Файл: 1. Анализ бухгалтерского баланса, его основных статей и расчетных показателей.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кгодн (%) = 1 – Кизноса (%)
Износ = Первоначальная стоимость – Остаточная стоимость.
Техническое состояние машин и оборудования определяется не только коэффициентом износа и годности, но и возрастным составом оборудования. При анализе возрастного состава оборудования по каждому виду определяют, сколько единиц из общего колва устаревшего оборудования находится в эксплуатации: до 5 лет, от 5 до 10 лет, от 10 до 20 лет, свыше 20 лет.
Возрастной состав оборудования позволяет судить не только о его тех. состоянии, но и степени морального износа. Оптимальный срок замены оборудования 7 лет, максимальный 10.
К другим показателям оценки состояния машин и оборудования относят их средний возраст.
Х=∑ Хсi х Ai,
где Хсi – это середина интервальной группы;
Аi – удельный вес оборудования i-ой группы.
Средний возраст оборудования рассчитывают по отдельным видам оборудования, а также по всему оборудованию в целом. В ходе анализа тех. уровня машин и оборудования применяют показатель: доля прогрессивного оборудования в общем его количестве.
Чем выше эффективность использования ОФ, тем меньше приходится амортизации на единицу произведенной продукции, а значит ниже себестоимость продукции.
Показатели эффективности использования ОФ:
-
Фондоотдача
При отсутствии данных о товарной продукции можно использовать объем реализованной продукции из Отчета о финансовых результатах.
Данный коэффициент показывает, сколько продукции получает предприятие в расчете на 1 руб. средств, вложенных в ОФ. Фондоотдача – важнейший показатель эффективности использования ОФ.
Факторы, влияющие на фондоотдачу:
-
структура ОФ (чем выше доля активной части, тем выше фондоотдача); -
использование оборудования по времени (коэффициент экстенсивной загрузки оборудования); -
использование оборудования по мощности (коэффициент интенсивной загрузки оборудования); -
обеспеченность материальными ресурсами; -
степень использования персонала (рабочих); -
стоимостной фактор (т.к. объем товарной продукции берется в действующих товарных ценах – на фондоотдачу влияют цены на готовую продукцию, себестоимость сырья и материалов).
При расчете фондоотдачи необходимо учитывать как собственные, так и арендованные ОФ и не учитывать сданное в аренду резервное оборудование и оборудование, находящееся на консервации.
Использование ОФ признается более эффективным в отчетном году по сравнению с предыдущим, если относительный прирост физических объемов продукции будет больше темпов прироста ОФ.
-
Фондоемкость
Данный показатель показывает, сколько ОС в рублях приходится на 1 руб. выпущенной товарной продукции.
-
Фондорентабельность
Показывает, сколько прибыли получает предприятие с 1 руб. средств, вложенных в ОФ.
На фондорентабельность влияют факторы:
-
структура ОФ, т.е. доля активной части в ОФ; -
рентабельность активов.
-
Фондовооруженность
Данный показатель прямо не относится к показателям эффективности. Его используют для оценки уровня технологической оснащенности производства, а также рассматривают как фактор, влияющий на фондоотдачу и фондорентабельность.
Показывает, сколько ОПФ в стоимостной оценке приходится на 1 работающего на предприятии.
Т.к. рост фондоотдачи ведет к увеличению выпуска продукции, необходимо рассчитать прирост продукции за счет роста фондоотдачи.
Пути повышения эффективности использования ОПФ:
-
распродажа излишнего оборудования; -
сдача в аренду излишнего оборудования и площадей; -
организация выпуска новой продукции на имеющихся площадях и оборудовании; -
изучение спроса и стимулирование его на продукцию с целью расширения ассортимента выпускаемой продукции; -
консервация части оборудования; -
устранение непроизводительного использования оборудования; -
проведение плановых ремонтов строго по графику; -
сокращение внутрисменных и целодневных простоев оборудования.
12.Приемы и методы экономического анализа.
Основные методы экономического анализа:
Метод экономического анализа – способ системного, комплексного изучения, измерения влияния отдельных факторов на выполнение хозяйственных задач и динамику развития организации.
Методы анализа:
-
Горизонтальный анализ – сравнение показателей с данными прошлых лет. В результате горизонтального анализа определяется изменение абсолютных величин за анализируемый период (абсолютное отклонение и темп роста); -
Вертикальный анализ – представление информации в виде относительных показателей структуры – удельного веса каждого показателя в его общем итоге; -
Факторный анализ – метод комплексного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Проводится методами цепной подстановки, абсолютных разниц, индексным методом, методом балансового обобщения;
4.Метод финансовых коэффициентов. Финансовые коэффициенты – это относительные показатели, определяются отношением отдельных абсолютных показателей. Финансовые коэффициенты применяются для анализа платежеспособности, устойчивости, рентабельности, деловой активности. Преимущества финансовых коэффициентов по сравнению с абсолютными показателями:
а).устраняется искажающее влияние инфляции;
б).появляется возможность оценить деятельность исследуемой организации относительно других организаций.
