ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Откуда вы взялись?
Трамваем или поездом
До Маши добрались?
Нет, портить настроение
Никто вас не просил!
А может, мы не плакали,
А дождик моросил?
- С какой интонацией нужно читать каждое предложение?
- Прочитайте вопросительные предложения.
- Прочитайте восклицательное предложение.
- Найдите вопросительно-утвердительное предложение. (Последнее предложение.)
- Как его правильно прочитать?
- Прочитайте стихотворение выразительно. :
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
- А знаете ли вы, что мы сейчас читали? Как вы думаете, что это за произведение? (Ответы детей.)
- Проверьте свой ответ, составив слово из букв.
ОШКПЕИТ
Какое получилось слово? (Потешки.)
Сегодня на уроке мы познакомимся с потешками, узнаем, что но такое и для чего их создают, будем учиться читать их вырази-
1Н1Ы1О.
V. Работа по теме урока
- Откройте учебник на с. 45. Рассмотрите иллюстрации к потешкам. Как вы думаете, о чем они будут? (Ответы детей.)
- Прочитайте первую потешку самостоятельно, обращая внимание на знаки препинания. Назовите героев первой потешки.
- Распределите с другом роли и прочитайте потешку. Затем поменяйтесь ролями, прочитайте еще раз.
- А сейчас попробуйте разыграть сценку.
-Работа над второй потешкой.
- Чтение в парах по ролям.
- Что такое горница?
Горница — чистая половина крестьянской избы.
- Итак, что же такое потешка? Как вы поняли? Для чего их создают? (Ответы детей.)
Потешка - это жанр устного народного творчества. Потешка раз-|шск;1ет и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать • и-ловеческую речь и выполнять различные движения, которыми руково-дит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом, оно является главным и ведет за собой жест.
Детям потешки доставляют огромную радость, поэтому родители могут начинать их использовать с самого раннего возраста. Веками потешки помогали родителям в самых разных моментах воспитания ребенка. Потешка выручит, если ребенок упрямится и не хочет что-то делать, поможет малышу настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо. Потешка может ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации.
Глазки открываются,
Глазки просыпаются,
Потягуш ки - н ожки,
П отягушки-пяточки,
Ручки и ладошки,
Сладкие ребяточки!
Дай-ка локоточек
Мама поцелует!
Просыпайся, доча!
(Славный мой сыночек!)
Как тебя люблю я!
Водичка, водичка,
Умой Лешино личико
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Котик серенький присел
На печурочке
И тихонечко запел
Песенку дочурочке (сынулечке):
Вот проснулся петушок,
Встала курочка,
Поднимайся, мой дружок, . . . ,
Встань, моя дочурочка.
(Вставай, мой сынулечка.)
Ах, кокля-мокля, ,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.
VI. Физкультминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
.На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
VII. Продолжение работы по теме урока
- Как вы понимаете слово «небылица»?
- Рассмотрите иллюстрацию к небылице на с. 46. Что вы видите? Прочитайте небылицу. Сравните прочитанное со своим предположением.
{Выполнение заданий 1, 2 учебника.)
Небылицы, веселые песенки и загадки есть не только у русского народа, но и у народов других стран. Сегодня на уроке мы познакомимся с книгой «Рифмы Матушки Гусыни». Это самая читаемая книга во всем мире. Это английский детский фольклор, собранный воедино еще в XVII в. С тех пор книга пополнялась, видоизменялась.
Настоящее знакомство русского читателя с этими произведениями состоялось после появления переводов К. Чуковского и С. Маршака. Хотя они переводили лишь отдельные стихи и гп'ой книги («Шалтай-Болтай», «Человек, Скрюченные ножки», «Три смелых зверолова» и др.).
Прочитайте английские песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни», которые перевел на русский язык С. Маршак. (Самостоятельное чтение песенок (с. 47—48).)
- Какая из прочитанных песенок показалась вам особенно смешной?
- Прочитайте ее выразительно.
(Таким образом учитель добивается, чтобы были прочитаны эти песенки.)
- Можно ли назвать английские песенки небылицами? Докажите, используя текст.
А сейчас мы познакомимся еще с одной английской песенкой, которую перевел С. Маршак.
- Прочитайте ее название. (Учитель читает отрывок из песенки.)
- Какие слова повторяются в каждой части песенки?
- Почему первые строки песенки вынесены в заглавие? (Заглавие может выражать главную мысль или тему произведения.)
- - Прочитайте выразительно песенку «Дом, который построил Джек».
VIII. Рефлексия
- Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока. — Покажите учителю и друг другу.
IX. Подведение итогов урока
— С какими произведениями вы познакомились на уроке?
