ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Материал для учителя
Ермолаев Юрий Иванович (1921—1996) - детский писатель, драматург, актер. Окончил театральное училище им. Щепкина в Москве в 1943 г. Но прославился он не как драматический актер, а как детский писатель. Первая книга его рассказов увидела свет в 1960 г. Она называлась «Почему рассердились бумажные полоски». С тех пор книги Ю. Ермолаев;! выходили довольно регулярно. Писателя полюбили дети за его чувство юмора, умение по-доброму посмеяться над своим героем. Ю. Ермолаев писал не только рассказы. Он является автором нескольких популярных повестей, среди которых «Сто шесть пропавших часов», «Дом отважных трусишек». «Нежданно-негаданно» и др. Ю. Ермолаев писал сказки. Одна из них называется «О двух юнцах-храбрецах и чудо-докторе». Некоторые свои произведения он назвал «грустными шутками», их забавность таит в себе много важного и поучительного. — Как вы думаете, о чем повествует рассказ «Лучший друг»? Прежде чем ответить, рассмотрите -иллюстрацию к рассказу. (Ответы детей.)
(Чтение рассказа учителем.)
— Какие чувства вы испытали при чтении этого рассказа?
— Подтвердились ли ваши предположения о содержании рассказа?
— Прочитайте текст еще раз.
— Какое настроение было у Коли в начале рассказа? Почему?
— Что произошло во время обеда?
— Прочитайте предложения, в которых автор передает настроение Коли, побежавшего во двор. (Беседа по вопросам и выполнение заданий учебника.)
— Прочитайте на с. 33, кто автор следующего стихотворения, которое мы сейчас будем читать. (Е. Благинина.)
— Знакомо ли вам это имя? О чем писала Елена Благинина?
(Ответы детей.)
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Е. Благининой (см. Школьный словарик, с. 16).)
— Обсудите с другом, о чем будет стихотворение «Подарок».
— Прочитайте стихотворение.
— Кто из вас оказался прав?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
(Беседа по вопросам и выполнение заданий учебника.)
VIII. Рефлексия
— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
IX. Подведение итогов урока г
— Как называется новый раздел?
— С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке?
— Как вы поняли, кто такой настоящий друг?
— Как надо относиться к друзьям?
Домашнее задание
Подготовить пересказ рассказа Ю. Ермолаева «Лучший друг» выразительное чтение стихотворения Е. Благининой «Подарок».
Тема: В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны»
Цели: познакомить с произведениями В. Орлова «Кто первый?», С. Михалкова «Бараны»; обучать правильному, выразительному чтению; развивать умения прогнозировать содержание произведения, понимать мысли автора, анализировать текст и делить его на части, творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.
Планируемые результаты:учащиеся научатся выразительно читать произведение, отражая его настроение; высказывать свое мнение о прочитанном; определять тему и главную мысль текста; соотносить содержание произведения с пословицами; высказывать суждения о дружбе, друзьях.
Оборудование:текст для речевой разминки, карточки с загадками и планом рассказа Ю. Ермолаева «Лучший друг».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Восстановите последовательность событий в рассказе Ю. Ермолаева «Лучший друг».
Расскажите рассказ по получившемуся плану.
1. Рассердился Коля и во двор побежал.
2. Что же вы на самокате-то не катаетесь...
3. Знакомься, Игорек, это мой лучший друг.
4. Коля пошел обедать.
5. Смутился Коля.
6. Сейчас отлуплю Вовку. (4,16.3,5,2.)
III. Речевая разминка
- Прочитайте чистоговорку медленно.
Ве-во-ви-вы-ва — В лесу выросла трава.
Са-си-сы-со-су —Даю Саше лису.
Ра-ро-ру-ре-ри-ры-ра — Начинается игра.
Ар-арь-ар-ар-арь — На стене висит фонарь.
Жа-за-са-жу-су-зу - Мы поймали стрекозу.
- Прочитайте, четко проговаривая каждый слог и каждое слово.
- Прочитайте шепотом, громко.
- Прочитайте, меняя голос на каждой строчке: громко — тихо, весело — сердито.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
- Отгадайте загадки.
Не колода и не пень,
А лежит целый день.
Не жнет и не косит,
А обедать просит. (Лодырь.)
