Файл: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной школа россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 328

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рикуца (курица) жикё (ёжик)

язме (змея) бакасо (собака)

цалиси (лисица) какош (кошка)

  • Как можно назвать этих животных? (Домашние.)

Внеурочная деятельность: нарисовать лису или ежа; подготовить выразительное чтение рассказов.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 38

Справочный материал для учителя.

I. Ежей на Земле около 15 видов. Четыре вида живут в нашей стране. А из этих четырёх са­мый известный - европейский, или обыкновенный, ёж. Его можно встретить и в лесу (если лес не сырой), и в роще, и в парке, и совсем рядом с человеком - в саду. Ёж бегает, не таясь, шуршит листьями, громко посапывает, причмокивая, когда ест. Почувствовав опасность, он свертывается клубком (для этого у него на спине множество специальных мышц), прячет незащищенную мор­дочку и брюшко и выставляет свои иглы. Эти иглы (их часто называют еще «колючками»), ко­нечно, помогают. Однако ёж все-таки не переоценивает их: у некоторых хищных птиц достаточ­но длинные когти, к тому же «ладони» у них покрыты толстой кожей, и колючки ежа им не страшны. У лисы таких «рукавиц» нет, но и она, говорят, может полакомиться ежатиной, если поблизости имеется водоём или хотя бы лужа: осторожно, чтобы не наколоть лапы, покатит она колючий клубок к воде. Закатит его в воду, а там еж волей-неволей должен развернуться. Лисе же только этого и надо. А ведь ёж мог бы заранее, едва заметив лисицу, постараться ускользнуть от нее, например, спрятаться в какую-нибудь нору, забраться под валежник. Но ёж не делает это­го - видимо, слишком надеется на свои силы.

Ежей люди знают давно и их колючки - тоже: ещё две тысячи лет назад в античном мире из высушенных и натянутых на дощечки шкурок ежей делали гребни-чесалки для овечьей

шерсти. В результате количество этих зверушек настолько сократилось, что сенат Древнего Рима вынужден был издать закон об охране ежей!


Известно, что у ежа необыкновенное обоняние: он может почувствовать добычу, находя­щуюся в земле на глубине нескольких метров. Слух у ежа более тонкий, чем у кошки, лисы, со­баки, волка, а вот зрение очень слабое. Впрочем, ночному животному, может быть, зрение не так уж и важно, а ведь ёж активен, как правило, ночью.

Летом ёж спит где придётся, и лишь перед тем, как на свет должно появиться потомство, строит гнездо. Обычно ежат 5-6, но бывает и меньше - 3-4, и больше - до 10. Они слепые, глу­хие и голые. А на ярко-розовой кожице явственно выделяется множество бугорков. Пройдет все­го несколько часов, бугорки эти полопаются и на их месте появятся мягкие белые иголочки. Иголочки будут расти по миллиметру в сутки, темнеть, твердеть, и недели через две эти молоч­ные иголочки превратятся в настоящие, прочные иголки. Их у ежа много - 6-7 тысяч.

Зимуют ежи в одиночку, спят.

  1. В Европе обитает рыжая лисица.

Обоняние и тонкий слух помогают лисице не только спасаться от врагов, но и добывать еду. Особенно зимой, так как она ловит бегающих под снегом грызунов - мышкует.

Весной или в начале лета в норе лисиц появляются лисята. Иногда их бывает больше десятка. Когда лисятам исполняется 4-6 месяцев, они перестают нуждаться в родительской опеке и поки­дают гнездо.

В степях и полупустынях Азии и Юго-Восточной Европы живет степная лисица корсак. Корсак меньше рыжей лисы, но шкурка его так же высоко ценится. Пользу корсак тоже приносит немалую, уничтожая множество грызунов.

В песчаных пустынях Северной Африки живет маленькая - сантиметров 40 в длину и санти­метров 30 в высоту - лисичка фенек, имеющая непропорционально длинные (более 15 санти­метров) уши. В пустыне еды не так уж много. Приходится прислушиваться к каждому шороху и ловить любую живность - грызунов, ящериц, саранчу. Уши фенека улавливают малейший звук. Затем молниеносный прыжок - и добыча поймана. Самим лисичкам часто тоже грозит ка­кая-нибудь опасность. Но фенек не убегает, быстро закапывается в песок, и это его часто спасает.

Если фенек знаменит своими ушами, то

серая лисица, живущая в Северной и Централь­ной Америке, знаменита тем, что она умеет лазить по деревьям.

Даниил Иванович Хармс (1905-1942). В пьесе «Елизавета Вам» (постановка 1927 г.), повес­ти «Старуха» (1939, опубликована в 1991 г.), в гротескных рассказах (цикл «Случаи», 1933-1939, опубликован посмертно) показал абсурдность бытия, обезличивание человека, ощущение надви­гающегося кошмара. Комические парадоксы, игровой принцип в стихах для детей («Иван Ива­ныч Самовар», «Игра»). Репрессирован (1941), симулировал сумасшествие, умер в психиатриче­ской больнице.

Родители Хармса, и в особенности отец, оказали на него большое влияние. Сам Даниил Юва- чёв в детстве был одаренным ребенком, хорошо рисовал, имел большие музыкальные способно­сти, был выдумщиком и сочинителем. Первыми слушателями и критиками будущего писателя были его сестры - Наташа и Елизавета. Для них он сочинял сказки и фантастические истории.

Родители отдали мальчика в одну из самых лучших школ Петербурга - немецкое училище Петершуле, которое славилось безукоризненной дисциплиной и высоким уровнем преподавания. Здесь Даня Ювачёв в совершенстве изучил немецкий язык, серьезно занимался английским. Он хорошо знал английскую литературу в оригинале и очень увлекался ею.

Свое школьное обучение будущий писатель завершил в Царскосельской гимназии (ныне г. Пушкин), в которой когда-то училась Анна Ахматова, а Иннокентий Анненский был директором.

Необычной была у Хармса внешность: очень высокий, как правило, экстравагантно одетый, он курил трубку, носил монокль, ходил с тростью.

- Какая странная фамилия - Хармс - могут спросить. Похожа на Холмс, англичанин он, что ли?

Нет, отец и мать Хармса были русскими. Отец, Иван Ювачёв. одно время служил мичманом на военном корабле. Мать, Надежда Колюбакина, была начальницей приюта.

Откуда же взялась фамилия Хармс? Очень просто, писатель сам её придумал.

В детстве он любил удивительные истории о волшебниках. И любил играть в игру «Замри!». Бегают ребята по двору, а крикнешь им: «Замри!», и они точно окаменеют. Кто с протянутой ру­кой. а кто с поднятой ногой. Вот где колдовство, только недолгое.

Настоящие волшебники были в цирке. Они носили звонкие имена: Бен-Али, Пассо - и доста­вали из воздуха разноцветные шарики, а из шляпы - белого кролика.

Даня Ювачёв подрос и... вы скажете: понял, что колдунов нет. Вот как раз наоборот. Он под­рос и понял, что сила воображения творит чудеса. Он решил стать писателем - колдуном слова, управлять вниманием и настроением людей. А решив так, он задумал изменить фамилию. Назы­ваться не Даниил Ювачёв, а Даниил Колдун.


Но всем известно, что при колдовстве не называют веши своими именами, а говорят загадоч­но, вроде «брэкс-кэкс-мэкс». И Даня Ювачёв назвал себя как артист - Даниэль Шарм. По- французски, да и по-немецки, и по-английски charm означает «околдовать», «очаровать».

Но слишком красиво, как импортная этикетка, звучало «Даниэль Шарм». И тогда Даня Юва­чёв чуть подправил слово, изменил его в «Хармс» - и непонятно, и звучно. Так появилось лите­ратурное имя писателя - Даниил Хармс.

У р о к 39. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ»

Цель деятельности педагога: обобщить и систематизировать знания по теме «О братьях наших меньших».

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение анализировать произведение, объяснять смысл названия и находить его связь с содержанием, читать произведение осознанно и с нужной интонацией.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное и бережное отношение к природе, к животным.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по его названию, ключе­вым словам, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями, пони­мать знаки, символы.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить корректи­вы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, участ­вовать в диалоге, сопоставлять и описывать поступки героев, их внешность, описывать пейзаж, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе пересказа прочитанного произведе­ния и объяснения смысла его названия.


Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; непродуктивный.

Образовательные ресурсы: ребусы; карточки с загадками; карточки с отрывками произве­дений; изображения животных; энциклопедия о животных.

Сценарий урока

  1. Актуализация знаний.

  1. Выставка рисунков о животных.

  2. Пересказ рассказа Н. Сладкова «Лисица и Ёж».

II. Постановка цели урока.

  • С произведениями какого раздела мы познакомились на последних уроках чтения?
  • 1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37