллаха»
185
; «Но они не помянут
179
Коран 84/6.
180
Коран 103/2.
181
Коран 100/6.
182
Коран 70/19.
183
Коран 96/6-7.
184
Коран 33/72.
185
Коран 10/100.


AL-FATAVA.COM
112
его, если этого не пожелает Аллах»
186
; «Но вы не пожелаете этого,
если этого не пожелает Аллах, Господь миров»
187
.
Б) Некоторые другие учёные говорят, что данный аят указывает на законы, которые были даны Аллахом другим пророкам до Ислама.
Что касается Ислама, то Аллах установил, что человек получит то, что совершил сам и то, что совершили за него другие.
Однако эта версия тоже ошибочная, ибо не существует четких доказательств, которые подтверждают ее истинность.
В) Некоторые учёные говорят, что арабская частица «ли» данном аяте
(«Человек получит только то, к чему он стремился», Коран 53/39) несет смысл частицы «’аля»
188
. Из этого следует, что человек получит наказание только за то, что он совершил сам.
Следует заметить, что данная версия ещё более ошибочная, чем первые две, так как учёные, придерживающиеся этой версии, прибегали к скрытому смыслу аята, проигнорировав его явный смысл.
Такой путь толкования аятов недопустим.
Г) Некоторые учёные заявляют, что данный аят имеет продолжение, и что мы сами должны это понять. Согласно их теории, аят должен таким: «Человек получит только то, к чему он стремился, а также
то, что за него совершили другие».
Эта версия также ошибочна, ибо такое толкование слов Аллаха можно считать не основанным на знаниях.
Д) Некоторые учёные говорят, что данный аят аннулирован (мансух) другим аятом, где Аллах сказал: «Мы воссоединим верующих с их
потомками, которые последовали за ними в вере»
189
.
Аннулирование они приписывают Абдуллаху ибн Аббасу, да будет доволен Аллах ими обоими. Однако следует сказать, что такое толкование также является неправильным, ибо для того, чтобы
186
Коран 74/56.
187
Коран 81/29.
188
Частица «ли» и производные от нее указывают на пользу, а частица «’аля» и ее производные – на вред. В хадисе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аль-Кур’ану худжатун ляк ав ‘аляйк», что означает «Коран будет свидетелем в пользу тебя или против тебя» (прим. пер.).
189
Коран 52/21.

AL-FATAVA.COM
113 аннулировать тот или иной аят недостаточно слов одного Абдуллаха ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими. Слова Аллаха: «Мы
воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за
ними в вере» указывают на то, что если дети верующих будут следовать примеру своих родителей и будут такими же богобоязненными, как и они, то Аллах присоединит их к родителям и введет их всех в Рай, где они будут вместе обитать. Слова Аллаха: «Ни
одна душа не понесет чужого бремени»
190
и «Человек получит
только то, к чему он стремился»
191
не аннулированы. Они указывают на мудрость и справедливость Всевышнего Аллаха, что подтверждается разумом и чистой человеческой природой (фитра).
Первый аят указывает на то, что Аллах не накажет никого за грехи другого человека, а второй аят указывает на то, что человеку принесет пользу только то, что он совершил сам. Первый аят успокаивает человека тем, что в Судный День Аллах не накажет его несправедливо, как это делают в этом мире некоторые правители.
Второй аят не дает человеку расслабиться и мечтать о том, что он спасется благодаря тому, что его отец, дед и его другие предшественники были праведными людьми и что они позаботятся о нем. Из вышесказанного вытекает, что один аят соответствует другому аяту, похожий на вышеприведенные аяты, где Аллах сказал: «Кто
следует прямым путём, тот поступает во благо себе. А кто впадает в
заблуждение, тот поступает во вред себе. Ни одна душа не понесет
чужого бремени. Мы никогда не наказывали людей, не отправив к
ним посланника»
192
. Этот аят указывает на четыре вещи, в которых проявляется справедливость и мудрость Аллаха:
- Если человек уверует и будет совершать праведные деяния, то этим он принесет пользу только себе, а не другим.
- Если человек не уверует и будет совершать дурные деяния, то этим причинит вред только себе, а не другим.
- Никто не будет наказан за грехи другого человека.
190
Коран 52/21.
191
Коран 53/39.
192
Коран 17/15.


