Файл: 1. Анализ бухгалтерского баланса, его основных статей и расчетных показателей.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 242
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Прямые и косвенные издержки учитываются по калькуляционным статьям затрат на весь выпуск готовой продукции. Средняя себестоимость единицы продукции определяется делением суммы всех издержек за отчетный период на количество выпущенной в периоде готовой продукции.
Издержки вспомогательных производств и управленческие расходы формируются по комплексным калькуляционным статьям затрат.
Попередельный метод учета затрат
Попередельный метод учёта затрат используется в массовых производствах с последовательной переработкой сырья и материалов (нефтепереработка, металлургия, химическая, текстильная промышленность и др.), которая осуществляется в несколько стадий (фаз, переделов).
Прямые издержки производства формируются (отражаются в учете) не по видам продукции, а по переделам. Отдельно исчисляется себестоимость продукции каждого передела (даже если речь идет о выпуске нескольких видов продукции). Косвенные расходы распределяются пропорционально установленным базам. Перечень переделов обуславливается особенностями технологического процесса.
Продукция, полученная в каждом переделе (кроме последнего) является полуфабрикатом собственного производства. Поэтому различают полуфабрикатный и бесполуфабрикатный варианты исчисления себестоимости.
Остатки незавершенного производства на конец периода определяются путем инвентаризации передела.
Себестоимость единицы каждого вида продукции калькулируется комбинированным или одним из пропорциональных способов.
Позаказный метод учета затрат
Позаказный метод учёта затрат используется в Индивидуальном и мелкосерийном производстве сложных изделий (судостроение, машиностроение).
На предприятии путем заполнения специальных бланков открываются заказы. Принятые к исполнению заказы регистрируются и им присваивается номер. После открытия заказа вся документация по нему составляется с указанием кода заказа. Копия извещения об открытии заказа передается в бухгалтерию, где составляется карта аналитического учета издержек производства по заказу.
Прямые основные издержки производства учитываются в разрезе калькуляционных статей по производственным заказам. Остальные издержки учитываются по местам возникновения и в дальнейшем включаются в себестоимость заказов путем распределения. До выполнения заказа все производственные расходы, которые к нему относятся, считаются незавершенным производством.
По окончании работ заказ закрывается. Определяется индивидуальна себестоимость единицы продукции (заказа).
Калькуляция себестоимости – это определение трат на единицу продукции. К примеру, компания занимается производством дверей. В данном случае рассчитываются затраты на изготовление одной двери. Себестоимость включает в себя затраты по следующим направлениям:
-
Транспортировка продукции. -
Стоимость товара. -
Доставка сырья или продукции. -
Пошлина, НДС и таможенные платежи. -
Материал, сырье.
В себестоимость входит много параметров. Калькуляция позволяет определить затраты по каждому направлению. В дальнейшем можно проанализировать рациональность этих трат, а затем снизить их. Руководитель ищет наиболее эффективные методики уменьшения затрат.
Можно выделить следующие виды калькуляции:
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 19
Нормативная. При определении себестоимости в расчет берутся нормы расхода сырья, действительные на начало месяца. Нужно сказать, что настоящие нормы (которые используются при расчетах) и плановые нормы могут различаться между собой. По этой причине значения нормативной и плановой стоимости также будут разными.
Плановая. Себестоимость продукции в данном случае будет средней. Устанавливается она для конкретного планового периода. При расчете нужно принимать во внимание средние нормативы расходов. Если компания исполняет разовые заказы, формируется сметная калькуляция. Существует также счетная калькуляция, нужная для определения стоимости услуги. Она не включает в себя нормы расходов.
Отчетная. Определяется на момент завершения отчетного периода. При формировании отчетной калькуляции потребуются данные бухучета: фактические затраты, траты на производство, количество изготовленного товара. Данная форма обеспечивает возможность отслеживания исполнения плана по снижению себестоимости продукции. Отчетная калькуляция нужна для установления динамики уменьшения или увеличения себестоимости. Она позволяет найти реальную стоимость продукта, определить разницу между себестоимостью фактического и планового характера.
Для чего нужна калькуляция? Она требуется для решения следующих задач:
-
Определение реальной себестоимости отдельной продукции, работы или услуги. -
Контроль над расходами с учетом нормативных актов и нормативов трат. -
Установление рентабельности. -
Оценка результативности трудовой деятельности. -
Оценка эффективности работы отдельных подразделений. -
Сбор информации о предстоящем анализе резерва для уменьшения себестоимости. -
Оценка запасов готовой продукции и полуфабрикатов.
