Файл: Инновационный педагогический менеджмент характеризуется как комплекс принципов.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, группу составляют пассивные наблюдатели, они консервативны, менее мобильны, с опасением относятся к изменениям, более подвластны страху за возможные последствия (потерю стабильности, имеющегося статуса и пр.). Третью группу составляют оппоненты. Они либо отвергают изменения, либо критикуют их. Если в эту группу входят творческие и высококвалифицированные специалисты с большим опытом работы, они могут ощутимо повлиять на результативность изменений, так как способны к формированию определенных субкультур и контркультур в организационной культуре библиотеке, могут воздействовать на представителей второй группы, склонять их саботировать изменения.

Для развития инновационной деятельности требуется формирование особой инновационной культуры, создающей «атмосферу» роста инновационной активности, закрепляющей творчество и новаторство в качестве базовых идеалов для сотрудников. Инновационный тип организационной культуры характеризуется значительно более высоким образовательным уровнем персонала; творческой обстановкой и новаторством; постоянным совершенствованием, экспериментаторством и готовностью к риску; динамизмом и мобильностью персонала, его способностью к решению новых задач.

Необходимым условием успешности перемен представляется всесторонняя подготовка педагогов к инновациям (функциональная, психологическая, информационное обеспечение), создание атмосферы творческой самореализации личности педагога – участника изменений. Для этого используются различные педагогические и организационные приемы, способствующие выполнению педагогами различных ролей в инновационном процессе: руководителя, новатора – «генератора идей», члена команды (проектной группы), исполнителя.

Определяющее значение для создания инновационного климата имеет учет организационно-поведенческих факторов, влияющих на осуществление инновационной деятельности, на достижение ее целей. Для эффективного управления изменениями должны быть созданы необходимые условия, при которых активная трудовая деятельность сотрудников становится необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей личности. Если сам процесс профессиональной деятельности приносит сотруднику удовлетворение, то положительные эмоции сразу же вызывают новые инновационные идеи и действия, направленные на их реализацию. Но чаще, чтобы получить желаемое (инновационную активность сотрудников), необходимо предпринять много промежуточных усилий, осуществить программу действий, направленных на формирование инновационного климата. В эту
программу действий входит:

  1. разработка концепции изменений, установление их связи с ценностями и миссией ОУ;

  2. поиск сотрудников, способных к инициированию инновационных идей, их разработке и внедрению в практику;

  3. широкое распространение информации об изменениях внутри ОУ, преодоление сопротивления изменениям;

  4. осуществление конкурса проектов изменений и

  5. временного коллектива (команды), который пойдет в авангарде перемен, выступит «ускорителем» этого процесса;

  6. обеспечение «поддержки творчества», то есть создание определенных условий, благоприятно влияющих на достижение стратегических целей развития ОУ (обучение и переобучение персонала инновационным методикам, применение социальных льгот и статусных отличий для авторов инновационных идей; поощрение инициатив; анализ препятствий и способов их преодоления; гибкое распределение обязанностей);

  7. оценка деятельности сотрудников с учетом вклада в преобразования;

  8. публичное признание и стимулирование новаторов; вознаграждение за достижения;

  9. информирование общества (размещение на сайте ОУ) о ходе перемен и достижениях.

Условиями создания инновационного климата в организации является «культивирование» у персонала творческого и активного отношения к работе, ответственности за ее результаты. Творчество является одним из компонентов профессии педагога и неотъемлемой частью педагогических инноваций. Привлечение сотрудников к участию в управлении изменениями позволяет минимизировать сопротивление и добиться эффективности инноваций.

Создание инновационного климата предусматривает:

  1. развитие у сотрудников ОУ навыков рискового инновационного поведения;

  2. создание «банка идей»;

  3. проведение конкурсов проектов, коллегиального обсуждения («мозговые штурмы» и пр.), разнообразных форм внутриорганизационных мероприятий, сплачивающих персонал, позволяющих выявить резервы;

  4. использование методов материального и нематериального стимулирования творческой активности персонала.

Инновации всегда связаны с риском. Задача управления изменениями заключается в том, чтобы сформировать в сознании сотрудников установку на их способность усилить шансы и компенсировать потери в условиях, когда риск велик, а шансы малы. Привлечение сотрудников к планированию инноваций, поиску инновационных ресурсов, анализу и обсуждению шансов и угроз, просчетов и достижений позволяет устранить препятствия психологического и организационного порядка на пути изменений, достичь ощутимых результатов, сформировать творческое мышление, убежденность каждого в том, что его личный вклад может изменить ситуацию и повлиять на развитие ОУ.



Творческое инновационное мышление проявляется в наличии у персонала определенных навыков рискового поведения:

  1. доминировать и брать на себя ответственность;

  2. быстро входить в новую область деятельности;

  3. учитывать субъективные и объективные обстоятельства, обладать способностью воздействовать на них, уметь анализировать плюсы и минусы в работе, рассматривать их как шансы и угрозы для позитивных изменений, уметь разрабатывать способы предупреждения возможных угроз, использования потенциальных шансов;

  4. действовать в нужном темпе, концентрировать внимание на одних сторонах дела и игнорировать другие (выстраивание «дерева целей», ранжирование целей, определение приоритетов, шансов и угроз возможных при реализации приоритетов);

  5. находить и распределять ресурсы для реализации инноваций.

Учитывая, что инновационная деятельность — поэтапно осуществляемый процесс, попытаемся сгруппировать основные задачи управления персоналом с учетом стадий управления реализацией инновации:

На этапе инициации инноваций это:

  1. изучение особенностей личностного и профессионального развития педагогов, существующих взаимоотношений для оценки инновационного потенциала в сложившихся условиях (инновационной ситуации);

  2. формирование инновационных установок и инновационного сознания в коллективе; разработка факторов, потенциально усиливающих инновационную активность сотрудников.

  3. На этапе принятия решения о необходимости изменений и подготовки базы осуществления инноваций:



  1. создание социальной инфраструктуры изменений (психологическая подготовка коллектива к нововведениям; разработка комплекса мер, обеспечивающих вовлеченность персонала в управление изменениями; широкое информирование сотрудников о задачах, ходе и результатах изменений; стимулирование инновационной активности педагогов; формирование ответственности за осуществление инновации);

  2. формирование кадрового корпуса руководителей — лидеров инновационных изменений;

  3. формирование норм инновационного поведения, выявления творческой индивидуальности и инициативы;

  4. определение комплекса мер стимулирования творческой активности сотрудников (премий, льгот, новых возможностей для обучения, повышения квалификации, карьерного роста, авторских гарантий и приоритетов);

  5. создание среды для творческого развития личности педагога;

  6. определение стимулов, обеспечивающих заинтересованность руководителей структурных подразделений библиотеки в развитии творческого потенциала коллектива.


На этапе подготовки ОУ к изменениям:

  1. формирование у педагогов умения анализировать инновационную ситуацию, реальный и потенциальный спрос на новшества; разрабатывать и внедрять проекты и программы, использовать средства и методы осуществления инновационных отношений и коммуникаций;

  2. обучение методикам инновационной деятельности и навыкам рискового поведения;

  3. определение роли, ответственности и функций каждого сотрудника в реализации инноваций.

На этапе внедрения новшеств и реализации нововведений в инновации:

  1. учет и своевременное определение позитивных и негативных, прямых и опосредованных, ожидаемых и неожидаемых последствий влияния инновационных изменений на деятельность персонала;

  2. изучение комплекса объективных и субъективных факторов, определяющих характер отношения работников к инновационному процессу; изучение психологических барьеров и причин сопротивления библиотекарей изменениям;

  3. преодоление сопротивления инновационным изменениям и корректировка установок персонала с целью дальнейшего инновационного роста, и распространения инноваций в профессиональной среде.

Все рассмотренные задачи нацелены на формирование необходимого отношения педагогов к изменениям. Такое отношение усиливает степень участия педагогического персонала ОУ в инициации и внедрении новшеств, способствует самореализации, усиливает их желание не останавливаться на достигнутом, а стремиться за пределы своей компетенции.


19. Методы стимулирования инновационного поведения педагогического персонала

Современное образование становится все более сложной системой, ей приходится действовать в динамично изменяющемся мире, предъявляющем к ней возрастающие требования. «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу».

Сегодня мало дать воспитанникам систематизированные знания, соответствующие умения и навыки, необходимые для их дальнейшего успешного обучения в школе. Не менее важно научить их ставить и достигать цели, действовать нестандартно. А для этого нужен новый педагог, умеющий мыслить креативно, применять в обучении нестандартные подходы, стремительно саморазвиваться, принимать новшества как данность. Его развитие предполагает необратимое, направленное, закономерное изменение мотивации, то есть «совокупности внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают её границы, формы, придают ей направленность, ориентированную на достижение определённых целей», а также понимания необходимости качественных изменений в ценностных ориентациях, целях, условиях, содержании, средствах и методах, формах организации учебно- воспитательного, управленческого и др. процессов, социально-психологической структуре, благодаря которым педагог приобретает способность достигать более высоких, чем прежде, результатов образования. Данный процесс реализуется благодаря активному освоению инновационной деятельности.

Сложность мотивированного перехода школьного образовательного учреждения в режим развития связана с наличием ряда противоречий, в частности, между осознанием значимости педагогического персонала как самого важного ресурса ОУ и недостатком мотивационных факторов, содействующих повышению профессиональной компетентности и позволяющих эффективно реализовывать потенциал каждого педагога.