Без веревок, без цепей
Я свяжу порой людей. (Честное слово.)
Красный конь
За белым плетнем,
Весь век взаперти,
Весь век на приколе. (Язык.)
Веселые братцы
Решили разобраться:
- Кто из них нужнее?
Кто из них важнее?
Пять веселых братцев
Решили подраться,
Но в комок свалились
-В одну семью сплотились. (Пальцы и кулак.)
- Прочитайте еще раз ответы, которые у нас получились. Связаны ли эти слова с темой раздела «Я и мои друзья»? Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями этого раздела. Узнаем, как надо вести себя по отношению к друзьям.
V. Работа по теме урока
- Откройте учебник на с. 34. Прочитайте, кто автор стихотворения.
- Как называется стихотворение?
- Знакомы вам эти слова?
- Как вы думаете, о чем это стихотворение?
- Чтение стихотворения учителем.
- Беседа по вопросам учебника.
- Вам, конечно, такая ситуация знакома. Подумайте и скажите: если вы хотите помириться с другом, что ему нужно сказать? (Ответы детей.)
- Прочитайте, как советуют поступить авторы учебника. Какой из этих советов вы выберете? (Выразительное чтение и инсценирование стихотворения.)
VI. Физкультминутка
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
VII. Продолжение работы по теме урока
Ребята, прежде чем мы перейдем к изучению следующего произведения, мне хотелось бы познакомить вас еще с одни стихотворением В. Орлова. Мне оно очень нравится. Послушай те его.
Ворона .
- Кра! — кричит ворона.
- Кража! Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку!
Пробку! И красивую коробку!
- Стой, ворона, не кричи!
О не кричи ты, ты,
ПОМОЛЧИ!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана.
— Как! — подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно.
— Что ж вы раньше не сказали?!
Кар-р-раул! Кар-р-рманукр-р-рали!
— Понравилось вам стихотворение? Над чем вы смеялись?
— Что хотел показать нам автор этим стихотворением?
— Встречаются ли такие люди?
— А теперь прочитайте, кто написал следующее произведение, с которым мы познакомимся.
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством С. Михалкова (см. Школьный словарик, с. 49).)
— Как называется стихотворение С. Михалкова?
— Зная о характере этих животных, можете ли вы предположить, о чем будет произведение? (Ответы детей.)
- Чтение стихотворения учителем.
- Беседа по вопросам учебника.
- Составление плана рассказа в соответствиями с рекомендациями (с. 36).
VIII. Рефлексия
— Скажите, что получилось у вас хорошо, легко?
— Что не получилось? Почему?
IX. Подведение итогов урока
- С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке?
- О чем они?
- Как вы поняли, кто такой настоящий друг?
- Как надо относиться к друзьям?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворений.
Ермолаев Юрий Иванович (1921—1996) - детский писатель, драматург, актер. Окончил театральное училище им. Щепкина в Москве в 1943 г. Но прославился он не как драматический актер, а как детский писатель. Первая книга его рассказов увидела свет в 1960 г. Она называлась «Почему рассердились бумажные полоски». С тех пор книги Ю. Ермолаев;! выходили довольно регулярно. Писателя полюбили дети за его чувство юмора, умение по-доброму посмеяться над своим героем. Ю. Ермолаев писал не только рассказы. Он является автором нескольких популярных повестей, среди которых «Сто шесть пропавших часов», «Дом отважных трусишек». «Нежданно-негаданно» и др. Ю. Ермолаев писал сказки. Одна из них называется «О двух юнцах-храбрецах и чудо-докторе». Некоторые свои произведения он назвал «грустными шутками», их забавность таит в себе много важного и поучительного. — Как вы думаете, о чем повествует рассказ «Лучший друг»? Прежде чем ответить, рассмотрите -иллюстрацию к рассказу. (Ответы детей.)
(Чтение рассказа учителем.)
— Какие чувства вы испытали при чтении этого рассказа?
— Подтвердились ли ваши предположения о содержании рассказа?
— Прочитайте текст еще раз.
— Какое настроение было у Коли в начале рассказа? Почему?
— Что произошло во время обеда?
— Прочитайте предложения, в которых автор передает настроение Коли, побежавшего во двор. (Беседа по вопросам и выполнение заданий учебника.)
