Файл: Alfatava. Com 1 Шейх Ибн Каййим альДжавзийя Китаб арРух Казань 2013 Перевод Хисамов Р. Г.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 305

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

AL-FATAVA.COM
157 проходя мимо Адама, Иблис бил его, и тело Адама издавало звук, подобный звенящей гончарной глине. Аллах сказал об этом: «из
звенящей глины, подобно гончарной»
300
. Тогда Иблис сказал
[Адаму]: «Зачем ты создан?», - после чего он [Иблис] вошел [в тело
Адама] через его рот, а вышел через заднее отверстие, и сказал ангелам: «Не бойтесь его, ибо Ваш Господь ни в ком не нуждается.
Если Аллах даст мне власть над ним, то Я его уничтожу». Когда же наступил момент, когда Всевышний Аллах захотел вдунуть в Адама душу, Он сказал ангелам: «Когда Я вдохну в него от Моего духа, падите перед ним ниц». Когда Аллах вдохнул в Адама душу, и душа вошла в его голову, Адам чихнул. Ангелы сказали ему: «Скажи: «Хвала
Аллаху», и он сказал: «Хвала Аллаху». Тогда Аллах сказал ему: «Да помилует тебя твой Господь». Когда же душа вошла в глаз Адама, он увидел Райские плоды. Когда душа вошла в его живот, он захотел есть. Душа еще не вошла в ноги Адама, а он спешно встал и захотел направиться к Райским плодам. Об этом Аллах сказал: «Человек
сотворен нетерпеливым»
301
...».
Сообщается, что ибн Зейд рассказывал: «Когда Аллах создал огонь, ангелы очень сильно испугались и сказали: «Господь наш! Зачем и для чего Ты создал огонь?». Аллах сказал: «Для тех Моих творений, которые будут грешить». В тот момент среди творений Аллаха были только ангелы. На земле не было творений - Адам был сотворен после этого. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал слова Аллаха: «Неужели не прошло то время, когда
человек был безвестен?». Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Посланник
Аллаха, если бы только было то время!». Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал то, что ангелы сказали
Аллаху: «Разве наступит такое время, когда мы будем грешить?».
Ангелы не видели других творений, кроме самих себя. Тогда Аллах сказал им: «Нет. Я хочу сотворить на земле другие творения и сделаю их наместниками на ней...».
Коран, хадисы и предания указывают на то, что Всевышний Аллах вдохнул душу в Адама после того, как Он сотворил тело Адама. Это дуновение стало причиной появления души Адама. Если бы душа
300
Коран 55/14.
301
Коран 21/37.

AL-FATAVA.COM
158
Адама и души его потомства были бы сотворены раньше, чем тело
Адама и тела его потомства, то
- ангелы не удивились бы сотворению Адама;
- ангелы не удивились бы сотворению огня, и не спросили бы Аллаха о том, зачем Он создал огонь;
- ангелы увидели бы среди потомства Адама разные души: верующие, неверующие, благодетельные и нечестивые;
- не все души неверующих следовали бы за Иблисом;
- получалось бы так, что души неверующих были сотворены до их неверия. А ведь Аллах объявил о неверии неверующих после того, после того как Он сотворил тело и душу Адама. Нельзя сказать, что еще до этого момента души людей были неверующими.
В хадисе, переданном со слова Абу Хурейры, да будет доволен им
Аллах, говорится о том, что Всевышний Аллах сотворил Адама позже других творений, в день пятницы. Если бы души были сотворены раньше, чем тела, то получается, что Аллах сотворил души вместе с другими творениями, которые Он сотворил за шесть дней. Раз уж
Аллах не сообщил о том, что Он сотворил души людей за эти шесть дней, то получается, что они были сотворены тогда, когда было сотворено потомство Адама. Если бы души существовали раньше тел, то они должны помнить о том, что происходило в этом мире он тот момент. Невозможно, чтобы душа человека ничего не помнила о прошлом после того, как она вошла в свое тело. Те люди, которые заявляют, что душа была сотворена раньше тела, говорят, что душа знает обо всем, что происходило до момента создания человеческого тела. Однако, когда душа входит в тело человека, она забывает все, что она знала и помнила до этого.
Из слов этих людей получается, что душа была разумной и сильной до момента сотворения человеческого тела, что душа стала слабой и не знающей после того, как она вошла в тело человека и, что Она снова станет разумной и сильной в теле человека. Отсюда вытекает вопрос:
«Разве эта теория не противоречит разуму, преданиям и врожденной чистой природе человека?». Всевышний Аллах сказал: «Аллах вывел
вас из чрева ваших матерей, когда вы ничего не знали. Он наделил