5.Трендовый анализ – определение будущего состояния организации на основе устойчивых трендов.
Основные приемы экономического анализа
Каждый метод проводится с помощью различных приемов.
Традиционные приемы анализа:
1) наблюдение – запись информации по определенным принципам и с определенными целями. Может быть сплошное и выборочное наблюдение.
2) способ сравнения – это научный метод познания, в процессе которого изучаемые объекты сопоставляются с уже известными, изученными ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними.
Направления сравнения:
а) сравнение фактических отчетных данных с плановыми. Результатом сравнения является определение процента выполнения плана;
б) сравнение показателей в динамике – с данными предыдущих периодов. Результат сравнения – абсолютное отклонение и темп роста (в процентах);
в) сравнение показателей анализируемого предприятия со средними значениями по отрасли;
г) сравнение показателей деятельности изучаемого предприятия с соответствующими показателями конкурентов;
д) сравнение с зарубежными результатами;
е) сравнение результатов деятельности до и после принятия управленческих решений с целью оценки их эффективности;
ж) сравнение с нормативными значениями. Результат сравнения – определение отклонения от норм.
Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей: одинаковые единицы измерения, а также учет инфляции, например, с помощью индекса-дефлятора (ИД):
А0 = А1 / ИД, где А0,1 – значение показателей в отчетном (1) и прошлом (0) периодах.
Сравнение с базовыми значениями позволяет решить широкий круг аналитических задач, используя в качестве базы сравнения: плановые, нормативные и предельные значения изучаемых показателей, фактические значения показателей за прошлые периоды, среднестатистические значения изучаемых показателей, показатели деятельности конкурентов, оптимальное значение показателя.
Сравнение с плановыми данными производится в процессе оперативного и ретроспективного анализа. В первом случае сравнение используется для контроля за ходом выполнения плана, во втором — для оценки работы предприятия за прошедший период.
1). способ группировки информации. Группировка – деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Результатом группировки являются аналитические таблицы;
2)..графический способ связан с геометрическим изображением функциональной зависимости при помощи линий на плоскости. График позволяет зрительно заметить закономерности, которые содержит числовая информация. Основные виды графиков, используемые в анализе: столбиковые диаграммы, линейные графики, секторные диаграммы;
3). прием детализации – разбиение общих показателей на более частные. Чем более детально разбиты общие показатели, тем лучше и быстрее можно определить причины изменений. К примеру, объем выпуска продукции в целом может быть рассмотрен:
-
по видам выпускаемой продукции с выделением видов продукции, по которым идет невыполнение задания; -
по срокам изготовления (поквартально, за год).
4). выборка – оценка большой совокупности объектов путем изучения свойств отдельных объектов из этих совокупностей.
Экономико-математические приемы анализа:
1) абсолютные, относительные величины.
Абсолютные показатели характеризуют численность, объем, размер изучаемого процесса в денежном или натуральном измерении. Натуральные показатели могут быть и сложными, например, чел-дн., тонн-км. Абсолютные показатели получают или непосредственным подсчетом собранных данных, или расчетным путем:
Абсолютное отклонение ∆П = П1-П0, где П1,0 – значение показателя в отчетном (1) и базисном (0) периоде.
Абсолютные показатели зачастую не дают реального представления о достигнутых результатах и происходящих внутренних изменениях предприятия, поэтому для характеристики результатов деятельности в анализе применяются относительные показатели – отношение абсолютных показателей.
Относительные показатели могут быть представлены:
а) коэффициентом (индексом) ) = П1 / П0;
б) выражаться в процентах и показывают, во сколько раз или на сколько процентов сравниваемый показатель больше (меньше) базисного.
Темп роста (в %) = П1 *100 / П0.
Темп прироста: темп роста – 100%.
Темп снижения: 100% – темп роста.
Базисный темп роста: Пi / П0. 100% – темп роста
Цепной темп роста: Пi / Пi-1, где i – значение показателя за любой период.
в) относительная величина структуры – доля отдельной части в общем объеме (итоге). Ее называют удельный вес.
Удельный вес = Пi * 100 / П общ.
2) средние величины. Виды средних величин: арифметическая простая, арифметическая взвешенная, хронологическая, геометрическая. В эконом. анализе чаще всего используется простая средне арифметическая величина:
Пср = (П0 + П1) / 2.