Файл: Сравнительный анализ примерных рабочих программ начального общего образования и действующих программ по предмету Сравнительный анализ примерной рабочей программы начального общего образования Русский язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сравнительный анализ примерной рабочей программы начального общего образования «Литературное чтение» и программы «Литературное чтение» по действующим стандартам.

Что нового в программе

«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.

Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:

— формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;

— достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;

— осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;


— первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;

— овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);

— овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).

Обратим внимание, что одной из задач в курсе литературного чтения рассматривается смысловое чтение как основа читательской грамотности (функциональной грамотности).

Кроме того, расширено изучение теории литературы: включены новые понятия из курса основной школы по литературе (фольклорная сказка, образ, идея, композиция, портрет, рассказчик, лирический герой, эпическое произведение).

Новые разделы, темы

Обратим внимание, что в ООП НОО (2015 г.) представлены в содержании виды деятельности учащихся на уроке литературного чтения и дана характеристика деятельности обучающихся:

Виды речевой и читательской деятельности:

  • аудирование (слушание);

  • чтение (Чтение вслух. Чтение про себя.);

  • работа с разными видами текста;

  • библиографическая культура;

  • работа с текстом художественного произведения;

  • работа с учебными, научно-популярными и другими текстами;

  • говорение (культура речевого общения);

  • письмо (культура письменной речи);

Круг детского чтения

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

В Примерной программе по предмету «Литературное чтение» определены темы (с 1 по 4 класс) и представлены знания и умения, которые должны быть освоены обучающимися с 1 по 4 класс.

1 класс

  • Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская).

  • Произведения для детей и о детях.

  • Произведения о родной природе.

  • Устное народное творчество – малые фольклорные жанры.

  • Произведения о братьях наших меньших.

  • Произведения о маме.

  • Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии.

  • Библиографическая культура (работа с детской книгой).


2 класс

  • Фольклор (устное народное творчество).

  • Мир сказок.

  • О детях и дружбе.

  • О нашей Родине.

  • Звуки и краски родной природы в разные времена года.

  • О братьях наших меньших.

  • О наших близких, о семье.

  • Зарубежная литература.

  • Библиографическая книга (работа с детской книгой и справочной литературой).

3 класс

  • Произведения о детях.

  • О родине и ее истории.

  • Картины природы в произведениях поэтов и писателей 19 и 20 века

  • Фольклор (устное народное творчество).

  • Произведения о взаимоотношениях человека и животных.

  • Литературная сказка.

  • Юмористические произведения.

  • Зарубежная литература.

  • Произведения А. Пушкина.

  • Произведения Л. Толстого.

  • Произведения И. Крылова.

  • Библиографическая книга (работа с детской книгой и справочной литературой).

4 класс

  • Фольклор (устное народное творчество).

  • Произведения о детях.

  • О родине (героические страницы истории).

  • Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ— ХХ веков.

  • Произведения о животных и родной природе.

  • Юмористические произведения.

  • Творчество А. Пушкина.

  • Творчество Л. Толстого.

  • Творчество И Крылова.

  • Творчество М. Лермонтова.

  • Библиографическая книга (работа с детской книгой и справочной литературой).

Отметим, что существует преемственность в изучении произведений фольклора, авторской литературы, библиографической культуры; обязательным является изучение произведений А. С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова, М. Ю. Лермонтова – классиков русской литературы и культуры.

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.

Обратим внимание, что в содержание курса литературного чтения впервые введены темы, которые раньше не рассматривались в программе начального образование по предмету «Литературное чтение»:

1 класс

Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных и литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к природе, людям, предметам).

Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь.

Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение.


2 класс

Отражение темы Родины в изобразительном искусстве (пейзажи И. И.  Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова и др.).

Отражение темы «Времена года» в картинах художников (на примере пейзажей И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина и др.) и музыкальных произведениях (например, произведения П. И.  Чайковского, А. Вивальди и др.).

Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу.

Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным (любовь и забота).

Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве писателей и фольклорных произведениях (по выбору). Отражение нравственных семейных ценностей в произведениях о семье: любовь и сопереживание, уважение и внимание к старшему поколению, радость общения и защищённость в семье. Тема художественных произведений: Международный женский день, День Победы.

3 класс

Любовь к Родине и её история — важные темы произведений литературы (произведения одного-двух авторов по выбору). Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края — главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине.

Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия).

Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный словарь устной речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России.

Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии. Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения, выразительность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Характеристика былин как героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.

4 класс

Страницы истории России, великие люди и события: образы Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы (на примере рассказов А. П. Платонова, Л. А. Кассиля, В. К. Железняка, С. П. Алексеева). Осознание понятия: поступок, подвиг.


Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины — защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве художника В. М. Васнецова.

Как видно, из Примерной программы по литературному чтению в содержание включаются не только вопросы, связанные с формированием специфико-предметных умений и метапредметных умений, но рассматриваются темы, связанные напрямую с формированием нравственных и нравственно – этических качеств личности, ребенка. Следовательно, в содержание учебника включаются материалы по истории, культуре народов России, в методический аппарат учебника – задания на осмысление нравственных понятий. Также в курс литературного чтения включены не только произведения литературы, но и живописи, музыки; сравнение разных видов искусств.

В курс литературного чтения включено изучение былин как особой исторической песни.

ПРП составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очередности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов содержания.

Обучение осуществляется на основе системно-деятельностного подхода. В рамках программы предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.

Основные виды деятельности учащихся в ходе освоения предмета «Литературное чтение» построены на принципах системно-деятельностного подхода:

  • смысловое чтение;

  • учебный диалог;

  • работа с текстом: поиск, интерпретация информации, создание сообщений:

  • группировка по разным существенным признакам;

  • работа с таблицами, схемами; преобразование в другие виды информации:

  • творческая работа; чтение по ролям, инсценирование, сочинение (устное и письменное);

  • сравнение героев, произведений; произведений живописи и литературы; музыки и литературы.

В тематическом планировании ПРП по русскому языку дана характеристика деятельности обучающихся на уроке:

- индивидуальная работа;

- работа в парах;

- коллективная работа;

- участие в проектной и исследовательской деятельности.

Какие новые планируемые результаты заявлены