AL-FATAVA.COM
159
вас слухом, зрением и сердцами, - быть может, вы будете
благодарны»
302
. В этом аяте Аллах указал нам на наше первое положение и указал на то, что сначала у нас не было знания, разума и силы - они появились позже. Мы не обладали знаниями до того, как мы были сотворены, так как до этого момента мы не существовали.
Если бы души людей были сотворены раньше тел, то уже на тот момент было бы предопределено, кто из людей будет верующим, а кто неверующим и т.д. Однако пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в достоверном хадисе сказал: «Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течении сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и еще столько же в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух и у которого есть веление записать четыре вещи: удел (человека), срок его (жизни), его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным. И клянусь
Аллахом, помимо Которого нет иного бога, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей Рая до тех пор, пока не окажется на расстоянии всего лишь одного локтя от Рая, после чего (сбудется) написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей Ада и войдет в (Ад). И, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей Ада до тех пор, пока не окажется на расстоянии всего лишь одного локтя от Ада, после чего (сбудется) написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей Рая и попадет в (Рай)». В этом хадисе ясно указано на то, что именно ангел вдувает в человека, после чего у человека появляется душа. Здесь не говорится о душе, которая (как некоторые люди говорят) существовала вечно. Если внимательно прочитать этот хадис и поразмыслить над ним, то становится ясно, что душа человека сотворена после сотворения его тела.
302
Коран 16/78.

AL-FATAVA.COM
160
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   17

ГЛАВА 19
ЧТО ТАКОЕ НАФС (душа)?
Существуют разные мнения по этому вопросу. Некоторые неверно истолковывают понятие душа. Последователи Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, придерживаются правильной точки зрения в этом вопросе. В этой главе мы приведем мнения и доводы разных ученых и, с помощью Аллаха, поясним, какое из этих мнений правильное.
Абу аль-Хасан аль-Аш'ари сказал: «Ученые по разному определяют такие понятия, как «рух» (дух), «нафс» (душа), «хайат» (жизнь). Одно ли то же душа и жизнь? Одно ли тоже душа и тело? Ан-Низам сказал:
«Дух (рух) - это тело и душа». Ан-Низам считал, что дух может существовать самостоятельно».
Джа'фар ибн Харб сказал: «Мы не знаем материальна ли душа или нет». Он ссылался на слова Аллаха: «Они спрашивают тебя о Духе.
Скажи: «Дух – это от повеления моего Господа, а вам дано знать об
этом очень мало»
303
.
Некоторые ученые говорят: «Дух (рух) относится к одному из таких четырех природных явлений: жара, холод, влажность и сухость».
Некоторые другие ученые говорят: «Наряду с такими природными явлениями, как жара, холод, влажность и сухость, существует дух».
Некоторые другие ученые говорят: «Дух (рух) - это чистая кровь, в которой нет ни мути, ни гноя».
Аль-Асамм говорил: «Тело - это жизнь (хайат) и дух (рух)».
Некоторые ученые говорят: «Душа (нафс) имеет размер, части, длину, ширину и глубину».
Джа'фар ибн Мубашшир сказал: «Душа (нафс) не является духом (рух), дух (рух) не является жизнью (хайат)».
303
Коран 17/85.

