ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
(Это сказка «Тараканище», автор К. Чуковский.}
— Какие произведения этого автора вам знакомы? (Ответы детей.)
— Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев К. Чуковского. БРМЛЙ ЦКТХ
МЙДДР . : ФДР ЙБЛТ ТРКНЩ КРКДЛ
— Что это за герои? (Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил.)
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведе-мием этого замечательного писателя, только это будет не сказка, к стихотворение.
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 12. Прочитайте название стихотворения.
— Как вы думаете, кто такой Федотка?
— Знаете ли вы, кого называют сироткой?
Сирота — ребенок или подросток, у которого умер один или оба родителя.
— Может ли это стихотворение быть грустным? Ну что ж, давайте проверим, какое стихотворение К. Чуковского поместили авторы учебника в раздел «И в шутку и всерьез». (Чтение стихотворения учащимися.)
— Почему плачет Федотка?
— Жалко ли вам его?
— Докажите, что у Федотки большая семья. Прочитайте об этом.
— Можно ли сказать, что автор смеется над своим героем?
— Прочитайте стихотворение так, как будто вы на самом деле жалеете мальчика.
— Прочитайте на с. 12, о чем пишут авторы в юмористическом произведении.
— Можно ли стихотворение «Федотка» назвать юмористическим?
— Прочитайте это стихотворение выразительно.
VI. Физкультминутка
Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз - росой она умылась,
Два — изящно покружилась,
Три - качнулась и присела
И к цветочкам полетела.
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте на с. 13, кто автор следующего произведения. (О. Дриз.}
- Краткое знакомство с жизнью и творчеством О. Дриза.
Материал для учителя
Дриз Овсей Овсеевич (1906-1971) — советский поэт, писавший на языке идиш (еврейский язык германской группы, исторически основной язык ашкеназов, на котором в начале XX в. говорило около 11 млн евреев по всему миру).
О. Дриз родился 16 (29) марта в местечке Красное неподалеку от Винницы. Его отец Шика Дриз после свадьбы отправился за океан на заработки и в пути скоропостижно скончался. Учился О. Дриз в Киевском художественном училище. С 1934 по 1947 г. служил в пограничных войсках,
Стихи О. Дриза высоко ценили как простые читатели, так и известные мастера русского стихосложения. Его стихи-сказки были включены в антологию сказок мира. На русский язык поэзию Дриза переводили первоклассные мастера: Б. Слуцкий, Г. Сапгир, Т. Спендиарова, Ю. Мориц. Книга переводов на украинский язык выпущена В, Богуславской. Ряд стихотворений О. Дриза были положены на музыку композитором М. Полянским.
— Прочитайте название стихотворения. Как вы понимаете значение слова «привет»?
— Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. Как вы думаете, о чем оно?
Проверим наши предположения.
(Чтение стихотворения учителем. Беседа по вопросам и выполнение заданий учебника. Выразительное чтение стихотворения в парах. Конкурс на лучшего чтеца.)
— Были ли вы внимательны при чтении? -
— Рассмотрите иллюстрацию и, не заглядывая в текст, скажите, каких предметов здесь не хватает. (Варежек и шарфа.)
— Прочитайте самостоятельно стихотворение О. Григорьева «Стук».
— В какой момент чтения вы удивились? Почему?
— Почему листок порвали и швырнули в ведро? Обратите внимание, какое слово употребил автор.
— Откуда в ведре появился стук?
— Что помогло поэту создать это стихотворение (воображение, фантазия, выдумка, юмор)?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
VIII. Рефлексия
— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
— Что вас огорчило?
— Что порадовало?
IX. Подведение итогов урока
— Какие произведения мы читали на уроке?
— Кто их авторы?
— Есть ли что-то общее в стихотворениях «Федотка» и «Привет»?
Домашнее задание
Выучить понравившееся стихотворение наизусть.
