Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 491
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
Порядок назначения референдума РФ
Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ
Особенности принятия отдельных видов федеральных законов
Статья 10. Государственные служащие
Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы
— осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации
Акты Правительства РФ:
• Постановления (имеет нормативный характер)- Постановления, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. Постановления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.
• Распоряжения (принимаются по оперативным или текущим вопросам, не имеет нормативный характер)- Распоряжения вступают в силу со дня их подписания.
→ Обязательны к исполнению.
→ Подписываются Председателем Правительства РФ.
→ Могут быть обжалованы в суд.
Отставка Правительства РФ:
1. Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Решение о сложении Правительством РФ своих полномочий оформляется распоряжением Правительства РФ в день вступления в должность Президента РФ.
2. Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ.
3. Президент РФ вправе принять решение об отставке Правительства РФ, в том числе в случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ либо отказа Государственной Думы в доверии Правительству РФ (ст. 117 Конституции РФ).
4. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ влечет за собой отставку Правительства РФ.
5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до формирования нового Правительства РФ.
34. Судебная власть в системе государственной власти Российской Федерации. Функции судебной власти
Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Судебная власть характеризуется следующими основными признаками.
1. Судебная власть – вид государственной власти. Она – одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти.
2. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами – судами. Они являются ее непосредственными носителями. Федеральный суд – орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ или федеральным конституционным законом. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Суд состоит из судей, работающих на профессиональной основе, в его состав могут входить представители народа в качестве присяжных народных и арбитражных заседателей.
3. Исключительность судебной власти. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
4. Единство судебной власти находит свое выражение в общих принципах организации и деятельности судов. Исчерпывающий перечень судов установлен Конституцией РФ и Законом о судебной системе. Изменение его возможно только на основе изменения этих актов. Основной закон запрещает создание и деятельность чрезвычайных судов.
5. Независимость, самостоятельность и обособленность судной власти. При выполнении своих функций суды подчиняются только Конституции РФ и закону. Вмешательство в деятельность суда в какой бы то ни было форме в целях воспрепятствовать осуществлению правосудия влечет за собой уголовную ответственность. Судебная власть неделима, решение суда не требует дополнительного утверждения. Суды образуют обособленную систему, организационно никому не подчиненную.
6. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства (форма реализации судебной власти), что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона о судебной системе.
В соответствии с законом (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ) судебная власть осуществляется посредством следующих видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного, уголовного, арбитражного (разновидность гражданского и административного).
7.
Процессуальный порядок деятельности. Этот порядок определяет только закон, изданный на основе Конституции РФ. Процессуальный порядок, регулирующий правила судебной процедуры, является важной гарантией законности деятельности судебной власти, обоснованности и справедливости судебных решений.
8. Подзаконность судебной власти – действие в пределах предоставленной компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение закона. Судьи независимы и подчиняются только Конституции рФ и федеральному закону (ст.120 Конституции, ч. 1, 2 ст. 5 Закона о судебной системе).
Подзаконность судебной власти распространяется как на все ее проявления, так и на все органы, ее осуществляющие.
9. Обязательность постановлений судебной власти для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Решение суда подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Федерации.
10. Народное представительство в осуществлении судебной власти. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных и арбитражных заседателей предусмотрено ч. 5 ст. 32 Конституции РФ.
функциями судебной власти являются: 1) правосудие; 2) судебный контроль за законностью применения мер процессуального принуждения; 3) толкование правовых норм; 4) удостоверение фактов, имеющих юридическое значение; 5) ограничение конституционной или иной отраслевой правосубъектности граждан России.
35. Конституционный Суд Российской Федерации: состав, формирование, компетенция и решения.
Конституционный Суд Российской Федерации — специализированный орган конституционного судебного контроля, самостоятельно осуществляющий правосудие по конституционным делам в особом процессуальном порядке в следующих целях: 1) защиты основ конституционного строя, 2) защиты основных прав и свобод человека и гражданина, 3) обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей ее территории.
