Файл: Сравнительный анализ примерных рабочих программ начального общего образования и действующих программ по предмету Сравнительный анализ примерной рабочей программы начального общего образования Русский язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • описывать предмет, человека, литературного персонажа;

  • рассказывать о себе, своей семье, друге;

  • выражать свое отношение к предмету речи;

  • создавать связное монологическое высказывание по образцу с использованием вербальных и зрительных опор.

В 3 классе программное содержание монологической речи дополняется пересказом основного содержания прочитанного текста, а характеристика деятельности – умением передавать основное содержание прочитанного текста с использованием вербальных и/или зрительных опор.

В действующей рабочей программе раздел «Характеристика основных видов деятельности учащихся» отражен:

  • в видах речевой деятельности (диалогическая / монологическая речь, аудирование, чтение, письмо);

  • в области языковой компетенции (фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи).

В ПРП обновленного ФГОС кроме вышеперечисленных умений и навыков, также подробно рассмотрены социокультурные знания и умения.

На что обратить особое внимание

Примерная рабочая программа обновленного ФГОС определяет обязательную (инвариатную) часть содержания учебного курса, за пределами которой остается возможность выбора учителем вариативной составляющей содержания образования по предмету.

Особая значимость придается формированию основ функциональной грамотности.

Построение программы имеет нелинейный характер и основано на концентрическом принципе. При этом в каждом классе даются новые элементы содержания и новые требования.

Следует обратить внимание на то, что предметные результаты, в соответствии с обновленным ФГОС, должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, на элементарном уровне. Они являются частью планируемых результатов, наряду с личностными и метапредметными.
Сравнительный анализ примерной рабочей программы начального общего образования «Математика» и программы «Математика» по действующим стандартам.
Что нового в программе

Тематическое планирование рабочих программы по математике представлено с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы, с указанием предметного содержания, методов и форм организации обучения. Дана характеристика деятельности обучающихся.


Пропедевтика формирования универсальных учебных действий.

Расширение предметного содержания для иллюстрации хода освоения УУД.

Полнота представления УУД.

Изменения в содержательном разделе:

  • Планомерное формирование универсальных учебных действий.

  • В первом и втором классах предлагается пропедевтический уровень формирования УУД.

  • Нет уровней достижения планируемых результатов. Появилась возможность для ОО выбирать траекторию изучения предметных областей и предметов. В программе представлена чёткая детализация предметного материала.

  • Конкретизированы, в основном переформулированы, требования к предметным результатам. В предыдущей редакции стандарты включали только общие установки на формирование определенных компетенций. Данные изменения позволяют ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит.

  • Акцент на деятельностной основе обучения.

Новые разделы, темы. Блоки содержания

Стандарт 2009 г.

Стандарт 2021 г.

Числа и величины

Числа и величины

Арифметические действия

Арифметические действия

Работа с текстовыми задачами

Текстовые задачи

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Геометрические величины

Работа с информацией

Математическая информация


Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (УУД) — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Математика» с учётом возрастных особенностей младших школьников.

В познавательных универсальных учебных действиях выделен специальный раздел «Работа с информацией». С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определённые волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность».



Какие новые предметные результаты заявлены

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.

Использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, оценки их количественных и пространственных отношений, в том числе в сфере личных и семейных финансов (п. 43.4.ФГОС НОО, 2021).

Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события).

Характеристика деятельности обучающихся

В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам (темам) содержания обучения каждого класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика видов деятельности, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы (раздела). Представлены также способы организации дифференцированного обучения.

На что обратить особое внимание

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

Младший школьник достигает планируемых результатов обучения в соответствии со своими возможностями и способностями. На его успешность оказывают влияние темп деятельности ребенка, скорость психического созревания, особенности формирования учебной деятельности (способность к целеполаганию, готовность планировать свою работу, самоконтроль и т. д.).

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных
, развивающих целей, а также целей воспитания:

Освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий.

Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события).

Обеспечение математического развития младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.).

Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни.

Обучение математике ориентировано на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

Требования к предметным результатам: - формируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений. Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт деятельности, специфической для данной предметной области, по получению нового знания, его преобразованию и применению.

Акцент на исследовательскую деятельность, изучение явлений и процессов

Акцент на безопасное использование ИКТ. Правила безопасной работы с электронными источниками информации (электронная форма учебника, электронные словари, образовательные сайты, ориентированные на детей младшего школьного возраста).
Сравнительный анализ примерной рабочей программы начального общего образования «Окружающий мир» и программы «Окружающий мир» по действующим стандартам.

Что нового в программе

Примерная рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание».

Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.

Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в каждом классе начальной школы: «Человек и общество», «Человек и природа», «Правила безопасной жизни».

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.

В Тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения каждого класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы. Представлены также способы организации дифференцированного обучения.

Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников.

В первом и втором классах предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается.

С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность».