Файл: Конспект (тезисы) лекций по дисциплине Философия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 417

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


во-первых, как «искусство, такое же, как искусство жить», которому можно и нужно учиться;

во-вторых, «любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии того, к кому мы испытываем это чувство», т.е. забота о другом.

Таким образом, главное у Фромма – это понимание любви как «формы продуктивной деятельности», которая «предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею».

В целом же, в центр внимания современной философии стоит проблема разграничения подлинной и суррогатной, настоящей и поддельной, глубокой и поверхностной, возвышающей и унижающей любви.
ВЫВОДЫ по 3 вопросу:

1. Проблема любви – одна из центральных в истории философии, начиная с античности. 2. Первым философом, который поставил любовь в центр философии, был Эмпедокл, для которого Любовь – это универсальная космическая сила притяжения, противоположная Ненависти. У Платона выделяются две основные формы любви: духовная и телесная, первую он возвышает, вторую – осуждает.

2. В современной философии главным в понимании любви является открытие психологов-гуманистов о том, что любовь – это не столько чувство, сколько искусство, мастерство, которому надо учиться, и что мера любви – это не сила чувств, а мера моей заботы о любимом.
Основная литература:

  1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 201-204, 448-464, 473-476, 488-491.

  2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1989. С. 314-332; Ч.2. С. 219-224, 247-258.

  3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 212-221, 230-239, 284-296, 398-418.

  4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1991. С.87-142.

  5. Киричек А.В. Бытийная любовь в «философии сердца» Сафо / Сборник статей V международной практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук». – М.: МФЮА, 2005.


Дополнительная литература:

  1. Гуревич П.С. Философская антропология. Учебное пособие. М., 2002.

  2. О человеческом в человеке / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991.

  3. Русский Эрос, или Философия любви в России – М.: Прогресс, 1991.

  4. Соловьев В.С. Смысл любви // Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика – М.: Искусство, 1991

  5. Философия любви. Ч. 1. (Под общ. ред. Д.П. Горского) – М.: Политиздат, 1990.

  6. Философия любви. Ч. 2. Антология любви / Сост. А.А. Ивин – М.: Политиздат, 1990.

  7. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

  8. Фромм Э. Искусство любить. – М.: Педагогика, 1990.


Тема 22. Человек в научной и религиозной картинах мира
План лекции:

  1. Проблема антропогенеза и альтернативные варианты её решения

  2. Проблема детерминант человеческого бытия. Биологическое и социальное в человеке


ВВЕДЕНИЕ


На прошлой лекции мы рассмотрели предмет и ряд центральных проблем философской антропологии – раздела философии, изучающего сущность и существование человека, атрибуты его бытия в мире. Сегодня мы продолжим изучение проблемы человека, но уже не столько под углом точки зрения философии, сколько с позиций науки и, в меньшей мере, религии. Поэтому целью нашей сегодняшней лекции будет изучение сущности и вариантов решения двух фундаментальных проблем – проблемы антропогенеза и проблемы детерминант человеческого бытия.



Вопрос 1. Проблема антропогенеза и альтернативные варианты её решения
Несмотря на прогресс науки, проблема происхождения человека далека от разрешения и до сих пор представляет собой одну из наиболее дискуссионных областей современного естествознания. В отечественной традиции науку о происхождении человека принято называть антропологией, а сам реальный ход событий, приведший к отделению человека от животных, обычно именуют антропогенезом. Рассмотрим, каковы же основные варианты решения этой проблемы.

Как и в вопросе происхождения Вселенной и жизни, существует несколько основных вариантов решения проблемы антропогенеза, которые располагаются между двумя крайними полюсами, полюсами дарвинизма и креационизма. Представление о божественном творении человека предшествовало появлению научных теорий. Креационистский взгляд мы встречаем уже в мифологических источниках. Однако уже в Древнем мире, с появлением первых ученых и философов, стали обосновываться альтернативные креационизму взгляды, делающие упор на естественное происхождении людей. Так, например, Анаксимандр в VI веке до н.э. утверждал, что люди появились из ила. В настоящее время в связи с ажиотажем вокруг НЛО в моду вошли версии о происхождении человека от внеземных существ, посещавших Землю, или даже от скрещивания космических пришельцев с обезьянами. Последнюю защищает сегодня американский учёный Алан Эрфурт, который в книге «Боги нового тысячелетия» приводит множество логических и фактических аргументов в пользу концепции прививки.

