Файл: Конспект (тезисы) лекций по дисциплине Философия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 420

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Важнейшим из них является механизм социализации, связанный с процессом формирования личности на основе усвоения ею социальных ценностей и норм. Социализация – это и есть процесс взаимодействия индивида с социальной средой, в ходе которого происходит усвоение им общественных норм, идеалов. Социализация — это также процесс становления личности, приобщения её к культуре, процесс освоения новых социальных ролей. В ходе социализации происходит перекачка внешнего во внутреннего, общественного в личное, а вместе с этим возникает и формируется сама личность.

К понятию «социализации» наиболее близок по смыслу термин «воспитание», но разница в том, что воспитание — более узкий процесс, одна из сторон социализации. Воспитание — это активная, целенаправленная деятельность воспитателей как носителей общественно-ценного социального опыта по формированию нужных им качеств у воспитуемого. Социализация же зачастую осуществляется стихийно, как бы сама собой, без ясных целей и четкого плана. Неудивительно поэтому, что иногда результатом социализации является усвоение личностью антиобщественных норм и ценностей.

В науке принято говорить о двух видах социализации: первичной и вторичной. Первичную социализацию можно определить как процесс формирования у ребенка речи, мышления, сознания, базовых социальных умений и навыков, процесс усвоения общественных ценностей, норм морали и правил общежития. Объектом вторичной социализации(ресоциализации) выступают уже взрослые. Её можно определить как повторную социализацию взрослых с целью овладения ими новыми социальными ролями, включая, профессиональные знания, умения и навыки.

К важнейшим механизмам социализации можно отнести: подражание, идентификацию, научение (обучение).
ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. Модели взаимоотношения личности и общества связаны с проблемой приоритета, чьи интересы важнее – личности или коллектива, общества, государства.

2. Выделяют две основные модели: коллективистскую, которая исторически первична, а сегодня характерна для стран Востока, и индивидуалистическую, возникающую в эпоху Возрождения, связанную со становлением буржуазных отношений и западного общества либерального типа. В первой модели первичны интересы общества, во второй – интересы индивида. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, что ставит задачу создания срединной – соборной модели, в которой интересы личности и общества признаются равнозначными.


3. Центральным механизмом взаимодействия личности и общества является социализации – процесс усвоения индивидом социальных норм, ценностей, умений, навыков. Выделяют первичную социализацию детей и вторичную социализацию взрослых. Важнейшими механизмами социализации являются подражание, идентификация и научение.
Вопрос 3. Свобода и ответственность, свобода и необходимость в

жизнедеятельности личности и общества
Одной из важнейших проблем, связанных с социальным бытием личности, является проблема свободы. Обычно свобода человека понимается как его важнейший атрибут, неотъемлемая характеристика личности, сущность свободы – в способности действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. Историческое развитие человека и общества неразрывно связано с ростом свободы, поэтому неудивительно, что чем дальше развивалась философская мысль, тем больше внимания уделялось проблеме свободы.

В философии наряду с внешней, проявляющейся в поступках, и внутренней, духовной свободой, выделяют также положительную свободу «для» и отрицательную свободу «от». Свобода «от» -- это отсутствие внешнего принуждения, независимость от чуждых природных и социальных факторов, свобода «для» -- это созидательная способность реализовывать свой творческий потенциал, преобразовывать себя и мир. Считается, что отрицательная свобода является необходимым условием положительной. Отсутствие первой (т.е. наличие внешнего принуждения, давления) воспринимается человеком болезненнее, чем недостаток второй (т.е. неспособности реализовать себя, свои цели).

Также уместно говорить о таких видах свободы, как физическая свобода – это, прежде всего, свобода передвижения (такой свободы, в частности, лишены заключенные в тюрьмах, заложники террористов), свобода распоряжаться своим телом (спать, когда хочу, есть, когда хочу и т.п.), затем можно говорить о гражданских свободах – это свободы, которое утверждает и защищает государство по отношению к каждому гражданину, к таким свободам относятся, в частности, свобода слова. свобода вероисповедания (т.е. свобода совести), тайна переписки, избирательные права и др. Наконец, выделяют также политические свободы – свобода участия в политической деятельности партий и общественных движений, свобода митингов и демонстраций.