AL-FATAVA.COM
114
- Ни один человек не будет наказан до тех пор, пока ему не будет разъяснено о том, какие дела являются благими, а какие – дурными.
Е) Некоторые учёные говорят, что в этом аяте («Человек получит только то, к чему он стремился», Коран 53/39) под словом «человек» подразумевается только живой человек, соответственно умершему человеку принесет пользу то, что будут делать за него другие.
Однако эта версия также ошибочна, ибо она не подкреплена никакими достоверными аргументами.
Ё) Абу аль-Вафа ибн Укейль сказал: «Данный аят указывает на то, что итогом деяний человека является то, что он уверовал, совершал благие деяния, обрел верующих друзей, женился на праведной женщине и родил праведных детей, которые будут молиться за него после его смерти. В хадисе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самой благой пищей человека является та, которую он заработал своими руками, а его дети являются тем, что он заработал».
В другом хадисе он сказал: «После смерти прекратятся все дела человека, кроме трёх дел: непрерывная милостыня, знание, которым пользуются другие, и праведный ребенок, который молится за него
(умершего)»
193
Имам аш-Шафи’и сказал: «Если сын даст деньги своему отцу для совершения паломничества (хадж), то оно становится обязательным ему (отцу). Ибо это тоже самое, что он сам заработал на паломничество».
Слова Абу аль-Вафы ибн Укейла являются правильными, но нуждаются в дополнении. Верующие люди могут приносить пользу друг другу, вместе совершая одно благое дело. Молитва (намаз), которую верующий человек будет совершать с коллективом
(джамаат), увеличивает награду верующего в двадцать семь раз, ибо в ней участвуют другие верующие люди. Получается, что совершение совместной молитвы увеличивает награду верующему, а то, что верующий присоединяется к коллективу, прибавляет другим верующим их награду. Пророк, да благословит его Аллах и
193
Муслим «сахих» 1631.

AL-FATAVA.COM
115 приветствует, сказал: «Поистине, (в отношениях) друг с другом верующие подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга», - и, (сказав это,) он сплел между собой пальцы (своих рук)
194
Если верующие люди в мирских отношениях подобны строениям, которые укрепляют друг друга, то и в вопросах религии они также укрепляют друг друга. Взаимно укрепление выражается, к примеру, тем, что они могут молиться друг за друга при жизни и после смерти.
Всевышний Аллах в Коране сказал о том, что ангелы, которые держат
Трон Аллаха, и другие ангелы просят прощения за всех верующих людей и молятся за них. Также Он сказал о том, что все пророки, включая Нуха, Ибрахима и Мухаммада, мир им всем, молились и просили прощения за верующих людей. Для уверовавшего человека вера становится причиной тому, что он заслужит мольбу ангелов и пророков, ибо Аллах сделал веру причиной получения пользы от других людей. Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, обращенные к Амру ибн аль-Асу, указывали именно на это: «Если бы твой отец произнес шахаду (свидетельство единобожия), то ты бы мог поститься и дать милостыню за него и тем самым помочь ему»
195
Ж) В Коране нет указаний на то, что человек получит пользу только от твоих дел. Данный аят («Человек получит только то, к чему он стремился», Коран 53/39) указывает только на то, что человеку принадлежит только то, что он приобрел сам. Что касается человека, совершившего благое дело, то он может либо подарить кому-нибудь награду за это дело, либо оставить награду для себя.
Продолжим наши опровержения.
2. То, что вы в качестве аргумента в свою пользу привели хадис, где Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «После смерти человека все его дела, кроме трех дел, прекращаются: непрерывная милостыня, знание, которым пользуются другие, и праведный ребёнок,
194
Бухари «сахих» 467 и Муслим «сахих» 2585.
195
Ахмад муснад» 2/181. Данный хадис является хорошим (хасан).


AL-FATAVA.COM
116 который молится за него (умершего)»
196
- является не совсем правильным. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в этом хадисе не сказал, что после смерти человек больше не будет получать пользу, он сказал, что его дела прекратятся. Следовательно, если живой человек будет совершать благие дела и дарить награду, полученную за благие дела, умершему человеку, то она дойдёт до него.
3. Ваши слова «Человек в первую очередь должен стремиться к совершению благих дел и к получению за них награды для себя» - не совсем уместны. Известно, что верующие люди должны соревноваться между собой в совершении благих дел и получении наград, ибо Всевышний Аллах в Коране сказал:
«Стремитесь же (соревнуйтесь друг с другом) к прощению от
вашего Господа и Раю, ширина которого подобна ширине
неба и земли»
197
. Также известно, что сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, соревновались между собой в благих делах. Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Клянусь Аллахом, когда бы ни соревновался со мной Абу Бакр в благом деле, он всегда опережал меня, и я сказал ему: «Я никогда не смогу опередить тебя». Что касается умерших верующих, то живые верующие должны помнить о них и молиться за них, что, несомненно, принесет им пользу.
4. Что касается ваших слов «Если человек имеет право дарить награду за свои дела умершему человеку, то из этого можно сделать вывод, что он имеет право дарить ее и живому человеку» - у нас есть два варианта ответа на них:
А) Некоторые учёные, в том числе и Ахмад ибн Ханбаль, придерживались мнения, что живой человек может подарить награду за свои добрые дела не только умершему человеку, но и живому.
По словам аль-Кадийа, Ахмад ибн Ханбаль говорил: «Человек может совершить благое дело, и половину награды от него может подарить своим (живым) родителям».
196
Муслим «сахих» 1631.
197
Коран 57/21.