— Прочитайте на с. 33, кто автор следующего стихотворения, которое мы сейчас будем читать. (Е. Благинина.)
— Знакомо ли вам это имя? О чем писала Елена Благинина?
(Ответы детей.)
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Е. Благининой (см. Школьный словарик, с. 16).)
— Обсудите с другом, о чем будет стихотворение «Подарок».
— Прочитайте стихотворение.
— Кто из вас оказался прав?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
(Беседа по вопросам и выполнение заданий учебника.)
VIII. Рефлексия
— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
IX. Подведение итогов урока г
— Как называется новый раздел?
— С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке?
— Как вы поняли, кто такой настоящий друг?
— Как надо относиться к друзьям?
Домашнее задание
Подготовить пересказ рассказа Ю. Ермолаева «Лучший друг» выразительное чтение стихотворения Е. Благининой «Подарок».
Тема: В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны»
Цели: познакомить с произведениями В. Орлова «Кто первый?», С. Михалкова «Бараны»; обучать правильному, выразительному чтению; развивать умения прогнозировать содержание произведения, понимать мысли автора, анализировать текст и делить его на части, творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.
Планируемые результаты:учащиеся научатся выразительно читать произведение, отражая его настроение; высказывать свое мнение о прочитанном; определять тему и главную мысль текста; соотносить содержание произведения с пословицами; высказывать суждения о дружбе, друзьях.
Оборудование:текст для речевой разминки, карточки с загадками и планом рассказа Ю. Ермолаева «Лучший друг».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Восстановите последовательность событий в рассказе Ю. Ермолаева «Лучший друг».
Расскажите рассказ по получившемуся плану.
1. Рассердился Коля и во двор побежал.
2. Что же вы на самокате-то не катаетесь...
3. Знакомься, Игорек, это мой лучший друг.
4. Коля пошел обедать.
5. Смутился Коля.
6. Сейчас отлуплю Вовку. (4,16.3,5,2.)
III. Речевая разминка
- Прочитайте чистоговорку медленно.
Ве-во-ви-вы-ва — В лесу выросла трава.
Са-си-сы-со-су —Даю Саше лису.
Ра-ро-ру-ре-ри-ры-ра — Начинается игра.
Ар-арь-ар-ар-арь — На стене висит фонарь.
Жа-за-са-жу-су-зу - Мы поймали стрекозу.
- Прочитайте, четко проговаривая каждый слог и каждое слово.
- Прочитайте шепотом, громко.
- Прочитайте, меняя голос на каждой строчке: громко — тихо, весело — сердито.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
- Отгадайте загадки.
Не колода и не пень,
А лежит целый день.
Не жнет и не косит,
А обедать просит. (Лодырь.)
Без веревок, без цепей
Я свяжу порой людей. (Честное слово.)
Красный конь
За белым плетнем,
Весь век взаперти,
Весь век на приколе. (Язык.)
Веселые братцы
Решили разобраться:
- Кто из них нужнее?
Кто из них важнее?
Пять веселых братцев
Решили подраться,
Но в комок свалились
-В одну семью сплотились. (Пальцы и кулак.)
- Прочитайте еще раз ответы, которые у нас получились. Связаны ли эти слова с темой раздела «Я и мои друзья»? Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями этого раздела. Узнаем, как надо вести себя по отношению к друзьям.
V. Работа по теме урока
- Откройте учебник на с. 34. Прочитайте, кто автор стихотворения.
- Как называется стихотворение?
- Знакомы вам эти слова?
- Как вы думаете, о чем это стихотворение?
- Чтение стихотворения учителем.
- Беседа по вопросам учебника.
- Вам, конечно, такая ситуация знакома. Подумайте и скажите: если вы хотите помириться с другом, что ему нужно сказать? (Ответы детей.)
- Прочитайте, как советуют поступить авторы учебника. Какой из этих советов вы выберете? (Выразительное чтение и инсценирование стихотворения.)
VI. Физкультминутка
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
VII. Продолжение работы по теме урока
Ребята, прежде чем мы перейдем к изучению следующего произведения, мне хотелось бы познакомить вас еще с одни стихотворением В. Орлова. Мне оно очень нравится. Послушай те его.
Ворона .
- Кра! — кричит ворона.
