Файл: Изменение личных местоимений по числам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
слушают и понимают речь других; активно используют речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач

Личностные:

Проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; имеют представление о причинах
успеха в учебе; проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей

Тип урока: комбинированный

Оборудование: дид.материал, ИКТ

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

Словарный диктант

Одуванчик, воскресенье, животное, гвоздика, поэт, сирень, растение, ромашка, Красная площадь, Московский Кремль, приветливо, потом.

3.Самоопределение к деятельности

(Работа в парах.)

— Составьте и запишите четыре нераспространённых пред­ложения с разными местоимениями.

— Каким членом предложения является местоимение?

— Определите число и лицо местоимений.

— Сформулируйте тему урока.

4. Восприятие и первичное осознание нового материала

Работа по учебнику

Упр. 167(с. 97).

— Прочитайте письмо.

(Далее работа по вопросам упражнения.)

— Найдите местоимения.

— Определите число и лицо местоимений.

Упр. 168(с. 97).

— А теперь сами попробуйте составить письмо. Прочитайте в задании, о чём можно сообщить в письме.

(Проверка. Несколько учеников читают свои письма.)

Физкультминутка

5. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

— Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любо­знательных» на с. 98.

— Когда в речи используется вежливое местоимение Вы. (Далее самостоятельное выполнение заданий рубрики «Про­верь себя» (с. 98).)

6. Итог, сообщение домашнего задания

— Что такое местоимение?

Домашнее задание

Составить и записать три предложения с разными местоиме­ниями. Указать число и лицо местоимений.

7. Рефлексия

Урок №110 Дата:

Тема: Значение и употребление глаголов в речи

Цель:формировать умения распознавать глаголы среди других частей речи, употреблять глаголы в речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета


Метапредметные:

Познавательные: общеучебные – овладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; логические – осуществляют анализ, классификацию, сравнение.

Регулятивные: формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: управляют поведением партнера, осуществляютконтроль, коррекцию и оценку его действий

Личностные:

Овладевают начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

Тип урока: комбинированный

Оборудование: дид.материал, ИКТ

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

— Запишите. Обозначьте орфограммы в словах.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

С. Маршак

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, называют ор­фограммы, подбирают проверочные слова.)

— Назовите части речи, которые использовал автор. Что вы о них знаете?

3.Самоопределение к деятельности

Глагол - самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая... кровь языка. (А. Югов)

Гудят глаголы, как деревья,

Промёрзшие и в хлопьях птиц!

В. Соснора

— Почему писатели произносят похвальное слово глаголу? (Ответы детей.)

— Сформулируйте тему урока.

4. Восприятие и первичное осознание нового материала

1. Наблюдения над ролью глаголов в речи

— Прочитайте текст.

Жаркое южное утро. Порт на берегу Средиземного моря. Величест­венные громады пароходов с множеством труб, разноцветных флагов. Толпы пассажиров, пестрота одежд, носильщики с тележками, продавцы бутербродов и фруктов, разносчики мороженого.

— Из каких частей речи состоит этот текст?

— Почему изображаемый мир как бы застыл, неподвижен, статичен?

— Прочитайте второй текст.

Наступило жаркое южное утро. В порту на берегу Средиземного моря величественно замерли громады пароходов. Дымят трубы, хлопа­ют на ветру разноцветные флаги. Повсюду толпятся пассажиры, снуют носильщики, многоголосо кричат продавцы бутербродов и фруктов, суе­тятся разносчики мороженого.



— Как изменился текст? Что его изменило?

— Почему неподвижная картинка ожила и даже как бы зазву­чала? С помощью какой части речи это произошло?

  1. Работа по учебнику

Упр. 169 (с. 100).

— Прочитайте первую группу слов.

— Определите часть речи. Обоснуйте свой ответ.

— Прочитайте вторую группу слов.

— Определите часть речи. Обоснуйте свой ответ.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

— Что можно сказать об этих предложениях?

— Каким членом предложения является глагол?

Упр. 170 (с. 100).

— Прочитайте стихотворение.

— Назовите тему стихотворения. Назовите главную мысль.

— Какая из данных пословиц иллюстрирует главную мысль стихотворения?

— Найдите в стихотворении глаголы. Что они обозначают?

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Прочитайте предложения, которые вы записали.

— Назовите в них глаголы.

— Прочитайте сведения о языке на с. 101.

— Что такое глагол?

— На какие вопросы отвечает глагол?

— Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники. Расска­жите правило соседу по парте.

Физкультминутка

5. Закрепление изученного материала

1. Письмо по памяти

Ласточка

Травка зеленеет,

Солнышко блестит.

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

А. Плещеев

— Прочитайте стихотворение. Назовите автора.

— С помощью каких слов автор передаёт признаки весны?

— Запишите стихотворение по памяти. Подчеркните глаголы.

  1. Работа по учебнику

Упр. 171 (с. 101).

— Прочитайте текст. Что интересного вы узнали?

— Какой заголовок подойдёт к тексту?

— Объясните значение слова половник. (Большая разливатель­ная ложка для супа.)

(Далее работа по заданиям упражнения.)

Сам.работа

— Выпишите из текста глаголы.

Полоскала по старинке

Бабка в проруби простынки.

Треснул лёд — река пошла,

И бабуся поплыла.

Бабка охает и стонет:

— Ой, бельё моё утонет!

Ой! Попала я в беду!

Ой, спасите! Пропаду!

С. Михалков

— Прочитайте слова, которые вы выписали. На какие вопросы они отвечают?

— Оцените свою работу на уроке.

6. Итог, сообщение домашнего задания

— Какую роль выполняют глаголы в нашей речи?

Домашнее задание

Упр. 172 (с. 102).


7. Рефлексия



Тема: Значение и употребление глаголов в речи

Цель:формировать умения находить глаголы в тексте, упо­треблять их в речи; развивать творческое мышление.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте предложения.

— Назовите глаголы. Поставьте к ним вопросы.

— Что такое глагол?

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

— Подберите к данным словам однокоренные глаголы и за­пишите их. Обозначьте в словах орфограммы, подберите проверочные слова.

Бег, сторож, зелень, смех, пляска, помощь, ужин, просьба, звон.

— Что такое глагол? Каким членом предложения он является?

2. Восстановительный диктант

(Учитель диктует текст, учащиеся записывают только глаголы, затем восстанавливают текст.)

Лисичка зимой мышкует. Вот встала она на пенёк. Так лучше видно. Стоит лиса, слушает, смотрит. Вот под снегом мышка запищала. Снег шевельнулся. Как кинется лиса! И попалась мышь рыжей пушистой охотнице.

По Е. Чарушину

IV. Самоопределение к деятельности

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду —

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 173 (с. 102).

(Работа в парах. Проверка.)

— Прочитайте главные члены предложений с вопросами.

— Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? (Сказуемым.)

Упр. 174 (с. 102).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

2. Выборочный диктант

— Выпишите из текста глаголы.

Он отправился в буфет

Покупать себе билет.

А потом помчался в кассу

Покупать бутылку квасу.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Побежал он на перрон,

Влез в отцепленный вагон,

Внёс узлы и чемоданы,

Рассовал их под диваны,

Сел в углу перед окном

И заснул спокойным сном...

С. Маршак

— Прочитайте глаголы, которые вы выписали.

— Выделите приставки в глаголах.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику