ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
; портреты и книги К. Ушинского и Л. Толстого, текст для речевой разминки, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Откройте учебник на с. 60—61. Прочитайте скороговорки. (Дети читают скороговорки так, как сказано в задании.)
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Вспомните все произведения, которые мы прочитали в разделе «Сказки, загадки, небылицы».
Сегодня мы подведем итоги изучения этого раздела и познакомимся со сказками из старинных книг.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 58. Кто автор первой сказки? (Константин Дмитриевич Ушинский.}
— Что вы знаете об этом писателе?
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством К. Ушинского (см. Школьный словарик, с. 84). Чтение сказки учителем.)
— Какие чувства возникли у вас при чтении сказки? Почему? — Перечитайте сказку так, чтобы голосом показать характер героев.
(Выразительное чтение сказки детьми.)
— Подумайте и скажите, какую важную мысль автор сообщает
читателям. (Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем все,
да плохо.)
Следующую сказку написал Лев Николаевич Толстой. (Краткое знакомство с жизнью и творчеством Л. Толстого (СМ. Школьный словарик, с. 81}.)
Прочитайте название сказки. Как вы думаете, о чем будет
сказка? (Ответы детей.) (Чтение сказки хорошо читающими учащимися.)
— На что жаловались зайцы?
— Как они преодолели свой страх?
— Прочитайте сказку выразительно.
— Чему учит эта сказка?
V. Физкультминутка
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
(Приставляют кисти рук к голове, машут, изображая
ушки.)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
(Трут себе предплечья.)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
(Прыгают на месте.)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал.
(Садятся за парту.)
VI. Продолжение работы по теме урока
— Как называется раздел, который мы изучали?
— Вспомните, какие произведения мы читали. (Сказки, по-тешки, стихотворения, песенки, небылицы, загадки.}
— Узнайте произведение по отрывку.
«Никого в тереме нет, никто мышке не отвечает». (Е. Чарушин "Теремок».)
«Влез и этот. Уже их шестеро, и так им тесно, что не повернуться!» (Русская народная сказка «Рукавичка».)
«А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай». (Песенка.}
«- Где ты, брат Иван? — В горнице». (Потешка.)
«Лошадь ела сало,
А мужик - овес». (Небылица.)
«Я встретил двух свинок
Без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово!» («Не может быть» из книги «Рифмы Матушки Гусыни».)
— Отгадайте загадки и определите, героями каких произведений являются отгадки.
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом. (Белка. А. Пушкин «Сказка о царе Сампане...».)
Белый на белом написал,
Где бегал. Рыжая прочтет —
Белого найдет. (Заяц и лиса. Е. Чарушин «Теремок».) (Дети могут назвать еще и те произведения, в которых есть только заяц.)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака. Русская народная сказка «Петух и собака».)
Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу,
Роет землю он в лесу. (Кабан. Русская народная сказка «Рукавичка».)
Одежда белая, а ножки
Обуты в красные сапожки.
Из моды выйдут - вот беда!
Ему ж не снять их никогда. (Гусь. К. Ушинский «Гусь и журавль».)
Съем червя, попью водицы.
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. (Курица. Русская народная сказка «Курочка Ряба».)
— Попробуйте продолжить стихотворение «Дом, который построил Джек», дополнив его такими строками: А вот и собака — сама простота, Но только... что-то не любит кота...
- Кто больше вспомнит загадок? Объявляем конкурс. (Дети загадывают загадки.)
- Закончите предложения так, чтобы получилась небылица.
* По небу плывут...
• По лесу скачут...
• По траве бегут...
VII. Рефлексия
Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
©
Покажите учителю и друг другу.
VIII. Подведение итогов урока
Что особенно вам понравилось при изучении этого раздела?
Что захотелось прочитать?
Знаете ли вы сказки, написанные стихами?
Домашнее задание
Выучить одно из стихотворений А. Пушкина наизусть.
АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ. ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ...
Тема: А. Майков «Ласточка примчалась...»,
«Весна». А. Плещеев «Сельская песенка»
Цели: познакомить с названием раздела и прогнозировать по содержание; познакомить с лирическими стихотворениями Л. Майкова «Ласточка примчалась...», «Весна», А. Плещеева «Сельская песенка»; обучать плавному выразительному чтению целыми словами; учить сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; читать с выражением лирические произведения; сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; наблюдатъ, как меняется настроение поэта.