AL-FATAVA.COM
161
Иногда бывает так, что во время сна душа (нафс) и дух (рух) человека отсутствуют, но жизнь (хайат) присутствует в нем. На это указывают слова Аллаха: «Аллах забирает души в момент смерти, а ту, которая
пока от умирает,-во время сна»
304
.
Абу Бакр ибн аль-Бакиллани и его последователи говорят: «Душа
(нафс) - это легкий ветерок, который заходит и выходит [из тела человека], когда человек дышит. Дух (рух) - это масса, дух (рух) является жизнью. Дух (рух) не является душой (нафс)».
Некоторые ученые говорят: «Душа (нафс) не является ни телом, ни массой. Она не имеет ни местонахождения, ни длину, ни ширину, ни глубину, ни цвета, ни составляющих. Она имеет отношение и связь с телом, однако ее нет внутри самого тела». Это мнение принадлежит
Аристотелю.
Мухаммад ибн Хазм сказал: «Некоторые мусульмане и те, кто верит в воскресение, заявляют, что душа (нафс) - это длинная, широкая и глубокая форма, которая находится в определенном месте тела человека. Следовательно, душа (нафс) и дух (рух) - одно и то же».
Некоторые люди заявляют, что человек представляет собой только тело. Тем не менее, все разумные люди и ученые считают, что человек - это тело и душа (рух).
Существует множество определений понятия «душа». Однако, наиболее верным является следующее: душа отличается от физического тела, так как она светлая, духовная, живая, движущая.
Она движется внутри человеческих органов, подобно тому, как года течет внутри цветка, а огонь тлеет внутри угля. Пока человеческие органы способны принимать полезные вещества от души, она будет находиться в органах и способствовать их функционированию. Если человеческие органы не способны принимать полезные вещества от души, то она покинет тело человека и уйдет в мир душ.
На правильность данного определения души указывают Коран,
Сунна, единогласное мнение всех сподвижников, разум и
304
Коран 39/42.


AL-FATAVA.COM
162 врожденная чистая человеческая природа. Ниже приведены доказательства на верность данного определения:
1. Всевышний Аллах сказал: «Аллах забирает души в момент смерти,
а ту, которая пока не умирает, - во время сна. Он удерживает ту,
которой предопределил смерть, а другую отпускает до
определенного срока»
305
. В данном аяте приведены три действия, которые Аллах совершает над душой, что подтверждает те качества, которые были приведены в определении:
- Аллах забирает душу;
- Аллах удерживает душу;
- Аллах отпускает душу.
2. Всевышний Аллах сказал: «Если бы ты видел беззаконников, когда
они оказываются в предсмертной агонии, и ангелы простирают к
ним свои руки: «Отдайте свои души! Сегодня вам воздадут
унизительными мучениями за то, что вы говорили об Аллахе
неправду и превозносились над Его знамениями». Вы явились к
Нам одинокими, какими Мы сотворили вас в первый раз»
306
. В этом аяте приведены четыре действия, совершаемые душой или над душой:
- ангелы простирают свои руки, чтобы забрать душу;
- душа выходит;
- душа неверующего человека будет наказана в тот день, когда выйдет;
- душа придет к своему Господу.
3. Всевышний Аллах сказал: «Он тот, кто усыпляет вас ночью и знает,
что вы делаете днем. Затем Он воскрешает вас днем, чтобы
исполнился назначенный срок (завершился срок вашей жизни).
Затем к Нему вам предстоит вернуться, и затем Он поведает вам о
том, что вы совершали. Он - Одолевающий и находится над Своими
рабами. Он посылает к вам хранителей. Когда же к кому-нибудь из
305
Коран 39/42.
306
Коран 6/93-94.

