Файл: 1. Анализ бухгалтерского баланса, его основных статей и расчетных показателей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Уменьшение уровня рентабельности активов может свидетельствовать о снижении уровня спроса на продукцию предприятия и о перенакоплении активов.

6.Анализ производительности труда и трудоемкости продукции.
Производительность труда определяют как количество произведенной продукции на одного работника или одного рабочего за единицу времени (год, квартал, месяц, день, час). Именно этот показатель определяет уро­вень таких показателей, как объем выработанной продукции, ее себестоимость, расход фонда заработной платы и др.

При анализе производительности труда следует установить степень выполнения соответствующего плана, динамику ее роста и причины изменения уровня производительности труда: изменение объема продукции и численности производственного персонала предприятия, использование средств механизации и автоматизации, наличие или устранение внутрисменных и целодневных простоев, состояние нормирования труда и др.

Для оценки уровня производительности труда применяется система обобщающих, частных и вспомогательных показателей.

Обобщающий показатель производительности труда - выработка на одного работающего или одного рабочего - в значительной степени зависит от материалоемкости отдельных видов продукции, автоматизации производства, структуры продукции. Наиболее объективную оценку производительности труда дает показатель, исчисленный по чистой продукции, т.е. по объему продукции за вычетом материальных затрат и амортизации основных фондов. Частными показателями производительности труда являются трудоемкость продукции определенного вида в натуральном выражении, произведенной за один человеко-день или человеко-час, а вспомогательными - затраты времени на выполнение единицы определённого вида работ или объём выполненных работ за единицу времени.

Для изучения и оценки уровня производительности труда на предприятии рекомендуется составить следующую таблицу:





Частным показателем, характеризующим эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии, является трудоемкость. Между трудоёмкостью продукции и уровнем производительности труда существует обратно пропорциональная зависимость, поэтому следует проводить анализ производительности труда в сочетании с анализом трудоемкости. Трудоёмкость - это затраты рабочего времени на единицу или весь объём изготовленной продукции:



ТЕi = ФРВi / ВПi = 1434,8/10000 = 0,14

где ФРВi – фонд рабочего времени на изготовление i-го вида изделий, ВПi – количество изделий одного наименования в натуральном выражении.

Показатель трудоемкости продукции имеет ряд преимуществ по сравнению с показателем выработки, так как устанавливает прямую зависимость объема производства от трудовых затрат. Кроме того, показатель трудоемкости продукции не зависит от изменений в ассортименте произведенной продукции и обеспечивает сопоставимость результатов.

7..Анализ реализации продукции.

Реализация – один из важнейших показателей деятельности предприятия. Она представляет собой заключительный этап кругооборота средств, а, следовательно, основной источник поступления денежных средств. По объему реализации можно судить о масштабах и роли предприятия в деловом мире, а его изменение в сторону увеличения или уменьшения свидетельствует о положительных или отрицательных тенденциях в развитии бизнеса. В конечном счете величина реализации отражает результаты работы всех производственных подразделений, инженерных и административных служб предприятия, а также степень доверия к нему у потребителей и покупателей. В связи с этим анализ реализации должен привлекать особое внимание.

Основными задачами анализа реализации является:

  1. охарактеризовать источники информации, привлекаемые для анализа;

  2. изучить динамику и степень выполнения плана реализации и объема производства продукции в действующих и сопоставимых ценах;

  3. обосновать факторы изменения реализации продукции и провести их количественное измерение;

  4. оценить выполнение договорных обязательств;

  5. провести анализ качества продукции;

  6. оценить выполнение плана по ассортименту и структуре продукции;

  7. выявление неиспользованных возможностей увеличения объема реализации и выполнения договорных обязательств;

  8. провести анализ показателей ритмичности выпуска и реализации продукции.

Объем реализации может характеризоваться выручкой от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов).

Основные источники информации для проведения анализа: бизнес-план, форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», данные бухучета и др.


реализации (объем продаж) – это результат действия многочисленных факторов. Всю совокупность факторов можно подразделить на 2 группы:

  1. факторы, связанные с процессом производства продукции, т.е. находящиеся в сфере производства;

  2. факторы, связанные с отгрузкой и реализацией продукции, т.е. находящиеся в сфере обращения.

Факторы, действующие в сфере производства, обеспечивают своевременный выпуск готовой продукции. В качестве важнейших факторов можно отметить: обеспеченность предприятия трудовыми и материальными ресурсами и эффективность их использования, техническое состояние основных фондов и уровень их фондоотдачи.

