Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 510

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кандидату на должность главы субъекта РФ, выдвинутому в порядке самовыдвижения, кроме получения «муниципальной» поддержки, необходимо также собрать подписи избирателей в количестве, установленном законом субъекта РФ.

Выборы главы субъекта РФ проводятся в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

Срок полномочий. Глава субъекта РФ избирается на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. Конкретный срок полномочий определяется конституцией (уставом) субъекта РФ и исчисляется со дня его вступления в должность. При вступлении в должность глава субъекта РФ приносит присягу на верность народу и Конституции РФ, конституции (уставу) субъекта РФ.

Полномочия. Глава субъекта РФ в соответствии с федеральным законодательством обладает следующими полномочиями:

представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом он вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;

обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;

формирует высший исполнительный орган субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа субъекта РФ;

представляет в законодательный (представительный) орган субъекта РФ ежегодные отчеты о результатах деятельности высшего исполнительного органа субъекта РФ, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом субъекта РФ;

вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного (представительного) органа субъекта РФ, а также созывать вновь избранный законодательный (представительный) орган субъекта РФ на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному (представительному) органу субъекта РФ конституцией (уставом) субъекта РФ;

вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа субъекта РФ с правом совещательного голоса;

обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;


осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Досрочное прекращение полномочий. Полномочия главы субъекта РФ прекращаются досрочно в случае:

а) смерти;

б) отрешения от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом субъекта РФ;

в) отставки по собственному желанию;

г) отрешения от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, регулирующим организацию органов власти субъектов РФ. При этом основанием для утраты доверия Президента РФ является выявление в отношении главы субъекта РФ фактов коррупции или неуре- гулирование конфликта интересов как правонарушений, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

д) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности главы субъекта РФ на период до вступления в должность избранного главы субъекта РФ в случае досрочного прекращения полномочий действующего главы субъекта РФ; его временного отстранения от должности; истечения срока его полномочий; признания его выборов несостоявшимися или недействительными. При этом временно исполняющий обязанности главы субъекта РФ не вправе распускать законодательный (представительный) орган субъекта РФ и вносить предложения об изменении конституции (устава) субъекта РФ.

Акты. Глава субъекта РФ издает указы (постановления) и распоряжения. Его акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, конституции (уставу) и законам субъекта РФ и обязательны к исполнению в субъекте РФ.


Глава Республики Башкортостан является высшим должностным лицом Республики Башкортостан, возглавляет Правительство Республики Башкортостан. 

Глава Республики Башкортостан представляет Республику Башкортостан в отношениях с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, иными федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, в том числе при осуществлении международных и внешнеэкономических связей. 

40. Конституционные основы местного самоуправления.

Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя РФ. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, а в гл. 8, посвященной основам местного самоуправления, этот принцип конкретизируется.

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Конституционный строй современной России невозможно представить без местного самоуправления, которое является важным элементом характеристики России как демократического, правового государства, ориентированного на человека, его права и свободы. Социальная ценность местного самоуправления выражается в том, что оно обеспечивает осуществление народом своей власти, реализацию права граждан на участие в управлении делами государства (ч. 1 и 2 ст. 32 Конституции РФ) и многих других прав и свобод.

Местное самоуправление позволяет территориальному сообществу граждан иметь, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью, решать социальные и иные задачи с учетом местных потребностей. Развитие местного самоуправления создает предпосылки к единению общества, человека и государства,
укреплению Российской Федерации и ее субъектов, служит формой решения национально-культурных вопросов.

Конституционные основы местного самоуправления конкретизируются в Законе о местном самоуправлении, согласно п. 2 ст. 1 которого местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Таким образом, под местным самоуправлением понимается право и способность населения разных территориальных единиц управлять в рамках закона под свою ответственность и в собственных интересах значительной частью общественных дел.

Органы местного самоуправления как таковые не могут быть преобразованы в органы государственной власти, а осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается; создавая органы государственной власти, субъект Федерации не вправе подчинять органы местного самоуправления государственным органам и тем самым лишать граждан права на самостоятельное решение вопросов местного значения.

Самостоятельность местного самоуправления и указание на то, что его органы не входят в систему органов государственной власти, не могут трактоваться как признание абсолютной независимости органов местного самоуправления от органов государственной власти, поскольку они осуществляют свои полномочия в тесном контакте друг с другом. Деятельность органов местного самоуправления должна соответствовать Конституции РФ и основанным на ней нормативным актам: Конституция РФ предусматривает, что реализация органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий подконтрольна государству.

41. Приобретение и прекращение российского гражданства.

Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-Ф

Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство Российской Федерации приобретается
:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению

Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;