- Кража! Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку!
Пробку! И красивую коробку!
- Стой, ворона, не кричи!
О не кричи ты, ты,
ПОМОЛЧИ!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана.
— Как! — подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно.
— Что ж вы раньше не сказали?!
Кар-р-раул! Кар-р-рманукр-р-рали!
— Понравилось вам стихотворение? Над чем вы смеялись?
— Что хотел показать нам автор этим стихотворением?
— Встречаются ли такие люди?
— А теперь прочитайте, кто написал следующее произведение, с которым мы познакомимся.
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством С. Михалкова (см. Школьный словарик, с. 49).)
— Как называется стихотворение С. Михалкова?
— Зная о характере этих животных, можете ли вы предположить, о чем будет произведение? (Ответы детей.)
- Чтение стихотворения учителем.
- Беседа по вопросам учебника.
- Составление плана рассказа в соответствиями с рекомендациями (с. 36).
VIII. Рефлексия
— Скажите, что получилось у вас хорошо, легко?
— Что не получилось? Почему?
IX. Подведение итогов урока
- С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке?
- О чем они?
- Как вы поняли, кто такой настоящий друг?
- Как надо относиться к друзьям?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворений.
Тема: Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой
дорожить...», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня»
Цели: познакомить с произведениями Р. Сефа «Совет», В. Берестова «В магазине игрушек», В. Орлова «Если дружбой дорожить...», И. Пивоваровой «Вежливый ослик», Я. Акима «Моя родня»; обучать правильному, выразительному чтению; развивать умения прогнозировать содержание произведения, понимать мысли автора, анализировать текст и делить его на части, творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать унижение и внимательное отношение к другим людям.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать произведение, отражая его настроение; высказывать свое мнение о прочитанном; определять тему и главную мысль текста; соотносить содержание произведения с пословицами; высказывать суждения о дружбе, друзьях, правилах общения; сравнивать произведения разных авторов на одну тему.
Оборудование: выставка книг по теме урока, магнитная азбука, 1скст для речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Выразительное чтение стихотворений В. Орлова «Кто первый?», С. Михалкова «Бараны».
III. Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение медленно.
Переполох .
.. Слушай...
- КРАжа!
- КРАжа!
-КРАжа! - -
- ГРАбят,
БРАтцы!
Где же стРАжа?
- Что уКРАли?
- Два пс РА,
- БезобРАзие! СутРА...
- ВыукРАли?
- Мы не бРАли!
- БРАли!
- БРАли!
-КРАли! - - .
- КРАли! Это я
Грачиный крик перевел На наш язык.
А. Шибаев
— Какими звуками играет автор? Для чего он это делает?
— Прочитайте, начиная шепотом, затем все громче.
— А сейчас наоборот: начиная громко, постепенно затихая,
— Прочитайте с ускорением, с замедлением.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Составьте словосочетания из рассыпавшихся букв.
АТАБЯРИЗОСПУДА АТАБЯРИЗЖДУАБР
— Какие получились словосочетания? (Разбитая посуда, разбитая дружба.)
— Сравните эти выражения. Как вы их понимаете? Разве бывает разбитая дружба?
Сегодня на уроке мы будем читать новые произведения, а их авторы будут учить нас, как правильно вести себя с близкими людьми.
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 37. Прочитайте название стихотворения Р. Сефа, рассмотрите иллюстрацию к нему, Догадайтесь, о каком совете может идти речь в произведении.
-Чтение стихотворения учащимися.
-Беседа по вопросам и выполнение заданий учебника.
-Выразительное чтение стихотворения.
— Откройте с. 38. Прочитайте стихотворение В. Орлова.
— На какое стихотворение оно похоже? (Это еще один совет, как стихотворение Р. Сефа.)
— Прочитайте название стихотворения В. Берестова. («В магазине игрушек».)
— Как же могут быть связаны произведения о дружбе и игрушках? Может быть, вы мне сможете объяснить? (Ответы детей.)
— Давайте проверим ваши предположения. Прочитайте стихотворение,
— Что утверждает поэт в стихотворении? (Игрушки тоже могут быть нашими друзьями.)
— Согласны ли вы с ним?
— Наверняка у каждого из вас есть любимые игрушки. Кто хочет рассказать о них?
