Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 513
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
Порядок назначения референдума РФ
Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ
Особенности принятия отдельных видов федеральных законов
Статья 10. Государственные служащие
Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы
религиозные объединения, средства массовой информации.
3. Конституция Российской Федерации: понятие, основные черты и юридические свойства, структура, порядок пересмотра и принятия конституционных поправок.
Конституция — Основной Закон государства, принятый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, верховенством на всей территории РФ и устанавливающий главные принципы организации государственной власти, а также устройства общества и государства и отношения между ними
Ее юридические свойства:
верховенство Основного Закона на всей территории РФ, включая территорию отдельных субъектов РФ;
высшая юридическая сила по отношению к законодательству государства;
особая охрана конституционных норм;
прямое действие конституционных норм;
особый порядок принятия Конституции и внесения в нее изменений.
Основные черты конституции:
основополагающий характер. Конституция как акт высшей юридической силы является нормативной базой всего законодательства. Она обеспечивает внутреннее единство норм национальной правовой системы и эффективные правовые связи с зарубежными правовыми системами;
реальность конституции. Данный признак предполагает ее соответствие сложившимся общественным отношениям;
народность конституции, что предполагает: участие народа в создании и принятии конституции (общенародные дискуссии о новой конституции, разработка, принятие конституции избранным народом парламентом, принятие конституции народом на референдуме); отражение в нормах конституции мнения народа (конституция должна соответствовать желанию народа)
Структура Конституции Российской Федерации. Действующая Конституция Российской Федерации состоит из преамбулы и двух разделов.
Преамбула Конституции Российской Федерации — это ее вводная, вступительная часть, не содержащая правовых норм, однако имеющая существенное значение для понимания смысла Конституции в целом и ее отдельных частей.
В преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.
Структура конституции РФ
Первый раздел Конституции РФ не имеет наименования и включает 9 глав:
• Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1–16)
• Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17–64)
• Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65–79.1)
• Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80–93)
• Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94–109)
• Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110–117)
• Глава 7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118–129)
• Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130–133)
• Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134–137)
Раздел второй Конституции РФ называется «Заключительные и переходные положения». Он не содержит статей, а состоит из 9-ти пунктов. Он включает нормы, устанавливающие порядок вступления в силу Конституции РФ, особенности формирования и деятельности федеральных органов государственной власти в переходный период, нормы о применении законодательства, действовавшего до вступления в силу Конституции РФ и некоторые другие. Его назначение — обеспечить непрерывность, преемственность государственной власти и правовой системы России в переходный период. Поскольку в России завершился переходный период, большинство норм этого раздела Конституции РФ утратило свою актуальность.
Изменение Конституции может быть в виде:
пересмотра;
внесения поправок;
изменения Конституции.
В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.
Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.
Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ): Президент РФ; Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; Правительство РФ; законодательные (представительные) органы субъектов Федерации
В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл. 3-8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России.
5. Толкование Конституции Российской Федерации, конституций и уставов субъектов Российской Федерации: понятие, виды и значение.
Толкование Конституции РФ представляет собой уяснение содержания конституционной нормы. Основанием для толкования Конституции РФ является обнаруживающаяся неопределенность, неясность, неоднозначность в понимании ее положений в процессе правотворчества и правореализации, в связи с конкретными фактическими и правовыми ситуациям.
ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ РФ — официальное разъяснение содержащихся в нормах Конституции понятий.
Действующая Конституция РФ функцию толкования закрепила за Конституционным Судом (ч. 5 ст. 125).
Право толкования возможно по запросам Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, законодательных органов субъектов РФ.
В зависимости от юридической силы результатов толкования выделяются:
– ОФИЦИАЛЬНОЕ толкование – даётся компетентными органами государственной власти и должностными лицами, носит общеобязательный характер
Виды официального толкования:
* аутентическое— разъяснение содержания нормы права тем органом, который их установил.
* делегированное (легальное)— толкование норм права тем органом, который их не устанавливал, но уполномочен законом давать такого рода разъяснение.
* нормативное— толкование норм права, которое является юридически обязательным для применения на практике во всех случаях, когда применяются толкуемые нормы.
* казуальное— толкование норм права при рассмотрении конкретного юридического дела; оно обязательно для применения только в отношении этого дела.
– НЕОФИЦИАЛЬНОЕ– даётся лицами и организациями, не наделёнными властными полномочиями, носит рекомендательный или информативный характер
Неофициальное толкование права тоже дифференцируется по его субъектам.
* обыденноетолкование (осуществляется гражданами, не имеющими юридического образования для собственных потребностей),
* специально-юридическое(осуществляется юристами — судьями, адвокатами, нотариусами, прокурорами и пр.
* доктринальное (осуществляется учёными-юристами в процессе научных исследований).
Давая толкование конституционных норм, Суд применяет самые различные методы толкования: логический, грамматический, системный, исторический и др.
Грамматический– состоит в определении смысла слов, установлении лексической связи между ними.
Исторический состоит в выявлении смысла правовой нормы путем обращения к истории ее принятия и целям, мотивам, обусловившим ее введение в систему правового регулирования.
Систематический состоит в уяснении смысла правовой нормы путем сравнения ее с другими нормами, выявления ее связей в общей системе правового регулирования и конкретного места в нормативном акте, отрасли или системе права.
Цель толкования Конституции – разъяснение воли законодателя, т.е. выявление истинного содержания конституционных норм. Являясь главным субъектом толкования, Конституционный Суд, интерпретируя Основной Закон, повышает его жизнеспособность посредством актуализации его норм.
6. Охрана Конституции Российской Федерации, конституций и уставов субъектов Российской Федерации. Конституционный контроль, понятие и виды.
ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ — комплекс специальных юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности.
В более широком смысле под П.о.К. понимают создание необходимых условий, развитие соответствующих гарантий, совершенствование государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм.
Субъектный состав охраны Конституции в разных странах различный. Чаще всего к нему относят главу государства, суды общей юрисдикции, верховный суд как высшую судебную инстанцию, органы конституционного контроля (судебного и внесудебного характера).
Цель правовой охраны конституции, устава субъекта РФ — обеспечить соответствие им иных нормативных правовых актов субъекта Федерации, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В конституциях, уставах субъектов РФ имеются специальные главы, посвященные государственной защите устава. В них устанавливается, что государственную защиту основного закона субъекта Федерации осуществляют федеральные государственные органы и органы государственной власти соответствующего субъекта Федерации.
Конституционный контроль – это деятельность уполномоченных органов государства, которые преследуют цель выявления и пресечения не согласованных с Конституцией нормативно-правовых актов.
В России контроль осуществляет Конституционный
3. Конституция Российской Федерации: понятие, основные черты и юридические свойства, структура, порядок пересмотра и принятия конституционных поправок.
Конституция — Основной Закон государства, принятый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, верховенством на всей территории РФ и устанавливающий главные принципы организации государственной власти, а также устройства общества и государства и отношения между ними
Ее юридические свойства:
верховенство Основного Закона на всей территории РФ, включая территорию отдельных субъектов РФ;
высшая юридическая сила по отношению к законодательству государства;
особая охрана конституционных норм;
прямое действие конституционных норм;
особый порядок принятия Конституции и внесения в нее изменений.
Основные черты конституции:
основополагающий характер. Конституция как акт высшей юридической силы является нормативной базой всего законодательства. Она обеспечивает внутреннее единство норм национальной правовой системы и эффективные правовые связи с зарубежными правовыми системами;
реальность конституции. Данный признак предполагает ее соответствие сложившимся общественным отношениям;
народность конституции, что предполагает: участие народа в создании и принятии конституции (общенародные дискуссии о новой конституции, разработка, принятие конституции избранным народом парламентом, принятие конституции народом на референдуме); отражение в нормах конституции мнения народа (конституция должна соответствовать желанию народа)
Структура Конституции Российской Федерации. Действующая Конституция Российской Федерации состоит из преамбулы и двух разделов.
Преамбула Конституции Российской Федерации — это ее вводная, вступительная часть, не содержащая правовых норм, однако имеющая существенное значение для понимания смысла Конституции в целом и ее отдельных частей.
В преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.
Структура конституции РФ
Первый раздел Конституции РФ не имеет наименования и включает 9 глав:
• Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1–16)
• Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17–64)
• Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65–79.1)
• Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80–93)
• Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94–109)
• Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110–117)
• Глава 7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118–129)
• Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130–133)
• Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134–137)
Раздел второй Конституции РФ называется «Заключительные и переходные положения». Он не содержит статей, а состоит из 9-ти пунктов. Он включает нормы, устанавливающие порядок вступления в силу Конституции РФ, особенности формирования и деятельности федеральных органов государственной власти в переходный период, нормы о применении законодательства, действовавшего до вступления в силу Конституции РФ и некоторые другие. Его назначение — обеспечить непрерывность, преемственность государственной власти и правовой системы России в переходный период. Поскольку в России завершился переходный период, большинство норм этого раздела Конституции РФ утратило свою актуальность.
