Файл: Сравнительный анализ примерных рабочих программ начального общего образования и действующих программ по предмету Сравнительный анализ примерной рабочей программы начального общего образования Русский язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В обновлённой ПРП по предмету «Литературное чтение» представлен развернутый перечень планируемых результатов освоение программы.

Личностные результаты разделены на виды воспитания:

  • гражданско-патриотическое воспитание;

  • духовно-нравственное воспитание;

  • эстетическое воспитание;

  • физическое воспитание;

  • трудовое воспитание;

  • экологическое воспитание;

  • ценности научного познания.

Метапредметные результаты разделены на:

  1. познавательные универсальные учебные действия:

  • базовые логические действия;

  • базовые исследовательские действия;

  • работа с информацией.

  1. Коммуникативные универсальные действия:

  • общение;

  • совместная деятельность.

  1. Регулятивные универсальные учебные действия:

  • самоорганизация;

  • самоконтроль.

Требования к предметным результатам: формируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений. Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт деятельности, специфической для данной предметной области, по получению нового знания, его преобразованию и применению.

Предметные планируемые результаты освоения программы представлены для каждого года изучения предмета «Литературное чтение».

В качестве новых предметных планируемых результатов можно отметить следующие:

  1. класс

– владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания);

– читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;

– использовать в беседе изученные литературные понятия (идея), подтверждать свой ответ примерами из текста.

  1. класс

– читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);

– читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;


– составлять план текста (вопросный, номинативный);

– находить в тексте средства изображения (портрет) героя;

– находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении;

– осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой, идея).

3 класс

– находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;

– читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

– читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не

менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);

– читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;

– владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять

связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);

– характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);

– отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;

– осознанно применять изученные понятия (автор, литературный герой, персонаж, идея, эпизод, смысловые части, композиция);

– использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания).

  1. класс

– находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;



– читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочно);

– читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);

– читать наизусть не менее 5 стихотворений;

– различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;

– составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица:

– использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);

– выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге

Характеристика деятельности обучающихся

Обратите внимание, что на уроке используется как индивидуальная, так и групповая форма работы, на которых дети выполняют творческие и практические работы, используя дополнительные источники информации, выполняются самостоятельные работы.

Широко применяется приём наблюдения, например, за местом ударения и.

На каждом уроке осуществляется самооценка и самоконтроль, например проверка своих письменных работ по другим предметам с целью исправления возможных ошибок на применение правила переноса слов.

В ПРП предполагается включение в тематическое планирование возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов.

Тематическое планирование рабочих программы по литературному чтению представлено с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы, с указанием предметного содержания, методов и форм организации обучения.

На что обратить особое внимание

Литературное чтение является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Средствами предмета «литературное чтение» формируется читательская грамотность, читательская самостоятельность как основа функциональной грамотности.

В начальной школе изучение курса литературного чтения имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале литературного чтения станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

Сравнительный анализ примерной рабочей программы начального общего образования «Основы религиозных культур и светской этики и программы «Основы религиозных культур и светской этики» по действующим стандартам.
Что нового в программе

Появилось конкретное содержание по каждому модулю ОРКСЭ на уровне НОО

Новые разделы, темы

Стандарт 2009 г.

Стандарт 2021 г.

Предметная область ОРКСЭ состоит из учебных модулей по выбору:

«Основы православной культуры»

«Основы исламской культуры»

«Основы буддийской культуры»

«Основы иудейской культуры»

«Основы мировых религиозных культур»

«Основы светской этики»

Предметная область ОРКСЭ состоит из учебных модулей по выбору:

«Основы православной культуры»

«Основы исламской культуры»

«Основы буддийской культуры»

«Основы иудейской культуры»

«Основы религиозных культур народов России»

«Основы светской этики»


Какие новые планируемые результаты заявлены

Требования к результатам освоения программы уточнены и расширены по всем видам результатов – личностным, метапредметным, предметным.

Добавлены результаты по каждому модулю основ религиозной культуры и светской этики.

Единые предметные результаты, достигаемые в результате освоения каждого модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики» существенно переформулированы и дополнены:

  1. выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;

  2. выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;

  3. выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;

  4. приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести;

  5. выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий

  6. называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;

  7. выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции.


Характеристика деятельности обучающихся

В тематическом планировании отражено программное содержание по всем разделам (темам) курса; раскрывается характеристика основных видов деятельности обучающихся при изучении той или иной темы.

На что обратить особое внимание.

  • Следует обратить внимание на изменение названия одного из модулей. Название модуля «Основы мировых религиозных культур», изменено на «Основы религиозных культур народов России»

  • Добавлены результаты по каждому модулю основ религиозной культуры и светской этики.

  • Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п.


Сравнительный анализ примерной рабочей программы начального общего образования «Французский язык» и программы «Французский язык» по действующим стандартам.
Что нового в программе

Примерная рабочая программа по французскому языку (ПРП) на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также Примерной программы воспитания.

В пояснительной записке ПРП обновленного ФГОС делается акцент на формирование основ функциональной грамотности. Подчеркивается, что построение программы имеет нелинейный характер и основано на концентрическом принципе.

Место учебного предмета в учебном плане: новая Примерная рабочая программа предусматривает на изучение иностранного языка на этапе НОО 204 часа, по 68 часов соответственно во 2, 3 и 4 классах. В рабочей программе действующего ФГОС отведено 238 ч. на изучение иностранного языка в начальной школе (70 ч. во 2 классе, 61 ч. в 3 классе и 107 ч. в 4 классе).

Цели и задачи обучения иностранному языку в начальной школе в соответствии с обновленным ФГОС условно разделены на образовательные, развивающие и воспитывающие, что выражает преемственность с постановкой задач в соответствии с требованиями действующего ФГОС (образовательная, развивающая, воспитательная).