Но с середины XIX века в науке господствует наследующая взглядам Анаксимандра и Демокрита и вытекающая из теории эволюции Дарвина концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян
. Она получила в 20 веке генетическое подтверждение, поскольку из всех животных по генетическому коду ближе всего к человеку оказались шимпанзе.

Ныне живущие шимпанзе или гориллы являются нашими ближайшими родственниками – по подсчётам учёных мы носим 98% общих генов. У человека с этими обезьянами имеется общий предок, с которого обычно и начинают эволюционную ветвь, ведущую к человеку. Учёные назвали его дриопитеком (по-латыни — «древесная обезьяна»), т.к. он обитал на деревьях.

Австралопитеки (по-латыни — «южные обезьяны»), обитавшие в степях Африки примерно 3-5 миллионов лет назад, сделали ещё два шага от животного к человеку. Первым их «достижением» стало прямохождение, а вторым -- изготовление и регулярное использование примитивных орудий.

Следующий в эволюционной лестнице — уже «первый человек», первый представитель рода Ноmo. Это Человек умелый (Homo habilis). Другая ветвь эволюции рода Ноmо, стоящая, по оценкам биологов, выше «человека умелого», — Человек прямоходящий (Ноmo erectus). К этому виду относят питекантропа (по-латыни — «обезьяночеловека»), синантропа («китайского человека» — его останки были найдены в Китае) и некоторые другие подвиды.

И, наконец, вид, к которому принадлежат и живущие сейчас люди, — Человек разумный (Ноmo sapiens).Ещё в начале 90-х годов XX века считалось, что Ноmo sapiens появился 40 тысяч лет назад, однако затем, по мере увеличения числа археологических находок, сроки стали смещаться вниз по хронологической лестнице – 60, 100, 150 тысяч лет назад. Сегодня большинство ученых считают, что будущий победитель в эволюционной гонке возник около 200 тыс. лет назад. Тогда как наш главный конкурент, неандерталец, исчез примерно 30 тысяч лет назад.

По вопросу о локализации родины человека наблюдается наибольшее согласие. Большинство учёных считают, что это была Юго-Восточная Африка (Кения), где традиционно находили самое большое количество пра-людей, прежде всего, австралопитеков. Также именно в Восточной Африке впервые появился Ноmo sapiens и оттуда несколькими волнами расселился по всему свету.

Концепции африканского происхождения противопоставляется концепция мультирегионального происхождения, предполагающая, что наш предковый вид Homo erectus превратился в Homo sapiens в различных точках земного шара независимо.


Каковы же движущие силы, те факторы, которые вызвали перестройку морфологии предков человека в определенном направлении, создали предпосылки для вытеснения питекантропа человеком современным? Центральным и первичным фактором эволюции гоминид по направлению к человеку следует признать изменения окружающей среды, прежде всего, климата, которые «тащили» за собой по цепочке последовательные изменения в обезьянолюдях, заставляя их снова и снова приспосабливаться к этим меняющимся условиям среды.
ВЫВОДЫ по 1 вопросу:

1. Человек возник на Земле в ходе длительного и неравномерного эволюционного процесса — антропогенеза, многие этапы которого до конца не ясны.

2. Основными факторами эволюции человека следует признать изменения окружающей среды, климатических и иных условий, которые заставили приспосабливаться к этим изменениям предков человека, развивая свои способности. Также на эволюцию человека повлияли такие особенности, как стадный образ жизни приматов (социальность), позволявшая накапливать, передавать внутригрупповой опыт, способность к трудовой деятельности, изготовлению орудий труда, что увеличивало адаптивные возможности человека.
Вопрос 2. Проблема детерминант человеческого бытия. Биологическое и

социальное в человеке
Бытие личности, существование человека зависит от множества причин и факторов, которые в совокупности именуются детерминантами человеческого бытия. Они определяют или оказывают влияние на наше поведение и мышление, на нашу личность и поступки, на характер, убеждения, интересы и пр.

Наиболее удобен дихотомический подход, связанный с выделением противоположных пар, своего рода полюсов, крайних точек в пространстве детерминант человеческой жизнедеятельности. Такими парами выступают оппозиции внешнего и внутреннего, биологического и социального, сознательного и бессознательного, материального и духовного, прошлого и будущего. Рассмотрим более подробно содержание каждой пары противоположностей.

1. Внешнее – внутреннее. Внешнее – это то, что находится за пределами психики и организма. К внешним детерминантам относятся, например, неблагоприятная семейная обстановка, нахождение в толпе, магнитные бури, погодные условия и пр. Отсюда видно, что их можно делить на социальные (нахождение в толпе) и природные (погода).