Файл: Alfatava. Com 1 Шейх Ибн Каййим альДжавзийя Китаб арРух Казань 2013 Перевод Хисамов Р. Г.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 313
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
AL-FATAVA.COM
120
Сообщается, что некоторые праведные люди дарили полученные виды поклонений другим людям и говорили: «Мы встретим Аллаха, будучи бедными и банкротами». Следует заметить, что шариат это не запрещает, ведь награда является собственностью человека, и он может распоряжаться ею по своему усмотрению. Аллах знает лучше.
8. Что касается ваших слов «Приказания Аллаха являются обязательством каждого человека, и человек не должен выполнять эти приказания за другого человека», у нас на это есть следующий ответ:
Шариат не запрещает человеку приносить своему другу пользу своими делами. Всевышний Аллах по Своей милости и
Справедливости установил закон, согласно которому все ангелы молятся и просят прощения за всех верующих. Помимо этого,
Всевышний Аллах приказал Своему Посланнику Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, просить прощения за других верующих людей из числа своей общины. Аллах также приказал
Своему Посланнику молиться за своих сподвижников, как при их жизни, так и после смерти, что Посланник и делал. Аллах установил закон, по которому поклонение, совершенное одним мусульманином и не распространяющееся на всех (фард кифайа), зачитывается как совершенное всеми мусульманами. Аллах также облегчает положение умершего человека, долг которого погашает живой человек. Стоит отметить, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил людям совершать паломничество и держать пост за других людей. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также установил, что ошибка, допущенная человеком при совершении молитвы за имамом, прощается, если имам ее не допустил. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также установил, что человек, совершающий молитву за имамом, может не читать суру «аль-Фатиха» во время молитвы, так как имам читает ее за него.
Все люди нуждаются в Аллахе, а Аллах любит тех, кто помогает нуждающимся. Если Аллах любит тех, кто протягивает руку помощи нуждающимся и делится тем, чем Он их поит и кормит, как же Он не полюбит человека, который помогает другим в религии? Помощь
AL-FATAVA.COM
121 другим людям в религии более любима Аллаху, чем любая другая помощь.
Известно, что некоторые ранние учёные говорили: «Если кто-нибудь каждый день будет говорить семьдесят раз: «О Аллах! Прости меня, моих родителей, всех мусульман и мусульманок, верующих из числа мужчин и женщин», то он получит награду, за каждого мусульманина, мусульманку, верующего из числа мужчин и женщин». Не стоит пренебрегать этими словами учёных, ведь тот, кто просит прощения у
Аллаха за своего брата, делает добро своему брату, а Аллах любит добродетелей и Он воздаст им их награду сполна.
9. Что касается ваших слов «Если умершему человеку принесёт пользу то, что живой человек будет совершать за него благие дела, тогда живой человек также может каяться и принимать
Ислам за умершего человека» - у нас на это есть следующий ответ:
Нельзя сравнивать такие действия, как принятие Ислама и покаяние за другого человека с совершением молитвы или соблюдением поста за него. Такое сравнение является ошибочным. Всевышний Аллах сделал принятие Ислама причиной получения пользы при жизни и после смерти. Если человек не принял Ислам, то, соответственно, он не получает и не получит пользу. Именно поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Амру ибн аль-Асу: «Если бы твой отец произнес шахаду (свидетельство единобожия), то ты бы мог поститься и дать милостыню за него и тем самым помочь ему»
198
Также Аллах сделал принятие Ислама причиной для получения награды и пользы от совершения благих дел. Из этого следует, что тот, кто совершает благие дела, не находясь в Исламе, не получит награду от Аллаха и его благие дела не будут приняты, подобно тому, как человек совершает молитву без омовения, что является обязательным условием для совершения молитвы.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что ваше сравнение противоречит канонам Ислама и шариата.
198
Ахмад муснад» 2/181. Данный хадис является хорошим (хасан).
AL-FATAVA.COM
122 10. Что касается ваших слов «Существует два вида поклонения:
1. Виды поклонений, которые человек не может совершить за другого. В данную группу относятся: принятие Ислама, молитва
(намаз), чтение Корана и пост. За эти виды поклонений человек получит награду только в том случае, если он совершал их сам.