— Фольклор какого народа помещен в книге «Рифмы Матушки Гусыни»?
— Для чего придумывают потешки, небылицы и веселые песенки?
— Можно ли самому придумать небылицу?
Домашнее задание
1. Выучить наизусть любое из прочитанных произведений.
2. Попробовать придумать свою небылицу, воспользовавшись советом из рабочей тетради.
Тема: Александр Сергеевич Пушкин
Дели: познакомить с биографией и произведениями А. Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты:учащиеся научатся читать вырази тельно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; узнавать знакомые произведения по отрывку.
Оборудование:портрет и книги А. Пушкина, текст для речевой разминки, кроссворд.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Чтение наизусть любого из произведений, изученных на прошлом уроке.
— Кто сумел сочинить небылицу?
III. Речевая разминка
— Прочитайте текст.
Раз зубок, два зубок
-Скоро Дашеньке годок!
Хнычет доченька опять,
Будем Дашу утешать:
Уж вы, зубки, вырастайте
Потихонечку, полегонечку —
Не мешайте доче спать!
Не мешайте ей играть!
Будем прыгать и скакать,
Маму нежно обнимать!
- Определите, что это за произведение. (Потешка.)
- Как вы догадались?
- Для чего создаются потешки?
- Прочитайте потешку медленно, с ускорением.
- Прочитайте потешку выразительно.
vi Актуализация знаний. Постановка целей урока
- Помните ли вы такие строчки?
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Из какого произведения эти строки? Кто их автор? (Это отрывок из вступления к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила».}
- Кот ученый задал вам сложную задачку. Разгадайте слова, которые здесь зашифрованы.
( Читать, думать.)
Вспомните пословицу с этими словами. (Мало уметь читать, надо уметь думать.)
А сегодня на уроке мы будем читать, думать, мыслить, рассуждать, учиться говорить красиво.
V. Работа по теме урока
Откройте учебник на с. 22 и прочитайте, с произведениями какого автора мы познакомимся сегодня на уроке. (Александра Сергеевича Пушкина.) Что вы знаете об этом писателе?
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством А. Пушкина ( Школьный словарик, с. 65).)
- Рассмотрите обложки книг на с. 52 учебника. Прочитайте названия и фамилию автора.
VI. Физкультминутка
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Помогайте, помогайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните,
Все в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
VII. Продолжение работы по теме урока
— Рассмотрите иллюстрации на с. 52—53. Узнаете ли вы это произведение? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» А. Пушкина.)
(Конкурс чтецов на выразительное чтение отрывков из сказок А. Пушкина.)
— Разгадайте кроссворд «Доскажи словечко». Вспомните, из каких сказок А. Пушкина эти строки.
«А сама-то величава, Выступает, будто... (пава)». («Сказка о царе Салтане...»)
«Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? Куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете... (чудо)!» («Сказка о царе Салтане...»)
«Кто скорее из нас обежит около моря, Тот и бери себе полный оброк, Между тем там приготовят... (мешок)». («Сказка о попе и работнике его Балде».)
«А сидит в нем князь Гвидои, Он прислал тебе... (поклон)». («Сказка о царе Салтане...»)
«Коли красная девица,
Будь нам милая... (сестрица)».
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.».)
«Нужен мне работник:
Повар,... (конюх) и плотник».
(«Сказка о попе и о работнике его Балде».)
Рефлексия
— Что вам удавалось на уроке легко?
В чем были затруднения? Все ли было понятно?
IX. Подведение итогов урока
Какое ключевое слово подучилось в кроссворде? (Пушкин.}
Что вы знаете об этом писателе? Какие сказки он написал?
Домашнее задание
Подготовить пересказ своей любимой сказки.
Тема: Русская народная сказка «Петух и собака»
Цели: познакомить с русской народной сказкой «Петух и собака»; прививать интерес и любовь к устному народному творчеству; упражнять в выразительном чтении, чтении по ролям; учить определять характер героев сказки, ее главную мысль; развивать речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты:учащиеся научатся читать выразительному, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги, определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки н оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста; пересказывать сказку на основе картинного плана; различать народную и литературную сказки; сравнивать разные произведения на одну тему.
Оборудование: выставка книг с русскими народными сказками, текст для речевой разминки, карточки с загадками, иллюстрации к 1-кп же.
Ход урока
-
Организационный момент
II Проверка домашнего задания
- Пересказ любимой сказки.
III. Речевая разминка
- Прочитайте текст.
Под горой у сосновой опушки Жили-были четыре старушки. Жили-были четыре старушки, Все четыре большие болтушки.
- Определите, что это за произведение. (Скороговорка.)
- Прочитайте скороговорку медленно.