Оборудование: портреты и книги А. Майкова, А. Плещеева, текст для речевой разминки, карточки с текстом загадки, картинки с изображением весенней природы.
Ход урока
— Прочитайте загадку О. Дружковой.
Растопило солнце снег,
Радость на душе у всех,
Птицы весело запели,
Слышен звонкий стук капели,
И ручьи бурлят, и птички
В гнезда сели на яички.
Небо чисто-голубое.
Что с природою такое?
— Прочитайте загадку с вопросительной интонацией на первых словах каждой строчки.
— Прочитайте с утвердительной интонацией на первых словах каждой строчки.
— Прочитайте сердито, весело.
— Прочитайте загадку выразительно.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Как вы думаете, о чем же шла речь в загадке? Что происходит в природе? (Наступила весна.)
— Какие весенние месяцы вы знаете?
—- Кто из вас любит это время года? За что? (Ответы детей.) Сегодня на уроке мы познакомимся с новым разделом учебника и начнем его изучать.
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте название раздела.
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроках литературного чтения при изучении этого раздела? Чему будем учиться? Какие произведения читать? (Ответы детей.)
— Откройте учебник на с. 63 и прочитайте, с чем мы познакомимся.
— Чему мы научимся?
— Чему будем учиться?
— Прочитайте, что очень важно делать на этих уроках. (Научиться слушать стихи, их звучание.}
— Верны ли были наши предположения?
— Откройте учебник на с. 64. Прочитайте текст.
— Так о чем мы будем читать в этом разделе?
— Рассмотрите обложки книг. Прочитайте названия. Назовите авторов.
— Как вы думаете, о чем рассказывается в этих произведениях?
V. Физкультминутка
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
VI, Продолжение работы по теме урока
Прочитайте, кто написал первое стихотворение. (А. Майков.) (Краткое знакомство с жизнью и творчеством А. Майкова (Школьный словарик, с. 44). Выразительное чтение стихотворения учителем.)
- Кому посвятил свое стихотворение поэт?
- Как вы поняли строчки «Ласточка примчалась из-за бела моря»?
- Что услышал А. Майков в пении ласточки?
- Прочитайте стихотворение выразительно. Прочитайте, кто автор следующего стихотворения. (А. Плещеев.)
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством А. Плещеева ( Школьный словарик, с. 62).)
Прочитайте стихотворение А. Плещеева.
- О ком это стихотворение? (Оно тоже про ласточку.)
- Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждет весну?
- Прочитайте стихотворение выразительно.
- Самостоятельно перечитайте оба стихотворения и сравните их.
- Я для вас приготовила очень трудную загадку О. Дружковой. Прочитайте ее.
Юный трубач ...
Трубит отбой —
Весна пришла,
Морозу — бой!
Первый лучик солнца
На трубача прольется,
Труба запоет —
Цветком расцветет. (Первоцвет.)
- Какие первоцветы вы знаете? Как их называют?
- Прочитайте на с. 66 еще одно стихотворение А. Майкова.
- С каким чувством он пишет о первом цветке? (С любовью, нежностью.)
- Как он его называет? (Голубенький, чистый.)
- Какое слово в стихотворении помогает представить последний снежок? (Сквозистый.)
- Как вы понимаете значение этого слова?
VII. Рефлексия
— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
— Покажите учителю и друг другу. " '
— Что вас огорчило?
— Что порадовало?
УНЕ. Подведение итогов урока
— Как называется новый раздел?
— Стихотворения каких поэтов мы сегодня читали?
— Какое из них вам больше понравилось?
Домашнее задание
Выучить понравившееся стихотворение наизусть и выполнить иллюстрацию к нему.
Прочитайте стихотворение «жужжащим» чтением.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Откройте учебник на с. 60—61. Прочитайте скороговорки. (Дети читают скороговорки так, как сказано в задании.)
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Вспомните все произведения, которые мы прочитали в разделе «Сказки, загадки, небылицы».
Сегодня мы подведем итоги изучения этого раздела и познакомимся со сказками из старинных книг.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 58. Кто автор первой сказки? (Константин Дмитриевич Ушинский.}
— Что вы знаете об этом писателе?
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством К. Ушинского (см. Школьный словарик, с. 84). Чтение сказки учителем.)
— Какие чувства возникли у вас при чтении сказки? Почему? — Перечитайте сказку так, чтобы голосом показать характер героев.
(Выразительное чтение сказки детьми.)
— Подумайте и скажите, какую важную мысль автор сообщает
читателям. (Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем все,
да плохо.)
