Файл: Дальневосточный государственный гуманитарный университет П. И. Колесник, О. А. Сысоева Современная русская литература.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 556
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Здесь вступил уже кто-то из камуфляжных бесов:
— Ты как с дядей милиционером разговариваешь?
Он ударил — будто взмахнул косой — своей огромной, в берце, тяжелой ножищей Вене под колено, и тот резко, гакнув от неожиданности, упал. Ему тут же с силой наступили берцем на лицо.
— Эй, кончайте уже! — неожиданно для себя крикнул Саша.
Видимо, ему досталось бы тоже, но отвлекла вагоновожатая:
— Господа! Отведите молодых людей от трамвая. В вагоне дети. Нам надо ехать — Семеныч, грузить их или нет? — опять спросил кто-то.
— Нет. Вон «пэпсы» отведут их на площадь. Мы еще покатаемся по дворам.
Спецназовцы загрузились, и ПАЗик, резко взяв с места, уехал.
Веню подняли за шиворот. Сашу и Лешу попросили сделать шаг назад. «Еще шаг назад». Трамвай заскрипел и тронулся.
Саша, щурясь от легкого головокруженья, смотрел на небо.
Вене и Лешке защелкнули за спиной наручники.
— Руки назад! — приказали Саше. Холодное сжало кисти.
Они пошли по улице вниз, подгоняемые тычками и матом милиционеров. Иногда злобно подлаивала овчарка.
Веня беспрестанно поднимал голову и с влажным сипом вдыхал через нос, пытаясь остановить текущую из расквашенных ноздрей кровь.
Саша с интересом разглядывал содеянное им и его товарищами.
Улицу разворошили, словно кулек с подарками.
Несколько сорванных и истоптанных трехцветных флагов лежало на асфальте. Дорога была густо усыпана стеклом, иногда цветами, а также всякой вывороченной из мусорных урн дрянью — и создавалось ощущение, будто на улицу выпал дождь из стеклянной крупы, мусора и цветочных лепестков.
Кое-где валялись стулья, встретилась цепь оградки.
Все фонари были разбиты.
«Яну поймали», — вдруг угадал Саша, увидев на асфальте оторванный, распустивший нитки, отороченный мехом капюшон. «Капюшон Яны. Ее поймали за капюшон».
Иногда навстречу шли люди, с интересом, а некоторые и со злобой, разглядывавшие задержанных.
«В плен взяли… — подумал Саша иронично. — Меня взяли в плен… И могут посадить», — завершил он свою мысль уже всерьез.
Сгоревшую машину было видно издалека. Около уже суетились пожарные. Из шлангов била вода, от машины валил тягучий дым.
— Нет, ну на хер вы это сделали? — все не унимался один из милиционеров, самый грузный и говорящий с одышкой. — На хер? Вы это строили, чтобы ломать?
Никто не спешил ему ответить.
Леша спокойно смотрел вперед, и на лице его читалось, что он не считает нужным разговаривать с вопрошающим.
Саша мог бы ответить, но саднела разбитая губа, и он непрестанно слизывал кровь.
Вене, похоже, даже его разбитый нос был нипочем, и он, хлюпая, спросил:
— Чего строили?
— Вот это все вы строили?
— А кто это строил? — переспросил Веня, словно это его всерьез взволновало. Здесь прямо в лицо Вене наехала камера, и милиционер матерно прогнал тележурналистов.
— Слышь, расстегни меня, кровь хоть вытру, — воспользовался ситуацией Веня. — А то вас вздрючат за избиение подростка. У меня нос сломался. Я на вас заяву напишу.
— Да мне плевать на твою заяву, понял? — сразу взвился милиционер. — Пиши, мне все равно. Я тебе еще жопу напорю в отделе.
Веня громко хмыкнул, харкнул красным и примолк.
Пацанву «Союза созидающих» выводили из подворотен — когда по три-четыре человека, а когда сразу по десятку.
Почти все пойманные были биты, несли красные, кровавые синяки, быстро заплывающие глаза, расплющенные носы и разбитые губы.
Пацаненок лет четырнадцати, весь бледный, с дрожащими скулами, на подгибающихся ногах ужаснул густым, грязно-кровавым сгустком на затылке. Его поддерживали за руки.
На многих была разорвана одежда. Виднелись юношеские, худые тела.
Саша знал их всех — если не по имени, то в лицо.
Кто-то пытался перешучиваться, но милиционеры истошно орали, требуя закрыть рты.
Вскоре «пленных» собралась целая толпа, человек в шестьдесят — семьдесят.
