Файл: Сравнительный анализ примерных рабочих программ начального общего образования и действующих программ по предмету Сравнительный анализ примерной рабочей программы начального общего образования Русский язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Новые разделы, темы.
В содержание программы включены новые темы:
-
Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет (1- 4 класс) -
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения (2-4 класс) -
Природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений. Правила нравственного поведения в природных сообществах (3 класс) -
Дополнены, уточнены и добавлены формулировки тем (3 класс):
Действующий стандарт | Обновленный вариант по «Окружающему миру». |
Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери | Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери) |
| Размножение и развитие растений. |
Последовательность тематических блоков и выделенное количество учебных часов на их изучение носят рекомендательный характер и могут быть скорректированы с учётом резервных уроков для обеспечения возможности реализации дифференциации содержания с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся.
Какие новые планируемые результаты заявлены
В предметных результатах ПРП заявлено о том, что учащиеся смогут:
-
приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России; -
различать расходы и доходы семейного бюджета; -
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы; -
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.
Характеристика деятельности обучающихся
Примерная рабочая программа составлена на основе системно-деятельностного подхода. Виды деятельности, рекомендуемые в программе предмета «Окружающий мир» представлены через:
-экскурсии, целевые прогулки;
-обсуждение ситуаций по предложенной теме;
-просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов;
-учебный диалог по теме;
-игра-соревнование;
-наблюдение за поведением животных в естественных условиях;
-работа с картой;
-работа в группе, в парах;
-модерирование;
-практическая работа;
-ролевая игра по теме.
На что обратить особое внимание
Содержание универсальных учебных действий по каждому году обучения является наиболее важным разделом примерной программы для понимания обновленного варианта по «Окружающему миру».
Содержательная линия Общее представление о строении организма человека традиционно изучалась в четвертом классе, а теперь предложена для изучения в третьем классе.
Сравнительный анализ примерной рабочей программы начального общего образования «Технология» и программы «Технология» по действующим стандартам.
Что нового в программе
В своей социально-ценностной ориентации Примерная рабочая программа сохраняет исторически сложившееся предназначение дисциплины «Технология» в качестве средства подготовки учащихся к предстоящей жизнедеятельности, в формировании у обучающихся социально ценных качеств, креативности и общей культуры личности.
Программа по учебному предмету «Технология» включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.
Содержание обучения раскрывается через модули, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе начальной школы. Приведён перечень универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, формирование которых может быть достигнуто средствами учебного предмета «Технология» с учётом возрастных особенностей обучающихся начальных классов.
Содержание Примерной рабочей программы структурировано по годам обучения. Для каждого класса определены разделы, которые разбиты на отдельные модули.
Все содержание определяется развивающей и воспитательной направленностью.
Предусмотрен раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета», в котором раскрывается вклад предмета в формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий, соответствующих возможностям и особенностям школьников данного возраста. В первом и втором классах предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается.
В содержательном разделе представленные универсальные учебные действия привязаны к предметной составляющей технологии, при этом количество личностных и коммуникативных уменьшилось, они единые для всех классов, а предметные результаты связаны с конкретным содержанием разделов программы и представлены по мере его раскрытия. Предметное содержание разбито по годам обучения. Тематика модулей одинакова в каждом классе, для каждого модуля определено примерное количество часов на изучение.
Новые разделы, темы.
Содержание программы начинается с характеристики основных структурных единиц курса «Технология», которые соответствуют ФГОС НОО и являются общими для каждого года обучения. Вместе с тем их содержательное наполнение развивается и обогащается концентрически, от класса к классу. При
этом учитывается, что собственная логика данного учебного курса не является столь же жёсткой, как в ряде других учебных курсов, в которых порядок изучения тем и их развития требует строгой и единой последовательности. На уроках технологии этот порядок и конкретное наполнение разделов в определённых пределах могут быть более свободными. В обновленном стандарте два из четырех разделов получили иное название.
Основные модули курса «Технология»:
1. Технологии, профессии и производства.
2. Технологии ручной обработки материалов:
-
технологии работы с бумагой и картоном; -
технологии работы с пластичными материалами; -
технологии работы с природным материалом; -
технологии работы с текстильными материалами; -
технологии работы с другими доступными материалами.
3. Конструирование и моделирование:
-
работа с «Конструктором»*; -
конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных материалов; -
робототехника*.
Звёздочками отмечены модули, включённые в Приложение № 1 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования с пометкой: «с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации»
В общем содержании курса выделенные основные структурные единицы, которые являются обязательными содержательными разделами авторских курсов. Они реализуются на базе освоения обучающимися технологий работы как с обязательными, так и с дополнительными материалами в рамках интегративного подхода и комплексного наполнения учебных тем и творческих практик. Современный вариативный подход в образовании предполагает и предлагает несколько учебно-методических
комплектов по курсу «Технология», в которых по-разному строится традиционная линия предметного содержания: в разной последовательности и в разном объёме предъявляются для освоения те или иные технологии, на разных видах материалов, изделий. Однако эти различия не являются существенными, так как приводят к единому результату к окончанию начального уровня образования.
4. Информационно-коммуникативные технологии*.
Модули обновленного стандарта в основном сохранили прежнее содержание. Оно стало более конкретизировано и разведено по классам. Модуль «Технологии, профессии и производства» предполагает более глубокое изучение профессий. В модуле «Технологии ручной обработки материалов» определены материалы и технологии их обработки по годам обучения. Модуль «Конструирование и моделирование» предполагает решение задач на мысленную трансформацию трёхмерной конструкции в развёртку (и наоборот). В данном разделе, кроме традиционной работы по конструированию и моделированию из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных материалов, при наличии условий
Возможна работа с конструктором и робототехника. Модуль «Информационно-коммуникативные технологии*» обозначен звездочкой и предполагает наличие условий для проведения занятий. Новое название модуля (ранее «Практика работы на компьютере») предполагает знакомство с современной информационной средой, основными источниками информации, получаемой человеком, работу с доступной информацией в Интернете и на цифровых носителях информации.
Какие новые планируемые результаты заявлены
Предметные результаты ПРП отражают широкий и полный спектр результатов, определяющих уровень подготовленности учащихся по технологии. Так как в курсе технологии осуществляется реализация широкого спектра межпредметных связей, результат будет носить интегративный характер.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе наборов «Конструктор» по проектному заданию или собственному замыслу. Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на всех этапах аналитического и технологического процесса при выполнении индивидуальных творческих и коллективных проектных работ.
Робототехника. Конструктивные, соединительные элементы и основные узлы робота. Инструменты и детали для создания робота. Конструирование робота. Составление алгоритма действий робота. Программирование, тестирование робота. Преобразование конструкции робота. Презентация робота.
Практическая работа на персональном компьютере организуется в соответствии с материально-техническими возможностями образовательной организации. Использование средств информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач, в том числе Интернет под руководством учителя
Примерная рабочая программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очередности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, отбору форм и методов организации деятельности учащихся.
Характеристика деятельности обучающихся
Виды деятельности, рекомендуемые в программе ориентированы на удовлетворение интересов учащихся в занятиях продуктивной деятельностью. Закладывают основу для формирования у обучающихся социально-значимых практических умений и опыта преобразовательной творческой деятельности как предпосылки для успешной социализации личности младшего школьника.