AL-FATAVA.COM
117
Относительно слов Ахмада ибн Ханбаля Абу аль-Вафа ибн Укейль сказал: «В этом есть ошибка, ибо это игра с шариатом. Награда за добрые деяния могут дойти только до умершего человека».
Однако затем ибн Укейль задается вопросом: «Разве человек не может погасить долг другого человека, живого или умершего? –
Конечно, может. Следовательно, получается, что и награду за добрые деяния можно дарить другому живому человеку». Затем он сам же отвечает на свой вопрос: «Если это действительно так, то получается, что грехи живого человека простятся, если другой человек будет за него просить прощения?!».
Б) Нельзя дарить награду за добрые дела живым людям, ибо неизвестно в каком положении умрет тот или иной человек – верующим или неверующим.
Ибн Укейль, по поводу этого мнения, сказал: «Данное мнение является ошибочным, ибо живой человек может дарить награду за свои добрые дела другим людям, живым или мёртвым».
Это подтверждается Кораном, Сунной и единогласным мнением учёных. Известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил совершать паломничество и держать пост за умерших людей. Все учёные единогласны в том, что если живой человек погасит долг умершего человека, то с умершего человека снимается его долг. Относительно того человека, который совершает дела за других живых людей можно сказать следующее: «Если человек сильно болеет и не в состоянии совершить паломничество, то он может нанять другого человека, который совершит за него паломничество. Если же человек, который совершил паломничество за другого, после этого стал неверующим, то наниматель не должен нанимать другого человека, который совершит за него паломничество ещё раз. Ведь неизвестно в каком положении умрет и этот человек».
Разница между живым и мёртвым человеком состоит в том, что живой человек не нуждается в других людях, ибо он сам может совершить благие деяния. Умерший же человек нуждается в других людях. Если живые люди совершать благие деяния за других живых людей, то это приведет к тому, что одни будут уповать на других, а это в свою очередь приведет к тому, что люди будут совершать


AL-FATAVA.COM
118 поклонения не для того, чтобы добиться довольства Аллаха, а чтобы добиться довольства других людей. В таком случае, в поклонении не будет искренности и никто, соответственно, не получит награду за свои благие деяния.
5. Что касается ваших слов «Если человек имеет право дарить награду за свои дела умершему человеку, то из этого можно сделать вывод, что он имеет право дарить ему как половину, так и четверть и т.д. по своему желанию» - у нас есть следующий ответ:
Имам Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Награда, которую человек получит за совершенное благое дело, является его собственностью. Человек может подарить свою награду или только половину от нее другому человеку». Его слова можно объяснить следующим образом: «Если человек подарил полученную награду за добрые дела четверым людям, то получится так, что каждому из них достанется по одной четверти».
6. Что касается вашего вопроса: «Когда человек может подарить награду за совершенные благие дела умершему человеку: до совершения благого деяния или после?» - у нас на это есть два ответа:
А) Все ранние учёные, в том числе и Ахмад ибн Ханбаль, говорили, что человек может подарить награду как до, так и после совершения благого дела.
Б) Некоторые другие учёные из числа поздних учёных, говорили, что человек может подарить награду другому человеку только в том случае, если он намеревался сделать это до совершения благого дела.
Ибн Укейль сказал: «Если кто-либо совершил молитву (намаз), продержал пост, прочитал Коран и подарил полученную награду другому человеку, то награда дойдёт до другого, при условии, что даритель имел намерение подарить награду до совершения благого дела».
По мнению таких учёных, человек, освободивший раба с намерением сделать это за себя, не сможет позже заявлять, что он это сделал это за другого. Таким образом, человек, погасивший свой долг и затем

AL-FATAVA.COM
119 заявивший, что он погасил долг другого человека, совершает ошибку.
Также не принимается дела того человека, который совершил паломничество или молитву за себя, а затем сказал, что он совершил их за других. Это подтверждается тем фактом, что люди, приходившие к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, спрашивали его, могут ли они совершить благое дело за другого человека, но не спрашивали его о том, могут ли они подарить полученную награду другому человеку. К примеру, Са’д спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Принесет ли моей матери пользу, если я дам милостыню за нее?», другая женщина спросила: «Могу ли я совершить паломничество за свою маму?», другой мужчина спросил:
«Могу ли я совершить паломничество за своего отца?». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил всем им совершить благие дела за умерших людей. Следует заметить, что ни один из сподвижников никогда не говорил: «О Аллах! Дай награду, которую я получил за совершенные мною дела, другому человеку».
Учёные, заявляющие, что полученная награда в любом случае дойдёт до другого человека, независимо от того, до или после совершения благого дела даритель отдает награду другому, говорят: «Если человек совершил благое дело, то он получит награду, которая становится его собственностью. Если же он будет поступать щедро и подарит ее другому человеку, это будет подобно тому, как если бы он подарил другому человеку немного денег из своего богатства».
7. Что касается ваших слов «Если человек имеет право дарить награду за свои дела другому человеку, то таким образом, получается, что он может дарить награду, которую получил за совершение таких обязательных действий, как молитва (намаз), пост и т.д.», то у нас на это есть следующий ответ:
Человек не должен совершать обязательные действия за другого человека, ибо каждый человек должен сам совершать благие дела и выполнять приказания Аллаха. По поводу того, можно ли дарить полученную награду за совершение обязательных поклонений другому человеку, Абу Абдуллах ибн Хамдан сказал: «Человек может совершать такие обязательные поклонения, как молитва (намаз), пост и т.д. и дарить полученную за них награду другому человеку».