Следующую сказку написал Лев Николаевич Толстой. (Краткое знакомство с жизнью и творчеством Л. Толстого (СМ. Школьный словарик, с. 81}.)
Прочитайте название сказки. Как вы думаете, о чем будет
сказка? (Ответы детей.) (Чтение сказки хорошо читающими учащимися.)
— На что жаловались зайцы?
— Как они преодолели свой страх?
— Прочитайте сказку выразительно.
— Чему учит эта сказка?
V. Физкультминутка
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
(Приставляют кисти рук к голове, машут, изображая
ушки.)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
(Трут себе предплечья.)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
(Прыгают на месте.)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал.
(Садятся за парту.)
VI. Продолжение работы по теме урока
— Как называется раздел, который мы изучали?
— Вспомните, какие произведения мы читали. (Сказки, по-тешки, стихотворения, песенки, небылицы, загадки.}
— Узнайте произведение по отрывку.
«Никого в тереме нет, никто мышке не отвечает». (Е. Чарушин "Теремок».)
«Влез и этот. Уже их шестеро, и так им тесно, что не повернуться!» (Русская народная сказка «Рукавичка».)
«А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай». (Песенка.}
«- Где ты, брат Иван? — В горнице». (Потешка.)
«Лошадь ела сало,
А мужик - овес». (Небылица.)
«Я встретил двух свинок
Без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово!» («Не может быть» из книги «Рифмы Матушки Гусыни».)
— Отгадайте загадки и определите, героями каких произведений являются отгадки.
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом. (Белка. А. Пушкин «Сказка о царе Сампане...».)
Белый на белом написал,
Где бегал. Рыжая прочтет —
Белого найдет. (Заяц и лиса. Е. Чарушин «Теремок».) (Дети могут назвать еще и те произведения, в которых есть только заяц.)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака. Русская народная сказка «Петух и собака».)
Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу,
Роет землю он в лесу. (Кабан. Русская народная сказка «Рукавичка».)
Одежда белая, а ножки
Обуты в красные сапожки.
Из моды выйдут - вот беда!
Ему ж не снять их никогда. (Гусь. К. Ушинский «Гусь и журавль».)
Съем червя, попью водицы.
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. (Курица. Русская народная сказка «Курочка Ряба».)
— Попробуйте продолжить стихотворение «Дом, который построил Джек», дополнив его такими строками: А вот и собака — сама простота, Но только... что-то не любит кота...
- Кто больше вспомнит загадок? Объявляем конкурс. (Дети загадывают загадки.)
- Закончите предложения так, чтобы получилась небылица.
* По небу плывут...
• По лесу скачут...
• По траве бегут...
VII. Рефлексия
Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
©
Покажите учителю и друг другу.
VIII. Подведение итогов урока
Что особенно вам понравилось при изучении этого раздела?
Что захотелось прочитать?
Знаете ли вы сказки, написанные стихами?
Домашнее задание
Выучить одно из стихотворений А. Пушкина наизусть.
АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ. ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ...
Тема: А. Майков «Ласточка примчалась...»,
«Весна». А. Плещеев «Сельская песенка»
Цели: познакомить с названием раздела и прогнозировать по содержание; познакомить с лирическими стихотворениями Л. Майкова «Ласточка примчалась...», «Весна», А. Плещеева «Сельская песенка»; обучать плавному выразительному чтению целыми словами; учить сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; читать с выражением лирические произведения; сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; наблюдатъ, как меняется настроение поэта.
Оборудование: портреты и книги А. Майкова, А. Плещеева, текст для речевой разминки, карточки с текстом загадки, картинки с изображением весенней природы.
Ход урока
-
Организационный момент -
Речевая разминка
— Прочитайте загадку О. Дружковой.
Растопило солнце снег,
Радость на душе у всех,
Птицы весело запели,
Слышен звонкий стук капели,
И ручьи бурлят, и птички
В гнезда сели на яички.
Небо чисто-голубое.
Что с природою такое?
— Прочитайте загадку с вопросительной интонацией на первых словах каждой строчки.
— Прочитайте с утвердительной интонацией на первых словах каждой строчки.
— Прочитайте сердито, весело.
— Прочитайте загадку выразительно.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Как вы думаете, о чем же шла речь в загадке? Что происходит в природе? (Наступила весна.)
— Какие весенние месяцы вы знаете?
