Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 516

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Согласно Конституции, принятой в 1993 году, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. Право выхода из федерации не предусмотрено.

Федеративное устройство Российского государства – это его политико-территориальная организация. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение составных частей – субъектов Федерации, их взаимоотношения с государством в целом.

По своему устройству Российская Федерация – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ (гл. 3).

Согласно статье 5 Конституции РФ к принципам федеративного устройства России относятся:

– принцип государственной целостности России;

– принцип единства системы государственной власти;

– принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ;

– принцип равноправия и самоопределения народов в России;

– принцип равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях со всеми федеральными органами госвласти.

Российская Федерация – неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения – по территориальному принципу.

Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим. Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов – краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.

Особенности федеративного устройства Российской Федерации

В основе независимости любого государства лежит целостность его территории. Вместе с тем, одним из важнейших характеристик является и его территориальное устройство. Территориальное устройство включает не просто деление государства, но и правовое положение его частей, а также взаимоотношение их друг с другом и с центральными органами власти. Существует ряд классификаций территориального устройства государства.


По типу деления территории государства его устройство может быть разделено па унитарное и федеративное, о чем мы уже упоминали в гл. 1. Территориальное устройство Российской Федерации, а также принципы разделения власти между центром и регионами позволяет определить ее в качестве федерации. Особенности федеративного устройства России во многом связаны с историческими особенностями ее развития в XX в. Так, до 1992 г. в качестве субъектов РФ выделялись республики. Федеративный договор от 31.03.1992 признал субъектами РФ все ее административно-территориальные (края, области, города федерального (республиканского) значения) и национально-административные (автономная область и автономные округа) единицы.

Федеративное устройство России способствует свободному развитию наций и народностей, которые проживают на её территории. Это находит выражение в создании разных форм национальной государственности народов Российской Федерации: республик, автономных округов и области, а также в возможности преобразовать одну форму национальной государственности в другую. Свободное развитие народностей и наций также предполагает активизацию развития национальных языков.

Согласно принципу федерализма основы правового статуса республик, краев, областей, автономных округов и области, городов федерального значения вводятся и гарантируются Конституцией России. При этом конституции республик, уставы краев, областей, автономных округов и области, городов федерального значения не могут противоречить Конституции Российской Федерации.

21. Понятие, основные элементы и особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.

Согласно Конституции РФ, статус субъектов Федерации определяется Конституцией РФ и соответствующими конституциями (уставами) самих субъектов. В теории права категория «статус субъекта права» определяется как система, комплекс основных прав и обязанностей, установленных нормами права за субъектом права. Исходя из изложенного, можно определить статус государственно-территориального образования как комплекс прав и обязанностей, гарантий их осуществления и ответственности за их ненадлежащее исполнение. Таким образом, конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации представляет собой комплекс принадлежащих ему юридических прав и обязанностей, установленных законодательством, а также гарантий осуществления прав и мер ответственности за их ненадлежащее исполнение.



Конституционно-правовой статус субъекта Федерации включает в себя следующие элементы:

1) место в государственном устройстве, социально-политическое положение;

2) общая правосубъектность, которая выступает основанием для участия в конституционных отношениях;

3) комплекс основных прав и обязанностей, установленных нормами права;

4) система гарантий, направленных на обеспечение стабильности правового состояния;

5) конституционно-правовая ответственность.

Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ


  1. Субъект РФ часть федеративного государства (субъекты РФ именуются по-разному: республика, автономная область, край, область, автономный округ, город федерального значения).

  2. Субъект Федерации не является самостоятельным суверенным государством.

  3. Право выхода субъекта Федерации из состава Федерации Конституция РФ не предусматривает.

  4. Изменение статуса субъекта Федерации теоретически может быть реализовано в трех направлениях: повышение статуса, понижение статуса, выход из состава Федерации.

  5. Каждый субъект РФ имеет свою территорию, которая является частью территории РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия.

  6. Одна и та же территория не может быть территорией двух равноправных субъектов Федерации: у каждого субъекта Федерации своя территория, свои органы государственной власти.

  7. система органов государственной власти субъектов РФ определяется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционногостроя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

  8. Каждый субъект РФ имеет свою правовую систему, которая включает конституцию (устав) этого субъекта Федерации, принятые имзаконы и другие нормативные акты, изданные в пределах его компетенции, договоры и соглашения субъекта Федерации с Российской Федерацией, другими ее субъектами, с зарубежными странами, а также акты о делегировании полномочий.

  9. Каждый субъект РФ вправе иметь свою государственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (республики) и центры других субъектов Федерации.

22. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Формы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов.

Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

В статье 71 Конституции РФ определены предметы ведения и полномочия, находящиеся в исключительном ведении Российской Федерации. Статья 72 закрепляет
перечень совместных предметов ведения полномочий Российской Федерации и её субъектов. Наконец, статья 73 Конституции РФ носит бланкетный характер и определяет, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения РФ и её субъектов Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Статья 71

В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;