Файл: Alfatava. Com 1 Шейх Ибн Каййим альДжавзийя Китаб арРух Казань 2013 Перевод Хисамов Р. Г.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 309
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
AL-FATAVA.COM
139
Моего духа»
248
. Однако следует заметить, что то, что относится к
Аллаху, бывает двух видов:
1. Качества Аллаха, которые не отделимы от Него и не могут быть самостоятельны. К таким качествам, например, относится знание, мощь, речь, слух, зрение и так далее. Знание Аллаха,
Его мощь, Его речь, Его желание, Его жизнь и другие его качества не сотворены.
2. Те вещи, которые отдельны от Аллаха, как например: дом, раб, верблюдица, посланник, дух и т.д. Все эти вещи сотворены, однако Аллах в знак уважения и почтения к ним отнёс их к
Себе. К примеру: Дом Аллаха. Несмотря на то, что все дома принадлежат Аллаху, Аллах возвысил Каабу и мечети тем, что назвал их Своим домом. В Коране Аллах также сказал:
Верблюдица Аллаха. Несмотря на то, что все верблюды и верблюдицы являются творениями Аллаха, Он отнес верблюдицу к Себе из-за любви и уважения к ней.
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 17
ГЛАВА 18
ЧТО БЫЛА СОТВОРЕНО РАНЬШЕ: ДУША ИЛИ ТЕЛО?
Существует два ответа на этот вопрос. Одни ученые считают, что душа была сотворена раньше тела. Мухаммад Ибн Наср аль-Марвази и Абу
Мухаммад Ибн Хазм, например, придерживались мнения, что душа была сотворена раньше тела, причем Абу Мухаммад Ибн Хазм добавил, что на это есть единогласное мнение ученых (иджма').
Другие ученые считают, что тело было сотворено раньше души. Ниже мы Подробно приведен аргументы в пользу этих мнений, и укажем на то, какое из них является более правильным.
№ I. Ученые, заявляющие, что душа была сотворена раньше тела приводят в пользу своего мнения следующие аяты и хадисы:
1. «Мы сотворили вас, потом придали вам облик. Потом Мы сказали
ангелам: «Падите ниц перед Адамом»
249
. Эти ученые говорят: "В
248
Коран 15/29.
249
Коран 7/11.
AL-FATAVA.COM
140 данном аяте использован предлог «сумма» (потом), который указывает на последовательность и промежуток времени. Таким образом, этот аят указывает на то, что Аллах сотворил душу до того, как Он приказал ангелам пасть ниц перед Адамом, из чего становится ясно, что наши тела были сотворены после сотворения душ».
2. «Вот твой Господь вынул из чресл сынов Адама их потомство и
заставил их засвидетельствовать о самих себе: «Разве Я не ваш
Господь?». Они сказали: «Да, мы свидетельствуем»
250
. Эти ученые говорят: «Этот допрос и засвидетельствование происходили над душами людей, ибо на тот момент человеческие тела еще не существовали. В книге «Муватта'» имам Малик привел хадис, в котором говорится, что когда Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, спросили про слова Аллаха: «Вот твой Господь
вынул из чресл сынов Адама их потомство...», он сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывая об этом аяте, сказал: «Аллах сотворил Адама, затем протер его спину Своей десницей и вывел потомство Адама. Затем
Аллах сказал: «Я сотворил некоторых из них для Рая, и они будут совершать дела обитателей Рая, а некоторых других Я сотворил для
Ада, и они будут совершать дела обитателей Ада». Тогда один мужчина встал и спросил: «Тогда зачем нам стараться [раз уж все предопределено]». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если Аллах сотворил человека для Рая, то Он будет облегчать ему совершение дел обитателей Рая до тех пор, пока человек не умрет, совершая дела обитателей Рая, за что Аллах введет его в Рай. Если же Аллах сотворил человека для Ада, то Он будет облегчать ему совершение дел обитателей Ада до тех пор, пока человек не умрет, совершая дела обитателей Ада, за это Аллах введет его в Ад»
251 3. Передают со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда
Аллах сотворил Адама, Он протер его спину и из спины Адама выпали все души, подобно зернам, Господом которых является Аллах. Затем
Аллах сделал свет меж глаз каждого человека. Потом Аллах показал
250
Коран 7/172.
251
Малик «Муватта'» 1593. Данный хадис является слабым.
AL-FATAVA.COM
141 всех людей Адаму, после чего Адам спросил: «Господь! Кто они?».
Аллах сказал: «Это твое потомство». Тогда Адам увидел одного мужчину, свет меж глаз которого удивил Адама, и Он спросил:
«Господь! Кто это?». Аллах сказал: «Это твой сын Давуд (Давид), он будет в другой общине». Адам спросил: «Сколько лет жизни Ты ему дал?». Аллах: сказал: «Шестьдесят лет». Адам сказал: «Господь мой!