VI. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте пословицы на с. 39. Обсудите с другом, в чем их смысл.
— Прочитайте на с. 39, какое стихотворение написала для нас И. Пивоварова. («Вежливый ослик».)
— Как вы понимаете слово «вежливый»? (Ответы детей.) (Чтение стихотворения учителем.)
— Ваши впечатления от прочитанного?
- Беседа по вопросам и выполнение задания учебника.
- Выразительное чтение стихотворения учащимися.
— Прочитайте на с. 41 название стихотворения. («Моя родня».)
— Как вы понимаете эти слова? Кого бы вы включили в свою родню?
— Кто автор этого произведения? (Я. Аким.)
- Краткое знакомство с жизнью и творчеством Я. Акима (см. Школьный словарик, с. 4).
- Чтение произведения учителем.
- Обсуждение вопросов учебника.
- Выразительное чтение стихотворения учащимися.
VIII. Рефлексия
— Что сегодня на уроке вас порадовало?
— Что у вас пока не получается? Как вы думаете, почему?
IX. Подведение итогов урока
— С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке?
— О чем ОНИ?
— Какие Советы авторов вы услышали на уроке?
Домашнее задание
Подготовить рассказ о своем самом близком человеке.
Тема: С. Маршак «Хороший день»
Цели: познакомить с произведением С. Маршака «Хороший день»; обучать правильному, выразительному чтению; развивать умения прогнозировать содержание произведения, понимать мысли автора, анализировать текст и делить его на части, творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать произведение, отражая его настроение; высказывать свое мнение о прочитанном; определять тему и главную мысль текста; соотносить содержание произведения с пословицами; высказывать суждения о дружбе, друзьях, правилах общения; сравнивать произведения разных авторов на одну тему.
Оборудование: портрет и книги С. Маршака, карточки с заданиями, кроссворд, текст для речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Расскажите о самом близком для вас человеке.
III. Речевая разминка
— Прочитайте чистоговорку медленно.
Ло-ло-ло — папа взял в сарай сверло.
Ла-ла-ла - мама клещи принесла.
Лу-лу-лу — бабушка дала пилу.
Ли-ли-ли - папа строит корабли.
Ле-ле-ле — он их строит на земле.
Прочитайте, четко проговаривая каждый слог и каждое слово.
— Прочитайте шепотом, громко.
— Прочитайте, меняя голос на каждой строчке: громко — тихо, весело — сердито.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Разгадайте кроссворд, и вы узнаете имя автора стихотворения, которое мы будем сегодня изучать.
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на... (ремне).
Не было в доме мышей,
А было много... (карандашей).
Эй, не стойте слишком близко —
Я... (тигренок}, а не киска!
Правда, дети, я хорош;
На большой... (мешок) похож. -
Мой
Веселый
Звонкий мяч,
Ты куда
... (Помчался)
Вскачь?
Вместо шапки на ходу
Он надел... (сковороду).
— Кто автор всех произведений, отрывки из которых я читала?
(С. Маршак.)
- Сегодня мы будем работать над произведением Самуила Яковлевича Маршака.
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 43. Прочитайте название произведения.
— Как вы его понимаете?
— А для вас какой день хороший?
- Чтение стихотворения учителем и хорошо читающими учащимися.
— Какие чувства вы испытали при чтении?
VI. Физкультминутка
Тик-так, тик-так. . (Наклоняют голову вправо и влево.)
Так ходики стучат. Туки-так, туки-так. (Хлопают в ладоши.)
Так колеса стучат.
Ток-ток, ток-ток. (Стучат кулачок о кулачок.)
Так стучит молоток. Туки-ток, туки-ток. (Топают ногами.)
Так стучит каблучок.
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте стихотворение С. Маршака самостоятельно.
— Какие слова и выражения вам непонятны?
Нынче — теперь, в настоящее время.
Ботанический музей (сад) — музей (сад) растений.
Убрать постель — заправить постель.
Цесарка — птица отряда куриных.
Гиппопотам — один из двух видов бегемотов.
Таратайка — легкая двухколесная повозка с откидным верхом.
Боек — вещество, вырабатываемое пчелами и служащее им для постройки сот.
Ситро — фруктовый прохладительный напиток.
