Файл: Сравнительный анализ примерных рабочих программ начального общего образования и действующих программ по предмету Сравнительный анализ примерной рабочей программы начального общего образования Русский язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сравнительный анализ примерной рабочей программы начального общего образования «Литературное чтение» и программы «Литературное чтение» по действующим стандартам.
Что нового в программе
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:
— формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
— достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
— осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
— первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
— овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
— овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).
Обратим внимание, что одной из задач в курсе литературного чтения рассматривается смысловое чтение как основа читательской грамотности (функциональной грамотности).
Кроме того, расширено изучение теории литературы: включены новые понятия из курса основной школы по литературе (фольклорная сказка, образ, идея, композиция, портрет, рассказчик, лирический герой, эпическое произведение).
Новые разделы, темы
Обратим внимание, что в ООП НОО (2015 г.) представлены в содержании виды деятельности учащихся на уроке литературного чтения и дана характеристика деятельности обучающихся:
Виды речевой и читательской деятельности:
-
аудирование (слушание); -
чтение (Чтение вслух. Чтение про себя.); -
работа с разными видами текста; -
библиографическая культура; -
работа с текстом художественного произведения; -
работа с учебными, научно-популярными и другими текстами; -
говорение (культура речевого общения); -
письмо (культура письменной речи);
Круг детского чтения
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
В Примерной программе по предмету «Литературное чтение» определены темы (с 1 по 4 класс) и представлены знания и умения, которые должны быть освоены обучающимися с 1 по 4 класс.
1 класс
-
Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). -
Произведения для детей и о детях. -
Произведения о родной природе. -
Устное народное творчество – малые фольклорные жанры. -
Произведения о братьях наших меньших. -
Произведения о маме. -
Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии. -
Библиографическая культура (работа с детской книгой).
2 класс
-
Фольклор (устное народное творчество). -
Мир сказок. -
О детях и дружбе. -
О нашей Родине. -
Звуки и краски родной природы в разные времена года. -
О братьях наших меньших. -
О наших близких, о семье. -
Зарубежная литература. -
Библиографическая книга (работа с детской книгой и справочной литературой).
3 класс
-
Произведения о детях. -
О родине и ее истории. -
Картины природы в произведениях поэтов и писателей 19 и 20 века -
Фольклор (устное народное творчество). -
Произведения о взаимоотношениях человека и животных. -
Литературная сказка. -
Юмористические произведения. -
Зарубежная литература. -
Произведения А. Пушкина. -
Произведения Л. Толстого. -
Произведения И. Крылова. -
Библиографическая книга (работа с детской книгой и справочной литературой).
4 класс
-
Фольклор (устное народное творчество). -
Произведения о детях. -
О родине (героические страницы истории). -
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ— ХХ веков. -
Произведения о животных и родной природе. -
Юмористические произведения. -
Творчество А. Пушкина. -
Творчество Л. Толстого. -
Творчество И Крылова. -
Творчество М. Лермонтова. -
Библиографическая книга (работа с детской книгой и справочной литературой).
Отметим, что существует преемственность в изучении произведений фольклора, авторской литературы, библиографической культуры; обязательным является изучение произведений А. С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова, М. Ю. Лермонтова – классиков русской литературы и культуры.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
Обратим внимание, что в содержание курса литературного чтения впервые введены темы, которые раньше не рассматривались в программе начального образование по предмету «Литературное чтение»:
1 класс
Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных и литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к природе, людям, предметам).
Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь.
Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение.
2 класс
Отражение темы Родины в изобразительном искусстве (пейзажи И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова и др.).
Отражение темы «Времена года» в картинах художников (на примере пейзажей И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина и др.) и музыкальных произведениях (например, произведения П. И. Чайковского, А. Вивальди и др.).
Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу.
Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным (любовь и забота).
Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве писателей и фольклорных произведениях (по выбору). Отражение нравственных семейных ценностей в произведениях о семье: любовь и сопереживание, уважение и внимание к старшему поколению, радость общения и защищённость в семье. Тема художественных произведений: Международный женский день, День Победы.
3 класс
Любовь к Родине и её история — важные темы произведений литературы (произведения одного-двух авторов по выбору). Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края — главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине.
Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия).
Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный словарь устной речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России.
Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии. Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения, выразительность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Характеристика былин как героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.
4 класс
Страницы истории России, великие люди и события: образы Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы (на примере рассказов А. П. Платонова, Л. А. Кассиля, В. К. Железняка, С. П. Алексеева). Осознание понятия: поступок, подвиг.
Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины — защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве художника В. М. Васнецова.
Как видно, из Примерной программы по литературному чтению в содержание включаются не только вопросы, связанные с формированием специфико-предметных умений и метапредметных умений, но рассматриваются темы, связанные напрямую с формированием нравственных и нравственно – этических качеств личности, ребенка. Следовательно, в содержание учебника включаются материалы по истории, культуре народов России, в методический аппарат учебника – задания на осмысление нравственных понятий. Также в курс литературного чтения включены не только произведения литературы, но и живописи, музыки; сравнение разных видов искусств.
В курс литературного чтения включено изучение былин как особой исторической песни.
ПРП составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очередности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов содержания.
Обучение осуществляется на основе системно-деятельностного подхода. В рамках программы предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.
Основные виды деятельности учащихся в ходе освоения предмета «Литературное чтение» построены на принципах системно-деятельностного подхода:
-
смысловое чтение; -
учебный диалог; -
работа с текстом: поиск, интерпретация информации, создание сообщений: -
группировка по разным существенным признакам; -
работа с таблицами, схемами; преобразование в другие виды информации: -
творческая работа; чтение по ролям, инсценирование, сочинение (устное и письменное); -
сравнение героев, произведений; произведений живописи и литературы; музыки и литературы.
В тематическом планировании ПРП по русскому языку дана характеристика деятельности обучающихся на уроке:
- индивидуальная работа;
- работа в парах;
- коллективная работа;
- участие в проектной и исследовательской деятельности.
Какие новые планируемые результаты заявлены