ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема: Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьез»
Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях, анализировать их, творческие способности, речь, память, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать юмористические произведения, передавая их настроение; объяснять смысл названия произведения; находить слова, которые отражают характер героя; находить конкретные черты юмористического текста; сравнивать произведения разных авторов, посвященные одной теме; ориентироваться в прочитанных произведениях.
Оборудование:выставка книг по теме урока, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Откройте учебник на с. 26 и прочитайте фамилию автор;)
очень необычного произведения. (Т. Собакин.) (Краткое знакомство с жизнью и творчеством Т. Собакина.)
Материал для учителя
Тим Собакин (настоящее имя — Андрей Викторович Иванов) родился 2 января 1958 г. У поэта были и другие псевдонимы: Тихон Хоботов, Савин Бакин, Сидор Тифф, Ника Босмит.
Окончил Московский инженерно-физический институт (МИФИ) и факультет журналистики Московского государственного университет (МГУ). Работал программистом, младшим научным сотрудником в Министерстве народного образования.
Писательскую карьеру начал с корреспондента многотиражном газеты. В разное время был главным редактором журнала «Трамвай», литературным редактором журналов «Колобок», «Куча мала», «Филя», «Синдбад», шеф-редактором справочника «Куда пойти учиться».
Его первое произведение - детский стишок «Кто же?» - было опуб ликовано 14 августа 1983 г. в газете «Московский комсомолец».
С 1988 г. Тим Собакин занимается только литературным трудом, пишет стихи и рассказы для детей, публикуется в журналах «Веселые картинки», «Мурзилка», «Пионер», «Октябрь».
Тим Собакин — автор таких книг, как «Из переписки с Коровой», «Собака, которая была кошкой», «Без ботинка», «Игра в птиц», «Песни бегемотов», «Кукиш с маслом» и др.
— Прочитайте название произведения, которое написал Тим Собакин.
— Необычное название, правда? Что вы из него узнали?
— Прочитайте произведение. (Беседа по вопросам учебника.)
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
Произведением, которое мы только что прочитали, мы закрываем раздел «И в шутку и всерьез». Сегодня у нас обобщающий урок по этой теме. Мы повторим все произведения, которые читали, вспомним их тему, характер героев. На уроке будем продолжать учиться читать громко и выразительно, думать и рассуждать.
IV. Работа по теме урока
— Отгадайте загадки. Вспомните, в каких произведениях раздела мы встречались с этими героями. А после этого мы прочитаем эти произведения выразительно.
Серой шерстью он покрыт,
И клыки его страшны,
Он охотится на зайцев,
Все в лесу его боятся,
В стае этот зверь живет,
И к нему по доброй воле
Даже самый храбрый пес
Никогда не подойдет. (Волк.) О. Дружкова
- (Выразительное чтение рассказа Я. Тайца «Волк».)
«Ты нас, слышишь, слегка попугай-ка,
Спой нам песню, посмейся, залай-ка!» -
Говорили ему все подряд.
И он выполнить просьбу был рад,
И теперь, даже если не хочет,
Он играет, рыдает, хохочет. (Попугай.)
О. Дружкова
- (Выразительное чтение стихотворения Г. Кружкова «РРРЫ!».)
Солнышко встало,
Ярко засияло,
Желтые брызги
На траву упали,
Цветочками стали. (Лютики.) О. Дружкова
-(Выразительное чтение стихотворения И. Токмаковой «Раз-Сопор Лютика и Жучка».)
То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь - горе,
Продырявишь море. (Утюг.)
- (Выразительное чтение стихотворения О. Григорьева «Стук».)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Аисты, вороны,
Галки, макароны. ;
Комары, куницы,
Чибисы,... (чижи).
(Выразительное чтение стихотворения И. Пивоваровой «Купи наки-пулинаки».) •'
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)
(Выразительное чтение рассказа К. Ушинского «Ворон и сорока».)
V. Физкультминутка
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке. –
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух
И скорей за парту — плюх.