2. Виды поклонений, которые человек может совершить как за себя, так и за другого человека. К таким поклонениям относятся: паломничество, выплата долга, выплата милостыни. Награда за совершение такого вида поклонения доходит до умершего человека», то они наводят нас на следующие вопросы:
По какому принципу вы делите поклонения на эти виды? Какой аргумент из Корана или Сунны может подтвердить такое разделение?
В достоверных хадисах сказано, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что за умершего человека можно держать пост, хотя согласно вашей теории, пост относится к такому виду поклонения, которое человек не может совершить за другого. Более того, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, установил, что отец может совершить паломничество за своего маленького ребёнка, который ещё не разбирается в канонах Ислама, и что награда за паломничество достанется младенцу наравне с отцом. Абу Ханифа, да помилует его Аллах, сказал: «Если во время совершения паломничества человек потерял сознание, то его друзья должны одеть за него ихрам, и это будет засчитано для него». Следовательно, человек может подарить полученную награду за паломничество, милостыню и освобождение раба так же, как он может подарить полученную награду за молитву, пост и чтение Корана. Известно, что многие праведные верующие люди видели во сне, как мертвые рассказывали о том, что они получили награду, которую подарили им живые люди. Мы не будем приводить сны этих праведников, поскольку их очень много. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о ночи Могущества (ляйлят аль-кадр): «Я вижу, что многие из вас видели во сне, что эта ночь – в последних десяти днях (месяца Рамадан)». С помощью этого хадиса становится ясно, что
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращал внимание
AL-FATAVA.COM
123 на то, что видели во сне многие сподвижники и подтверждал правдивость их снов.
11. Что касается того, что вы опровергаете следующий хадис:
«Пусть за умершего человека, которому предстало соблюдать пост, постится (кто-нибудь из его) близких»
199
, - и при этом ссылаетесь на то, что имам Малик, да помилует его Аллах, сказал, что никто не должен поститься за другого человека, мы скажем следующее:
Вышеупомянутым хадисом мы, наоборот, опровергаем слова имама
Малика «Никто не должен поститься за другого человека».
Что касается слов имама Малика «На это
200
у нас есть единогласное мнение учёных», то мы имеем по этому поводу следующее мнение:
Имам Малик имел в виду не всех учёных, а только учёных из числа жителей Медины. Исходя из того, что имам Малик не покидал за свою жизнь Медину, можно предположить, что он не знал, что среди тех учёных, которые проживали за пределами Медины, были те, которые придерживались иного мнения. Даже если предположить, что все жители Медины единогласно придерживались озвученного имамом Маликом мнения, то будет лучше придерживаться хадиса
Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, нежели мнения
Мединцев. Такое толкование данного обстоятельства подтверждается словами Аллаха: «Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то
обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха
и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению»
201
.
12. На ваши слова «Этот хадис
202
противоречит другому хадису, переданному от Абдуллаха ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, по которому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Никто не должен молиться или поститься за другого человека. Вместо этого, за умершего
199
Бухари «сахих» 1952 и Муслим «сахих» 1147.
200
На то, что никто не должен поститься за другого человека.
201
Коран 4/59.
202
Хадис, в котором говорится, что человек может держать пост за другого человека.
AL-FATAVA.COM
124 человека можно ежедневно кормить (бедняка) размером в один мудд
203
пшеницы»
204
, - мы скажем следующее:
Ибн Хаджар аль-Аскалани в книге «ад-Дирайа» 1/283 сказал, что это слова не Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а самого
Абдуллаха ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими. (Эти
слова не могут быть написаны автором книги, так как имам аль-
Аскаляни родился в 773 году по хиджре, а шейх Ибн Каййим аль-
Джавзийя умер 754 году по хиджре, «примечания al-fatava.com»)
Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, скорее всего, имел в виду, что никто не должен держать пост месяца
Рамадан за другого человека. Если же человек дал обет, что будет держать пост, а затем умер и не выполнил свой обет, то другой человек может держать за него пост.