Тема: И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки»,
К. Чуковский «Телефон»
Цели: познакомить с произведениями И. Токмаковой «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоваровой «Кулинаки-пулинаки», К. Чуковского «Телефон»; развивать умение прогнозировать содержание текста; обучать правильному, выразительному чтению; учить понимать юмор; развивать умение анализировать произведения, творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать юмористические произведения, передавая их настроение; объяснять смысл названия произведения; находить слова, которые отражают характер героя; находить конкретные черты юмористического текста; сравнивать произведения разных авторов, посвященные одной теме.
Оборудование:выставка книг по теме урока.
Ход урока
II. Проверка домашнего задания
- Чтение наизусть стихотворений К. Чуковского «Федотка», О. Дриза «Привет», О. Григорьева «Стук».
III. Речевая разминка
— Откройте учебник на с. 14. Прочитайте стихотворение И. Токмаковой «Разговор Лютика и Жучка» медленно, четко проговаривая каждое слово.
— Почему вы улыбались во время чтения?
— Какие звуки помогают почувствовать щекотку?
— Прочитайте этот диалог в парах.
— Поменяйтесь ролями.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Какой раздел мы изучаем?
— Почему стихотворение И. Токмаковой «Разговор Лютика и Жучка» поместили в этот раздел?
Сегодня мы продолжим читать произведения этого раздела. Будем продолжать учиться читать выразительно, целыми словами, по ролям. А еще нас ждет знакомство с новым автором.
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 15. Прочитайте имя автора, чье произведение мы сейчас будем читать. (И. Пивоварова.} (Краткое знакомство с жизнью и творчеством И. Пивоваровой.)
Материал для учителя
Пивоварова Ирина Михайловна (1939—1986). Родилась 3 марта в Москве. Ее отец был хорошим врачом, который всегда мечтал, чтобы дочь тоже пошла по благородному пути медицины.
Однако Ирина с детства была очень творческим, жизнерадостным ребенком, любящим и ценящим искусство. Поэтому, едва окончив школу, она поступила в Московский текстильный институт на факультет прикладного искусства.
Несколько лет Ирина работала на Мосфильме и зарекомендовала себя как великолепный художник. Вскоре она вышла замуж за известного иллюстратора, представителя неофициального искусства, Виктора Пивоварова. Их союз сделал очень многое для детской литературы. Ирина на-•шла писать маленькие рассказы. Печатались они в не слишком известных журналах, и только спустя некоторое время милые, яркие, добрые стихотворения были изданы в журнале «Веселые картинки». Дети полюбили творчество Ирины, им нравилось все, что она писала: стихи, рассказы, понести. А она, в свою очередь, дарила им свое маленькое волшебство. Самыми известными произведениями в творчестве И. Пивоваровой являются «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 "А"», «Рассказы Люси Синипиной, ученицы третьего класса», «Рассказы Павлика Помидорова, брата Люси Синицыной». В этих произведениях Ирина Михайловна настолько достоверно описывает чувства своих маленьких героев — обычных школьников, что остается только удивляться, как хорошо она знает внутренний мир ребенка.
— Прочитайте название произведения И. Пивоваровой.
— Как вы думаете, что такое «кулинаки-пулинаки»? (Ответы детей.)
— Что за произведение мы будем читать? (Скороговорку.)
— Как узнали, что это скороговорка? (Написано под названием.)
— Прочитайте скороговорку медленно. (Беседа по вопросам и выполнение заданий учебника.
Выразительное, а затем быстрое чтение скороговорки.)
VI. Физкультминутка
Мы читали и устали,
Дружно все и тихо встали.
Ручками похлопали:
Раз, два, три,
Ножками потопали:
Раз, два, три. ...
И еще потопали
И дружней похлопали.
Сели, встали, снова сели
И друг друга не задели. .
Мы немножко отдохнем .,
И опять читать начнем.
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте на с. 17 фамилию автора и название произведения, которое мы сейчас будем читать. (К. Чуковский «Телефон».)
— Знакомо ли вам это произведение?