Дай ему еще сорок лет от моей жизни». Аллах сказал: «Твоя просьба запишется, запечатается, и потом уже нельзя будет ничего изменить».
Когда же закончился срок жизни Адама, к нему пришел Ангел смерти.
Адам спросил его: «Разве я не должен прожить еще сорок лет?».
Ангел сказал: «А разве ты не отдал сорок лет своей жизни своему сыну Давуду?». Адам совершил ошибку: он забыл о договоренности и стал отрицать, что он когда-то отдал сорок лет своей жизни. В результате этого поступка Адама, его потомству тоже свойственно совершать ошибки, забывать и отрицать то, о чем они договорились».
В другой версии этого хадиса Мухаммад Ибн Са'д добавил в конце:
«Аллах дал Адаму жизнь в тысячу лет, а Давуду - жизнь в сто лет»
252 4. Сообщается, что Убей ибн Ка'б, да будет доволен им Аллах, в толковании слов Аллаха: «Вот твой Господь вынул из чресл сынов
Адама их потомство...», сказал: «В тот день Аллах собрал все души людей, придал им облик, допросил их и все они ответили. Аллах взял с них обещание и договор «и заставил их засвидетельствовать о
самих себе: «Разве Я не ваш Господь?». Они сказали: «Да, мы
свидетельствуем». Аллах сказал: «Я приведу в свидетели семь небес и семь земель, а также вашего отца Адама «это -для того, чтобы в
День воскресения вы не говорили: «Мы не знали этого». (Аллах сказал:) Не придавайте Мне сотоварища. Я отправлю к вам Моих посланников, которые будут напоминать вам о вашем обещании и договоре со Мной, и Я ниспошлю вам Мои книги». Тогда они (души людей) сказали: «Мы свидетельствуем, что Ты - наш Господь и Бог.
Нет бога, кроме Тебя». Тогда Аллах показал их Адаму, и он увидел среди них (душ) богатых и бедных, красивых и некрасивых и других.
Адам сказал: «Господь, почему бы Тебе не сделать всех их одинаковыми?». Аллах сказал: «Я люблю, чтобы Меня благодарили».
252
Ибн Вахб «аль-кадар» стр.67, Абу Йа'ля «муснад» 6377, ат-Тирмизи «сунан» 3076, Ибн
Аби Хатим «иляль» 2/87, Ибн Са'д «табакат» 1/27. Хадис является хорошим (хасан).
AL-FATAVA.COM
142
Аллах выделил среди людей (душ) пророков, которые сияли, словно лампы, и заключил с ними завет о посланничестве и пророчестве, о котором сказал: «Вот Мы заключили завет с пророками, с тобой,
Нухом (Ноем)...»
253
; «Обрати свой лик к религии, как ханиф
(единобожник). Такова врожденная природа, с которой Аллах
сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению»
254
;
«Этот предостерегающий увещеватель такой же, как и первые
предостерегающие увещеватели»
255
; «Большинство из них (людей)
Мы не нашли верными завету. Воистину, Мы нашли большинство из
них нечестивцами»
256
. Душа Исы (Иисуса) была среди тех душ, с которыми Аллах заключил завет. Затем Аллах отправил эту душу к
Марьям. Эта душа вошла в нее (Марьям), когда она ушла от своей семьи на восток»
257 5. Сообщается, что однажды один мужчина сказал: «Посланник
Аллаха, может ли человек совершать те дела, которые ему не предопределены?». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда Аллах вывел потомство Адама из его чресла, Аллах заставил их засвидетельствовать о самих себе. Затем
Аллах взял их в Свои ладони и сказал: «Вот эти для Рая, а эти для Ада.
Обитателям Рая будет облегчено совершение дел обитателей Рая.
Обитателям Ада будет облегчено совершение дел обитателей Ада»
258 6. Передают со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда
Аллах сотворил Адама, Он сказал ему: «Адам, в какой из Моих двух десниц ты хочешь увидеть свое потомство?». Адам сказал: «В правой деснице, а ведь обе десницы моего Господа являются правыми».
Аллах открыл Свою правую десницу, и в ней находилось все потомство Адама, среди которых были здоровые, больные и пророки.
253
Коран 33/7.
254
Коран 30/30.
255
Коран 53/56.
256
Коран 7/102.
257
Аль-Хаким «мустадрак» 2/353, ат-Табари «тафсир» 9/115, аль-Лялякаи «и'тикад ахль ас- сунна» 3/559 и аль-Макдиси «аль-ахадис аль-мухтара» 3/364. Данный хадис является слабым.
