ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
- Объясните, как вы понимаете подчеркнутые выражения.
- Нравятся ли вам такие сравнения?
- Я прочитаю стихотворение, а вы следите за моим чтением.
- Понравилось вам стихотворение?
- Отгадайте загадки, заключенные в стихах. (Выразительное чтение стихотворений Е. Трутневой учащимися.)
- Кто автор следующего стихотворения? (Я. Токмакова.)
-Выразительное чтение стихотворения учителем.
- Беседа по вопросам учебника.
- Выразительное чтение стихотворения учащимися.
— Ребята, а сейчас мы с вами будем продолжать учиться составлять загадки. Откройте учебник на с. 69. Прочитайте план.
(Дети читают план. При необходимости пункты плана разъясняются. Далее ученики в парах или самостоятельно составляют загадки и загадывают их одноклассникам.)
VIII. Рефлексия
— Что вас на уроке радовало?
— Что огорчало? Почему?
IX. Подведение итогов урока
— Произведения каких поэтов мы сегодня читали?
— Какие произведения читали?
— Какое из них вам больше всего понравилось? 1
— Что нового вы узнали на уроке?
— Чему мы учились на уроке?
Домашнее задание
Работа над проектом в группах: составить азбуку загадок по плану (учебник, с. 72).
Тема: Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа. Произведения из старинных книг
Цели: познакомить со стихотворениями о весне В. Берестова, Р. Сефа, с произведением А. Майкова «Христос Воскрес!» и пословицами из старинных книг; учить понимать смысл пословиц, выразительно читать; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты:учащиеся научатся читать с выражением лирические произведения, выделяя голосом важные мысли и слова; сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта.
Оборудование:выставка проектов, выполненных учащимися, иллюстрации по теме урока, текст для речевой разминки, магнитная азбука, карточки с загадками.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
(Защита готовых проектов. Остальные выступают на уроке обобщения.)
III Речевая разминка
Прочитайте загадку медленно.
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков,
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Прыг-скок! Не робей!
Я бывалый... (воробей).
Если бы не было рифмы, как бы вы отгадали загадку? Л сейчас прочитайте ее с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, удивленно, сердито, весело. Прочитайте, начав шепотом и постепенно увеличивая громкость. А сейчас наоборот: начинаем громко, затем голос затихает.
- Прочитайте загадку с ускорением.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
- Составьте слово из рассыпанных букв. А поможет вам загадка:
АВИ
Кудри в речку опустила И о чем-то загрустила, А о чем грустит, Никому не говорит. (Ива.)
- А вот еще одна загадка.
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза.)
- Как вы ее отгадали? По каким признакам? В каком месяце появляются сережки у березки?
Как хорошо уметь читать! На каждом уроке литературного чтения мы узнаем что-то новое. Вот и сегодня мы продолжим чтение замечательных стихотворений о весне, их авторы поделятся с нами маленькими открытиями. А также продолжим знакомство с произведениями из старинных книг.
У. Работа по теме урока
- Откройте учебник на с. 73. Прочитайте, кто автор первого
стихотворения. (В. Берестов.)
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством В. Берестова (см. Школьный словарик, с. 14).)
- Как называется стихотворение? («Воробушки».)
- Прочитайте его.
- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
— Как надо читать стихотворение? Почему? Чему тут радоваться? Легко ли приходилось воробьям зимой? Вот как написал об этом Николай Рубцов б своем стихотворении «Воробей»:
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему...
— Кто автор следующего стихотворения? (Р. Сеф.} (Краткое знакомство с жизнью и творчеством Р. Сефа.)
— Прочитайте стихотворение этого замечательного поэта.
— О каком чуде говорит автор?
— Прочитайте так, чтобы всех своих слушателей заинтриговать, чтобы всем хотелось узнать, что за чудо вы увидели.
— Ребята, авторы учебника предлагают вам вспомнить случаи, когда вы испытали радость от наблюдения за жизнью растений и животных. Поделитесь своими впечатлениями с друзьями.
VI. Физкультминутка
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш - метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.
VII. Продолжение работы по теме урока
Откройте учебник на с. 74.
- Прочитайте стихотворение Л. Майкова «Христос Воскрес» «жужжащим» чтением.
- Какие слова и выражения были непонятны?
- Какому событию все радуются?
- Работа над выразительным чтением. Учитель разбирает, как читать каждое четверостишие.)