В сборнике Муслима приводится хадис, где говорится, что когда одна женщина пришла к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: «Моя мать должна была держать пост в течение месяца, однако она умерла», он сказал ей: «Держи пост за свою мать».
Следует сказать, что хадис «Пусть за умершего человека, которому предстало соблюдать пост, постится (кто-нибудь из его) близких», передан от Аиши, да будет доволен ею Аллах. Следовательно,
Абдуллах ибн Аббас не мог противоречить этому хадису. Также необходимо отметить, что Абдуллах ибн Аббас считал, что человек может как держать, так и не держать пост за другого человека.
13. На ваши слова «В цепочке передатчиков этого хадиса
205
есть разногласия, о чем говорится в книге «шарху Муслим» мы скажем следующее:
Данный хадис является достоверным, м в цепочке его передатчиков нет никаких разногласий.
203
Мера сыпучих тел, равная 18/4 л.
204
Ан-Наса’и «ас-сунан аль-кубра» 2/175, ибн Абд аль-Барр «ат-тамхид» 9/27 и Абд ар-
Раззак «мусаннаф» 9/61. Аль-Аскалани в книге «ад-дирайа» 1/283 сказал, что этот хадис мавкуф.
205
Имеется в виду следующий хадис: «Пусть за умершего человека, которому предстало соблюдать пост, постится (кто-нибудь из его) близких».
AL-FATAVA.COM
125
Ибн Абд аль-Барр сказал: «Хадис, в котором Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть за умершего человека, которому предстало соблюдать пост, постится (кто-нибудь из его) близких», является достоверным. О его достоверности говорил имам
Ахмад.
14. На ваши слова «Этот хадис противоречит словам Аллаха:
«Человек получит только то, к чему он стремился», мы скажем следующее:
Этот хадис никак не может противоречить Кораническому аяту, ибо
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не может противоречить своими словами словам Всевышнего Аллаха. В данной ситуации вы допустили ошибку, так как вам показалось, что хадис противоречит аяту.
15. На ваши слова «Этот хадис противоречит другому хадису, переданному от Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, по которому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человек, который должен был держать пост месяца Рамадан, умер, то за него надо накормить
(бедняка)», мы скажем следующее:
Аль-Байхаки сказал: «Это сказал не Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, а сам Абдуллах ибн Умар».
16. Что касается ваших слов «Если соблюдение поста возвести на одинаковый по важности уровень с молитвой и принятием
Ислама, то получится, что пост за другого человека держать нельзя», то наша точка зрения следующая:
Такое сравнение является ошибкой и с помощью него невозможно опровергнуть достоверный хадис. Выше мы разъяснили разницу между принятием Ислама за другого человека и дарением награды за свои добрые дела другому человеку. Известно, что никто не может принять Ислам за другого человека, однако человек может подарить полученную награду за свои добрые дела другому человеку.
Некоторые люди спрашивают: «Необходимо ли произнести вслух
или достаточно одного намерения для того, чтобы подарить
полученную награду за добрые дела другому?».
AL-FATAVA.COM
126
Ответ следующий:
Ни в одном из хадисов не говорится о том, что человек должен озвучивать акт своего дарения вслух. Пророк, да благословит его
Аллах и приветствует, говорил, чтобы люди держали пост, совершали паломничество и давали милостыню с намерением, что они это делают за других. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не говорил никому: «Когда ты будешь держать пост, скажи: «Это за такого-то человека». Всевышний Аллах знает намерение Своего раба и знает, за кого человек совершает то или иное действие. Однако человек может сказать вслух, за кого он совершает благое действие.
Таким образом, не запрещается как сделать намерение и подарить награду от доброго дела другому, так и произнести свое намерение вслух.
Следует сказать, что если человек совершил благое дело за себя, а затем сделал намерение подарить полученную награду человеку, то награда не дойдет до того человека только с помощью намерения.
Это подобно тому, что человек намеревается освободить раба или давать милостыню, однако он этого ещё не сделал. Для того, чтобы награда дошла до другого человека, необходимо иметь намерение до момента совершения действия. К примеру, если человек дал бедняку деньги с намерением, что он отдал бедняку закят, то закят снимается с него, даже если он не произнес это вслух.
