Файл: Конспект лекций по Информационным системам в экономике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
финансового и оперативного учета, планировать и учитывать затраты в соответствии со спецификой хозяйственной деятельности.
3.
Работать одновременно в нескольких финансовых периодах и с учетом деятельности различных юридических лицах.
4.
Проектировать сложные формы выходных документов, составлять отчеты в любой заявленной форме.
5.
Технология не должна иметь привязки к аппаратной части для возможности переноса ее на новую аппаратную платформу из-за неизбежного старения оборудования.
6.
Архитектура аппаратной части должна быть выбрана таким образом, чтобы минимизировать нарушение штатного режима работы информационной технологии
(выход из строя, разрушение информационной базы данных, потеря или искажение информации и т.д.) при случайных или некорректных действиях пользователя.
7.
В информационной технологии должна быть обеспечена защита информационной базы данных от несанкционированного доступа.
8.
Основное программное обеспечение должно иметь дружественный интерфейс и не должно требовать от пользователей специальной подготовки, не связанной с их профессиональными обязанностями.
9.
Основное программное обеспечение должно иметь возможность изменять по требованию пользователей генерируемые формы отчетов и порядок заполнения исходных форм.
10.
Информационная технология управления фирмой должна иметь возможность наращивания и модернизации как программной, так и аппаратной части.
Технология должна обеспечивать надежный и удобный обмен данными с подразделениями и филиалами фирмы и т.д.
5.2.Техническое обеспечение ИТ и коммуникационные средства в
управлении фирмой
Исходя из современных требований, предъявляемых к качеству работы управленческого звена на любых предприятиях, следует отметить, что его эффективное функционирование всецело зависит от уровня оснащения фирмы электронным оборудованием, таким как персональные компьютеры, средства связи, организационная техника и т.д.
Многообразие и сложность задач, выполнение которых обеспечивается в любой организации, требует внедрения современных средств вычислительной техники с рациональной организационной структурой их территориального размещения, позволяющий сократить время на подготовку конкретных управленческих задач и про- изводственных процессов, уменьшить непроизводственные затраты при их реализации, исключить возможность появления ошибок в подготовке бухгалтерской, технологической и других видов документации, что дает фирме прямой экономический эффект.
Поэтому на одно из ведущих мест в приоритетах развития системы управления фирмой выдвигается выбор архитектуры построения автоматизированной информационной технологии, который определяет свои требования к аппаратной части технологического процесса обработки информации.
Основными критериями выбора технических средств при построении информационной технологии управления фирмой являются следующие характеристики.
1.
Характеристики основных функциональных задач, решаемых при

организации ИТ организации.
2.
Характеристики программного обеспечения для решения функциональных финансовых задач.
3.
Характеристики автоматизированной информационной технологии.
4.
Основные технические характеристики средств вычислительной техники и телекоммуникационного оборудования, к которым относятся:
• производительность персональных компьютеров (тип микропроцессора, объем оперативной памяти, скорость обработки данных);
• надежность работы;
• степень совмещения во времени выполнения отдельных технологических операций;
• совместимость работы оборудования различных типов и классов;
• состав и количество обслуживающего персонала;
• стоимость оборудования и т.д.
Таким образом, комплекс технических средств (КТС) должен обеспечивать техническую поддержку всех технологических операций для решения задач на предприятии: сбор, передачу, хранение, накопление, обработку информации и выдачу всех необходимых данных в формализованном виде для всех подразделений фирмы, по всему перечню решаемых задач.
При этом эффективность автоматизации решения функциональных задач при рациональном подборе средств вычислительной техники обеспечивается как за счет повышения производительности труда специалистов организации, так и за счет возможности использования оптимальных экономико-математических методов решения задач управления на основе более полной, оперативной и точной информации.
В связи с этим эффект применения технических средств в фирме в основном определяется не снижением управленческих эксплуатационных расходов, а улучшением экономических показателей функционирования организации за счет более рационального управления.
Эффективное функционирование информационной технологии управления фирмой связано:
• с необходимостью хранения и работы с базами данных разнопрофильных подразделений;
• с необходимостью постоянного обмена информацией с центральным автоматизированным банком данных;
• с внедрением программных комплексов для решения функциональных управленческих задач;
• с оснащением автоматизированных рабочих мест специалистов персональными компьютерами с достаточно высокими характеристиками микропроцессора, оперативного запоминающего устройства, внешней памяти и возможностью подключения к вычислительной сети организации.
Такие требования объясняются тем, что для наиболее эффективного управления работой фирмы необходимо иметь достаточную информацию о положении дел на предприятии и возможность оперативного реагирования на изменение ситуации. Для этого руководитель фирмы и другие ответственные лица должны постоянно иметь оперативные и достоверные данные, что обеспечивается современным уровнем средств вычислительной техники и их надежным взаимодействием.