Откройте учебник на с. 75. Там помещены старинные пословицы. Прочитайте их с товарищем, обсудите их смысл.
(Работа в парах.)
VIII. Рефлексия
- Что особенно вас взволновало на уроке?
- Что получалось легко?
- В чем еще чувствуете трудности?
IX. Подведение итогов урока
- Произведения каких поэтов мы сегодня читали? .
- Какие произведения читали?
— Какое из них вам больше всего понравилось?
— Что нового вы узнали на уроке?
— Чему мы учились на уроке?
Домашнее задание
Продолжить работу над проектом.
Тема: Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель...»
Цели: повторить и обобщить изученный материал; совершенствовать навыки выразительного чтения целыми словами; развивать память, речь, творческие способности.
Планируемые результаты:учащиеся научатся читать с выражением лирические произведения, выделяя голосом важные мысли и слова; сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одно теме; наблюдать, как меняется настроение поэта; ориентироваться в прочитанных произведениях.
Оборудование:магнитная азбука, кроссворд, выставка проектов, выполненных учащимися, карточки с заданиями, пословицами и приметами.
Ход урока
I. Организационный момент
П. Речевая разминка
— Откройте учебник на с. 76. Прочитайте стихотворение
В. Лунина «Тень». (Учащиеся читают стихотворение так, как сказано в задании.)
III. Работа по теме урока
— Разгадайте кроссворд.
-
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла... (весна)*-
-
Стоит Алена
Платок зеленый.
Тонкий стан,
Белый сарафан. (Береза.)
-
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель —
В гости к нам пришел... (апрель).
4. Чудеса - а + ный — есный + о = ? (Чудо.)
5. Маленький мальчишка
В сером армячишке,
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует,
Коноплю ворует. (Воробей.)
-Молодцы, кроссворд вы разгадали. А сейчас задание потруднее. Вам нужно на каждое разгаданное слово кроссворда найти и прочитать произведение из последнего раздела. (Дети находят произведения и выразительно читают их: Л. Майков «Весна», «Ласточка примчалась...», А. Плещеев «Травка зеленеет...», И. Токмакова «К нам весна шагает...», Р. Сеф «Чудо», (', Маршак «Апрель», В. Берестов «Воробушки».)
- Отгадайте загадку.
Шорохом неслышным лепестков
Жемчуг белоснежный распустился,
Свежим, нежным, крохотным цветком
Из-под снега к солнцу устремился. (Подснежник.)
— Вспомните, стихи каких поэтов рассказывают о первоцветах. Прочитайте их выразительно.
IV. Физкультминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
V. Продолжение работы по теме урока
- Узнайте стихотворение по одной строчке.
• «...Села и запела...» (А. Майков «Ласточка примчалась...».)
• «...Всем в лесу чужая». (Т. Белозеров«Подснежники».)
• «...И сразу утонул!» (И. Токмакова «Ручей».)
• «...Так сходи и посмотри». (Р. Сеф «Чудо».)
• «Мы выжили!» (Б. Берестов «Воробушки»:)
• А сейчас вы будете работать в группах. Вам нужно обсудить
вопрос: чем стихи отличаются от сказок и рассказов? (Обсуждение. Затем каждая группа представляет свой ответ.)
• Откройте учебник на с. 78. Прочитайте задание, помещенное в рамку. Выберите ответ, с которым вы согласны. (Самостоятельная работа.)
• Прочитайте пословицы про апрель.
• Апрель с водою — май с травою.
• Солнышко с апрельской горки в лето катится.
• Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.
• Апрельские ручьи землю будят.
• Мокрый апрель — хорошая пашня.
• Прочитайте, какие есть народные приметы, связанные с апрелем. ° Синие облака в апреле — к теплу и дождю.
• Из березы течет много сока — к дождливому лету.
(Далее ученики, не защитившие на предыдущем уроке проекты, представляют свои работы.)
VI. Рефлексия
• Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
— Покажите учителю и друг другу.
— Что вас огорчило?
— Что порадовало?
VII. Подведение итогов урока
— Какой раздел мы изучали?
— Сколько было разделов в первой части учебника?
— Какой из них вам больше всего понравился?
— Чему вы научились? Что нового узнали из него?
Домашнее задание
Записать в поэтическую тетрадь наиболее понравившиеся
стихи о весне.
И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