— Как начинался день? Прочитайте.
— Прочитайте отрывок, в котором рассказывается, какие планы на день строили герои.
— Какой фразой мама прервала эти размышления?
— С чего начались сборы?
— Какое время года описано в стихотворении? Докажите. (Весна, так как цвела сирень.)
— Где были в этот день наши герои?
— Чем закончился день?
— Ребята, пословицы «рассыпались», помогите их «собрать». Подберите к каждому началу соответствующее окончание.
Тема: Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой
дорожить...», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня»
Цели: познакомить с произведениями Р. Сефа «Совет», В. Берестова «В магазине игрушек», В. Орлова «Если дружбой дорожить...», И. Пивоваровой «Вежливый ослик», Я. Акима «Моя родня»; обучать правильному, выразительному чтению; развивать умения прогнозировать содержание произведения, понимать мысли автора, анализировать текст и делить его на части, творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать унижение и внимательное отношение к другим людям.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать произведение, отражая его настроение; высказывать свое мнение о прочитанном; определять тему и главную мысль текста; соотносить содержание произведения с пословицами; высказывать суждения о дружбе, друзьях, правилах общения; сравнивать произведения разных авторов на одну тему.
Оборудование: выставка книг по теме урока, магнитная азбука, 1скст для речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Выразительное чтение стихотворений В. Орлова «Кто первый?», С. Михалкова «Бараны».
III. Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение медленно.
Переполох .
.. Слушай...
- КРАжа!
- КРАжа!
-КРАжа! - -
- ГРАбят,
БРАтцы!
Где же стРАжа?
- Что уКРАли?
- Два пс РА,
- БезобРАзие! СутРА...
- ВыукРАли?
- Мы не бРАли!
- БРАли!
- БРАли!
-КРАли! - - .
- КРАли! Это я
Грачиный крик перевел На наш язык.
А. Шибаев
— Какими звуками играет автор? Для чего он это делает?
— Прочитайте, начиная шепотом, затем все громче.
— А сейчас наоборот: начиная громко, постепенно затихая,
— Прочитайте с ускорением, с замедлением.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Составьте словосочетания из рассыпавшихся букв.
АТАБЯРИЗОСПУДА АТАБЯРИЗЖДУАБР
— Какие получились словосочетания? (Разбитая посуда, разбитая дружба.)
— Сравните эти выражения. Как вы их понимаете? Разве бывает разбитая дружба?
Сегодня на уроке мы будем читать новые произведения, а их авторы будут учить нас, как правильно вести себя с близкими людьми.
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 37. Прочитайте название стихотворения Р. Сефа, рассмотрите иллюстрацию к нему, Догадайтесь, о каком совете может идти речь в произведении.
-Чтение стихотворения учащимися.
-Беседа по вопросам и выполнение заданий учебника.
-Выразительное чтение стихотворения.
— Откройте с. 38. Прочитайте стихотворение В. Орлова.
— На какое стихотворение оно похоже? (Это еще один совет, как стихотворение Р. Сефа.)
— Прочитайте название стихотворения В. Берестова. («В магазине игрушек».)
— Как же могут быть связаны произведения о дружбе и игрушках? Может быть, вы мне сможете объяснить? (Ответы детей.)
— Давайте проверим ваши предположения. Прочитайте стихотворение,
— Что утверждает поэт в стихотворении? (Игрушки тоже могут быть нашими друзьями.)
— Согласны ли вы с ним?
— Наверняка у каждого из вас есть любимые игрушки. Кто хочет рассказать о них?
VI. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте пословицы на с. 39. Обсудите с другом, в чем их смысл.
— Прочитайте на с. 39, какое стихотворение написала для нас И. Пивоварова. («Вежливый ослик».)
— Как вы понимаете слово «вежливый»? (Ответы детей.) (Чтение стихотворения учителем.)
— Ваши впечатления от прочитанного?
- Беседа по вопросам и выполнение задания учебника.
- Выразительное чтение стихотворения учащимися.
— Прочитайте на с. 41 название стихотворения. («Моя родня».)
— Как вы понимаете эти слова? Кого бы вы включили в свою родню?
— Кто автор этого произведения? (Я. Аким.)
- Краткое знакомство с жизнью и творчеством Я. Акима (см. Школьный словарик, с. 4).