Факторы, действующие в сфере обращения, прежде всего, связаны с надлежащей работой отделов маркетинга, сбыта, финансового, а также с обеспеченностью предприятия упаковкой, тарой, транспортным средством и другими условиями реализации.

При изучении влияния на объем реализации вышеназванных двух групп факторов следует сопоставить объем реализации с объемом товарной продукции в сопоставимых ценах. Для этого воспользуемся аналитической таблицей.

млн.руб.



Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что на изменение фактического объема реализации от предыдущего года и от плана повлияли факторы, действующие как в сфере производства, так и в сфере обращения. Факторный анализ следует начинать с определения объекта факторного анализа.

В нашем примере объектом факторного анализа является отклонение фактического объема реализованной продукции по сравнению с предыдущим периодом и по сравнению с планом. Они составили соответственно: 750 млн.руб. или 3,26% и 850 млн.руб. или 3,71%. Рост объема реализации по сравнению с предшествующим периодом на 750 млн.руб. был обеспечен увеличением выпуска ТП на 600 млн.руб., что в % к объему ТП предшествующего периода составило 2,65%, а также сокращением остатков нереализованной продукции на складе, что позволило увеличить объем реализации на 150 млн.руб., или на 0,61%. Результаты факторного анализа отклонения фактического объема продаж от объема продаж за предшествующий период можно представить в виде схемы:

ОФА +750 млн.руб., или 3,26%

Факторы в сфере Факторы в сфере

производства обращения

+600 млн.руб., или 2,65% +150 млн.руб., или 0,61%

На сверхплановый объем реализации оба фактора также оказали положительное влияние. Схематично это можно представить следующим образом:


ОФА +850 млн.руб., или 3,71%

Факторы в сфере Факторы в сфере

производства обращения

+400 млн.руб., или 1,75% +450 млн.руб., или 1,96%

Таким образом, проведенный факторный анализ показывает, что анализируемое предприятие проделало большую работу по изысканию возможностей увеличения объема производства ТП, а также сокращение остатков нереализованной продукции.

Дальнейший анализ должен быть направлен на изучение факторов, оказавших влияние на рост объема производства ТП. Кроме того, изучаются условия, вызвавшие сокращение остатков нереализованной продукции. Информацию об остатках можно получить из данных бухгалтерского учета.

Важной задачей анализа реализации товаров, продукции, работ, услуг является определение резервов ее роста. Поиск резервов производится по факторам, влияющим на объем реализации, т.е. в сфере производства и в сфере обращения.

К резервам, находящимся в сфере производства, относится комплектный резерв увеличения объема производства ТП за счет повышения эффективности использования производственных ресурсов предприятия.

Резервы роста объема продаж в сфере обращения – это прежде всего, сокращение сверхплановых запасов готовой продукции на складе.

Оперативный анализ реализации

Оперативный анализ реализации продукции позволяет исследовать многостороннюю деятельность всех подразделений предприятия, своевременно выявлять причины невыполнения планов и неиспользованные резервы по увеличению объема продаж.

Оперативный анализ реализации продукции составит перед собой следующие задачи:

  1. контроль за ходом выполнения плана отгрузки продукции;

  2. изучение степени выполнения договорных обязательств перед покупателями;

  3. выявление основных факторов, повлиявших на отклонение от плана реализации продукции.

Процесс реализации товарной продукции проходит в 3 этапа: выпуск продукции, отгрузка и денежные расчеты за отгруженную продукцию. С точки зрения контроля за выполнением плана реализации анализ этих показателей должен проводиться взаимоувязано.

Оценка выполнения плана реализации проводится на основе сопоставления фактического объема реализации с плановым. Такие сопоставления целесообразно проводить в стоимостном и натуральном выражении. Кроме того, оперативный анализ должен проводиться:

  • по ассортименту;

  • покупателям;

  • договорам;

  • видам оплаты.

  • Сопоставления проводятся за день и сначала месяца в журнале оперативного учета реализации продукции. В этом журнале ежедневно фиксируются количество и сумма всей реализованной продукции по отдельным ее видам. При этом выявленные отклонения фактических величин от плановых позволяют выяснить общую производственную обстановку и степень выполнения установленных заданий по выпуску, отгрузке и реализации изделия.

  • Рассматривая числовые значения отклонений показателей, прежде всего, обращают внимание на те, по которым имеется значительный разрыв между фактическими и плановым величинами. Для выяснения и изучения причин неравномерности выпуска, отгрузки и реализации целесообразно использовать баланс товарной продукции, составляемый на декаду.

  • Пример.

  • Прейскурантный номер изделия.