— О чем оно?
(Чтение стихотворения учителем и хорошо читающими учащимися. Беседа по вопросам и выполнение заданий учебника. Чтение стихотворения по ролям и разыгрывание понравившегося отрывка в лицах после предварительной подготовки.
VIII. Рефлексия
— Что получилось на уроке?
— Что не получилось? Почему?
IX. Подведение итогов урока
— Какие произведения мы читали на уроке?
— Кто их авторы?
— Что вам больше всего понравилось читать?
Домашнее задание
1. Подготовить выразительное чтение стихотворения К. Чуковского.
2. Научиться быстро читать скороговорку И. Токмаковой.
Тема: М. Пляцковский «Помощник»
Цели: познакомить с произведением М. Пляцковского «Помощник»; развивать умение прогнозировать текст; обучать правильному, выразительному чтению; учить понимать юмор; развивать умения анализировать произведение, делить его на части, творческие способности, речь память, мышление; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать юмористические произведения, передавая их настроение; объяснять смысл названия произведения; находить слова, которые отражают характер героя; находить конкретные черты юмористического текста; сравнивать произведения разных авторов, посвященные одной теме.
Оборудование:магнитная азбука, текст для речевой разминки, карточки с планом рассказа.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Выразительное чтение стихотворения К. Чуковского «Телефон».
- Конкурс на самого быстрого чтеца скороговорки И. Токмаковой «Кулинаки-пулинаки».
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение медленно. Несчастная муха
-- Медведь поехал по малину.
С собою пригласил в машину
Мартышку, муху, мышь с мешком...
В машине было очень тесно,
Там не нашлось для мухи места,
И муха поплелась пешком,
А. Тимофеевский
— Какие чувства вы испытали при чтении этого стихотворения?
— Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, сердито, весело.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Прочитайте слово, которое здесь написано.
кинщомоп
— Что это за слово? (Помощник.)
— Как вы его сумели прочитать? (Прочитали задом наперед.) Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением и его героями. Узнаем их характер, как они ведут себя.
— Какие произведения этого автора вам знакомы? (Ответы детей.)
— Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев К. Чуковского. БРМЛЙ ЦКТХ
МЙДДР . : ФДР ЙБЛТ ТРКНЩ КРКДЛ
— Что это за герои? (Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил.)
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведе-мием этого замечательного писателя, только это будет не сказка, к стихотворение.
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 12. Прочитайте название стихотворения.
— Как вы думаете, кто такой Федотка?
— Знаете ли вы, кого называют сироткой?
Сирота — ребенок или подросток, у которого умер один или оба родителя.
— Может ли это стихотворение быть грустным? Ну что ж, давайте проверим, какое стихотворение К. Чуковского поместили авторы учебника в раздел «И в шутку и всерьез». (Чтение стихотворения учащимися.)
— Почему плачет Федотка?
— Жалко ли вам его?
— Докажите, что у Федотки большая семья. Прочитайте об этом.
— Можно ли сказать, что автор смеется над своим героем?
— Прочитайте стихотворение так, как будто вы на самом деле жалеете мальчика.
— Прочитайте на с. 12, о чем пишут авторы в юмористическом произведении.
— Можно ли стихотворение «Федотка» назвать юмористическим?
— Прочитайте это стихотворение выразительно.
VI. Физкультминутка
Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз - росой она умылась,
Два — изящно покружилась,
Три - качнулась и присела
И к цветочкам полетела.
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте на с. 13, кто автор следующего произведения. (О. Дриз.}
- Краткое знакомство с жизнью и творчеством О. Дриза.
Материал для учителя
Дриз Овсей Овсеевич (1906-1971) — советский поэт, писавший на языке идиш (еврейский язык германской группы, исторически основной язык ашкеназов, на котором в начале XX в. говорило около 11 млн евреев по всему миру).
О. Дриз родился 16 (29) марта в местечке Красное неподалеку от Винницы. Его отец Шика Дриз после свадьбы отправился за океан на заработки и в пути скоропостижно скончался. Учился О. Дриз в Киевском художественном училище. С 1934 по 1947 г. служил в пограничных войсках,
Стихи О. Дриза высоко ценили как простые читатели, так и известные мастера русского стихосложения. Его стихи-сказки были включены в антологию сказок мира. На русский язык поэзию Дриза переводили первоклассные мастера: Б. Слуцкий, Г. Сапгир, Т. Спендиарова, Ю. Мориц. Книга переводов на украинский язык выпущена В, Богуславской. Ряд стихотворений О. Дриза были положены на музыку композитором М. Полянским.
— Прочитайте название стихотворения. Как вы понимаете значение слова «привет»?
— Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. Как вы думаете, о чем оно?
Проверим наши предположения.
(Чтение стихотворения учителем. Беседа по вопросам и выполнение заданий учебника. Выразительное чтение стихотворения в парах. Конкурс на лучшего чтеца.)
— Были ли вы внимательны при чтении? -
— Рассмотрите иллюстрацию и, не заглядывая в текст, скажите, каких предметов здесь не хватает. (Варежек и шарфа.)
— Прочитайте самостоятельно стихотворение О. Григорьева «Стук».
— В какой момент чтения вы удивились? Почему?
— Почему листок порвали и швырнули в ведро? Обратите внимание, какое слово употребил автор.
— Откуда в ведре появился стук?
— Что помогло поэту создать это стихотворение (воображение, фантазия, выдумка, юмор)?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
VIII. Рефлексия
— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
— Что вас огорчило?
— Что порадовало?
IX. Подведение итогов урока
— Какие произведения мы читали на уроке?
— Кто их авторы?
— Есть ли что-то общее в стихотворениях «Федотка» и «Привет»?
Домашнее задание
Выучить понравившееся стихотворение наизусть.
Тема: И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки»,
К. Чуковский «Телефон»
Цели: познакомить с произведениями И. Токмаковой «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоваровой «Кулинаки-пулинаки», К. Чуковского «Телефон»; развивать умение прогнозировать содержание текста; обучать правильному, выразительному чтению; учить понимать юмор; развивать умение анализировать произведения, творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать юмористические произведения, передавая их настроение; объяснять смысл названия произведения; находить слова, которые отражают характер героя; находить конкретные черты юмористического текста; сравнивать произведения разных авторов, посвященные одной теме.
Оборудование:выставка книг по теме урока.
Ход урока
-
Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Чтение наизусть стихотворений К. Чуковского «Федотка», О. Дриза «Привет», О. Григорьева «Стук».
III. Речевая разминка
— Откройте учебник на с. 14. Прочитайте стихотворение И. Токмаковой «Разговор Лютика и Жучка» медленно, четко проговаривая каждое слово.
— Почему вы улыбались во время чтения?
— Какие звуки помогают почувствовать щекотку?
— Прочитайте этот диалог в парах.
— Поменяйтесь ролями.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Какой раздел мы изучаем?
— Почему стихотворение И. Токмаковой «Разговор Лютика и Жучка» поместили в этот раздел?
Сегодня мы продолжим читать произведения этого раздела. Будем продолжать учиться читать выразительно, целыми словами, по ролям. А еще нас ждет знакомство с новым автором.
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 15. Прочитайте имя автора, чье произведение мы сейчас будем читать. (И. Пивоварова.} (Краткое знакомство с жизнью и творчеством И. Пивоваровой.)
Материал для учителя
Пивоварова Ирина Михайловна (1939—1986). Родилась 3 марта в Москве. Ее отец был хорошим врачом, который всегда мечтал, чтобы дочь тоже пошла по благородному пути медицины.
Однако Ирина с детства была очень творческим, жизнерадостным ребенком, любящим и ценящим искусство. Поэтому, едва окончив школу, она поступила в Московский текстильный институт на факультет прикладного искусства.