Изменение Конституции может быть в виде:
пересмотра;
внесения поправок;
изменения Конституции.
В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.
Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.
Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ): Президент РФ; Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; Правительство РФ; законодательные (представительные) органы субъектов Федерации
В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл. 3-8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России.
5. Толкование Конституции Российской Федерации, конституций и уставов субъектов Российской Федерации: понятие, виды и значение.
Толкование Конституции РФ представляет собой уяснение содержания конституционной нормы. Основанием для толкования Конституции РФ является обнаруживающаяся неопределенность, неясность, неоднозначность в понимании ее положений в процессе правотворчества и правореализации, в связи с конкретными фактическими и правовыми ситуациям.
ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ РФ — официальное разъяснение содержащихся в нормах Конституции понятий.
Действующая Конституция РФ функцию толкования закрепила за Конституционным Судом (ч. 5 ст. 125).
Право толкования возможно по запросам Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, законодательных органов субъектов РФ.
В зависимости от юридической силы результатов толкования выделяются:
– ОФИЦИАЛЬНОЕ толкование – даётся компетентными органами государственной власти и должностными лицами, носит общеобязательный характер
Виды официального толкования:
* аутентическое— разъяснение содержания нормы права тем органом, который их установил.
* делегированное (легальное)— толкование норм права тем органом, который их не устанавливал, но уполномочен законом давать такого рода разъяснение.
* нормативное— толкование норм права, которое является юридически обязательным для применения на практике во всех случаях, когда применяются толкуемые нормы.
* казуальное— толкование норм права при рассмотрении конкретного юридического дела; оно обязательно для применения только в отношении этого дела.
– НЕОФИЦИАЛЬНОЕ– даётся лицами и организациями, не наделёнными властными полномочиями, носит рекомендательный или информативный характер
Неофициальное толкование права тоже дифференцируется по его субъектам.
* обыденноетолкование (осуществляется гражданами, не имеющими юридического образования для собственных потребностей),
* специально-юридическое(осуществляется юристами — судьями, адвокатами, нотариусами, прокурорами и пр.
* доктринальное (осуществляется учёными-юристами в процессе научных исследований).
Давая толкование конституционных норм, Суд применяет самые различные методы толкования: логический, грамматический, системный, исторический и др.
Грамматический– состоит в определении смысла слов, установлении лексической связи между ними.
Исторический состоит в выявлении смысла правовой нормы путем обращения к истории ее принятия и целям, мотивам, обусловившим ее введение в систему правового регулирования.
Систематический состоит в уяснении смысла правовой нормы путем сравнения ее с другими нормами, выявления ее связей в общей системе правового регулирования и конкретного места в нормативном акте, отрасли или системе права.
Цель толкования Конституции – разъяснение воли законодателя, т.е. выявление истинного содержания конституционных норм. Являясь главным субъектом толкования, Конституционный Суд, интерпретируя Основной Закон, повышает его жизнеспособность посредством актуализации его норм.
6. Охрана Конституции Российской Федерации, конституций и уставов субъектов Российской Федерации. Конституционный контроль, понятие и виды.
ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ — комплекс специальных юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности.
В более широком смысле под П.о.К. понимают создание необходимых условий, развитие соответствующих гарантий, совершенствование государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм.
Субъектный состав охраны Конституции в разных странах различный. Чаще всего к нему относят главу государства, суды общей юрисдикции, верховный суд как высшую судебную инстанцию, органы конституционного контроля (судебного и внесудебного характера).
Цель правовой охраны конституции, устава субъекта РФ — обеспечить соответствие им иных нормативных правовых актов субъекта Федерации, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В конституциях, уставах субъектов РФ имеются специальные главы, посвященные государственной защите устава. В них устанавливается, что государственную защиту основного закона субъекта Федерации осуществляют федеральные государственные органы и органы государственной власти соответствующего субъекта Федерации.
Конституционный контроль – это деятельность уполномоченных органов государства, которые преследуют цель выявления и пресечения не согласованных с Конституцией нормативно-правовых актов.
В России контроль осуществляет Конституционный