VI. Продолжение работы по теме урока
— Объясните значение слов «прилежание», «благодарность», «милосердие». Найдите произведения, в которых говорится об этом. (Примерный ответ. Прилежание — старательность, усердие в труде, учении.
Благодарность — чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание, услугу. Милосердие — готовность помочь кому-нибудь или кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Произведения К. Ушинского «Что хорошо и что дурно», «Худо тому, кто добра не делает никому», М. Пляцковского «Помоги-ник».)
— А сейчас вспомните, кто автор стихотворения «Телефон». (К. Чуковский.)
С ранних лет стихи К. Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Федорино горе», «Телефона»... Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Без этой способности человек — не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
— Сейчас я предлагаю вам вспомнить произведения К. Чуковского. Я буду читать отрывки из его произведений, а вы заканчивать строки и говорить название произведения.
Одеяло убежало.
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала... (от меня). («Мойдодыр».)
Нет-нет! Соловей
Не поет для свиней
Позовите-калучше... (ворону). («Телефон».)
И папочка и мамочка
Под деревом сидят,
И папочка и мамочка
Детям... (говорят) («Бармалей».)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит). («Айболит»)
А лихие обезьяны
Подхватили чемоданы
И скорее со всех ног ... (Наутек.) («Тараканище».)
А посуда вперед и вперед
По полям, по болотам идет.
И чайник сказал утюгу:
— Я больше идти... (немогу). («Федорино горе».)
А за ним-то народ
И поет, и орет: . .
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое... (чудовище)?
(«Крокодил».)
Плачут зайки На лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти
Только раки пучеглазые .
По земле во мраке... (лазают). («Краденое солнце».)
«Бабочка - красавица,
Кушайте варенье! -.
Или вам не нравится
Наше... (угощенье)?»
(«Муха-цокотуха».)
К. Чуковский рассказывал: «У меня часто бывали приливы Радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься и всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться г каждым встречным». Один такой день К. Чуковский особенно ^помнил — 29 августа 1923 г. «Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру.
Схватив какой-то запыленный бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать веселую поэму о Мухиной свадьбе, причем чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба».
• Сделайте вывод о том, зачем писатели и поэты пишут веселые, смешные произведения. Выберите ответ:
• развеселить, порадовать читателя;
• подшутить над кем-нибудь;
• помочь увидеть поступки со стороны, поразмышлять над недостатками;
• разбудить фантазию.
(Чтение стихотворения «Телефон» по цепочке.)
• А теперь давайте вспомним еще одно произведение, прочитанное нами в разделе «И в шутку и всерьез», — рассказ Н. Артюховой «Саша-дразнилка». Прочитайте пословицы и выберите те, которые подходят к этому рассказу.
1 В каждой шутке есть доля правды.
• Умей шутить, умей и отшучиваться.
• Кто не любит шуток, над тем не шуги. (Чтение рассказа по ролям.)
VII. Рефлексия
• Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
— Что вас огорчило?
— Что порадовало?
VIII. Подведение итогов урока
— Работу над каким разделом мы закончили?
— Какие произведения вам больше всего понравились?
— Кто их авторы?
— Чему учат нас эти произведения?
Домашнее задание
Выучить наизусть отрывок из произведения К. Чуковского «Телефон».
Я И МОИ ДРУЗЬЯ
Тема: Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок»
Цели: познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с произведениями Ю. Ермолаева «Лучший друг», Е. Благининой «Подарок»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; учить понимать характер героев; развивать воображение, речь, память; воспитывать внимательное и бережное отношение к друзьям.
Оборудование:портреты и книги Ю. Ермолаева и Е. Благининой, текст для речевой разминки, магнитная азбука.
Планируемые результаты:учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; выразительно читать произведение, отражая его настроение; высказывать свое мнение о прочитанном; определять тему и главную мысль текста
; соотносить содержание произведения с пословицами; высказывать суждения о дружбе, друзьях, правилах общения.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Чтение наизусть отрывка из стихотворения К. Чуковского «Телефон».