—- Кто из вас любит это время года? За что? (Ответы детей.) Сегодня на уроке мы познакомимся с новым разделом учебника и начнем его изучать.
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте название раздела.
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроках литературного чтения при изучении этого раздела? Чему будем учиться? Какие произведения читать? (Ответы детей.)
— Откройте учебник на с. 63 и прочитайте, с чем мы познакомимся.
— Чему мы научимся?
— Чему будем учиться?
— Прочитайте, что очень важно делать на этих уроках. (Научиться слушать стихи, их звучание.}
— Верны ли были наши предположения?
— Откройте учебник на с. 64. Прочитайте текст.
— Так о чем мы будем читать в этом разделе?
— Рассмотрите обложки книг. Прочитайте названия. Назовите авторов.
— Как вы думаете, о чем рассказывается в этих произведениях?
V. Физкультминутка
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
VI, Продолжение работы по теме урока
Прочитайте, кто написал первое стихотворение. (А. Майков.) (Краткое знакомство с жизнью и творчеством А. Майкова (Школьный словарик, с. 44). Выразительное чтение стихотворения учителем.)
- Кому посвятил свое стихотворение поэт?
- Как вы поняли строчки «Ласточка примчалась из-за бела моря»?
- Что услышал А. Майков в пении ласточки?
- Прочитайте стихотворение выразительно. Прочитайте, кто автор следующего стихотворения. (А. Плещеев.)
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством А. Плещеева ( Школьный словарик, с. 62).)
Прочитайте стихотворение А. Плещеева.
- О ком это стихотворение? (Оно тоже про ласточку.)
- Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждет весну?
- Прочитайте стихотворение выразительно.
- Самостоятельно перечитайте оба стихотворения и сравните их.
- Я для вас приготовила очень трудную загадку О. Дружковой. Прочитайте ее.
Юный трубач ...
Трубит отбой —
Весна пришла,
Морозу — бой!
Первый лучик солнца
На трубача прольется,
Труба запоет —
Цветком расцветет. (Первоцвет.)
- Какие первоцветы вы знаете? Как их называют?
- Прочитайте на с. 66 еще одно стихотворение А. Майкова.
- С каким чувством он пишет о первом цветке? (С любовью, нежностью.)
- Как он его называет? (Голубенький, чистый.)
- Какое слово в стихотворении помогает представить последний снежок? (Сквозистый.)
- Как вы понимаете значение этого слова?
VII. Рефлексия
— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
— Покажите учителю и друг другу. " '
— Что вас огорчило?
— Что порадовало?
УНЕ. Подведение итогов урока
— Как называется новый раздел?
— Стихотворения каких поэтов мы сегодня читали?
— Какое из них вам больше понравилось?
Домашнее задание
Выучить понравившееся стихотворение наизусть и выполнить иллюстрацию к нему.
Тема: Т. Белозеров ««Подснежники», С. Маршак «Апрель»
Цели:познакомить со стихотворениями о весне Т. Белозерова «Подснежники» и С. Маршака «Апрель»; обучать плавному, выразительному чтению целыми словами; учить сравнивать стихотворения разных поэтов, посвященные одной теме; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты:читать с выражением лирические произведения, выделяя голосом важные мысли и слова; сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта.
Оборудование:выставка иллюстраций, выполненных детьми к выученному стихотворению, карточки с загадкой, текстом для чтения по ролям, портреты и книги Т. Белозерова и С. Маршака.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Чтение наизусть стихотворений А. Майкова «Ласточка примчалась...», «Весна» и А. Плещеева «Сельская песенка», выставка иллюстраций.)
III. Речевая разминка
•- Прочитайте пословицы.
• Вода с гор потекла — весну принесла.
• Апрель с водой, май с травой.
• Весна — наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.
- Чтение пословиц с разными интонациями. Выразительное чтение.
Объясните смысл пословиц. Как вы их понимаете?
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями — цветами. Угадайте, что это за цветы.
По тонкой нитке ручейка Сбежал с пригорка снег, И на пригорке вдруг цветок Раскрылся раньше всех. (Подснежник.)
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с двумя стихотворениями о подснежниках и о весне.
V. Работа по теме урока
- Откройте учебник на с. 66.
- Прочитайте, кто автор стихотворения «Подснежник». (Т. Ъелозеров.) (Краткое знакомство с жизнью и творчеством Т. Белозерова.)
— Прочитайте стихотворение Т. Белозерова «Подснежники».
- Беседа по вопросам учебника.
- Выразительное чтение стихотворения.
