Файл: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной школа россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 329

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Почему животных называют братьями нашими меньшими?

  • Сегодня на уроке мы обобщим знания произведений о животных и прочитаем новый рас­сказ, название которого спрятано в ребусе.







    Ответ: гнездо.

    1. Изучение нового материала.

    1. Речевая минутка.

    • Прочтите скороговорку:

    Кукушка

    Кукушонку

    Купила

    Капюшон.

    Надел

    Кукушонок

    Капюшон.

    Как в капюшоне он смешон!

    1. Отработка навыка чтения.

    • Сможете ли вы прочитать шуточное стихотворение М. Яснова?

    • Прочтите целыми словами:

    В чудетство откроешь окошки - Счастливень стучит по дорожке,

    Цветет веселютик у речки,

    И звонко поют соловечки,

    А где-то по дальним дорогам Бредут носомот с бегерогом...

    Мы с ними в чудетство скорее войдём - Спешит торопинка под самым окном,

    Зовёт нас глядеть-заглядеться:

    Что там за окошком?

    Чу!.. Детство!

    • Объясните значение выделенных слов.

    1. Чтение рассказа С. Аксакова «Гнездо».

    • Прочтите название рассказа.

    • Кто автор этого произведения?

    • Рассмотрите иллюстрации к нему. Как вы думаете, о ком это произведение? Учитель читает вслух рассказ С. Аксакова «Гнездо».

    1. Анализ произведения.

    • О чём это произведение?

    • Что делали ребята, заметив гнездо птиц?

    • Как ребята наблюдали за птицей?

    • Что происходило, когда птица покидала гнездо?

    • Когда ребята испытывали радость?

    • Как вы относитесь к поступкам ребят?

    • Почему нельзя трогать и разорять птичьи гнезда?

    • Можно ли шалость детей считать просто помехой?

    • П
      цасини(синица)
      хвостгокари
      (горихвостка) ровобей(воробей)


      казорь
      (зорька) лубьго (голубь) трягузсока (трясогузка)

      рочтите зашифрованные слова:

    • Назовите тех птиц, о которых мы прочитали в рассказе С. Аксакова. Почему птиц называ­ют нашими друзьями?


    1. Чтение произведений из рубрики «Разноцветные страницы» на с. 76-77 учеб­ника (часть 2).

    • Прочтите быстро, целыми словами стихотворение В. Берестова.

    • О ком это стихотворение?

    • Что делают цыплята?

    • Прочтите, какую песенку они поют.

    • Прочтите выразительно стихотворение Е. Благининой, соблюдая знаки препинания.

    • О ком это стихотворение?

    • Почему мышке страшно жить в норке?

    • Прочтите четверостишие о жуке.

    • Где был домик у жука?

    • Что случилось с его домиком?

    • С какой интонацией надо прочитать это стихотворение?

    • Прочтите стихотворение о мышонке выразительно.

    • О чём просит мышонка мышь?

    • Сделайте мышонку предупреждение: «Тише, не шуми!».

    • Прочтите выразительно целыми словами стихотворение о смешной птице.

    • Почему птица в лесу не может научиться петь, как петух?

    • Ч



      КУЛИК

      то вы знаете о кукушке?


    Влез кулик молодой На колоду - Бултых в воду.

    Вынырнул. Вымок. Вылез. Высох. Влез на колоду - И снова в воду.

    Совсем кулик Головою поник.

    Вспомнил кулик молодой,

    Что у него за спиной Крылья.

    И полетел.

    (Дети произносят текст, затем садятся на корточки, обхватывая колени руками и низко опустив голову, несколько раз повторяют приседания. Затем встают, вытягивают руки в сто­роны и встряхивают ими. Прыгают на месте, помахивая руками.)

    1. Обобщение знаний учащихся.

    1.Кроссворд «Животные».

    - Рассмотрите иллюстрацию:







    - Решите кроссворд и прочтите ключевое слово.

    Ответ:1. Жук. 2. Лиса. 3. Сова. 4. Лось. 5. Крот. 6. Гусеница. 7. Мышь. 8. Ёж. Ключевое с л о во: животные.

    • Объясните слова Н. Сладкова «Мы в ответе не только за себя, но и за братьев наших меньших».

    • О каких животных, изображённых в кроссворде, мы прочитали?

    • Как называются эти произведения?

    • Кто их автор?


    1. Викторина «Узнай произведение о животных».

    Учащиеся читают отрывки из произведений, записанные на карточках, и угадывают название произведения и его автора.

    Раньше были мы икрою, ква-ква!

    А теперь мы все герои, ать-два!..

    (В. Берестов «Лягушата».)

    ...Имя я щенку придумал,

    Я его видал во сне...

    (И. Токмакова «Купите собаку».)

    ...Все ушли И одного В доме

    Заперли его...

    (С. Михалков « Трезор».)