В видении большинства философов свобода реальна, но ограничена рамками природной и социальной

необходимости. Поэтому необходимость не противоположна свободе, а составляет её неотъемлемую сторону, грань. Действительной же противоположностью свободы, её антиподом является рабство. Поэтому прав Спиноза, считавший познание необходимости (например, законов природы) условием свободы. В отличие от неизбежности, необходимость не фатальна, а альтернативна, предполагает выбор между различными возможностями, и этот выбор и есть свобода. Как подчеркивал Ж.-П. Сартр, свобода – это невозможность не выбирать, поэтому человек выбирает всегда, даже тогда, когда ничего не делает (в данном случае его выбор – ничего не делать).

Свобода неразрывно связана с ответственностью: чем больше свободы, тем больше и ответственности. Справедливость этого положения легко удостоверяется на примере взаимодействия общества и природы. Сегодня технические возможности цивилизации дают нам огромные возможности по переделке природы, и автоматически возрастает мера ответственности людей за преобразование природы, её сохранение.

В целом же, будет ли человек свободным или станет рабом инстинктов, обстоятельств и пр. зависит от того, верит ли он сам в свою свободу, хочет ли её реализовать и приумножить. Но еще важнее, куда эту свободу человек направит, к каким целям и ценностям, к Добру или Злу.
ВЫВОДЫ по 3 вопросу:

1. Проблема свободы возникает тогда, когда мы стремимся понять, от чего зависят не только наши поступки. Выделяют такие виды свободы, как позитивная «свобода для…» -- способность реализовывать свои цели и планы, и отрицательная «свобода от…» -- отсутствие внешнего принуждения, давления. Также выделяют физическую свободу, гражданские свободы, политические свободы. Наконец, можно развести внешнюю свободу – свободу поступков, действий, и внутреннюю, духовную свободу – свободу мысли.
Основная литература:

  1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 483-488, 496-505.

  2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1989. С. 550-584.

  3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 263-284, 389-392.

  4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1991. С.252-282.

  5. Злотников Ю.Я. Проблема сознания и самосознания в философии. М., 1995.

  6. Липский В.Н. Нравственно-эстетические традиции деятельности российской полиции и ратной службы как факторы формирования личности сотрудников пожарной охраны // Проблемы культуры сотрудников Государственной противопожарной службы: Сборник трудов. – М., АГПС МЧС РФ, 2003.



Дополнительная литература:

  1. Ассаджоли Роберто. Психосинтез: теория и практика. - М.: “REFL- book”, 1994. - 314 с.

  2. Бубер М. Я и Ты. - М., 1993.

  3. Кон И.С. Открытие “Я”. - М.: Политиздат, 1978. С. 74 - 109.

  4. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М., 1999.

  5. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. - М., 1989.

  6. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990.

Тема 21. Философия о сущности и предназначении человека
План лекции:

  1. Человек, его сущность и главные качества. Виды человеческого существования

  2. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека

  3. Проблема любви в истории философии


ВВЕДЕНИЕ


На предыдущей лекции мы с вами начали разговор о человеке. Мы разобрали такие понятия, как личность, индивид, индивидуальность. Сегодня мы продолжим разговор о человеке и рассмотрим ряд центральных проблем философской антропологии, потому цель нашего занятия будет состоять в том, чтобы изучить предмет и наиболее важные, центральные проблемы философской антропологии.



Вопрос 1. Человек, его сущность и главные качества. Виды человеческого

существования
На протяжении всей истории философии человек, его сущность и существование были в центре внимания мыслителей разных стран и эпох. И хотя о человеке философы никогда не забывали, тем не менее, можно отметить три основных «поворота к человеку» в истории философской мысли: первый произошел в античности и был связан с софистами и Сократом, отказавшимися изучать природу и сосредоточившими свой интерес исключительно на человеке; второй поворот был осуществлен гуманистами эпохи Возрождения, поместившими человека в центр мироздания и приравнявшими его к Богу; третье обращение философии к человеку случилось в 20-е годы XX века, когда возникли такие течения, как персонализм, экзистенциализм, философская антропология.

Сегодня философская антропология – одна из центральных философских дисциплин, нацеленная на целостное и многостороннее отражение всех важнейших аспектов человеческого бытия-в-мире. Предметом философской антропологии является целостный человек, т.е. человек, взятый в единстве его телесной и душевной организации, природных и социальных характеристик, как многоуровневое, системное целое.

Проблема природы (сущности) человека (т.е. вопрос о том, что есть человек?) является центральной для философской антропологии. Не углубляясь в историю философской мысли, отметим лишь наиболее важные, сохранившие свою актуальность, позиции по этому вопросу.

1. Человек – общественное животное (zoon politikon). Именно такой ответ на сакраментальный вопрос дал Аристотель в трактате «Политика».

2. Человек -- разумное существо (homo sapiens). Такое понимание человека утвердилось в Новое время