- Чтение произведения учителем.
- Обсуждение вопросов учебника.
- Выразительное чтение стихотворения учащимися.
VIII. Рефлексия
— Что сегодня на уроке вас порадовало?
— Что у вас пока не получается? Как вы думаете, почему?
IX. Подведение итогов урока
— С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке?
— О чем ОНИ?
— Какие Советы авторов вы услышали на уроке?
Домашнее задание
Подготовить рассказ о своем самом близком человеке.
Тема: С. Маршак «Хороший день»
Цели: познакомить с произведением С. Маршака «Хороший день»; обучать правильному, выразительному чтению; развивать умения прогнозировать содержание произведения, понимать мысли автора, анализировать текст и делить его на части, творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать произведение, отражая его настроение; высказывать свое мнение о прочитанном; определять тему и главную мысль текста; соотносить содержание произведения с пословицами; высказывать суждения о дружбе, друзьях, правилах общения; сравнивать произведения разных авторов на одну тему.
Оборудование: портрет и книги С. Маршака, карточки с заданиями, кроссворд, текст для речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Расскажите о самом близком для вас человеке.
III. Речевая разминка
— Прочитайте чистоговорку медленно.
Ло-ло-ло — папа взял в сарай сверло.
Ла-ла-ла - мама клещи принесла.
Лу-лу-лу — бабушка дала пилу.
Ли-ли-ли - папа строит корабли.
Ле-ле-ле — он их строит на земле.
Прочитайте, четко проговаривая каждый слог и каждое слово.— Прочитайте шепотом, громко.
— Прочитайте, меняя голос на каждой строчке: громко — тихо, весело — сердито.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Разгадайте кроссворд, и вы узнаете имя автора стихотворения, которое мы будем сегодня изучать.
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на... (ремне).
Не было в доме мышей,
А было много... (карандашей).
Эй, не стойте слишком близко —
Я... (тигренок}, а не киска!
Правда, дети, я хорош;
На большой... (мешок) похож. -
Мой
Веселый
Звонкий мяч,
Ты куда
... (Помчался)
Вскачь?
Вместо шапки на ходу
Он надел... (сковороду).
— Кто автор всех произведений, отрывки из которых я читала?
(С. Маршак.)
- Сегодня мы будем работать над произведением Самуила Яковлевича Маршака.
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 43. Прочитайте название произведения.
— Как вы его понимаете?
— А для вас какой день хороший?
- Чтение стихотворения учителем и хорошо читающими учащимися.
— Какие чувства вы испытали при чтении?
VI. Физкультминутка
Тик-так, тик-так. . (Наклоняют голову вправо и влево.)
Так ходики стучат. Туки-так, туки-так. (Хлопают в ладоши.)
Так колеса стучат.
Ток-ток, ток-ток. (Стучат кулачок о кулачок.)
Так стучит молоток. Туки-ток, туки-ток. (Топают ногами.)
Так стучит каблучок.
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте стихотворение С. Маршака самостоятельно.
— Какие слова и выражения вам непонятны?
Нынче — теперь, в настоящее время.
Ботанический музей (сад) — музей (сад) растений.
Убрать постель — заправить постель.
Цесарка — птица отряда куриных.
Гиппопотам — один из двух видов бегемотов.
Таратайка — легкая двухколесная повозка с откидным верхом.
Боек — вещество, вырабатываемое пчелами и служащее им для постройки сот.
Ситро — фруктовый прохладительный напиток.
— Как начинался день? Прочитайте.
— Прочитайте отрывок, в котором рассказывается, какие планы на день строили герои.
— Какой фразой мама прервала эти размышления?
— С чего начались сборы?
— Какое время года описано в стихотворении? Докажите. (Весна, так как цвела сирень.)
— Где были в этот день наши герои?
— Чем закончился день?
— Ребята, пословицы «рассыпались», помогите их «собрать». Подберите к каждому началу соответствующее окончание.
Начало пословицы | Окончание пословицы |
1) В семье согласно, ... 2) Горе тому, кто... 3) В недружной семье... 4) Семейное согласие... | а) ...всего дороже, б) ...добра не бывает, в) ...непорядком живет в дому, г) ...так идет дело прекрасно. |