Файл: Конспект (тезисы) лекций по дисциплине Философия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 424

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Важным компонентом теоретического сознания является идеология как теоретическое выражение интересов той или иной группы людей (класса, общности) по отношению к существующей социальной действительности и способам её возможного преобразования. Идеология всегда пристрастна, далека от объективности, а потому в той или иной мере искажает реальность, хотя нередко мимикрирует под науку (как, напр., марксизм или современные либеральные идеологии).

Формы общественного сознания отличаются друг от друга по предмету отражения, а также по способам отражения и общественной роли. Традиционно к формам общественного сознания относили научное, религиозное, нравственное, философское, эстетическое, политическое и правовое сознание. Сегодня, по нашему мнению, в этот список надо добавить экономическое и экологическое сознание, выражающие, соответственно, отношение людей к сфере хозяйства и к природе.
ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. Духовная жизнь общества представляет собой совокупность всех процессов жизнедеятельности социума по созиданию, обмену, распределению, хранению и усвоению духовных ценностей и информации.

2. Духовная сфера – это более узкое понятие, а именно лишь сторона духовной жизни, связанная со специализированным (профессиональным) духовным производством.

3. Основными элементами духовной сферы выступают наука, образование, мораль, религия, искусство, идеология, средства массовой информации (СМИ).
Основная литература:

  1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 383-398.

  2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1989. С. 445-455.

  3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 190-196, 240-249, 254-259, 282, 329-331, 392-393.

  4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1991. С.265-271.

  5. Злотников Ю.Я. Самовоспитание сотрудников пожарной охраны: философско-методологические аспекты // Проблемы культуры сотрудников Государственной противопожарной службы: Сборник трудов. – М., АГПС МЧС РФ, 2003.

  6. Зотова Л.В. Идеология в системе культуры. Политическое воспитание сотрудников государственной противопожарной службы // Проблемы культуры сотрудников Государственной противопожарной службы: Сборник трудов. – М., АГПС МЧС РФ, 2003.


Дополнительная литература:

  1. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 2002.

  2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.

  3. Дробницкий О.Г. Понятие морали: историко-критический очерк. – М., 1974.

  4. Коллингвуд Р. Дж. Принципы искусства. М., 1999.

  5. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.

  6. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. – М., 1992.

  7. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М., 1989.

  8. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

  9. Швейцер А. Культура и этика. – М., 1992.


Тема 20. Личность и общество
План лекции:

  1. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»

  2. Основные модели и механизмы взаимоотношений личности и общества

  3. Свобода и ответственность, свобода и необходимость в жизнедеятельности личности и общества


ВВЕДЕНИЕ
На предыдущей лекции мы с вами системно и целостно рассмотрели духовную жизнь как общества, так и отдельного человека. Носителем же как самой духовности в целом, так и отдельных духовных потребностей и интересов, ценностных ориентаций выступает сам человек, который в философии и гуманитарных науках анализируется с помощью уже иного ряда понятий, главные из которых: «индивид», «индивидуальность», «личность». Сегодня мы с вами и попытаемся разобраться в сути этих понятий, а также рассмотрим проблему взаимоотношений личности и общества.

Таким образом, цель нашей лекции состоит в том, чтобы изучить проблему личности и общества в философии.
Вопрос 1. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»
Категория личности одна из самых известных, широко используемых в науке, религии, философии. Именно поэтому это понятие — самое неопределенное, неясное, чрезвычайно многозначное. Однако кроме этого понятия для характеристики конкретного человека используются и другие термины, в частности, «индивид», «индивидуальность», а также «Я», «Самость» и некоторые другие.

Давайте попробуем разобраться, что же стоит за всеми этими понятиями, что означает каждое из них, какие стороны человеческого существа подчеркивают.

Слово «личность» происходит от слова «лик», «личина», под последними понимается внешность человека, то, каким он нам является: веселым или грустным, общительным или погруженным в себя, озлобленным или добросердечным. В ангийском языке русскому слову «личность» соответствует термин «person», имеющий древнегреческое происхождение. В Древней Греции так называлась театральная маскаактера. Но ведь маску можно сменить на любую другую! В американском фильме «Маска», в котором главную роль исполняет известный комик Джим Керри, маска неузнаваемо меняет поведение главного героя, т.е. наделяет его другой личностью, однако сущность его остается неизменной.

Что же такое эта сущностьчеловека? Если она не совпадает с нашей личностью, то, возможно, сущность тождественна нашему Я?

Согласно психосинтезу, Я — это центр чистого самосознания, центр Воли, способный владеть и управлять интеллектом, эмоциями, физическим телом и всеми психическими процессами человека. Таким образом, Я человека и его Личность не тождественны: Я может управлять Личностью, воздействовать на Неё и Её формировать.



Если мы вспомним множество других явлений, где наше Я выступает не столько субъектом деятельности, сколько наблюдателем, будь то наши влюбленности или наши страхи, которые мы не вызываем намеренно, а которые, напротив, владеют нами, нередко даже тиранят нашу личность и наше Я. Если мы примомним, что все эти и многие другие явления коренятся в нашем бессознательном, над которым мы имеем весьма эфемерную и ограниченную власть, то тогда станет ясным, что наше Я – пожалуй, не самое глубокое и не самое главное измерение нашего существа.

Но что же тогда главное, самое глубокое и существенное? Разумеется, это наша Сущность, это то, что Карл Густав Юнг назвал словом «Самость». По нашему мнению, Самость можно определить как большей частью бессознательное глубинное ядро нашего существа, которое лучше нас самих знает, кто мы и для чего пришли в этот мир.

