Файл: Изменение личных местоимений по числам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Упр. 175 (с. 103).

— Прочитайте. Из какой сказки этот отрывок?

— Какие слова обозначают действия зайцев? Назовите их.

— Найдите глаголы-синонимы. (Собрались, сбежались, при­плелись; хихикнули, засмеялись, улыбнулись.)

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

2. Упражнение в подборе синонимов

— Подберите к глаголам синонимы и запишите их. Бороться, идти, болтать, надоедать, танцевать.

VIII. Рефлексия

— Прочитайте предложение из повести К.Г. Паустовского «Золотая роза».

Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

— Посмотрите, как много действий может совершать один предмет. Предлагаю записать все мыслимые и немыслимые действия, которые может совершать родник. Кто быстрей, кто больше?

— Придумайте предложения (можно и в стихах), где обыгрывалась бы многозначность глаголов, например, глаголов потекло, пролетело.

— Прочитайте два текста.

Родничок летом

В лесу очень шумно, один родничок тихо журчит. Я подошла к нему. Он был чистый-чистый. Вокруг пели птицы, и он вместе с ними радовал­ся и улыбался. Сочным красным ягодам, росшим вокруг, он пел нежные и добрые песни. Он играл с листиками и хвоинками, которые попадали к нему в гости. Жизнь так и кипела в нём.

Родничок осенью

В лесу стало тихо. Все птицы улетели, один родничок остался на том же самом месте, где был летом. Жизнь уже не кипела в нём. Он грустил. Последний жёлтый листок упал на него, но он остался равнодушным. Он плакал и тихо стонал. Потом родничок протянул руку к промёрзшей траве. Но она отвернулась от него: сама еле дышит...

Родничок почувствовал себя отвергнутым...

Ю. Степанова

— Что общего между этими текстами? Чем они отличаются?

— Какая часть речи помогла передать настроение каждого текста?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Каким членом предложения является глагол?

Домашнее задание

Упр. 176 (с. 103).
Тема: Значение и употребление глаголов в речи

Цель:развивать умения распознавать глаголы среди других частей речи, использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте предложения.

— Назовите слова с орфограммами и объясните их написание.

— Найдите глаголы-синонимы.
(Сияло, блестела, сверкала; светит, горят.)

— Назовите словосочетания с глаголами в переносном значе­нии. (Сверкнула мысль, горят звёзды, блестят глаза.)

III. Актуализация знаний

— Вспомните сказки. Спишите, вставьте подходящие по смыслу глаголы.

1) Старик ... неводом рыбу, старуха ... свою пряжу. 2) Волк ... целую ночь в проруби, хвосту него и .... 3) Емеля ... с печки, ...,...,... вёдра да топор.

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте пословицу. Вставьте пропущенный глагол. Объясните её смысл.

Мир строит, а война ....

— Назовите в пословице глаголы. (Строит, разрушает.)

— Что можно сказать об этих глаголах? Какое они имеют зна­чение? (Они имеют противоположное значение.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 177 (с. 104).

— Прочитайте текст. Найдите глаголы.

— Почему автор использует такие глаголы?

— К каким из них можно подобрать синонимы? Подберите.

— К каким из них можно подобрать антонимы? Подберите.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)

Упр. 178 (с. 104).

— Прочитайте пары слов. Сравните их.

— Выполните задания.

(Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограм­мами и объясняют их написание.)

2. Работа со словом из словаря

— Найдите слово завтрак в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом завтрак, запишите.

— Запомните написание этого слова.

Материал для учителя

Что за странное слово для обозначения утреннего приёма пищи? Уж не связано ли оно каким-нибудь образом со словом завтра!

Оказывается, связано.

Чтобы приготовить еду, древним людям требовалось очень много времени. Для этого надо было заранее обработать тушу убитого животно­го, разжечь огонь и довести еду до готовности. Еда готовилась на завтра, на другое утро, за утро и называлась поэтому завтраком. С рассветом надо было идти на добычу новой пищи, на поиски ягод, корешков растений. Некогда было ждать, когда приготовится еда, да и не надо было. Завтрак был готов с вечера. Его готовили заранее.

Сейчас всё изменилось, а слово осталось. Завтрак теперь можно при­готовить за десять минут. Утром! И сегодня же, тут же его и съесть. Но всё равно он — завтрак!

Вот какое стихотворение написал поэт В. Берестов.

«Завтра, — думал я вчера — Сяду завтракать с утра». Завтрак тут, а где же завтра? Я сегодня сел за завтрак.



VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 179 (с. 104).

— Прочитайте.

— Почему это стихотворение вызывает улыбку?

— О чём можно мечтать?

— Обсудите и выполните задание в парах. (Проверка.)