Некоторые люди спрашивают: «Какие действия лучше всего
совершать за умершего человека?».
Ответ следующий:
Лучше всего совершать те действия, которые приносят максимум пользы. Освободить раба и давать милостыню за умершего человека лучше, чем держать за него пост. Лучшей милостынею является та, которая освобождает человека от нужды. В хадисе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наилучшая милостыня
– напоить (человека) водой». Это хадис ориентирован на тех людей, которые живут в маловодных местностях. Накормить нуждающихся людей лучше, чем напоить водой тех людей, которые живут около реки. Иногда может быть лучше искренне молиться, просить
AL-FATAVA.COM
127 прощения и совершить заупокойную молитву за умершего человека, чем поститься за него.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод:
Лучше всего освободить раба, давать милостыню, совершать паломничество, просить прощения и молиться за умершего человека.
Некоторые люди спрашивают: «Можно ли подарить награду за свои
добрые дела Пророку, да благословит его Аллах и приветствует?».
Ответ следующий:
Некоторые современные учёные разрешают это. Некоторые другие учёные считают это нововведением, ибо сподвижники так не поступали. Когда человек из общины Пророка, да благословит его
Аллах и приветствует, совершает благое дело, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, получает за это награду наравне с этим человеком, ибо Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, является тем человеком, который указал и призвал к совершению благих дел.
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 17
ГЛАВА 17
СОТВОРЕНА ЛИ ДУША?
Все пророки и посланники, мир им всем, были единогласны в том, что душа сотворена и подчинена Аллаху. Это было разъяснено в религии всех пророков, как и то, что этот мир создан, что все люди воскреснут, и что Аллах – Единственный Творец, а всё остальное – Его творения.
Все сподвижники Пророка, их последователи, а также последователи их последователей единогласно придерживались мнения, что душа сотворена.
Однако некоторые люди неправильно растолковали Коран и Сунну и стали заявлять, что душа не сотворена и что она существовала вечно.
Они приводили в свою пользу два аргумента:
1. Душа – от повеления Аллаха, а повеление Аллаха – не сотворено.
AL-FATAVA.COM
128 2. Всевышний Аллах отнес душу к Себе
206
так же, как он отнес к
Себе такие качества, как знание, мощь, слух, зрение.
Некоторые учёные говорят: «Мы не знаем, сотворена ли душа или нет».
Когда Абу Абдуллаха ибн Манда спросили о том, сотворена ли душа или нет, он сказал следующее:
«Некоторые люди считают, что души, особенно души праведников, не сотворены. Эти люди заявляют, что душа от Аллаха. Я приведу вам разные мнения людей, которые ссылаются на Коран, Сунну и слова сподвижников, их последователей, которые ссылаются на Коран,
Сунну и слова сподвижников, их последователей и других учёных.
Затем я укажу на то, какое из этих мнений правильное, а какое – нет.
Некоторые считают, что душа сотворена. Такого мнения придерживаются все учёные ахль сунна ва аль-джамаа. В качестве аргумента они приводят хадис, в котором Пророк, да благословит его
Аллах и приветствует, сказал: «Душа – собранные войска. Те, которые похожи друг на друга, дружат между собой (или тянутся друг к другу), а те, которые отличаются друг от друга, расходятся». Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Души – собранные войска» указывают на то, что души сотворены.
Некоторые другие учёные считают, что душа – от повеления Аллаха, что Аллах скрыл сущность души от других. В качестве аргумента они приводят следующие слова Аллаха: «Скажи: Дух (или душа) - от
повеления моего Господа»
207
.
Некоторые другие учёные говорят: «Душа – одна часть света и жизни
Аллаха». В качестве аргумента они приводят хадис, в котором Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах сотворил Свои творения в темноте, затем отдал им (часть) из Своего света».
206
Здесь имеется в виду следующий аят, где Аллах сказал: «и вдохну в него от Моего духа».
Коран 15/29.
207
Коран 17/85.