Большинство были без наручников.
— Давай-ка со своих тоже снимем «браслеты», — сказал напарникам милиционер с одышкой. Он был старшим в наряде.
— Зачем? — спросил один из напарников.
— Надо.
Напарник недоуменно пожал плечами, и старшему пришлось пояснить:
— Их били «космонавты», а сдавать в отдел нам. Вон у этого, может, нос сломан — потом отписываться за него. На хер не нужно. Понял? Доведем до площади и — до свидания.
Сашу, Лешку и Веню выдернули из создавшейся толпы, чтобы снять с них наручники. Долго возились, не попадая ключами, тихо матерились при этом. Саша облизывал губу. Веня никак не мог успокоить кровь, она насохла у него на бороде черной коркой. Лешка внимательно оглядывался и заметно мешал снимать с него наручники, перетаптываясь и отдергивая руки.
— Бля, стой спокойно! — заорали на него. Лешка застыл.
— Впред! Бегом! — скомандовали им.
Ребята потопали легкой трусцой к своим, идущим впереди, метрах в тридцати — сорока. Задержанных плотно окружали люди в армяках и фуражках.
— Надо валить, — сказал Лешка негромко, едва они отделились от «пэпсов», убирающих наручники в кармашки на поясах.
— Попробуем, — ответил Веня.
— Погнали, — сказал Саня, и они, словно так и надо, словно по делу, легкие и свободные, нырнули в ближайший проулок, на полпути к плененным, согнанным в строй.
Набирая ход, Саша испытал такое чувство, словно его высоко-высоко подняли на качелях, и — отпустили.
Мелькнула близко трава (едва не упал, толкнулся по-обезьяньи руками, ободрав ладони о щебень, что за щебень, откуда?), окно, другое окно (дом раскачивался), коляска, женщина, ее везущая (шарахнувшаяся от сохло-кровавой рожи Вени), заворачивающая за угол, уезжающая из двора патрульная машина милиции («…Не заметили? Могли бы прямо на них… выскочить…»), скамейка (почему-то поперек дороги), забор («Не возьму — высокий…») Ежесекундно казалось, что сейчас, вот сейчас движущая сила качелей достигнет своей высоты, и его кто-то схватит за шею и потянет назад, неудержимо.
Саша спрыгнул с забора и упал, перекувырнувшись…
«Действительно, очень высоко, как же я влез…»
Рядом грохнулся, почему-то на четвереньки, Веня, с черной, растрескавшейся, кровавой бородой, и лишь Рогов встал на ноги, присев и тут же выпрямившись. Рогов схватил Веню за шиворот, тот толкнулся ногами, и встал, и побежал.
Сипя и задыхаясь, истекая длинной, тягучей, горько-сладкой слюной, они неслись по дворам, пока не обессилели и не спрятались, совершенно ошалевшие, в подъезде «хрущевки».
Стояли на четвереньках, с мутными глазами, с раскрытыми ртами, безуспешно пытаясь вдохнуть. Изо рта свисало. Кто-то входил в подъезд, но было не стыдно…
* * *
— Сынок, ты… был в Москве? — голос мамы в телефонной трубке звучал обреченно и скорбно.
Саша был готов разодрать свое лицо, слыша этот голос.
— Был, — ответил он глухо, высоко поднимая разбитую губу, оттого слово «был» прозвучало как «ыл».
— …Вы все в розыске, — сказала мама, и в ее голосе была еле слышна надежда, что Саша ее разубедит, скажет, что все это неправда и он ничего не делал плохого.
— Это… ерунда… — ответил он.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Практически все критики и литературоведы говорят об идеологическом сходстве произведения З. Прилепина с романом М. Горького «Мать». Например, О.С. Сухих пишет следующее: «В.И. Ленин назвал роман «Мать» «очень своевременной книгой», имея в виду, что он мог повлиять на сознание рабочих и вовлечь их в революционное движение. Роман «Санькя», пожалуй, тоже «очень своевременная книга», но по иной причине: независимо от субъективных задач автора, у него получился роман-предупреждение для нашего общества, и к этому предупреждению пока ещё не поздно прислушаться»
71.
Согласны ли Вы с подобными утверждениями? В чем еще Прилепин следует горьковской традиции?