Полномочия Конституционного Суда РФ
Основные полномочия:
1) проверка конституционности нормативных правовых актов по запросам органов государственной власти;
2) разрешение споров о компетенции (между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов РФ);
3) проверка конституционности закона, примененного в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан;
Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:
А) между федеральными органами государственной власти;
Б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; В) между высшими государственными органами субъектов РФ.
Решения Конституционного Суда РФ:
Итоговое решение Конституционного Суда РФ — правовой акт, принятый Судом в результате рассмотрения им вопроса, имеющего конституционное значение.
Характерные черты итогового решения Конституционного Суда РФ:
-
→ содержит государственно-властные веления, -
→ выносится от имени государства, -
→ выносится в процедуре конституционного судопроизводства, -
→ окончательно и обжалованию не подлежит, -
→ действует непосредственно и не требует подтверждения каким-либо органом или должностным лицом, -
→ общеобязательно.
• ИТОГОВЫЕ РЕШЕНИЯ
Постановление- принимается по результатам осуществления основных полномочий, а также по результатам проверки конституционности вопроса, выносимого на референдум.
Заключение- принимается по итогам проверки соблюдения порядка выдвижения обвинения против Президента РФ.
• ИНЫЕ РЕШЕНИЯ:
Определение- все иные решения, принимаемые в ходе осуществления судопроизводства, а также о разъяснении решения.
Решение- Решения принимаются по вопросам организации деятельности КС РФ (например, о приостановлении полномочий судьи).
Порядок вступления в силу решений Конституционного Суда РФ:
• Решения, принятые по делу с проведением слушания- Немедленно после провозглашения
• Решения, принятые по делу без проведения слушания-Со дня опубликования
• Иные решения КС РФ-Со дня принятия
После внесения поправок, принятых на всенародном голосовании 1 июля 2020 года, Конституционный суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая председателя Конституционного суда Российской Федерации и его заместителя. При этом все 15 судей, состоявшие в Конституционном суде на момент вступления в силу поправок, продолжили осуществлять свои полномочия до их прекращения по предусмотренным законом основаниям, новые судьи будут назначаться лишь после того, как в Конституционном суде останется менее 8-11 судей[41]. С 1 апреля 2022 года Конституционный суд состоит из 10 судей.
36. Особенности и основные правила конституционного судопроизводства.
Конституционное судопроизводство является самостоятельным видом судопроизводства (наряду с уголовным, гражданским и административным), осуществляется Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ.
Конституционный Суд РФ действует на основании Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ», Регламента Конституционного Суда РФ.
РЕКЛАМА
Общие правила рассмотрения дел. Созыв пленарных заседаний осуществляется Председателем Конституционного Суда, а заседаний палат - председательствующим в палате. В пленарных заседаниях и в заседаниях палат применяется единый порядок рассмотрения вопросов. Решение о назначении дел к слушанию в пленарном заседании или в заседании палат принимается Конституционным Судом в пленарном заседании не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению. В решении указывается очередность слушания дел.
Рассмотрение каждого дела образует предмет особого заседания. Конституционный Суд может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета.
Судья-докладчик назначается Конституционным Судом для подготовки. дела к слушанию, составлению проекта решения, а также изложения материалов в заседании. В его полномочия входят истребование необходимых документов и материалов, поручение производства проверок, исследований, экспертиз, использование консультаций специалистов, направление запросов. Судья-докладчик вместе с председательствующим определяет круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дает распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, о направлении участникам процесса необходимых материалов.
Участниками процесса в Конституционном Суде являются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики.
Сторонами в конституционном судопроизводстве являются: заявители - органы или лица, направившие обращение; органы или должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке; государственные органы, компетенция которых оспаривается.
Стороны обладают равными процессуальными правами, установленными в законе, и равными обязанностями в процессе. Неявка стороны или представителя в заседание не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.