258
Ибн Аби Асим «аль-ахад ва аль-масани» 599 и «ас-сунна» 168, Бухари «ат-тарих аль- кабир» 8/191, ат-Табари «тафсир» 9/117, Ахмад «муснад» 4/186, аль-Лялякаи «и'тикад ахль ас-сунна» 1081. Данный хадис является достоверным.
AL-FATAVA.COM
143
Тогда Адам сказал: «Почему бы Тебе не сделать всех их одинаковыми?». На что Аллах сказал: «Я люблю, чтобы Меня благодарили». ...»
259 7. Сообщается, что Абдуллах ибн Мас'уд и некоторые другие сподвижники, толкуя слова Аллаха: «Вот твой Господь вынул из чресл
сынов Адама их потомство...», говорили: «Аллах вывел Адама из Рая, и перед тем, как спустить его на землю, Аллах протер правую сторону спины Адама и вывел оттуда его потомство, подобное белому жемчугу [по цвету] и зерну [по огромному количеству]. Аллах сказал им: «Войдите в Рай по Моей милости». Затем Аллах протер левую сторону спины Адама и вывел оттуда черное потомство, подобное зерну. Аллах сказал им: «Войдите в Ад». Затем Он заключил с ними завет и сказал: «Разве Я не ваш Господь?». Они сказали: «Да». Одни из них согласились, искренне приняв Аллаха как своего Господа, а другие согласились, внутренне не приняв это. Тогда Аллах и ангелы сказали: «Мы свидетельствуем для того, чтобы в День воскресения
вы не говорили: «Наши отцы были многобожниками раньше нас, а
мы были всего лишь потомками, которые пришли после них»
260
. Нет ни одного человека, который бы не знал, что Аллах - его Господь. Нет ни одного многобожника, который бы не говорил: «Я нашел своего отца многобожником». Аллах сказал: «Ему [Аллаху] покорились все,
кто на небесах и на земле, по своей воле или по принуждению»
261
;
«Скажи: «У Аллаха есть убедительное доказательство. Если бы Он
[Аллах] пожелал, то повел бы прямым путем всех вас»
262
. Иными словами, Аллах повел бы всех вас прямым путем в тот день, когда Он заключил с вами завет.
8. Сообщается, что Мухаммад Ибн Ка'б аль-Курази в толковании слов
Аллаха: «Вот твой Господь вынул из чресл сынов Адама их
потомство...», говорил: «Души людей признались Аллаху в том, что они узнали и уверовали в Него. Это было до того, как Аллах сотворил тела людей».
259
Ат-Тирмизи «сунан» 3368, ибн Аби Асим «ас-сунна» 206, аль-Хаким «мустадрак» 1/132 и ат-Табари «тарих» 1/98. Хадис является достоверным.
260
Коран 7/172-173.
261
Коран 3/83.
262
Коран 6/149.
AL-FATAVA.COM
144
Сообщается, что Ата' по поводу толкования этого аята говорил: «Все потомки Адама вышли из его чресла, а после заключения завета с
Аллахом вошли обратно в его чресла».
9. Передают со слов Амра ибн Абасы, что он слышал, как Посланник
Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину,
Аллах сотворил души людей на две тысячи лет раньше, чем самих людей. Похожие между собой души дружат (или тянутся друг к другу), а те, которые отличаются друг друга - расходятся»
263
№ II. Ученые, считающие, что души были сотворены после сотворения тел, говорят, что на это есть доказательства. Всевышний Аллах в
Коране сказал: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и
женщины»
264
. Обращение Аллаха адресовано к человеку, а человек состоит из тела и души. Данный аят указывает на то, что тело и душа человека были созданы после сотворения Адама и Евы. Этот факт становится более ясным с помощью следующего аята: «О люди!
Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека,
сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин,
произошедших от них обоих»
265
. Данный аят явно указывает на то, что тело и душа человека были созданы после сотворения Адама и
Евы.
Если кто-то скажет: «Эти аяты не отрицают тот факт, что душа была сотворена раньше тела, ведь на это указывают многие хадисы и предания, некоторые из которых были уже приведены», то наш ответ им следующий:
С помощью Аллаха мы подробно вам разъясним, что все приведенные вами предания не указывают на то, что душа сотворена раньше тела. В приведенных вами преданиях говорится о том, что
Аллах вывел душу, предопределил ей срок жизни и ее дела, а затем вернул ее обратно на место. В этих преданиях не говорится о том, что после того, как Аллах вывел души, они оставались живыми и находились в одном месте до сотворения тел.
263
Данный хадис является очень слабым.
264
Коран 49/13.
265
Коран 4/1.