2. Охарактеризуйте героев-участников эпизода:
1) отношение к событию;
2) к вопросу (проблеме);
3) друг к другу;
4) кратко проанализируйте речь участников диалога;
5) сделайте разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
6) выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
7) определите расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
3. Выявите художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
4. Современные исследователи не раз отмечали «кадровость» повествования З. Прилепина: «художественную манеру писателя отличает стремление строить свои произведения как «монтаж» отдельных «сцен»». Проанализируйте специфику повествования в первой главе. Можно ли, вслед за Л. Данилкиным, говорить о том, что она представляет готовый киносценарий? Свой ответ аргументируйте примерами из текста.
«Прилепин-писатель работает резкими, отрывистыми движениями — ломает и гнет синтаксическую арматуру, а потом наотмашь кидает на нее куски глины, быстро долепливает рельеф, не церемонясь с материалом, будто назло кому-то неестественными инверсиями добиваясь нужного эффекта… Эффект есть, и стиль романа соответствует содержанию»72.
5. В рецензии на роман «Санькя» С. Беляков пишет о том, что бунт для героев романа – «форма существования», «вне бунта они действительно не могут жить. Их идеал не победа, не новое, справедливое общество, а борьба и героическая смерть» . Согласны ли Вы с подобным утверждением? Аргументируйте свою позицию.
ЛИТЕРАТУРА
Архангельский, А. Тёрки богов / А. Архангельский [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://b23.ru/eru2.
Асеевский, А. Их «левый марш» и наше неизбывное «Что делать?» / А. Асеевский [Электронный ресурс] Режим доступа: http://b23.ru/erud. - Загл. с экрана.
Басинский, П. Новый Горький явился / П. Басинский // Российская газета. – 2006. – №40–66. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://b23.ru/eru1.
Беляков, С.С. Дракон в лабиринте: к тупику нового реализма / С.С. Беляков // Урал. – 2003. – №10.
Беляков, С.С. Заговор обречённых, или Захар Прилепин как зеркало несостоявшейся русской революции / С.С. Беляков // Новый мир. – 2006. - №10.
Бондаренко, В. Иди и воюй / В. Бондаренко. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://b23.ru/eru4. - Загл. с экрана.
Бондарь-Терещенко, И. Грех счастья / И. Бондарь-Терещенко [Электронный ресурс] Режим доступа: http://b23.ru/erut.– Загл. с экрана.
Данилкин, Л. Захар Прилепин «Санькя». «Мать» без электричества / Л. Данилкин. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://b23.ru/erum. - [Дата обращения 15 марта].
Данилкин, Л. Роман про зачистки и растяжки / Л. Данилкин. – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://b23.ru/er2j.
Дмитриев, А. Захар Прилепин: «Чечня – индикатор состояния российского общества» / А. Дмитриев // Спецназ России. – 2004. - №6 (93). – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://b23.ru/er2s.
Ермолин, Е. Случай нового реализма / Е. Ермолин // Континент. – 2006. - №128.
Естапьев, В. Захар Прилепин. Роман «Патологии» / В. Естапьев. – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://b23.ru/er2e.
Иванова, Н. Литературный герой и символический капитал / Н. Иванова. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://b23.ru/er2c.
Иванченко, В. «Грех». Захар Прилепин / В. Иванченко. – [Элекронный ресурс] Режим доступа: http://b23.ru/er2n.
Корчагина, С. Онтология войны / С. Корчагина. – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://b23.ru/er2k.
Костырко, С. По кругу / С. Костырко. [Электронный источник] Режим доступа: http://b23.ru/er2p.
Курчатова, Н. Захар Прилепин. «Патологии» / Н. Курчатова. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://b23.ru/er2y.
Лайд, М. Чеченские рассказы, или Севастопольские патологии / М. Лайд. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://b23.ru/er2h.
Лурье, С. Захар Прилепин, «Санькя» / С. Лурье. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://b23.ru/er2v.
Маркова, Д. Новый-преновый реализм, или опять двадцать пять / Д. Маркова // Знамя. – 2006. - №6.
Местергази, Е.Г. Жанровое своеобразие романа Захара Прилепина Грех» / Е.Г. Местергази // Проблемы поэтики и стиховедения. – 2009. - №5 – С. 191-195.
Мирошкин, А. Шершавое счастье / А. Мирошкин. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://b23.ru/er2a.
Орлова, В. Душевное здоровье как патология / В. Орлова. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://b23.ru/er20.
Пирагис, Р.А. О повести Захара Прилепина «Патологии» / Р.А. Пирагис. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://b23.ru/er2l.
Попов, Д. Захар Прилепин «Санькя» / Д. Попов. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://b23.ru/er25.
Прилепин Захар // Краткий биобиблиографический справочник [Нижегородской писательской организации СП России]. - Нижний Новгород: Книги, 2009. - 171 с.