Файл: Сравнительный анализ примерных рабочих программ начального общего образования и действующих программ по предмету Сравнительный анализ примерной рабочей программы начального общего образования Русский язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На уроках технологии ученики овладевают основами проектной деятельности, которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и использовать информацию.

На что обратить особое внимание

Занятия продуктивной деятельностью закладывают основу для формирования у обучающихся социально-значимых практических умений и опыта преобразовательной творческой деятельности как предпосылки для успешной социализации личности младшего школьника. На уроках технологии ученики овладевают основами проектной деятельности, которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и использовать информацию.

В курсе технологии осуществляется реализация широкого спектра межпредметных связей

Особое внимание нужно обратить на возможность интеграции материала с воспитательной деятельностью, внеурочными занятиями, дополнительным образованием.
Сравнительный анализ примерной рабочей программы начального общего образования «Изобразительное искусство» (и программы «Изобразительное искусство» по действующим стандартам.
Что нового в программе

Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание Примерной рабочей программы структурировано как система тематических модулей, изучение содержания которых в 1-4 классах обязательно. Входит в учебный план в объеме одного учебного часа в неделю.

Примерная рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7-10 лет и ее содержание может быть адаптировано с учетом индивидуальных качеств учащихся.

Все содержание Примерной рабочей программы определяется развивающей и воспитательной направленностью. Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимания роли и значения художественной деятельности в жизни людей, формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, на социализацию личности.


В Программе предусмотрен раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне начального общего образования». В нем раскрывается личностное развитие обучающихся начальных классов, метапредметные результаты (универсальные познавательные действия, в том числе работа с информацией; универсальные коммуникативные действия, универсальные регулятивные действия).

В содержательном разделе Программы дается возможность использовать материал, исходя из региона, уровня развития обучающихся, наличия внеурочной деятельности. Дифференциация материала проходит в основном по степени освоения одинакового для всех материала, не увеличивая количества тем для изучения, а за счет увеличения времени на практическую художественную деятельность. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате.

Новые разделы, темы

В содержание программы включена система тематических модулей в отличие от трех крупных блоков тем в предыдущей программе. Модулей семь: «Графика», «Живопись», «Скульптура», «Декоративно-прикладное искусство», «Архитектура», «Восприятие произведений искусства», и совсем новый модуль «Азбука цифровой графики», который предусматривает моделирование в графическом редакторе, изображение и освоение в программе Paint правил линейной и воздушной перспективы.

Содержание всех модулей изучается с 1 по 4 класс, развиваясь из года в год.

Содержание предмета охватывает все основные виды визуально-пространственных искусств: начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн.

Предусматривается возможность выделения на изучение курса двух учебных часов за счет вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса, не увеличивая количества тем для изучения, а для увеличения времени на практическую художественную деятельность.

В программе большое значение уделяется умению воспринимать, обсуждать и анализировать произведения детского творчества.

Какие новые планируемые результаты заявлены

Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с Приложением №8 к ФГОС начального общего образования, определяющие уровень подготовки обучающихся по программе «Изобразительное искусство», ориентированные на практическую направленность образования.


Характеристика деятельности обучающихся

Примерная рабочая программа допускает вариативный подход к очередности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, отбору форм и методов организации деятельности обучающихся. Основу содержания предмета «Изобразительное искусство» является практическая направленность обучения, развитие творческих способностей обучающихся что соответствует деятельностному подходу в обучении, ориентирующему педагогический процесс на развитие личности обучающихся, на их социализацию.

На что обратить особое внимание

Важнейшим принципом предмета является приоритет практической творческой работы с художественными материалами. Некоторые уроки и учебные задания могут быть даны и на основе компьютерных средств, особенно в модуле «Азбука цифровой графики».

В тематическом планировании предметные составляющие тесным образом связаны с личностными и метапредметными результатами. Основные виды деятельности обучающихся, которые определены программой: наблюдать, рассматривать, анализировать, сравнивать, объяснять, создавать, осваивать, приобретать опыт. При этом в личностных результатах определены патриотическое, гражданское, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое воспитание и ценности познавательной деятельности. Но количество коммуникативных и регулятивных метапредметных учебных действий уменьшилось. В познавательных УУД особо выделена работа с информацией.
Сравнительный анализ примерной рабочей программы начального общего образования «Музыка» и программы «Музыка» по действующим стандартам.
Что нового в программе

Примерная рабочая программа по музыке на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020).


Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).

Основными содержательными линиями при изучении курса «Музыка» являются: музыка как вид искусства; средства музыкальной выразительности; образ и драматургия в музыке; народное музыкальное творчество; особенности музыки различных эпох; отечественная музыкальная культура XIX века; стилевое многообразие музыки XX века; взаимосвязь классической и современной музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира.

Календарно-тематическое планирование представлено по модулям и годам обучения в двух вариантах. Тематическое наполнение модулей также допускает перекомпоновку, исключение отдельных блоков, изменение по количеству учебного времени, отводимого на изучение того или иного блока с учётом возможностей региона, образовательной организации, возможностей дополнительного образования и внеурочной деятельности, уровня общего и музыкального развития обучающихся.

Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.

Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:

  • модуль № 1 «Музыкальная грамота»;

  • модуль № 2 «Народная музыка России»;

  • модуль № 3 «Музыка народов мира»;

  • модуль № 4 «Духовная музыка»;

  • модуль № 5 «Классическая музыка»;

  • модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;

  • модуль № 7 «Музыка театра и кино»;

  • модуль № 8 «Музыка в жизни человека».

Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков, с указанием примерного количества учебного времени.

Для удобства вариативного распределения в рамках календарно-тематического планирования они имеют буквенную маркировку (А, Б, В, Г). Модульный принцип допускает перестановку блоков (например: А, В, Б, Г); перераспределение количества учебных часов между блоками.


Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и внеклассных мероприятий — посещений театров, музеев, концертных залов; работы над исследовательски ми и творческими проектами.

В таком случае количество часов, отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотренных эстетическим направлением плана внеурочной деятельности образовательной организации (п. 23 ФГОС НОО).

Виды деятельности, которые может использовать в том числе (но не исключительно) учитель для планирования внеурочной, внеклассной работы, обозначены в подразделе «На выбор или факультативно».