AL-FATAVA.COM
163
вас приходит смерть, Наши посланцы умерщвляют его, и они не
делают упущений»
307
. В этом аяте содержится три действия, совершаемые душой:
- душа временно покидает тело во время сна;
- душа возвращается обратно в тело после сна;
- душа покидает тело перед смертью человека.
4. Всевышний Аллах сказал: «О обретшая покой душа! Вернись к
своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство! Войди
в круг Моих рабов! Войди в Мой Рай!»
308
.
В этом аяте содержится три действия, совершаемые душой:
- душа возвращается к Господу;
- душа входит в круг рабов Аллаха;
- душа будет довольна.
У ученых есть разные мнения относительно того, когда ангелы скажут эти слова человеку: перед его смертью, после воскресения, или как перед смертью, так и после воскресения. В одном из хадисов говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Абу Бакру: «Ангел скажет тебе эти слова перед смертью»
309
Зейд ибн Аслям сказал: «Душа будет обрадована этими словами перед смертью человека, в День сбора и в День воскресения».
Абу Салих сказал: «О обретшая покой душа! Вернись к своему
Господу удовлетворенной и снискавшей довольство!» - так будет сказано душе перед смертью человека. «Войди в круг Моих рабов!
Войди в Мой Рай!» - так будет сказано душе в Судный день».
5. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда душа выйдет [из тела], за ней последует взор»
310
. В этом хадисе два действия, совершаемые душой и человеком:
307
Коран 6/60-61.
308
Коран 89/27-30.
309
Ат-Табари «тафсир» 30/191. Хадис является слабым.
310
Муслим «сахих» 920.


AL-FATAVA.COM
164
- душа выходит;
- взор человека увидит ее.
6. Сообщается, что Хузейма ибн Сабит рассказывал: «Однажды во сне я увидел, что я сделал земной поклон на лоб Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о чем я рассказал ему. Тогда он сказал мне:
«Души встречаются друг с другом», после чего он подставил мне свой лоб, и мы соприкоснулись лбами».
Сообщается, что Абдуллах ибн Аббас рассказывал: «Души живых и мертвых людей встречаются и общаются между собой во сне. После их встречи Аллах удерживает души мертвых (а души живых возвращает)».
7. В хадисе, переданном от Биляла, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах забирает ваши души и возвращает их вам, когда пожелает». В этом хадисе содержатся два действия, совершаемые душой:
- душа выходит;
- душа возвращается.
8. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Душа верующего человека будет птицей, которая питается (или висит) на
Райском дереве». В этом хадисе содержится два действия, совершаемые душой:
- душа будет птицей;
- душа будет питаться или висеть на дереве.
9. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Души мучеников будут находиться внутри зеленых птиц, летающих по тем
Райским местам, по которым они пожелают. Они будут собираться около ламп, висящих на Троне. Аллах взглянет на них и спросит: «Чего вы желаете?» ...». В этом хадисе содержится шесть действий, совершаемых душой:
- душа будет находиться в животе птицы;
- душа будет находиться в Раю;

AL-FATAVA.COM
165
- душа будет питаться райскими плодами и пить из райских рек;
- души будут собираться около ламп;
- Аллах будет обращаться к душе, спрашивать ее, и она будет Ему отвечать;
- душа будет просить, чтобы Аллах вернул ее в земной мир.
10. Сообщается, что Убайдуллах рассказывал: «Однажды, когда я был в пути, я прилег поспать около могилы Абдуллаха ибн Умара ибн
Харама. Во сне я услышал самое красивое чтение Корана, которое я когда-либо слышал. Когда я пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказал ему об этом, он сказал: «Это был Абдуллах. Разве ты не знаешь, что Аллах забирает души верующих, помешает их в жемчужно-изумрудные лампы и вешает их посередине Рая. Каждую ночь Аллах возвращает их души в тела, где они пребывают вплоть до наступления рассвета. По наступлении рассвета их души возвращаются на свои места». В этом хадисе содержится четыре действия, совершаемые душой:
- души будут находиться в лампах;
- души будут возвращаться в тела;
- души будут говорить и читать в могиле;
- душа будет иметь местопребывание.
11. В Хадисе от Барра' ибн Азиба
311
содержится несколько действий, совершаемые самой душой и над ней:
- Ангел смерти скажет душе верующего человека «О обретшая покой
душа! Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей
довольство!», что означает, что душа обладает разумом и способностью понимать.
- слова Ангела смерти «Выйди к прошению и довольству Аллаха» указывают на то, что душа может выходить из тела;
- душа выйдет из тела, как капля, вытекающая из сосуда;
311
См. Глава 6.