Составляющие себестоимости зависят от специфики работы организации. К примеру, стоимость строительно-монтажных работ может включать в себя следующие элементы:
-
Материал и сырье. -
Заработок сотрудников. -
Содержание оборудования. -
Общепроизводственные траты. Другие траты (аренда помещения, помощь сторонних компаний, страховые взносы).
Транспортные услуги могут включать в себя эти составляющие:
-
Основные траты (заработок водителей с учетом отчислений во внебюджетные фонды). -
Траты на топливо и амортизацию ТС. -
Траты на обслуживание ТС (приобретение запчастей, содержание гаража, амортизация). -
Общехозяйственные траты. -
Коммерческие траты. -
Управленческие расходы.
В состав себестоимости входят только фактические затраты. К примеру, если компания не арендует помещение, то и в стоимость не будут входить затраты на аренду. Если организация предлагает услуги, то в себестоимость будут входить те материалы, которые используются при оказании услуг.
30.Основные принципы нормативного метода учета и калькулирования.
Нормативный метод учета предполагает предварительное определение нормативных затрат по операциям, процессам, объектам с выявлением в ходе производства отклонений от нормативных затрат. Фактические затраты определяются алгебраическим сложением затрат по нормам и отклонений от них.
Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции характеризуется тем, что на предприятии по каждому виду продукции составляется предварительная нормативная калькуляция, т.е. калькуляции себестоимости, исчисленная по действующим на начало месяца нормам расхода материалов и трудовых затрат.
Основные принципы нормативного метода учета состоят в следующем:
1. Предварительное составление нормативной калькуляции себестоимости продукции по каждому изделию на основе действующих на предприятии норм и смет.
2. Ведение в течение месяца учета изменений действующих норм для корректировки нормативной себестоимости, определения влияния этих изменений на себестоимость продукции и эффективности мероприятий, послуживших причиной изменения норм.
3. Учет фактических затрат в течение месяца с подразделением их на расходы по нормам и отклонения от норм.
4. Установление и анализ причин, а также условий появления отклонений от норм по местам их возникновения.
5. Определения фактической себестоимости выпущенной продукции как суммы нормативной себестоимости, отклонений от норм и изменений норм.
Несмотря на трудоемкость этого метода, его использование позволяет получить достоверную информацию о затратах, необходимую для анализа и контроля.
Возможны две модификации нормативного метода: полный и неполный учет нормативных затрат. Неполный учет нормативных затрат менее трудоемок, но и менее точен, т.к. при нем под нормирование попадают и отражаются в нормативной калькуляции лишь прямые затраты.
Другим возможным недостатком нормативного метода учета может быть неверный учет отклонений фактических затрат от норм: они не всегда документируются, ведется укрупненный учет без определения причин и виновников, суммы неучтенных отклонений и т.д. Серьезной работы от предприятий требует формирование нормативной базы. Поэтому нормативный метод калькулирования и учета затрат не получил должного распространения на отечественных предприятиях.
Применяется в отраслях обрабатывающей промышленности. При применении данного метода должны соблюдаться следующие принципы:
1. Принцип нормативного метода. Составление нормативной калькуляции, осуществляющей работниками ППО, с участием ОТЗ, МТС, бухгалтерии и других служб.
Прежде, чем составить нормативную калькуляцию на изделие, составляем карту на деталь по прямым затратам. Путем группировки нормативных карт на детали, составляем нормативную карту узла, а затем и нормативную калькуляцию на изделие путем суммирования нормативных карт всех узлов.
2. Принцип нормативного метода. Учет изменений норм. Определение влияния этих изменений на себестоимость продукции.
Изменение норм происходит в связи с внедрением новой технологии, нового оборудования, согласно организационных мероприятий.
3. Принцип. Систематический в течение месяца контроль за издержками производства. Выявление отклонений от норм расхода.
По содержанию отклонения от норм подразделяются на отрицательные и положительные.
Отрицательные отклонения представляют собой перерасход затрат и свидетельствуют о нарушениях в технологии, организации и управлении производством.
Положительные отклонения - это экономия затрат и свидетельствуют об осуществлении мероприятий, направленных на снижение издержек производства.
По характеру оформления отклонения от норм подразделяются на три группы:
- Документированные отклонения. Данный способ заключается в том, что в первичных документах материальные и трудовые затраты отражаются в пределах установленных норм. В случаях несоблюдения установленных норм затрат оформляются специальными сигнальными документами (имеют другой цвет или цветную полосу по диагонали).
- Расчетные отклонения выявляются путем осуществления специальных расчетов и возникают при расчете косвенных затрат (общепроизводственных и общехозяйственных расходов),
- Неучтенные отклонения возникают из-за недостатков в системе первичного учета и выявляются после проведения инвентаризации.