Несколько лет Ирина работала на Мосфильме и зарекомендовала себя как великолепный художник. Вскоре она вышла замуж за известного иллюстратора, представителя неофициального искусства, Виктора Пивоварова. Их союз сделал очень многое для детской литературы. Ирина на-•шла писать маленькие рассказы. Печатались они в не слишком известных журналах, и только спустя некоторое время милые, яркие, добрые стихотворения были изданы в журнале «Веселые картинки». Дети полюбили творчество Ирины, им нравилось все, что она писала: стихи, рассказы, понести. А она, в свою очередь, дарила им свое маленькое волшебство. Самыми известными произведениями в творчестве И. Пивоваровой являются «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 "А"», «Рассказы Люси Синипиной, ученицы третьего класса», «Рассказы Павлика Помидорова, брата Люси Синицыной». В этих произведениях Ирина Михайловна настолько достоверно описывает чувства своих маленьких героев — обычных школьников, что остается только удивляться, как хорошо она знает внутренний мир ребенка.
— Прочитайте название произведения И. Пивоваровой.
— Как вы думаете, что такое «кулинаки-пулинаки»? (Ответы детей.)
— Что за произведение мы будем читать? (Скороговорку.)
— Как узнали, что это скороговорка? (Написано под названием.)
— Прочитайте скороговорку медленно. (Беседа по вопросам и выполнение заданий учебника.
Выразительное, а затем быстрое чтение скороговорки.)
VI. Физкультминутка
Мы читали и устали,
Дружно все и тихо встали.
Ручками похлопали:
Раз, два, три,
Ножками потопали:
Раз, два, три. ...
И еще потопали
И дружней похлопали.
Сели, встали, снова сели
И друг друга не задели. .
Мы немножко отдохнем .,
И опять читать начнем.
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте на с. 17 фамилию автора и название произведения, которое мы сейчас будем читать. (К. Чуковский «Телефон».)
— Знакомо ли вам это произведение?
— О чем оно?
(Чтение стихотворения учителем и хорошо читающими учащимися. Беседа по вопросам и выполнение заданий учебника. Чтение стихотворения по ролям и разыгрывание понравившегося отрывка в лицах после предварительной подготовки.
VIII. Рефлексия
— Что получилось на уроке?
— Что не получилось? Почему?
IX. Подведение итогов урока
— Какие произведения мы читали на уроке?
— Кто их авторы?
— Что вам больше всего понравилось читать?
Домашнее задание
1. Подготовить выразительное чтение стихотворения К. Чуковского.
2. Научиться быстро читать скороговорку И. Токмаковой.
Тема: М. Пляцковский «Помощник»
Цели: познакомить с произведением М. Пляцковского «Помощник»; развивать умение прогнозировать текст; обучать правильному, выразительному чтению; учить понимать юмор; развивать умения анализировать произведение, делить его на части, творческие способности, речь память, мышление; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать юмористические произведения, передавая их настроение; объяснять смысл названия произведения; находить слова, которые отражают характер героя; находить конкретные черты юмористического текста; сравнивать произведения разных авторов, посвященные одной теме.
Оборудование:магнитная азбука, текст для речевой разминки, карточки с планом рассказа.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Выразительное чтение стихотворения К. Чуковского «Телефон».
- Конкурс на самого быстрого чтеца скороговорки И. Токмаковой «Кулинаки-пулинаки».
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение медленно. Несчастная муха
-- Медведь поехал по малину.
С собою пригласил в машину
Мартышку, муху, мышь с мешком...
В машине было очень тесно,
Там не нашлось для мухи места,
И муха поплелась пешком,
А. Тимофеевский
— Какие чувства вы испытали при чтении этого стихотворения?
— Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, сердито, весело.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Прочитайте слово, которое здесь написано.
кинщомоп
— Что это за слово? (Помощник.)
— Как вы его сумели прочитать? (Прочитали задом наперед.) Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением и его героями. Узнаем их характер, как они ведут себя.