В настоящее время благодаря высокопроизводительным и экономичным микропроцессорам информационно-вычислительные ресурсы приближаются к рабочим местам менеджеров, бухгалтеров, плановиков, администраторов, инженеров и других категорий работников фирмы.
Как правило, на базе персональных компьютеров в организациях формируются
АРМ, которые можно рассматривать как инструмент специалиста для реализации функций управления.
В основу организации АРМ положен принцип комплектации конкретного рабочего места из типовых пооперационных функциональных программ с использованием возможностей стандартного интерфейса системы. Это позволяет гибко формировать каждое автоматизированное рабочее место и своевременно его модифицировать в объеме строго необходимых функций, адаптируя офисную систему к реальным потребностям специалиста фирмы.
Информационная технология управления содержит в своем составе АРМ администраторов офисных систем и службы информационной безопасности, руководителей и специалистов, связанных между собой коммуникационным оборудованием для создания единой информационной среды.
На верхнем уровне иерархии любой организации располагается АРМ руководителя, которое позволяет:
• получать отчеты требуемой формы по всей информации, находящейся в автоматизированном банке данных фирмы;
• обеспечить руководителю или его непосредственным заместителям оперативность и скорость поиска нужной информации;
• обеспечить принятие управленческого решения с максимальной адаптацией к конкретным ситуациям за счет наличия диалоговых программных средств;
• обеспечить оперативную связь с другими источниками информации в пределах организационной структуры и с внешней средой и т.д.
АРМ руководителя фирмы эффективно функционирует, только если оно опирается по вертикали на всю информационную базу руководимой им организационной структуры, включая не только централизованный автоматизированный банк данных, но и локальные информационные базы данных специалистов.
Профессиональная ориентация автоматизированного рабочего места определяется функциональной частью программного обеспечения.
АРМ специалистов должны достоверно воспроизводить все нормативные условия создания и обработки информации — от регистрации и организации маршрута движения данных до конечной обработки и принятия управленческого решения. В автоматизиро- ванной информационной технологии управления фирмой организуются процедуры на конкретных автоматизированных рабочих местах, связанных в маршрутные потоки передачи информации с одного рабочего места на другое посредством транспорта файлов.
Кроме этого, каждое АРМ специалиста наделяется свободным набором выполняемых функций. При этом последовательность выполнения установленных на рабочем месте функций, регламентируемая технологическим процессом управления фирмой, не нарушается.
Кроме персональных компьютеров, на базе которых организуются АРМ специалистов, к комплексу технических средств предприятия также относятся высокопроизводительные серверы, которые используются для организация

автоматизированных банков данных фирмы по принципу централизации и иерархии, поддерживают объемы информационных потоков при автоматизированной обработке и создании документов, устраняют наиболее узкие места в работе сетей.
Для повышения производительности, надежности, отказоустойчивости технических решений в организациях практикуется объединение серверов в группы
(домены), которые работают под управлением сетевой операционной системы. При этом ресурсы и нагрузки распределяются между серверами, что увеличивает эффективность функционирования локальной вычислительной сети (ЛВС).
Группирование серверов в домены дает два важных преимущества сетевым администраторам и специалистам фирмы. Наиболее важное — серверы домена формируют единый административный блок, совместно использующий службу безопасности и информацию учетных записей пользователей (рис. 5.4).
Рис. 5.4. Организация домена из серверов ЛВС фирмы
Архитектура «клиент-сервер» подразумевает наличие и взаимодействие двух компонентов — сервера и клиента:

сервер (в архитектуре «клиент-сервер») — это логическая процедура, которая обеспечивает обслуживание поступающих к ней запросов от клиентов;

клиент (в архитектуре «клиент-сервер») — программа, установленная на рабочих станциях сети, посылающая серверу запросы на тот или иной вид обслуживания.
В архитектуре «клиент-сервер» клиент имеет возможность асинхронно для сервера инициировать выполнение процедур сервера и получать результаты их выполнения, т.е. клиент устанавливает связь с сервером, формирует запрос конкретного вида на обслуживание, получает результаты и подтверждает окончание процесса обслуживания.
Как правило, архитектура «клиент-сервер» обеспечивает возможность нескольким клиентам взаимодействовать с сервером параллельно и независимо друг от друга.