AL-FATAVA.COM
145
Что касается приведенного вами хадиса из книги Малика от Умара ибн аль-Хаттаба, то Абу Умар сказал о нем следующее: «Цепочка передатчиков этого хадиса оборвана, так как Муслим ибн Йасар не встречал Умара ибн аль-Хаттаба. Что касается На'има ибн Раби'а, который также является одним из его передатчиков, то он ненадежный передатчик. Следует сказать, что смысл приведенного вами хадиса частично подтверждается другими хадисами от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, переданными со слов Умара ибн аль-Хаттаба. В частности, существует хадис, в котором говорится, что один мужчина спросил Посланника Аллаха, да благословит его
Аллах и приветствует: «Зачем нам стараться? [раз уж все предопределено]». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если Аллах сотворил человека для Рая, то Он будет облегчать ему совершение дела обитателей Рая до тех пор, пока человек не умрет совершая дела обитателей Рая, за что Аллах введет его в Рай. Если же Аллах сотворил человека для Ада, то Он будет облегчать ему совершение дел обитателей Ада до тех пор, пока человек не умрет, совершая дела обитателей Ада, за что Аллах введет его в Ад»
266
. Похожий по смыслу хадис, в котором говорится о предопределении, передали такие сподвижники, как Али ибн Абу
Талиб, Убей ибн Ка'б, Абдуллах ибн Аббас, Абдуллах ибн Умар, Абу
Хурейра, Абу Саид, Абу Сурейха аль-Гиффари, Абдуллах ибн Мас'уд,
Абдуллах ибн Амр, Имран ибн Хусайн, Айша, Анас ибн Малик, Сурака ибн Джа'шам, Абу Муса аль-Аш'ари и Убайда ибн Самит, да будет доволен Аллах всеми ими.
Что касается приведенного вами хадиса от Убейа ибн Ка'ба, то эти слова не принадлежат ни Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, ни Убейу. В цепочке передатчиков этого хадиса есть неизвестные и слабые передатчики, такие как Абу Джафар ар-Рази, которого Ахмад ибн Ханбаль назвал слабым передатчиком. Часть этого хадиса, где говорится: «Душа Исы (Иисуса) была среди тех душ, с которыми Аллах заключил завет. Затем Аллах отправил эту душу к
Марьям. Эта душа вошла в нее (Марьям), когда она ушла от своей семьи на восток», - абсолютно неприемлема.
266
Ахмад «муснад» 1/27 и Абу Давуд «сунан» 4696.
AL-FATAVA.COM
146
B Коране Аллах сказал, что Он отправил к Марьям не душу Иисуса, а
Духа, который пришёл к Марьям и вдунул в неё, и она забеременела
Иисусом. Всевышний сказал: «Мы же послали к ней [Марьям]
Нашего Духа (Джибрила), и он предстал перед ней в облике
прекрасно сложенного человека. Она сказала: «Я прибегаю к
Милостивому, чтобы Он защитил меня от тебя, если только ты
богобоязнен». Он сказал: «Воистину, я послан твоим Господом,
чтобы даровать тебе чистого мальчика»
267
.
У ученых есть разные точки зрения относительно слов Аллаха: «Вот
твой Господь вынул из чресл сынов Адама их потомство и заставил
их засвидетельствовать о самих себе: «Разве Я не ваш Господь?».
Они сказали: «Да, мы свидетельствуем».
Некоторые учёные, в том числе и хадисоведы, придерживаются мнения, что Всевышний Аллах вынул потомство Адама из чресла
Адама и из чресл его сынов. Потомство Адама было подобно зерну.
Аллах заключил с потомством Адама завет о том, что Он является их
Господом, и они признали и приняли это. Завет был заключен после того, как Аллах дал всем, в том числе небесам, земле горам, разум, с помощью которого потомство Адама смогла постичь суть завета.
Другие ученые говорят, что Всевышний Аллах заставил засвидетельствовать и заключил завет только с душами людей, а не с их телами. Именно души понимают и знают смысл добра и зла, а тела такими знаниями не обладают. Исхак ибн Рахавейх, придерживаясь такого мнения, сказал, что этого же мнения придерживался и Абу
Хурейра. Он также добавил, что все учёные единогласно считали, что
Аллах заключил завет с душами людей.
B качестве аргумента в пользу своих слов Исхак ибн Рахавейх приводит следующий аят: «Никоим образом не считай мертвыми
тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы, и получают
удел у своего Господа»
268
. Даже когда тела людей гниют и исчезают в земле, их души питаются и испытывают чувство радости. Именно души могут чувствовать боль, радость, грусть, они обладают знаниями и так далее. Тела же не обладают этими свойствами и качествами.
267
Коран 19/17-19.
268
Коран 3/169.