Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 493
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
Порядок назначения референдума РФ
Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ
Особенности принятия отдельных видов федеральных законов
Статья 10. Государственные служащие
Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы
37. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации: принципы их организации и деятельности.
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Единоличные или коллегиальные органы, наделенные властными полномочиями, уполномоченные государством осуществлять его задачи и функции и действующие в установленном порядке.
Принципы организации системы органов государственной власти в субъектах РФ:
1) государственная и территориальная целостность РФ (т. е. субъекты РФ не вправе формировать органы власти, не установленные Конституцией РФ и иными федеральными законами; недопустимо установление каких-либо иных границ между отдельными субъектами РФ, нежели административно-территориальные, и недопустимо установление субъектами РФ пограничных знаков, таможни и таможенных пошлин);
2) суверенитет РФ распространяется на всю территорию РФ (т. е. РФ осуществляет свои исключительные полномочия в любом из ее субъектов и во всех субъектах одновременно в равной мере, никакой орган власти не вправе ограничивать суверенитет РФ);
3) верховенство Конституции РФ (т. е. при формировании органов государственной власти в субъектах РФ и установлении их компетенции необходимо соблюдать положения Конституции РФ, касающиеся соответствующих органов. А также данный принцип означает, что все акты, принимаемые органами власти субъектов РФ, должны соответствовать Конституции РФ и не должны касаться вопросов, не входящих в компетенцию соответствующего органа власти);
4) единство системы государственной власти как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ (т. е. в пределах ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ образуют единую систему государственной власти РФ, таким образом, компетенция этих органов аналогична друг другу, но ограничивается территориальными пределами соответствующего субъекта РФ и предметами ведения, зафиксированными в Конституции РФ);
5) разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную (т. е. принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную должен соблюдаться не только в отношении высших федеральных органов государственной власти, но и в регионах при формировании соответствующих органов);
6) разграничение предметов ведения РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления (т. е. федеральным органам власти предоставлено право по соглашению с органами власти субъектов РФ передавать последним часть своих полномочий. В свою очередь органы власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами власти вправе передавать им свои полномочия, таким образом осуществляя корреспонденцию полномочий внутри единой системы государственной власти РФ. Существует ряд полномочий, которые не могут быть переданы, исключены или иным образом перераспределены между различными уровнями власти: предметы ведения РФ; предметы совместного ведения РФ и ее субъектов; предметы ведения субъектов РФ);
7) невмешательство органов государственной власти субъектов РФ в компетенцию органов государственной власти РФ (т. е. несмотря на единство системы государственных органов власти, ни федеральные органы власти, ни органы власти субъектов РФ не вправе осуществлять полномочия вне пределов своей компетенции, установленной Конституцией РФ, законами или договорами о разграничении предметов ведения между этими органами)
38.Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (далее – законодательный орган), его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Федерации.
Законодательные органы государственной власти субъектов РФ имеют различные наименования: Государственное Собрание – Эл Курултай (Республика Алтай), Народное Собрание (Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика), Законодательное Собрание (Омская, Пензенская области, Республика Карелия), Верховный Совет (Республика Хакасия), городская Дума (г. Москва), областной Совет народных депутатов (Кемеровская и Орловская области), Великий Хурал Республики Тыва.
Число депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) субъекта Федерации и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта РФ. Установленное число депутатов должно составлять:
-
а) не менее 15 и не более 50 депутатов – при численности избирателей менее 500 тыс. человек; -
б) не менее 25 и не более 70 депутатов – при численности избирателей от 500 тыс. до 1 млн человек;.
Порядок избрания. Не менее 50% депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ – не менее 50% депутатов одной из палат указанного органа) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах.
Основной функцией законодательного органа государственной власти субъекта РФ является представительная. Представительство интересов населения субъекта Федерации обеспечивается демократической избирательной системой. В настоящее время в субъектах РФ на выборах законодательного органа государственной власти действует смешанная избирательная система. Не менее 50% депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ, в двухпалатном законодательном органе государственной власти субъекта Федерации – не менее 50% депутатов одной из палат, должны избираться по пропорциональной избирательной системе.
Депутаты законодательного органа государственной власти субъекта РФ, избранные в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в законодательном органе государственной власти субъекта Федерации, входят в депутатские объединения (фракции). Фракция включает в себя всех депутатов, избранных в составе соответствующего списка кандидатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам.
Депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, а также депутаты, избранные в составе списка кандидатов политической партии, собравшей на выборах от 5 до 7% голосов избирателей, вправе образовывать депутатские объединения, не являющиеся фракциями. В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.
Порядок деятельности фракций и порядок формирования и деятельности других депутатских объединений устанавливаются законом субъекта РФ и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации.
Срок полномочий депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта Федерации и не может превышать пять лет.
Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта РФ.
Большинство конституций (уставов) субъектов РФ содержат подробный перечень полномочий, составляющих компетенцию законодательного органа государственной власти субъекта РФ, который:
-
а) принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ней (нему); -
б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта Федерации; -
в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.
39. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации.
Общая характеристика. Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) или глава субъекта РФ возглавляет систему исполнительных органов власти субъекта РФ, обеспечивая в пределах своих полномочий взаимодействие всех органов власти субъекта РФ, представляет субъект РФ в его внешних отношениях и отношениях с физическими и юридическими лицами на территории субъекта РФ.
Наименование должности главы субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций. Используются следующие наименования: президент (например, Республика Татарстан), губернатор (Санкт-Петербург, Севастополь, Свердловская, Челябинская, Костромская области, др.), глава республики (Республика Карелия, Чеченская Республика, др.), глава республики — председатель правительства (Республика Хакасия), глава администрации области (Липецкая область), мэр (Москва) и т. п. Наименование указанной должности не может содержать слова и словосочетания, составляющие наименование должности главы государства — Президент РФ. В этой связи термин «президент» до 1 января 2015 г. должен быть исключен из конституций тех республик, где он еще используется.
Требования к кандидатам. Федеральный законодатель предъявляет к кандидату на замещение должности главы субъекта РФ определенные требования. Им может быть гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.
Способ замещения должности. Глава субъекта РФ избирается гражданами РФ, проживающими на территории данного субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Конституцией (уставом), законом субъекта РФ может быть предусмотрено, что глава субъекта РФ избирается депутатами законодательного (представительного) органа субъекта РФ. До 2004 г. главы субъектов РФ избирались населением, а в период с 2004 по 2012 г. применялась процедура так называемого наделения полномочиями главы субъекта РФ Президентом РФ по представлению регионального парламента из нескольких кандидатов.
Кандидаты на должность главы субъекта РФ выдвигаются политическими партиями. При этом партия вправе выдвинуть кандидатом на указанную должность лицо, являющееся ее членом, либо лицо, не являющееся членом данной или иной политической партии. Законом субъекта РФ может предусматриваться выдвижение кандидатов на указанную должность в порядке самовыдвижения.
Президент РФ по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта РФ, а также с кандидатами, выдвинутыми на указанную должность в порядке самовыдвижения.
Выдвижение кандидата партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10% депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта РФ. Конкретное число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта РФ.
Поддержка кандидата осуществляется путем проставления депутатом представительного органа муниципального образования или избранным на муниципальных выборах главой муниципального образования своей подписи на листе поддержки кандидата с указанием даты и времени ее проставления. Подлинность подписи должна быть нотариально засвидетельствована.