2. Упражнения в подборе антонимов

— Допишите глаголы с противоположным значением.

1) Солнце всходит и ... . 2) Ласточка день начинает, а соловей ... . 3) Встретил с радостью, а ... с жалостью. 4) Любишь брать, люби и .... 5) Как аукнется, так и ....

— Объясните смысл пословиц.

— Подберите к глаголам антонимы и запишите их. Спать, ходить, сидеть, болтать, лежать.

VIII. Рефлексия

(Работа в парах. Каждая пара получает карточку с заданием.)

— Соедините стрелками фразеологизмы и глаголы с соответ­ствующим значением.

баклуши бить запомнить

вдохнуть жизнь обидеться

надуть губы бездельничать

зарубить на носу оживить

— Объясните значения фразеологизмов.

— Что такое глагол?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— С какой целью глаголы употребляются в речи?

Домашнее задание

Упр. 180 (с. 105).

Урок №111 Дата:

Тема: Неопределённая форма глагола

Цели: познакомить с неопределённой формой глагола; фор­мировать умение распознавать глаголы в неопределённой форме.

Планируемые результаты:

Предметные: Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; владеют умением проверять написанное

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из учебного текста; логические – владеют основами смыслового чтения; осуществляют анализ, сравнение, делают вывод.

Регулятивные:определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: учатся разрешать конфликт: выявляют, идентифицируют проблемы, осуществляют поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимают решение и реализуют его; управляют поведением партнера, осуществляютконтроль, коррекцию и оценку его действий


Личностные:

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и проявляют личностный смысл учения; проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей

Тип урока: комбинированный

Оборудование: дид.материал, ИКТ

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

— Спишите, вставьте пропущенные глаголы.

Остров на море...,

Град на острове..

С златоглавыми церквами,

С теремами да садами;

Ель... перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там... ручная,

Да затейница какая!

А. Пушкин

3.Самоопределение к деятельности

— Поставьте слова в начальную форму и запишите их. Весной, ближнего, леса, дороги, быстрому.

— Что такое начальная форма имени существительного? (Име­нительный падеж единственного числа.)

— Что такое начальная форма имени прилагательного? (Име­нительный падеж единственного числа мужского рода.)

— А как вы думаете, у глагола есть начальная форма?

— Сформулируйте тему урока.

4. Восприятие и первичное осознание нового материала

Работа по учебнику

Упр. 181(с. 106).

— Прочитайте пары слов. Сравните их.

— Выполните задания.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограм­мами и объясняют их написание.)

— Назовите глаголы, которые отвечают на вопрос что сде­лать? Назовите приставки в этих глаголах.

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?

— Что такое неопределённая форма глагола?

— На что оканчиваются глаголы в неопределённой форме?

Упр. 182 (с. 106).

— Прочитайте предложение.

— Какая мысль выражена в предложении?

— Обсудите и выполните задание в парах. (Проверка.)

Физкультминутка

5. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 183(с. 107).

— Прочитайте. Назовите главную мысль этих строк.

— Назовите синоним к слову Отчизна.

— Подготовьтесь к письму по памяти.


(Письмо по памяти. Выполнение задания. Взаимопроверка.)

— Назовите глаголы в неопределённой форме.

2. Выборочное списывание

— Выпишите глаголы в неопределённой форме.

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя.

Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

А. Пушкин

— Из какого произведения эти строки? (Из «Сказки о золотом петушке».)

— Назовите автора этого произведения. (А.С. Пушкин.)

— Назовите глаголы, которые вы выписали.

Сам.работа

— Замените данные словосочетания глаголами в неопреде­лённой форме.

Нести службу, принимать еду утром, оказывать помощь, громко раз­говаривать.

— На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?

— На что оканчиваются глаголы в неопределённой форме?

— Оцените свою работу на уроке.

6. Итог, сообщение домашнего задания

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Упр. 184 (с. 107).

7. Рефлексия

Тема: Неопределённая форма глагола

Цель:развивать умение распознавать глаголы в неопределён­ной форме.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте однокоренные глаголы, которые вы образовали.

— Назовите в них приставки.

III. Актуализация знаний

— Выпишите глаголы в неопределённой форме.

Спал, летать, рисует, бежал, строить, лепить, срисует, чертить, учить, проверил, шить, мечтать.

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте пословицу. Когда так говорят? Жить да быть — ума копить.

— Найдите глаголы. Что вы можете о них сказать?

— Спишите пословицу. Обозначьте орфограммы.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр.185 (с. 107).

— Прочитайте стихотворение.

— Что считал мальчик?

— Какие значения слова песок вы знаете? Назовите их.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Назовите глаголы в неопределённой форме.

2. Работа со словом из словаря

— Найдите слово песок в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом