Файл: Alfatava. Com 1 Шейх Ибн Каййим альДжавзийя Китаб арРух Казань 2013 Перевод Хисамов Р. Г.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 308
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
AL-FATAVA.COM
147
Следовательно, Аллах заключил завет именно с душами людей, а не с их телами.
Другие учёные говорят ему в ответ:
Слова Аллаха: «Вот твой Господь вынул из чресл сынов Адама их
потомство и заставил их засвидетельствовать о самих себе: «Разве Я
не ваш Господь?». Они сказали: «Да, мы свидетельствуем», - означают то, что Аллах вынул потомство Адама и взрастил их после того, как они были каплей в чреслах своих отцов в мирской жизни.
Аллах заставил их засвидетельствовать о самих себе, что Он является их Господом, тем, что Он показал им Свои знамения и чудеса, которые способствуют четкому пониманию того, что Аллах - их
Господь. Нет ни одного человека, в котором не было бы знамения
Аллаха о том, что Аллах - его Творец. После того, как люди осознали это, Аллах заключил с ними завет и люди стали свидетелями того, что
Аллах является их Господом.
Аль-Джурджани сказал, что когда Всевышний Аллах сотворил людей,
Он знал о том, что с ними случится и не случится, ибо знание Аллаха охватывает все. В Коране Аллах часто говорит о том, что еще не произошло в прошедшем времени, поскольку Он знает, что это так и будет. Например, Аллах сказал: «И сказали обитатели Рая»
269
; «И
сказали обитатели Ограды»
270
; «И сказали обитатели Ада»
271
. Исходя из вышесказанного, можно прийти к заключению, что слова Аллаха
«Вот твой Господь вынул из чресл сынов Адама их потомство...» нужно понимать так, что Аллах вынет из чресл сынов Адама их потомство, а Его слова «и заставил их засвидетельствовать о самих
себе» надо понимать так, что Аллах заставит их засвидетельствовать о самих себе после того, как Он даст им разум, с помощью которого люди смогут отличить добро ото зла. Каждый человек, достигший совершеннолетия и познавший добро и зло, и постигший, что такое награда и наказание, становится тем, с кем Аллах заключил завет об единобожии.
В пользу этой теории можно привести следующие аргументы:
269
Коран 7/44.
270
Коран 7/48.
271
Коран 7/50.
AL-FATAVA.COM
148 1. Хадис, в котором Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Перо поднято
272
с троих [людей]: с младенца, пока он не достигнет совершеннолетия; с сумасшедшего, пока не уразумеет; со спящего, пока он не проснется».
2. Слова Аллаха: «Мы предложили небесам, земле и горам взять на
себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого,
а человек взялся нести ее»
273
. Слово «ответственность» в этом аяте означает «завет и договор». Небеса, земля и горы отказались заключить этот завет, так как они не обладают таким разумом, как человек. Человек взял на себя эту ответственность и заключил завет с
Аллахом. Следующие слова Аллаха подтверждают эту теорию: «чтобы
в День воскресения вы не говорили: «Мы не знали этого». Или же
не говорили: «Наши отцы были многобожниками раньше нас, а мы
были всего лишь потомками, которые пришли после них»
274
.
Всевышний Аллах объяснил людям суть завета и заключил его с ними, чтобы люди не сказали в Судный день: «Мы не знали этого».
У ученых существует два мнения по поводу слов людей: «Мы не
знали этого»:
1. «Мы не знали о том, что наступит Судный День».
2. «Мы не знали о заключенном завете».
Что касается первого мнения ученых, то Всевышний Аллах нигде не указал, что Он заключил завет с людьми о том, что они будут знать о
Судном дне.
Что касается второго мнения ученых, то из него вытекает следующий вопрос: если Аллах заключил завет со всеми людьми, в том числе и с теми детьми, которые умерли, не достигнув совершеннолетия, как же
Он может наказать их, ведь они еще не знают о заключенном завете?
Слова Аллаха: «...Или же не говорили: «Наши отцы были
многобожниками раньше нас, а мы были всего лишь потомками,
которые пришли после них», указывают на то, что Аллах накажет людей, если они будут придавать Ему сотоварищей. Из всего
272
Т.е. им не запишется грех до определенного срока.
273
Коран 33/72.
274
Коран 7/172-173.
AL-FATAVA.COM
149 вышесказанного получается, что Аллах заключает завет с человеком после его рождения и достижения совершеннолетия. В другом аяте
Аллах сказал: «Вот Аллах взял завет с пророков: «Я одарю вас из
Писания и мудрости. Если же после этого к вам явится Посланник,
подтверждающий истинность того, что есть у вас, то вы непременно
уверуете в него и поможете ему»
275
. Этот аят повествует о том, что
Аллах обязал пророков донести Писание и мудрость, данную им от
Аллаха, до других людей. Такой же завет Аллах взял с общины каждого пророка, на что указывают Его слово: «Если же после этого к
вам явится Посланник, подтверждающий истинность того, что есть у
вас, то вы непременно уверуете в него и поможете ему», после чего
Аллах спросил людей: «Согласны ли вы и принимаете ли Мой
завет?». Они ответили: «Мы согласны». Он сказал: «Будьте же
свидетелями, и Я буду свидетельствовать вместе с вами»
276
В другом аяте, похожем по умыслу с предыдущем, Аллах сказал:
«Помните о милости Аллаха к вам и завете, который Он заключил с
вами, когда вы сказали: «Слушаем и повинуемся»
277
. В этом аяте речь идет о завете, который Аллах взял с людей после того, как Он отправил к ним Своих пророков и посланников. Следующие аяты подтверждают это: «... которые верны завету с Аллахом и не
нарушают обязательств»
278
; «Разве Я не завещал вам, сыны Адама,
не поклоняться дьяволу, который является вашим явным врагом, и
поклоняться Мне? Это-прямой путь»
279
; «Будьте верны завету со
Мной, и Я буду верен завету с вами»
280
; «Вот Аллах взял завет с тех,
кому было даровано Писание: «Вы обязательно будете разъяснять
его [писание] людям и не будете скрывать его»
281
; «Вот Мы
заключили завет с пророками, с тобой, с Нухом (Ноем), Ибрахимом
(Авраамом), Мусой (Моисеем), и Исой (Иисусом), сыном Марьям
(Марии). Мы заключили с ними суровый завет»
282
. Аллах заключил этот завет с пророками после того, как Он отправил их. Он заключил
275
Коран 3/81.
276
Коран 3/81.
277
Коран 5/7.
278
Коран 13/20.
279
Коран 36/60-61.
280
Коран 2/40.
281
Коран 3/187.
282
Коран 33/7.
AL-FATAVA.COM
150 завет с людьми из общин этих пророков после увещевания людей пророками. Аллах проклял и наказал тех, кто нарушил этот завет.
Аллах сказал о них: «За то, что они нарушили завет, Мы прокляли их
и ожесточили их сердца»
283
. В другом аяте Аллах сказал: «Вот Мы
взяли с вас обещание и воздвигли над вами гору: «Крепко
придерживайтесь того, что Мы даровали вам, и поминайте то, что
содержится там,-быть может, вы устрашитесь»
284
. Все эти аяты относятся к Мединским сурам. В этих аятах Аллах напоминает всем, в том числе и людям Писания, о завете, заключенном Аллахом с ними.
Суть завета заключается в том, что они уверуют в Аллаха и будут подтверждать истинность Его пророков и посланников. В суре «аль-
А'раф» (Преграды) Аллах рассказал о завете, заключенном со всеми людьми без исключения. Согласно этому завету, люди должны признавать Аллаха своим Господом, поклоняться Ему Одному и не придавать Ему сотоварищей. В Судный день этот завет послужит свидетельством против неверующих людей - они не смогут сказать, что они не знали о том, что надо было уверовать в Аллаха и следовать за Его пророками. Тот, кто не соблюдает данный завет, заслуживает наказания. Таким образом, Аллах сначала заключил с людьми завет о том, что они будут поклоняться только Ему, и после этого Он отправлял к людям пророков и посланников, которые напоминали людям об этом завете.
Если внимательно прочитать следующие слова Аллаха: «Вот твой
Господь вынул из чресл сынов Адама их потомство и заставил их
засвидетельствовать о самих себе: «Разве Я не ваш Господь?». Они
сказали: «Да, мы свидетельствуем». Это-для того, чтобы в День
воскресения вы не говорили: «Мы не знали этого». Или же не
говорили: «Наши отцы были многобожниками раньше нас, а мы
были всего лишь потомками, которые пришли после них. Неужели
Ты погубишь нас за то, что совершили приверженцы лжи?». Так Мы
разъясняем знамения,-быть может они вернутся на прямой путь»
285
, то можно сделать несколько выводов:
283
Коран 5/13.
284
Коран 2/63.
285
Коран 7/172-174.
AL-FATAVA.COM
151 1. Слова Аллаха: «Вот твои Господь вынул из чресл сынов Адама их потомство» указывают на то, что Аллах вынул потомство сынов Адама не из чресл Адама, а из чресл сынов Адама.
2. В словах Аллаха «Вот твой Господь вынул из чресл сынов
Адама их потомство» слово «чресл» используется во множественном числе и указывает на чресла сынов Адама.
3. Аллах сказал: «их потомство», а не потомство одного Адама.
4. Слова Аллаха «и заставил их засвидетельствовать о самих себе» означают то, что Аллах сделал людей свидетелями о самих себе. Свидетель должен помнить данное им свидетельство.
Человек же после появления на этот свет не помнит, что он давал такое свидетельство. Пророки и посланники напоминают ему о данном им свидетельстве.
5. Аллах пояснил, что мудрость этого засвидетельствования заключается в том, чтобы в Судный день люди не говорили, что они не знали о том, кто их Господь. Поэтому Аллах сотворил людей чистыми по природе (фитра) и отправил к ним увещевателей – посланников и пророков. Аллах сказал: «Мы
отправили посланников, которые несли благую и
предостерегали, дабы после пришествия посланников у
людей не было никакого довода против Аллаха»
286
.
6. Мудрые слова Аллаха «Или же не говорили: «Наши отцы были
многобожниками раньше нас, а мы были всего лишь
потомками, которые пришли после них», наводят на мысли о том, что
– люди не смогут заявлять, что они ничего не знали;
- люди не смогут использовать веру своих предков как оправдание для их неверия.
7. Слова людей в следующем аяте: «Неужели Ты погубишь нас за то,
что совершали приверженцы лжи?», указывают на то, что если бы
Аллах наказал их за то, что они отвергали Аллаха и придавали Ему сотоварища, то они сказали бы эти слова. Однако Аллах накажет их за то, что они сочли ложью Его посланников и выступали против посланников. Если бы Аллах наказал их за то, что они последовали за
286
Коран 4/165.
AL-FATAVA.COM
152 своими отцами в многобожии прежде, чем отправить к ним посланников и пророков, то Он наказал бы их за то, что совершили приверженцы лжи. Следовательно, Аллах накажет их только после того, как Он отправит к ним посланников и пророков, которые будут увещевать людей от совершения грехов. Аллах в Коране сказал, что
Он не губит города несправедливо, пока их жители пребывают в неверии.
8. Аллах заставил всех людей засвидетельствовать о самих себе, о том, что Аллах – Господь и Творец их. В нескольких аятах Корана
Аллах приводит их засвидетельствование, как, на пример: «Если ты
спросишь их: «Кто сотворил небеса и землю?», - они непременно
скажут: «Аллах». До чего же они отвращены»
287
- то есть, до чего же они отвращены от ежинобожия, несмотря на то, что они засвидетельствовали, что только Аллах – их Господь и Творец. В
Коране много подобных аятов. Все они указывают на то, что люди засвидетельствовали о самих себе, а Аллах напоминает им про это засвидетельствование через Своих пророков и посланников. Аллах сказал: «Посланники говорили им: «Неужели вы сомневаетесь в
Аллахе - Творце небес и земли?»
288
.
9. Слова Аллаха «Так Мы разъясняем знамения, - быть может они
вернутся на прямой путь», обозначают, что повсеместные знамения
Аллаха служат для того, чтобы посмотрев на них, люди возвращались к единобожию от многобожия, к вере от неверия. Знамения Аллаха повсюду: на небесах, на земле, в самих людях, и в остальных творениях Аллаха. Все эти знамения указывают на то, что Аллах существует, что Он один, что Его посланники и пророки говорят истину, что День суда и День воскресения непременно наступят.
Самым великим знамением Аллаха для человека является то, что люди засвидетельствовали о самих себе, о том, что Аллаха – их
Господь, Творец, Создатель и что люди являются Его творениями, что они подчинены Ему, что они не могут существовать без Аллаха. Это засвидетельствование людей о самих себе является той самой врожденной чистой природой людей, с которой они были сотворены.
Следовательно, слова Аллаха «Вот твой Господь вынул из чресл
287
Коран 43/87.
288
Коран 14/10.
AL-FATAVA.COM
153
сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать о
самих себе…» совпадают с Его другими словами: «Обрати свой лик к
религии, как ханиф (единобожник). Такова врожденная природа, с
которой Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит
изменению. Такова правая вера, но большинство людей не знают
этого. Обращайтесь к Нему с раскаянием, бойтесь Его, совершайте
намаз и не будьте в числе многобожников»
289
и со словами Его
Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Каждый младенец рождается чистым по природе».
Аль Хасан ибн Йахья аль-Джурджани сказал: «Некоторые говорят:
«Хадис, в котором Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах протер спину Адама и вынул из нее его потомство и заключил с ними завет, после чего вернул их в спину
Адама», указывает на то, что Аллах заключил завет с потомством
Адама до появления людей на свет, а не после того, как люди рождаются и достигают совершеннолетия, как вы об этом заявляете».
В ответ ему мы скажем следующее: «Эти слова Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, надо понимать так: Аллах вынет из спины Адама его потомство, и вернет потомство Адама в его спину после их смерти. Известно, что после смерти человека его хоронят, то есть возвращают его в землю. Известно и то, что Адам сотворен из земли и в ней же похоронен. Следовательно, когда человека возвращают после его смерти в землю, то его возвращают в спину Адама, то есть в землю, из которой был создан Адам. Слова
Аллаха «Вот твой Господь вынул из чресл сынов Адама их
потомство» ясно указывают на то, что Аллах вынул потомство Адама из чресл сынов Адама, а не из чресл самого Адама. Из вышеуказанного выходит, что слова Аллаха «Вот твой Господь вынул
из чресл сынов Адама их потомство» и слова Его Пророка «Поистине,
Аллах протер спину Адама и вынул из неё его потомство» надо понимать так, как мы объяснили, и тогда они не будут противоречить друг другу».
Вышеприведенные высказывания - лишь мнения некоторых ученых относительно толкования слов Аллаха «Вот твой Господь вынул из
289
Коран 30/30-31.
AL-FATAVA.COM
154
чресл сынов Адама их потомство...» ни одно из этих мнений не указывает на то, что душа была сотворена раньше тела.
Абу Мухаммад ибн Хазм привел слова Аллаха «Мы сотворили вас,
потом придали вам облик. Потом Мы сказали: «Падите ниц перед
Адамом»
290
и сказал, что эти слова Аллаха указывают на то, что души людей были сотворены раньше, чем Аллах повелел ангелам пасть ниц перед Адамом. Однако следует заметить, что слова Аллаха «Мы
сотворили вас...» обозначают сотворение души и тела человека, что произошло после того, как Аллах повелел Ангелам пасть ниц перед
Адамом. Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими по поводу этого аята сказал: «Слова Аллаха: «Мы сотворили вас...» означают: «Мы сотворили Адама», а слова Аллаха: «потом придали
вам облик» означают: «потом придали облик потомству Адама».
Муджахид сказал по поводу этого аята: «Слова Аллаха «Мы
сотворили вас» означают «Мы сотворили Адама», а слова Аллаха
«потом придали вам облик» означают «потом придали облик потомству Адама в чресле Адама. Всевышний Аллах использовал множественное число «вас», подразумевая Адама. Такая форма допустима с точки зрения грамматики арабского языка, так как арабы, например, говорят: «Мы ударили вас», что имеет значение: «Я ударил вашего главаря».
Абу Убейд сказал: «Толкование Муджахида является более правильным, ибо Аллах повелел ангелам пасть ниц перед Адамом до того, как Он сотворил потомство Адама и придал людям облик».
Следует сказать, что некоторые аяты Корана растолковывают другие аяты. Данный аят: «Мы сотворили вас, потом придали вам облик...» объясняется другим аятом, в котором Аллах сказал: «О люди! Если вы
сомневаетесь в воскрешении, то ведь Мы сотворили вас из земли,
потом - из капли, потом - из сгустка крови...»
291
. Это означает, что
Аллах сотворил Адама, основу человечества, из земли, а остальных людей - из капли спермы. В Коране Аллах часто обращается к потомству людей, подразумевая их предков. На пример, обращаясь к потомству сынов Израиля, Он сказал: «Вот вы сказали: «О Муса
290
Коран 7/11.
291
Коран 22/5.
AL-FATAVA.COM
155
(Моисей)! Мы не сможем вынести однообразную пищу»
292
; «Вот вы
убили человека и стали препираться по этому поводу»
293
; «Вот Мы
взяли с вас обещание и воздвигли над вами гору: «Крепко
придерживайтесь того, что Мы даровали вам»
294
. В первом аяте под словом «вы», во втором аяте под словом «вы» и в третьем аяте под словом «с вас» подразумеваются отцы сынов Израиля, хотя слова обращены к сынам Израиля. Следовательно, в словах Аллаха «Мы
сотворили вас» под словом «вас» подразумевается Адам, отец всего человечества. В другом аяте Аллах сказал: «Воистину, Мы сотворили
человека из эссенции глины. Потом Мы поместили его каплей в
надежном месте»
295
. Этот аят подтверждает, что Аллах сотворил
Адама из эссенции глины, а его потомство - из капли спермы.
Хадис, в котором говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его
Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, Аллах сотворил души людей на две тысячи лет раньше, чем самих людей. Похожие между собой души дружат между собой (или тянутся друг к другу), а те, которые отличаются друг от друга, расходятся»
296
можно считать недостоверным. В цепочке передатчиков этого хадиса числятся Утба ибн ас-Сакан, про которого ад-Даракутни сказал: «Его хадисы не принимаются», и Арта'а ибн аль-Мунзир, про которого ибн Адий сказал: «В некоторых хадисах, переданных от него, есть ошибки».
Ниже приведем доказательства того, что душа была сотворена после тела:
1. Сотворение Адама, основы человечества, произошло следующим образом: Всевышний Аллах отправил Джибрила на землю и Джибрил взял горсть земли и перемешивал ее до тех пор, пока она не затвердела и превратилась в глину. Затем Джибрил придал ей облик и вдунул в нее душу. Когда душа вошла в нее (глину), она стала мясом, кровью и живой плотью, которая могла говорить. Передают со слов Абдуллаха ибн Аббаса, Мурры, Абдуллаха ибн Мас'уда и некоторых других сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и
292
Коран 2/61.
293
Коран 2/72.
294
Коран 2/63.
295
Коран 23/12-13.
296
Данный хадис является очень слабым.
AL-FATAVA.COM
156 приветствует, что он сказал: «После того, как Аллах сотворил Свой
Трон, Он сделал Иблиса правителем ближайшего неба [первого слоя неба, самого ближнего к земле]. Иблис был одним из джиннов и стражником Рая. Джинны названы Джиннами потому, что они были стражниками Рая. Иблис возомнил про себя: «Аллах дал мне эту привилегию [быть стражником Рая], потому что я отличаюсь от ангелов». В его сердце появилось высокомерие. Аллах узнал об этом и сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника»
297
. Ангелы сказали: «А каким же будет наместник, и что он будет творить на земле?». Аллах сказал: «У наместника будет потомство, которое распространит нечестие на земле, будет завидовать и убивать друг друга». Ангелы сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет
распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы
прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?». Он сказал: «Воистину,
Я знаю то, чего вы не знаете»
298
, то есть Я знаю о мыслях и высокомерии Иблиса, а вы не знаете. Затем Аллах отправил
Джибрила на землю, чтобы он принес оттуда глину. Земля же сказала ему [Джибрилу, когда он пришел к ней]: «Прибегаю к Аллаху от того, чтобы ты взял [глину] от меня». Джибрил вернулся к Аллаху, не взяв глины, и сказал: «Господь! Земля стала прибегать к Тебе, и я оставил ее». Тогда Аллах отправил Микаила, однако земля также стала прибегать к Аллаху, и он оставил ее. Тогда Аллах отправил Ангела смерти. Когда земля стала прибегать к Аллаху, Ангел смерти сказал ей: «Я тоже прибегаю к Аллаху не выполнить Его приказ и вернуться ни с чем», - после чего Ангел смерти взял глину с нескольких мест поверхности земли и перемешал ее. Он взял красную, белую и черную глину, поэтому сыны Адама такие разные. Затем Ангел смерти вознес эту глину к Аллаху, и глина стала липкой. Аллах сказал ангелам: «Когда же Я придам ему [Адаму] соразмерный облик и
вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц»
299
. Аллах сотворил его [Адама] Сам, чтобы Иблис не смог кичиться и отказаться от падения ниц перед ним. До приобретения человеческого облика
Адам был глиной в течение сорока лет. Ангелы прошли мимо Адама и напугались, а больше всего напугался Иблис. После этого, каждый раз
297
Коран 2/30.
298
Коран 2/30.
299
Коран 15/29.