VI. Физкультминутка
Наши тонкие цветки
Выпускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте загадку про себя, приготовьтесь читать ее выразительно. (У детей на партах карточки с текстом загадки.)
Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
Напевает у воды: , .
«Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»
Далеко слышна свирель,
Это будит всех... (апрель).
— Прочитайте хором выразительно, вместе с отгадкой.
— Прочитайте на с. 67 учебника фамилию поэта. (С. Маршак.)
— Какие произведения С. Маршака мы читали на уроках литературного чтения? («Автобус номер двадцать шесть», переводы английских народных песенок из книги «Рифмы Матушки Гусыни».)
(Чтение стихотворения «Апрель» учителем.)
- Какое настроение появилось у вас при чтении стихотворения?
— Перечитайте стихотворение, обратив внимание, как поэт рассказал о пробуждении природы.
- Ребята, а кто из вас уже встречался с этим стихотворением раньше? Где вы его могли слышать? (В мультипликационном фильме «Двенадцать месяцев» Апрель читает эти стихи, и наступает апрель.)
(Учитель читает отрывок из пьесы-сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев».)
Только что вы послушали отрывок из пьесы-сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев», думаю, что теперь вам стало понятно, как надо его читать.
— Прочитайте его выразительно. (Выразительное чтение по ролям.)
VIII. Рефлексия
— Что сегодня на уроке получалось у вас особенно хорошо?
— Можете ли вы сказать, что сегодня у вас наконец-то получилось то, что раньше не получалось? IX. Подведение итогов урока
— Какие месяцы вы знаете?
— Назовите зимние месяцы.
— Назовите летние месяцы.
— Назовите осенние месяцы.
— Какие месяцы я пропустила? (Весенние.)
Назовите весенние месяцы.
— Стихотворения каких поэтов мы сегодня читали?
— Какое из них вам больше всего понравилось?
— Что нового вы узнали на уроке?
Домашнее задание
Выучить понравившееся стихотворение наизусть и выполнить и интеграцию кнему.
Тема: Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е.Трутневой
Цели: познакомить со стихотворениями-загадками о весне И. Токмаковой, Л. Яхнина, Е. Трутневой; учить разгадывать и составлять загадки; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать с выражением лирические произведения, выделяя голосом важные мысли и слова; сравнивать стихи разных поэтов, посвященные данной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта; находить » читках слова, с помощью которых один предмет сравнивается с другим, и придумывать свои сравнения; сочинять загадки; работать в группах.
Оборудование: выставка книг по теме урока, магнитная азбука, текст для речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
И. Проверка домашнего задания
- Чтение наизусть стихотворений Т. Белозерова «Подснежники» и С. Маршака «Апрель», выставка иллюстраций.
III. Речевая разминка
— Прочитайте скороговорку медленно.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон.
— А сейчас прочитайте ее с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, удивленно, сердито, весело.
— Прочитайте, начав шепотом и постепенно увеличивая громкость.
— А сейчас наоборот: начинаем громко, затем голос затихает.
— Прочитайте с ускорением. 1
— А теперь прочитайте всю скороговорку быстро.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Прочитайте сверху вниз слово, составленное из первых букв слов, и снизу вверх — из последних букв. ЗОЛА АРЫК ГОД
АНГИНА ДОЛГ КОРА АЛМАЗ
— Какое получилось слово? (Загадка.)
Арык — в Средней Азии, Казахстане, Закавказье: оросительный канал, канава.
Сегодня на уроке мы будем с вами читать стихи-загадки замечательных писателей. С некоторыми из них мы уже встречались, А с кем-то познакомимся во время урока. А еще мы будем пробовать себя в роли авторов загадок.
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 68. Прочитайте, кто написал стихотворение «Ручей». (И. Токмакова.)
— Какое произведение И. Токмаковой мы изучали на уроках литературного чтения? («Аля, Кляксич и буква "А"».)
— Прочитайте стихотворение самостоятельно. (После этого стихотворение читает один ученик вслух, а остальные прислушиваются к ритму повторяющихся слов.)
— Что вы почувствовали при чтении? (Как звонко и весело звучал, ручей.)
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Кто автор следующего стихотворения-загадки? (Л. Ульяницкая.)
— Прочитайте стихотворение-загадку. Отгадайте, что это. (Одуванчик.)
— Как вы догадались?
— Прочитайте стихотворение выразительно. Послушайте, какое стихотворение про одуванчик написал Тимофей Белозеров,
Одуванчик .