— Прочитайте с вопросительной интонацией на последних словах каждой строчки.
— Прочитайте с утвердительной интонацией на этих же словах.
— Прочитайте скороговорку изумленно, восхищенно, весело, с недовольной интонацией.
— Прочитайте быстро, еще быстрее.
— Кто может прочитать один?
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Над какими произведениями мы работали сегодня? (Над скороговоркой и сказкой.)
— Какие еще произведения относятся к устному народному творчеству? (Загадки, потешки, небылицы, песенки.)
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением устного народного творчества. Будем продолжать учиться читать выразительно, целыми словами, определять главную мысль произведения, думать, рассуждать, красиво говорить.
V. Работа по теме урока
— Отгадайте загадки.
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи! (Собака.)
Он носом в землю постучит, Взмахнет крылом и закричит. Кричит он даже сонный, Крикун неугомонный. (Петух.)
— Как вы думаете, героями какого произведения они могут
быть? (Ответы детей.)
.: — Откройте учебник на с. 55. Рассмотрите иллюстрацию. О чем будет произведение?
— Прочитайте название произведения.
— Кто его автор? (Автора нет.)
— Почему нет автора? (Это народная сказка.)
(Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.)
— Какое впечатление произвела на вас сказка?
VI. Физкультминутка
Мартышки ;
Мы — веселые мартышки
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
VII, Продолжение работы по теме урока
С каких слов начинается сказка?
Дели: познакомить с биографией и произведениями А. Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты:учащиеся научатся читать вырази тельно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; узнавать знакомые произведения по отрывку.
Оборудование:портрет и книги А. Пушкина, текст для речевой разминки, кроссворд.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Чтение наизусть любого из произведений, изученных на прошлом уроке.
— Кто сумел сочинить небылицу?
III. Речевая разминка
— Прочитайте текст.
Раз зубок, два зубок
-Скоро Дашеньке годок!
Хнычет доченька опять,
Будем Дашу утешать:
Уж вы, зубки, вырастайте
Потихонечку, полегонечку —
Не мешайте доче спать!
Не мешайте ей играть!
Будем прыгать и скакать,
Маму нежно обнимать!
- Определите, что это за произведение. (Потешка.)
- Как вы догадались?
- Для чего создаются потешки?
- Прочитайте потешку медленно, с ускорением.
- Прочитайте потешку выразительно.
vi Актуализация знаний. Постановка целей урока
- Помните ли вы такие строчки?
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Организационный момент
{Давным-давно,,.} Слова, с которых начинаются сказки, называются зачином.
- Подумайте, какие зачины вы еще знаете? (В некотором царстве, в некотором государстве... Жили-были...)
- Как жили старики? Докажите. (Жили они очень бедно, скотины у них не было, только старая собака да старый петух.)
- Почему петух и собака ушли от старика со старухой?
- Где они решили заночевать?
- Что случилось утром?
- Как вы думаете, почему лиса расхваливала петуха?
- Перечитайте выразительно диалог лисы и петуха. Подумайте, каким голосом надо за них читать.
(Чтение отрывка по ролям со слов «Надумала она петухом полакомиться...».)
- Обсудите в парах, какова главная мысль сказки.
- Прочитайте пословицы. Подумайте, к кому из героев сказки они подходят.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (К петуху. У него был верный друг — собака. Она с ним вместе и от стариков ушла, и от лисы его спасла.)
- Не рой другому яму - сам в нее упадешь. (К лисе. Она хотела петуха съесть, а сама чуть ноги унесла.)
- Рассмотрите рисунки на с. 57. Как называется эта сказка? (Гуси-лебеди.)
- Назовите ее героев.
- Восстановите последовательность событий. (Несколько учеников рассказывают сказку.)
VIII. Рефлексия
- Все ли вам на уроке было понятно?
- Что вы уже хорошо умеете? Что хорошо получается?
- В чем трудности?
IX. Подведение итогов урока
- Чем мы занимались на уроке? Какую сказку мы изучали, а какую повторяли? — Что нового бы сегодня узнали?
Домашнее задание
Подготовить пересказ сказки «Петух и собака».
Тема: Из старинных книг.
Повторение и обобщение по теме
«Сказки, загадки, небылицы»
Цели: познакомить со сказками К. Ушинского «Гусь и журавль» и Л. Толстого «Зайцы и лягушки»; прививать интерес и любовь к устному народному творчеству; упражнять в выразительном чтении; учить определять характер героев сказки, ее главную мысль; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты:учащиеся научатся читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; ориентироваться в прочитанных произведениях; анализировать и сравнивать произведения больших и малых жанров; отгадывать загадки; сочинять загадки и небылицы.
Оборудование