    «...Подошли звери к ящику, стали его осматривать, обнюхивать и облизывать...»

    (Д. Хармс «Храбрый ёж».)

    Ты после грубого пинка Попробуй подзови щенка!

    (С. Михалков «Важный совет».)

    «- Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!..» (Н. Сладкое «Лисица и Ёж».)

    «...- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики...» (В. Осеева «Собака яростно лаяла».)

    1. Работа в парах.

    • Выберите произведения, которые вам больше всего понравились.

    • Прочтите их выразительно целыми словами друг другу.

    1. Загадки о животных.

    -
    Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки,

    На меня они глядят,


    Молока они хотят.


    (Ёж.)

    Кто на ёлке, на суку Счет ведёт: «Ку-ку! Ку-ку!»?

    (Кукушка.)

    Чёрен, да не ворон,

    Рогат, да не бык,

    Шесть ног - без копыт,

    Летит - воет,

    Сядет - землю роет.

    (Жук.)

    Гладишь - ластится,

    Дразнишь - кусается.

    (Собака.)


    Под полом таится,


    Кошки боится.


    (Мышь.)

    Мордочка усатая,

    Шубка полосатая,

    Часто умывается,

    А с водой не знается.

    (Кошка.)

    Лежит верёвка,

    Шипит плутовка.

    Брать её опасно - Укусит. Ясно?

    (Змея.)

    Явился в жёлтой шубке:

    - Прощайте, две скорлупки!

    (Цыплёнок.)

    Отгадайте загадки и вспомните, в каких произведениях мы читали об этих животных.

    1. И
      гры Деда Буквоеда. Игра
      «Что за рак?»

    - У наборщика все буквы перепутались, а одна -а- даже потерялась.

    Переставьте буквы в правильном порядке, и вы прочитаете название известной сказки и имя её автора. Не забудьте про потерянную а.

    1. Итог урока. Рефлексия.

    • Произведения какого раздела мы перечитывали сегодня на уроке?

    • Кого называют нашими братьями меньшими?

    • Почему?

    • Какие правила поведения вы должны соблюдать в природе? Как следует относиться к жи­вотным?

    • Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение.

    БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ!

    Берегите жаворонка в голубом зените,

    Бабочку на стебле повилики,

    На тропинке солнечные блики,

    На камнях играющего краба,

    Над пустыней тень от баобаба,

    Ястреба, парящего над полем,

    Ясный месяц над речным покоем.

    Ласточку, мелькающую в жите.


    Берегите Землю, берегите!

    Берегите чудо песен Городов и весей,

    Мрак глубин и волю поднебесий.

    Откровение земли и неба - Сладость жизни, молока и хлеба.

    Берегите молодые всходы На зелёном празднике природы,

    Небо в звёздах, океан и сушу.

    И в бессмертье верящую душу, - Всех судеб связующие нити,

    Берегите Землю, берегите!

    М. Дудин

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 39 Справочный материал для учителя.

    I. Если у человека температура поднялась до 38 градусов, его укладывают в постель. Человек не может работать.

    А соловей с температурой 41-42 градуса даёт концерты, дрозд, насвистывая, штукатурит гнездо.

    Мы перевариваем обед часами, а в птичьем горячем теле это происходит за несколько минут. И опять птица хочет есть.

    Отсюда и птичья прожорливость. Корм, который за день съедает синица, больше весом, чем она сама.

    Если бы у тебя был аппетит птенца мухоловки-пеструшки, ты бы на дню тридцать раз завтракал, пятьдесят раз обедал да ещё ужинал бы двадцать раз!

    Подавая тебе завтраки, обеды и ужины, бабушка сбилась бы с ног, упала бы в обморок. Ничего удивительного! У птиц так и бывает. Старые скворцы от усталости иной раз падают в обморок возле гнезда.

    Но нас, людей, птичий аппетит только радует: меньше будет всяких вредных личинок, гусе­ниц, мух и комаров.

    Потому-то мы и хотим, чтобы птицы селились к нам поближе.

    Пусть синица-садовница берёт яблоки в саду, пусть скворец-огородник наведёт порядок на грядках, пусть мухоловка-санитарка переловит всех мух на дворе!

    1. Кукушку, как и дятла, если кто и не видел, то уж слышал обязательно. Наверное, всем из­вестно, что она подкладывает яйца в чужие гнёзда и что птенцы кукушки выбрасывают из гнезда птенцов хозяев. Но. наверное, мало кто слышал про кукушкин аппетит. Благодаря своему аппе­титу она полностью искупает тот вред, который наносит, губя птенцов мелких птиц. Кукушка - птица насекомоядная, и к тому же большая обжора. И главное - она поедает таких гусениц, ко­торых не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и волосатые, и даже ядовитые. А кукушка ест их всех подряд. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от очень опасных вредителей.