Отчего прохладно стало
Одуванчику в бору?
Оттого, что прошлой ночью
Облысел он на ветру!
В Европе одуванчик считают сорняком, а в Китае — овощем. ( писем молоденькие, нежные листья одуванчика идут на приготовление салатов. В старину одуванчик называли «одуван» от сломи «дуть», что значит «обдуть». В этом названии отражается особенность растения — его опушенные семена разносятся легким дуновением ветра.
Прочитайте, кто автор следующего стихотворения-загадки. (Л. Яхнин.)
Леонид Львович Яхнин русский поэт, писатель, драматург, переводчик сказок югославских писателей.
Прочитайте стихотворение-загадку. Назовите отгадку. (Ромашка.)
Как вы догадались? Прочитайте стихотворение выразительно.
VI. Физкультминутка
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И - направо! И еще
Через левое плечо!
VII. Продолжение работы по теме урока
Прочитайте на с. 70, кто автор следующего стихотворения. (Е. Трутнева.)
Прочитайте стихотворение «жужжащим» чтением.
Цели:познакомить со стихотворениями о весне Т. Белозерова «Подснежники» и С. Маршака «Апрель»; обучать плавному, выразительному чтению целыми словами; учить сравнивать стихотворения разных поэтов, посвященные одной теме; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты:читать с выражением лирические произведения, выделяя голосом важные мысли и слова; сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта.
Оборудование:выставка иллюстраций, выполненных детьми к выученному стихотворению, карточки с загадкой, текстом для чтения по ролям, портреты и книги Т. Белозерова и С. Маршака.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Чтение наизусть стихотворений А. Майкова «Ласточка примчалась...», «Весна» и А. Плещеева «Сельская песенка», выставка иллюстраций.)
III. Речевая разминка
•- Прочитайте пословицы.
• Вода с гор потекла — весну принесла.
• Апрель с водой, май с травой.
• Весна — наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.
- Чтение пословиц с разными интонациями. Выразительное чтение.
Объясните смысл пословиц. Как вы их понимаете?
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями — цветами. Угадайте, что это за цветы.
По тонкой нитке ручейка Сбежал с пригорка снег, И на пригорке вдруг цветок Раскрылся раньше всех. (Подснежник.)
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с двумя стихотворениями о подснежниках и о весне.
V. Работа по теме урока
- Откройте учебник на с. 66.
- Прочитайте, кто автор стихотворения «Подснежник». (Т. Ъелозеров.) (Краткое знакомство с жизнью и творчеством Т. Белозерова.)
— Прочитайте стихотворение Т. Белозерова «Подснежники».
- Беседа по вопросам учебника.
- Выразительное чтение стихотворения.
VI. Физкультминутка
Наши тонкие цветки
Выпускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте загадку про себя, приготовьтесь читать ее выразительно. (У детей на партах карточки с текстом загадки.)
Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
Напевает у воды: , .
«Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»
Далеко слышна свирель,
Это будит всех... (апрель).
— Прочитайте хором выразительно, вместе с отгадкой.
— Прочитайте на с. 67 учебника фамилию поэта. (С. Маршак.)
— Какие произведения С. Маршака мы читали на уроках литературного чтения? («Автобус номер двадцать шесть», переводы английских народных песенок из книги «Рифмы Матушки Гусыни».)
(Чтение стихотворения «Апрель» учителем.)
- Какое настроение появилось у вас при чтении стихотворения?
— Перечитайте стихотворение, обратив внимание, как поэт рассказал о пробуждении природы.
- Ребята, а кто из вас уже встречался с этим стихотворением раньше? Где вы его могли слышать? (В мультипликационном фильме «Двенадцать месяцев» Апрель читает эти стихи, и наступает апрель.)
(Учитель читает отрывок из пьесы-сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев».)
Только что вы послушали отрывок из пьесы-сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев», думаю, что теперь вам стало понятно, как надо его читать.
— Прочитайте его выразительно. (Выразительное чтение по ролям.)
VIII. Рефлексия
— Что сегодня на уроке получалось у вас особенно хорошо?
— Можете ли вы сказать, что сегодня у вас наконец-то получилось то, что раньше не получалось? IX. Подведение итогов урока
— Какие месяцы вы знаете?
— Назовите зимние месяцы.
— Назовите летние месяцы.
— Назовите осенние месяцы.
— Какие месяцы я пропустила? (Весенние.)