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Читателю
Учись читать! Учись читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто умеет сам читать,
Совсем не знает скуки.
Всю жизнь свою учись читать
Внимательно, серьезно.
Я так прошу тебя — учись читать.
Пока не поздно.
Р. Сеф
- С какой просьбой обращается автор к своим читателям?
— Прочитайте стихотворение шепотом.
— Прочитайте, начиная шепотом, постепенно увеличивая громкость.
— Прочитайте, начиная громко, постепенно уменьшая силу голоса.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— За одну минуту выучите стихотворение. Расскажите.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Соберите пословицу.
— Крепка, не лестью, дружба, и честью, а правдой. (Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.)
— Как вы понимаете смысл этой пословицы?
— А у вас есть друзья? Почему вы считаете их друзьями?
— На доске написано название раздела, который мы начинаем сегодня изучать. Прочитайте его.
— Как вы думаете, какие произведения мы будем читать в этом
разделе? Ну что ж, проверим ваши предположения.
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 29.
— Прочитайте, с чем мы познакомимся.
— Прочитайте, чему мы научимся.
— Прочитайте, чему мы будем учиться.
— Все ли вам было понятно?
— Прочитайте авторский текст на с. 30.
— О чем мы будем читать в этом разделе?
— Кто может быть другом?
— Вспомните стихотворение Р. Сефа, которое мы читали сегодня во время речевой разминки. Сможете ли вы сейчас объяснить, какой смысл заключен в этих строках?
— Рассмотрите обложки книг на с. 30. Знакомы ли они вам?
— Кто их авторы?
VI. Физкультминутка
Раз, два, три — веселей шагайте.
Раз, два, три — ноги поднимайте.
Раз, два, три — потянитесь дружно.
Раз, два, три — сели и привстали.
Раз, два, три — ручками похлопали.
Раз, два, три — ножками потопали.
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте название произведения на с. 31 учебника.
— Назовите имя автора. (Ю. Ермолаев.)
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Ю. Ермолаева.)
Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях, анализировать их, творческие способности, речь, память, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать юмористические произведения, передавая их настроение; объяснять смысл названия произведения; находить слова, которые отражают характер героя; находить конкретные черты юмористического текста; сравнивать произведения разных авторов, посвященные одной теме; ориентироваться в прочитанных произведениях.
Оборудование:выставка книг по теме урока, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Откройте учебник на с. 26 и прочитайте фамилию автор;)
очень необычного произведения. (Т. Собакин.) (Краткое знакомство с жизнью и творчеством Т. Собакина.)
Материал для учителя
Тим Собакин (настоящее имя — Андрей Викторович Иванов) родился 2 января 1958 г. У поэта были и другие псевдонимы: Тихон Хоботов, Савин Бакин, Сидор Тифф, Ника Босмит.
Окончил Московский инженерно-физический институт (МИФИ) и факультет журналистики Московского государственного университет (МГУ). Работал программистом, младшим научным сотрудником в Министерстве народного образования.
Писательскую карьеру начал с корреспондента многотиражном газеты. В разное время был главным редактором журнала «Трамвай», литературным редактором журналов «Колобок», «Куча мала», «Филя», «Синдбад», шеф-редактором справочника «Куда пойти учиться».
Его первое произведение - детский стишок «Кто же?» - было опуб ликовано 14 августа 1983 г. в газете «Московский комсомолец».
С 1988 г. Тим Собакин занимается только литературным трудом, пишет стихи и рассказы для детей, публикуется в журналах «Веселые картинки», «Мурзилка», «Пионер», «Октябрь».
Тим Собакин — автор таких книг, как «Из переписки с Коровой», «Собака, которая была кошкой», «Без ботинка», «Игра в птиц», «Песни бегемотов», «Кукиш с маслом» и др.
— Прочитайте название произведения, которое написал Тим Собакин.
— Необычное название, правда? Что вы из него узнали?
— Прочитайте произведение. (Беседа по вопросам учебника.)