В настоящее время современный уровень развития сетевых технологий сделал возможным появление и широкое распространение виртуальных частных сетей (Virtual
Private Network — VPN).
VPN(virtual private network) представляют собой объединенные локальные вычислительные сети, их сегменты или отдельные компьютеры в единую защищенную виртуальную сеть на базе сетей общего пользования.
Переход от распределенной корпоративной сети на базе выделенных каналов к
VPN позволяет существенно снизить эксплуатационные расходы. Однако использование сетей общего пользования для организации VPN предъявляет дополнительные требования к обеспечению надежной защиты информационных ресурсов от несанкционированного доступа.
5.3.Программное обеспечение ИТ управления фирмой
Выбор программного обеспечения (ПО) информационной технологии фирмы определяются требованиями, предъявляемыми к современной технологии, перечнем решаемых задач и конфигурацией комплекса технических средств, используемых на предприятии. Такими требованиями являются: надежность, эффективность использования ресурсов вычислительной техники, структурность, модульность, эффективность по затратам, дружественность по отношению к пользователям и т.д.
Поскольку все подразделения фирмы тесно взаимодействуют друг с другом на основе сетевой технологии, системное сетевое программное обеспечение должно обеспечивать единое централизованное управление каталогами всех серверов. При организации в фирме системы электронной почты должно обеспечиваться подключение
ЛВС к Интернету, создание системы электронного документооборота, необходимо также наличие серверов приложений, работающих под управлением сетевой операционной системы нового поколения.
Сетевая операционная система должна включать в себя следующие инструментальные средства:
• инсталляцию сетевой ОС и конфигурирование клиента в модели «клиент- сервер»;
• службу каталогов;
• файловые функции;
ЛВС удаленного
ЛВС центрального офиса подразделения
Рис. 5.5. Обобщенная схема корпоративной вычислительной сети


• службы печати;
• средства управления правами пользователей;
• развитые средства защиты сети;
• интегрированные функции передачи сообщений;
• многопротокольную маршрутизацию;
• высокую производительность.
Для организации взаимодействия рабочих станций в сети недостаточно просто физически соединить их проводами. Необходимо установить логическую связь или соединение между станциями. Это позволяет обеспечить надежную передачу данных, а также гарантировать, что информация будет доставлена адресату и не будет потеряна при приеме или передаче. Такие задачи решают протоколы логического уровня, чаще их называют — протоколы обмена данными (например, IPX / SPX, TCP). Протоколы обмена данными определяют правила, по которым выполняется передача данных в сети. Они устанавливают порядок обработки ошибок, возникающих при передаче, порядок окончания сеанса связи и т.д. Большинство сетевых операционных систем могут поддерживать различные протоколы как по отдельности, так и одновременно.
Для автоматизации финансово-хозяйственной деятельности, требующей комплексного подхода, используются прикладные программы, обеспечивающие создание информационной структуры, поддерживающей все бизнес-процессы.
В настоящее время рынок программных продуктов предлагает большое число разнообразных прикладных программ для автоматизации оперативного учета финансово- хозяйственной деятельности предприятий, например «БЕСТ», «ПАРУС», «АСПЕКТ»,
«1C» и многие другие.
Основные достоинства таких программ:
• ведение синтетического и аналитического учета применительно к потребности предприятия;
• возможности ведения количественного и многовалютного учета;
• получение всей необходимой отчетности и необходимых документов по синтетическому и аналитическому учету;
• полная настраиваемость: возможность изменять и дополнять план счетов, систему проводок, настройки аналитического учета, формы первичных документов, формы отчетности;
• возможность автоматической печати выходных и первичных документов и т.д.
За счет полной настраиваемости эти программные продукты успешно используются на малых предприятиях, в торговле, бюджетных организациях, совместных фирмах и т.д. Имеются возможности ведения учета для одной организации на нескольких компьютерах и на одном компьютере для нескольких организаций.
Для крупных фирм в качестве программного обеспечения комплексной информационной технологии управления предприятием используются программные комплексы, реализованные в архитектуре «клиент-сервер» (например, пользовательские программные комплексы «Галактика», R3 SAP и др.).
Основными принципами, реализованными в таких программных комплексах, являются:
1)
интеллектуальность — решение задачи управления предприятием в отличие от традиционного подхода — регистрации и накопления информации;