ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Упр. 175 (с. 103).
— Прочитайте. Из какой сказки этот отрывок?
— Какие слова обозначают действия зайцев? Назовите их.
— Найдите глаголы-синонимы. (Собрались, сбежались, приплелись; хихикнули, засмеялись, улыбнулись.)
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
2. Упражнение в подборе синонимов
— Подберите к глаголам синонимы и запишите их. Бороться, идти, болтать, надоедать, танцевать.
VIII. Рефлексия
— Прочитайте предложение из повести К.Г. Паустовского «Золотая роза».
Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.
— Посмотрите, как много действий может совершать один предмет. Предлагаю записать все мыслимые и немыслимые действия, которые может совершать родник. Кто быстрей, кто больше?
— Придумайте предложения (можно и в стихах), где обыгрывалась бы многозначность глаголов, например, глаголов потекло, пролетело.
— Прочитайте два текста.
Родничок летом
В лесу очень шумно, один родничок тихо журчит. Я подошла к нему. Он был чистый-чистый. Вокруг пели птицы, и он вместе с ними радовался и улыбался. Сочным красным ягодам, росшим вокруг, он пел нежные и добрые песни. Он играл с листиками и хвоинками, которые попадали к нему в гости. Жизнь так и кипела в нём.
Родничок осенью
В лесу стало тихо. Все птицы улетели, один родничок остался на том же самом месте, где был летом. Жизнь уже не кипела в нём. Он грустил. Последний жёлтый листок упал на него, но он остался равнодушным. Он плакал и тихо стонал. Потом родничок протянул руку к промёрзшей траве. Но она отвернулась от него: сама еле дышит...
Родничок почувствовал себя отвергнутым...
Ю. Степанова
— Что общего между этими текстами? Чем они отличаются?
— Какая часть речи помогла передать настроение каждого текста?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Каким членом предложения является глагол?
Домашнее задание
Упр. 176 (с. 103).
Тема: Значение и употребление глаголов в речи
Цель:развивать умения распознавать глаголы среди других частей речи, использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте предложения.
— Назовите слова с орфограммами и объясните их написание.
— Найдите глаголы-синонимы.
(Сияло, блестела, сверкала; светит, горят.)
— Назовите словосочетания с глаголами в переносном значении. (Сверкнула мысль, горят звёзды, блестят глаза.)
III. Актуализация знаний
— Вспомните сказки. Спишите, вставьте подходящие по смыслу глаголы.
1) Старик ... неводом рыбу, старуха ... свою пряжу. 2) Волк ... целую ночь в проруби, хвосту него и .... 3) Емеля ... с печки, ...,...,... вёдра да топор.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте пословицу. Вставьте пропущенный глагол. Объясните её смысл.
Мир строит, а война ....
— Назовите в пословице глаголы. (Строит, разрушает.)
— Что можно сказать об этих глаголах? Какое они имеют значение? (Они имеют противоположное значение.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 177 (с. 104).
— Прочитайте текст. Найдите глаголы.
— Почему автор использует такие глаголы?
— К каким из них можно подобрать синонимы? Подберите.
— К каким из них можно подобрать антонимы? Подберите.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)
Упр. 178 (с. 104).
— Прочитайте пары слов. Сравните их.
— Выполните задания.
(Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)
2. Работа со словом из словаря
— Найдите слово завтрак в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом завтрак, запишите.
— Запомните написание этого слова.
Материал для учителя
Что за странное слово для обозначения утреннего приёма пищи? Уж не связано ли оно каким-нибудь образом со словом завтра!
Оказывается, связано.
Чтобы приготовить еду, древним людям требовалось очень много времени. Для этого надо было заранее обработать тушу убитого животного, разжечь огонь и довести еду до готовности. Еда готовилась на завтра, на другое утро, за утро и называлась поэтому завтраком. С рассветом надо было идти на добычу новой пищи, на поиски ягод, корешков растений. Некогда было ждать, когда приготовится еда, да и не надо было. Завтрак был готов с вечера. Его готовили заранее.
Сейчас всё изменилось, а слово осталось. Завтрак теперь можно приготовить за десять минут. Утром! И сегодня же, тут же его и съесть. Но всё равно он — завтрак!
Вот какое стихотворение написал поэт В. Берестов.
«Завтра, — думал я вчера — Сяду завтракать с утра». Завтрак тут, а где же завтра? Я сегодня сел за завтрак.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 179 (с. 104).
— Прочитайте.
— Почему это стихотворение вызывает улыбку?
— О чём можно мечтать?
— Обсудите и выполните задание в парах. (Проверка.)