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
Произведением, которое мы только что прочитали, мы закрываем раздел «И в шутку и всерьез». Сегодня у нас обобщающий урок по этой теме. Мы повторим все произведения, которые читали, вспомним их тему, характер героев. На уроке будем продолжать учиться читать громко и выразительно, думать и рассуждать.
IV. Работа по теме урока
— Отгадайте загадки. Вспомните, в каких произведениях раздела мы встречались с этими героями. А после этого мы прочитаем эти произведения выразительно.
Серой шерстью он покрыт,
И клыки его страшны,
Он охотится на зайцев,
Все в лесу его боятся,
В стае этот зверь живет,
И к нему по доброй воле
Даже самый храбрый пес
Никогда не подойдет. (Волк.) О. Дружкова
- (Выразительное чтение рассказа Я. Тайца «Волк».)
«Ты нас, слышишь, слегка попугай-ка,
Спой нам песню, посмейся, залай-ка!» -
Говорили ему все подряд.
И он выполнить просьбу был рад,
И теперь, даже если не хочет,
Он играет, рыдает, хохочет. (Попугай.)
О. Дружкова
- (Выразительное чтение стихотворения Г. Кружкова «РРРЫ!».)
Солнышко встало,
Ярко засияло,
Желтые брызги
На траву упали,
Цветочками стали. (Лютики.) О. Дружкова
-(Выразительное чтение стихотворения И. Токмаковой «Раз-Сопор Лютика и Жучка».)
То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь - горе,
Продырявишь море. (Утюг.)
- (Выразительное чтение стихотворения О. Григорьева «Стук».)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Аисты, вороны,
Галки, макароны. ;
Комары, куницы,
Чибисы,... (чижи).
(Выразительное чтение стихотворения И. Пивоваровой «Купи наки-пулинаки».) •'
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)
(Выразительное чтение рассказа К. Ушинского «Ворон и сорока».)
V. Физкультминутка
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке. –
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух
И скорей за парту — плюх.
VI. Продолжение работы по теме урока
— Объясните значение слов «прилежание», «благодарность», «милосердие». Найдите произведения, в которых говорится об этом. (Примерный ответ. Прилежание — старательность, усердие в труде, учении.
Благодарность — чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание, услугу. Милосердие — готовность помочь кому-нибудь или кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Произведения К. Ушинского «Что хорошо и что дурно», «Худо тому, кто добра не делает никому», М. Пляцковского «Помоги-ник».)
— А сейчас вспомните, кто автор стихотворения «Телефон». (К. Чуковский.)
С ранних лет стихи К. Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Федорино горе», «Телефона»... Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Без этой способности человек — не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
— Сейчас я предлагаю вам вспомнить произведения К. Чуковского. Я буду читать отрывки из его произведений, а вы заканчивать строки и говорить название произведения.
Одеяло убежало.
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала... (от меня). («Мойдодыр».)
Нет-нет! Соловей
Не поет для свиней
Позовите-калучше... (ворону). («Телефон».)
И папочка и мамочка
Под деревом сидят,
И папочка и мамочка
Детям... (говорят) («Бармалей».)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит). («Айболит»)
А лихие обезьяны
Подхватили чемоданы
И скорее со всех ног ... (Наутек.) («Тараканище».)
А посуда вперед и вперед
По полям, по болотам идет.
И чайник сказал утюгу:
— Я больше идти... (немогу). («Федорино горе».)
А за ним-то народ
И поет, и орет: . .
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое... (чудовище)?
(«Крокодил».)
Плачут зайки На лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти
Только раки пучеглазые .
По земле во мраке... (лазают). («Краденое солнце».)
«Бабочка - красавица,
Кушайте варенье! -.
Или вам не нравится
Наше... (угощенье)?»
(«Муха-цокотуха».)
К. Чуковский рассказывал: «У меня часто бывали приливы Радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься и всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться г каждым встречным». Один такой день К. Чуковский особенно ^помнил — 29 августа 1923 г. «Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру.
Схватив какой-то запыленный бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать веселую поэму о Мухиной свадьбе, причем чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба».
• Сделайте вывод о том, зачем писатели и поэты пишут веселые, смешные произведения. Выберите ответ:
• развеселить, порадовать читателя;
• подшутить над кем-нибудь;
• помочь увидеть поступки со стороны, поразмышлять над недостатками;
• разбудить фантазию.
(Чтение стихотворения «Телефон» по цепочке.)
• А теперь давайте вспомним еще одно произведение, прочитанное нами в разделе «И в шутку и всерьез», — рассказ Н. Артюховой «Саша-дразнилка». Прочитайте пословицы и выберите те, которые подходят к этому рассказу.
1 В каждой шутке есть доля правды.
• Умей шутить, умей и отшучиваться.
• Кто не любит шуток, над тем не шуги. (Чтение рассказа по ролям.)
VII. Рефлексия
• Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
— Что вас огорчило?
— Что порадовало?
VIII. Подведение итогов урока
— Работу над каким разделом мы закончили?
— Какие произведения вам больше всего понравились?
— Кто их авторы?
— Чему учат нас эти произведения?
Домашнее задание
Выучить наизусть отрывок из произведения К. Чуковского «Телефон».
Я И МОИ ДРУЗЬЯ
Тема: Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок»
Цели: познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с произведениями Ю. Ермолаева «Лучший друг», Е. Благининой «Подарок»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; учить понимать характер героев; развивать воображение, речь, память; воспитывать внимательное и бережное отношение к друзьям.
Оборудование:портреты и книги Ю. Ермолаева и Е. Благининой, текст для речевой разминки, магнитная азбука.
Планируемые результаты:учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; выразительно читать произведение, отражая его настроение; высказывать свое мнение о прочитанном; определять тему и главную мысль текста
; соотносить содержание произведения с пословицами; высказывать суждения о дружбе, друзьях, правилах общения.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Чтение наизусть отрывка из стихотворения К. Чуковского «Телефон».
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Читателю
Учись читать! Учись читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто умеет сам читать,
Совсем не знает скуки.
Всю жизнь свою учись читать
Внимательно, серьезно.
Я так прошу тебя — учись читать.
Пока не поздно.
Р. Сеф
- С какой просьбой обращается автор к своим читателям?
— Прочитайте стихотворение шепотом.
— Прочитайте, начиная шепотом, постепенно увеличивая громкость.
— Прочитайте, начиная громко, постепенно уменьшая силу голоса.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— За одну минуту выучите стихотворение. Расскажите.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Соберите пословицу.
— Крепка, не лестью, дружба, и честью, а правдой. (Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.)
— Как вы понимаете смысл этой пословицы?
— А у вас есть друзья? Почему вы считаете их друзьями?
— На доске написано название раздела, который мы начинаем сегодня изучать. Прочитайте его.
— Как вы думаете, какие произведения мы будем читать в этом
разделе? Ну что ж, проверим ваши предположения.
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 29.
— Прочитайте, с чем мы познакомимся.
— Прочитайте, чему мы научимся.
— Прочитайте, чему мы будем учиться.
— Все ли вам было понятно?
— Прочитайте авторский текст на с. 30.
— О чем мы будем читать в этом разделе?
— Кто может быть другом?
— Вспомните стихотворение Р. Сефа, которое мы читали сегодня во время речевой разминки. Сможете ли вы сейчас объяснить, какой смысл заключен в этих строках?
— Рассмотрите обложки книг на с. 30. Знакомы ли они вам?
— Кто их авторы?
VI. Физкультминутка
Раз, два, три — веселей шагайте.
Раз, два, три — ноги поднимайте.
Раз, два, три — потянитесь дружно.
Раз, два, три — сели и привстали.
Раз, два, три — ручками похлопали.
Раз, два, три — ножками потопали.
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте название произведения на с. 31 учебника.
— Назовите имя автора. (Ю. Ермолаев.)
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Ю. Ермолаева.)