По-видимому, Самость подключена к Вселенскому Разуму (Информационному полю Вселенной), способна черпать оттуда информацию как о прошлом, так и о будущем не только нашей личности, но и всего мира. Именно поэтому Самость не способна ошибаться, именно потому, что знает о будущем, способна нас правильно вести по пути нашей Судьбы.

Отсюда вытекает, что у каждого человека изначально, с момента рождения есть Судьба, некая миссия, к которой он призван, которую должен найти и реализовать. Если же мы отклоняемся от этой миссии, то Самость наказывает нас неудачами, пытаясь так вернуть на тот единственный путь, который избран для нас Вселенной.

Но если с тем, что такое Я и Самость мы уже разобрались, зафиксировали определения этих понятий, то с Личностью еще нет. А потому вернемся к понятию «личности», а также выявим смысл понятий «индивид» и «индивидуальность». Личность — социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему социально-значимых черт, присущую индивиду.

Из этого определения вытекает следующее:

во-первых, носителем личности является человеческий индивид;

во-вторых, личностью не рождаются, а становятся;

в-третьих, стать личностью можно только в процессе общения, социального взаимодействия с другими людьми;

в-четвертых, относительная устойчивость личности означает, что её невозможно быстро изменить, однако постепенно и медленно можно либо развивать и совершенствовать, либо разрушать и ухудшать;


в-пятых, личность есть системное, т. е. организованное и целостное образование, представляющее собой упорядоченную совокупность подсистем и элементов.

Теперь попробуем определить понятия «индивида» и «индивидуальности». Индивид – это единичное человеческое существо, носитель личности. Понятие «индивидуальности» характеризует своеобразие, неповторимость личности. В целом, индивидуальность – это уникальное сочетание личностных черт, присущее индивиду.

От вопроса о сущности личности перейдем к проблеме ее структуры.

Существует несколько подходов к решению проблемы структуры личности. В отечественной наукенаиболее влиятельным является анализ личности через выделение её подсистем. Среди последних в качестве основных выделим следующие: когнитивную,представляющую собой совокупность знаний, присвоенных человеком в ходе жизни; практически-деятельностную,состоящую из приобретенных умений и навыков; эмоционально-аффективную, складывающуюся как из мимолетных, так и из постоянных чувств, установок, стереотипов восприятия, испытываемых человеком и влияющих на его поведение, образ мыслей и т. п.; аксиологическую, образуемую ценностными ориентациями индивида. Последние образуют своеобразное ядро личности, поскольку определяют её направленность, ориентацию на те или иные морально-этические абсолюты: Добро, Справедливость, Истину, Красоту, Власть, Деньги и пр.

В целом, названные четыре подсистемы составляют культуру личности,которая надстраивается над её природой. В последнюю, как мы уже выяснили раньше, входят свойства и качества индивида, определяемые его генами. К их числу можно отнести телесные особенности, задатки, темперамент. Несмотря на свою генетическую обусловленность, названные образования также могут корректироваться (т.е. изменяться в определенных границах) человеком либо сознательно, планомерно, либо бессознательно, стихийно.
ВЫВОДЫ по 1 вопросу:

1. Человеческое существо, его сущность и существование раскрываются в философии через следующий ряд понятий «индивид», «индивидуальность», «личность», «Я», «самость».

2. Индивид – это единичное человеческое существо, носитель личности и самости человека. Индивидуальность – это уникальное для каждого человека (индивида) сочетание личностных черт. Личность – это самостоятельный субъект жизнедеятельности, обладающий свободой, единством самосознания, разумом и волей.
Вопрос 2. Основные модели и механизмы взаимоотношений личности и общества

Когда мы поднимаем тему «Личность и общество», то речь идет, прежде всего, о моделях и механизмах взаимоотношения личности и общества. Модели связаны с проблемой приоритетов, с вопросом о том, что важнее – личность или общество, чьи интересы должны быть на первом месте – личные или общественные. Механизмы связаны со взаимодействием личности и общества, с влиянием личности и общества друг на друга.

Когда мы говорим о приоритетах, о том, что важнее -- личность или общество, чьи интересы первичны и должны защищаться прежде всего, то можем выделить две диаметрально противоположные позиции, нашедшие свое отражение и в истории человечества. На ранних этапах развития человечества приоритет однозначно оставался за обществом, коллективом, родом. В первобытном обществе, равно как и в странах Востока, и при тоталитарных режимах индивид выступает лишь «винтиком» социальной машины, легко заменимыми не обладающим высокой ценностью. Такая модель взаимоотношений общества и индивида получила название коллективистской. С развитием капитализма и становлением демократического общества либерального типа стала формироваться альтернативная, индивидуалистическая модель, в которой приоритет отдается интересам личности, в то время как общество трактуется в качестве средства обеспечения реализации интересов, прав и свобод личности.

В рамках коллективисткой модели можно выделить еще две: более жесткую тоталитарную модель и более мягкую авторитарную. В первой модели общество стремится полностью контролировать личность, не только ее поведение, но и сознание, и даже бессознательное. В такой модели со стороны государства осуществляется тотальный контроль за личностью, за всеми сторонами жизни людей, начиная с работы и заканчивая личной жизнью. Государство в такой модели также стремится к подавлению инакомыслия, к установлению единообразия мнений.

При авторитарной модели, хотя приоритет остается также за государственными интересами, допускаются значительные области свободной самореализации личности. Государство контролирует только область политики и экономики, а в духовной жизни допускает разнообразие мнений и свободу самовыражения людей.

Теперь обратимся к механизмам взаимодействия личности и общества.