2. Упражнения в подборе антонимов
— Допишите глаголы с противоположным значением.
1) Солнце всходит и ... . 2) Ласточка день начинает, а соловей ... . 3) Встретил с радостью, а ... с жалостью. 4) Любишь брать, люби и .... 5) Как аукнется, так и ....
— Объясните смысл пословиц.
— Подберите к глаголам антонимы и запишите их. Спать, ходить, сидеть, болтать, лежать.
VIII. Рефлексия
(Работа в парах. Каждая пара получает карточку с заданием.)
— Соедините стрелками фразеологизмы и глаголы с соответствующим значением.
баклуши бить запомнить
вдохнуть жизнь обидеться
надуть губы бездельничать
зарубить на носу оживить
— Объясните значения фразеологизмов.
— Что такое глагол?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— С какой целью глаголы употребляются в речи?
Домашнее задание
Упр. 180 (с. 105).
Урок №111 Дата:
Тема: Неопределённая форма глагола
Цели: познакомить с неопределённой формой глагола; формировать умение распознавать глаголы в неопределённой форме.
Планируемые результаты:
Предметные: Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; владеют умением проверять написанное
Метапредметные:
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из учебного текста; логические – владеют основами смыслового чтения; осуществляют анализ, сравнение, делают вывод.
Регулятивные:определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Коммуникативные: учатся разрешать конфликт: выявляют, идентифицируют проблемы, осуществляют поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимают решение и реализуют его; управляют поведением партнера, осуществляютконтроль, коррекцию и оценку его действий
Личностные:
Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и проявляют личностный смысл учения; проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей
Тип урока: комбинированный
Оборудование: дид.материал, ИКТ
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
— Спишите, вставьте пропущенные глаголы.
Остров на море...,
Град на острове..
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами;
Ель... перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там... ручная,
Да затейница какая!
А. Пушкин
3.Самоопределение к деятельности
— Поставьте слова в начальную форму и запишите их. Весной, ближнего, леса, дороги, быстрому.
— Что такое начальная форма имени существительного? (Именительный падеж единственного числа.)
— Что такое начальная форма имени прилагательного? (Именительный падеж единственного числа мужского рода.)
— А как вы думаете, у глагола есть начальная форма?
— Сформулируйте тему урока.
4. Восприятие и первичное осознание нового материала
Работа по учебнику
Упр. 181(с. 106).
— Прочитайте пары слов. Сравните их.
— Выполните задания.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)
— Назовите глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать? Назовите приставки в этих глаголах.
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?
— Что такое неопределённая форма глагола?
— На что оканчиваются глаголы в неопределённой форме?
Упр. 182 (с. 106).
— Прочитайте предложение.
— Какая мысль выражена в предложении?
— Обсудите и выполните задание в парах. (Проверка.)
Физкультминутка
5. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 183(с. 107).
— Прочитайте. Назовите главную мысль этих строк.
— Назовите синоним к слову Отчизна.
— Подготовьтесь к письму по памяти.
(Письмо по памяти. Выполнение задания. Взаимопроверка.)
— Назовите глаголы в неопределённой форме.
2. Выборочное списывание
— Выпишите глаголы в неопределённой форме.
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
А. Пушкин
— Из какого произведения эти строки? (Из «Сказки о золотом петушке».)
— Назовите автора этого произведения. (А.С. Пушкин.)
— Назовите глаголы, которые вы выписали.
Сам.работа
— Замените данные словосочетания глаголами в неопределённой форме.
Нести службу, принимать еду утром, оказывать помощь, громко разговаривать.
— На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?
— На что оканчиваются глаголы в неопределённой форме?
— Оцените свою работу на уроке.
6. Итог, сообщение домашнего задания
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Упр. 184 (с. 107).
7. Рефлексия
Тема: Неопределённая форма глагола
Цель:развивать умение распознавать глаголы в неопределённой форме.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте однокоренные глаголы, которые вы образовали.
— Назовите в них приставки.
III. Актуализация знаний
— Выпишите глаголы в неопределённой форме.
Спал, летать, рисует, бежал, строить, лепить, срисует, чертить, учить, проверил, шить, мечтать.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте пословицу. Когда так говорят? Жить да быть — ума копить.
— Найдите глаголы. Что вы можете о них сказать?
— Спишите пословицу. Обозначьте орфограммы.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр.185 (с. 107).
— Прочитайте стихотворение.
— Что считал мальчик?
— Какие значения слова песок вы знаете? Назовите их.
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Назовите глаголы в неопределённой форме.
2. Работа со словом из словаря
— Найдите слово песок в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом