Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 518
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
Порядок назначения референдума РФ
Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ
Особенности принятия отдельных видов федеральных законов
Статья 10. Государственные служащие
Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы
Суд РФ.
Виды конституционного контроля (формы):
Они могут классифицироваться по различным основаниям:
а) по времени существования конституционный контроль может быть предварительным или последующим. При предварительном контроле акт проверяется до его вступления в силу. Последующий контроль распространяется в принципе на действующие, по крайней мере официально опубликованные акты;
б) по месту существования конституционный контроль может быть внутренним и внешним. Внутренний контроль проводится самим органом, который издает акт, внешний - иным органом. Внутренний контроль как правило предварительный, однако есть примеры и последующего внутреннего контроля. Нередко такой контроль носит консультативный характер и не исключает внешнего контроля. Внешний контроль в большинстве случаев последующий. Во всяком случае, не принятые еще проекты актов, как правило, внешнему контролю не подвергаются.
с) с точки зрения правовых последствий конституционный контроль может быть: консультативным и постановляющим. Решения в порядке консультативного контроля моральной, а не юридической системой. юридически оно никого не обязывает и не связывает. Напротив, решения принимаемые в порядке постановляющего контроля, обязательно, даже общеобязательно: но если оно объявляет акт соответствующий конституции, никакие претензии к нему в этом плане больше не принимаются; если же акт объявлен неконституционным, то теряет юридическую силу. Чаще всего под конституционным контролем понимается именно постановляющий контроль.
7. Конституционный строй Российской Федерации: понятие, элементы.
В правовой науке "конституционный строй" понимается как система общественных, экономических, политических и правовых отношений, которые устанавливаются и охраняются конституцией и всей системой конституционного права в целом.
Конституционный строй - это форма или способ организации государства, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, и обеспечивается подчинение государства праву.
Элементы конституционного строя РФ:
1) республиканская форма правления;
2) суверенитет РФ;
3) права и свободы личности;
4) источник власти - многонациональный народ России;
5) верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;
6) федеративное государственное устройство;
7) гражданство РФ;
8) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
9) организация местного самоуправления.
В понятие конституционного строя часто включают сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.
В связи с этим к признакам конституционного строя можно отнести:
» верховенство права;
» широкие права и свободы человека, их гарантированность;
» участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство;
» разделение властей
8. Институты гражданского общества в системе конституционного строя России: общественные объединения, политические партии.
Согласно ст. 5 ФЗ «Об общественных объединениях»:
«Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения».
В России общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых формах (ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях»): общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия.
Политическая партия - общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (Закон «О политических партиях» (ст. 3, п. 1)).
В России политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на любые выборные должности и в любые представительные органы, и исключительным правом выдвигать списки кандидатов при проведении выборов в Государственную думу, а также при проведении выборов в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации по пропорциональной системе.
9. Конституционные характеристики Российской Федерации.
Основные конституционные характеристики российского государства содержатся в ст. 1, 7 и 14 Конституции РФ. В соответствии с ними Российская Федерация – это демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления, а также социальное и светское государство. Все эти характеристики тесно связаны между собой, равно как и с другими основами конституционного строя.
Провозглашение России демократическим государством является принципиально важным для страны с сильной авторитарной традицией. Демократический характер государства (от греч. demos и kratos – власть народа) означает, что:
• во-первых, единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России;
• во-вторых, власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства;
• в-третьих, власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами, прежде всего посредством свободных выборов и референдума.
Статья 1 Конституции РФ провозглашает Россию федеративным государством. Это означает, что из двух форм территориального устройства – унитарной и федеративной – Россией избрана последняя.
По поводу провозглашения Российской Федерации правовым государством в ст. 1 Конституции РФ
• признает основные неотчуждаемые права и свободы человека в качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне международных стандартов;
• закрепляет господство права в жизни общества и государства, верховенство Конституции и правовых законов (и, соответственно, запрет неправовых законов), связанность государства правом;
• устанавливает правовые принципы и формы осуществления власти, систему разделения власти («по горизонтали» и «по вертикали») и взаимодействия различных ветвей и уровней власти.
Закрепление в ст. 1 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя республиканской формы правления означает, что:
• во-первых, государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов), глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству;
• во-вторых, переход к другой – монархической – форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны, посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;
• в-третьих, монархическая форма правления не может закрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из субъектов РФ.
Рассмотренные выше конституционные характеристики российского государства дополняются положением ст. 14 Конституции РФ, провозглашающим Россию светским государством. Несмотря на особую, традиционно сильную роль Русской православной церкви в жизни российского общества, Конституция РФ устанавливает, что никакая религия в нашей стране не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
В дополнение к характеристикам, данным в ст. 1 Конституции РФ, ст. 7 провозглашает Россию социальным государством.Основные направления социальной политики Российской Федерации как социального правового государства конкретизированы в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения, пособий и иных гарантий социальной защиты.
10. Понятие и принципы конституционно-правового положения личности.
Правовой статус человека и гражданина представляет собой юридическое закрепление в законодательстве страны всей совокупности прав, свобод и обязанностей физических лиц - граждан государства, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Принципы правового статуса личности — это признаваемые и охраняемые государством универсальные начала, на базе которых осуществляются права, свободы и обязанности личности. К ним относятся:
1) гарантированность и защита со стороны государства. В соответствии с Конституцией РФ «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина...» (ч. 1 ст. 17); «... соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст.
2) презумпция неотъемлемости прав и свобод человека и недопустимость их незаконного ограничения. «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч. 2 ст. 17); «В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч. 2, 3 ст. 55);
3) равенство прав, свобод и обязанностей всех граждан без каких-либо дискриминирующих условий, равенство граждан перед законом и судом (ст. 19). В конституционном праве этот принцип трактуется как равенство возможностей, а не фактическое равенство; как следствие, законодательством могут закрепляться особые права для отдельных категорий граждан, не способных по объективным условиям использовать свои права и свободы наравне с другими гражданами (для детей, инвалидов, пенсионеров и др.);
4) непосредственное действие прав и свобод. «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18);
5) запрещение злоупотребления правами и свободами. «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ч. 3 ст. 17);
11. Международные механизмы защиты прав человека
Под международными механизмами защиты прав человека следует понимать созданные в соответствие с нормами международного права международные организационные структуры (комитеты, рабочие группы, специальные докладчики), основным предназначением которых является защита прав человека.
Международная защита прав человека — это совокупность правовых норм, определяющих и закрепляющих в договорном порядке права и свободы человека, обязательства государств по практической реализации этих прав и свобод; а также международные механизмы контроля за выполнением государствами своих международных обязательств и непосредственной защиты нарушенных прав отдельного человека.
Координационным центром сотрудничества государств в области прав человека является ООН.
В рамках ООН разработаны важнейшие международно-правовые актыпо защите прав и свобод человека, фактически установившие международные стандарты в этой области:
• Всеобщая Декларация прав человека 1948г - впервые были разработаны в комплексе не национальные, а общечеловеческие, наднациональные, международно признанные стандарты прав и свобод.
Пакты о правах человека 1966г. Генеральной Ассамблеей ООН были приняты два универсальных договора в области прав человека, именуемые пактами: Международный пакт об экономических, социальных и культурных -- Международный пакт о гражданских и политических правах. Заключительный Акт СБСЕ 1975г. В данном акте впервые нормативные предписания об уважении прав человека и основных свобод были сформулированы в виде самостоятельного принципа современного международного права.
Виды конституционного контроля (формы):
Они могут классифицироваться по различным основаниям:
а) по времени существования конституционный контроль может быть предварительным или последующим. При предварительном контроле акт проверяется до его вступления в силу. Последующий контроль распространяется в принципе на действующие, по крайней мере официально опубликованные акты;
б) по месту существования конституционный контроль может быть внутренним и внешним. Внутренний контроль проводится самим органом, который издает акт, внешний - иным органом. Внутренний контроль как правило предварительный, однако есть примеры и последующего внутреннего контроля. Нередко такой контроль носит консультативный характер и не исключает внешнего контроля. Внешний контроль в большинстве случаев последующий. Во всяком случае, не принятые еще проекты актов, как правило, внешнему контролю не подвергаются.
с) с точки зрения правовых последствий конституционный контроль может быть: консультативным и постановляющим. Решения в порядке консультативного контроля моральной, а не юридической системой. юридически оно никого не обязывает и не связывает. Напротив, решения принимаемые в порядке постановляющего контроля, обязательно, даже общеобязательно: но если оно объявляет акт соответствующий конституции, никакие претензии к нему в этом плане больше не принимаются; если же акт объявлен неконституционным, то теряет юридическую силу. Чаще всего под конституционным контролем понимается именно постановляющий контроль.
7. Конституционный строй Российской Федерации: понятие, элементы.
В правовой науке "конституционный строй" понимается как система общественных, экономических, политических и правовых отношений, которые устанавливаются и охраняются конституцией и всей системой конституционного права в целом.
Конституционный строй - это форма или способ организации государства, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, и обеспечивается подчинение государства праву.
Элементы конституционного строя РФ:
1) республиканская форма правления;
2) суверенитет РФ;
3) права и свободы личности;
4) источник власти - многонациональный народ России;
5) верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;
6) федеративное государственное устройство;
7) гражданство РФ;
8) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
9) организация местного самоуправления.
В понятие конституционного строя часто включают сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.
В связи с этим к признакам конституционного строя можно отнести:
» верховенство права;
» широкие права и свободы человека, их гарантированность;
» участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство;
» разделение властей
8. Институты гражданского общества в системе конституционного строя России: общественные объединения, политические партии.
Согласно ст. 5 ФЗ «Об общественных объединениях»:
«Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения».
В России общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых формах (ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях»): общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия.
Политическая партия - общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (Закон «О политических партиях» (ст. 3, п. 1)).
В России политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на любые выборные должности и в любые представительные органы, и исключительным правом выдвигать списки кандидатов при проведении выборов в Государственную думу, а также при проведении выборов в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации по пропорциональной системе.
-
Различают: -
Социально-классовый критерий: буржуазные, трудящиеся -
По организации: массовые, кадровые -
По степени участия во власти: правящие, оппозиционные -
По характеру целей и задач: консервативные, реакционные, радикальные -
По идеологии: консервативные, либеральные, социалистические, коммунистические, националистические, фашистские, зеленые, клерикальные -
По месту в партийном спектре: правые, центристы, левые -
По организационной структуре: классического типа, движенческого типа, политический клуб
9. Конституционные характеристики Российской Федерации.
Основные конституционные характеристики российского государства содержатся в ст. 1, 7 и 14 Конституции РФ. В соответствии с ними Российская Федерация – это демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления, а также социальное и светское государство. Все эти характеристики тесно связаны между собой, равно как и с другими основами конституционного строя.
Провозглашение России демократическим государством является принципиально важным для страны с сильной авторитарной традицией. Демократический характер государства (от греч. demos и kratos – власть народа) означает, что:
• во-первых, единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России;
• во-вторых, власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства;
• в-третьих, власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами, прежде всего посредством свободных выборов и референдума.
Статья 1 Конституции РФ провозглашает Россию федеративным государством. Это означает, что из двух форм территориального устройства – унитарной и федеративной – Россией избрана последняя.
По поводу провозглашения Российской Федерации правовым государством в ст. 1 Конституции РФ
• признает основные неотчуждаемые права и свободы человека в качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне международных стандартов;
• закрепляет господство права в жизни общества и государства, верховенство Конституции и правовых законов (и, соответственно, запрет неправовых законов), связанность государства правом;
• устанавливает правовые принципы и формы осуществления власти, систему разделения власти («по горизонтали» и «по вертикали») и взаимодействия различных ветвей и уровней власти.
Закрепление в ст. 1 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя республиканской формы правления означает, что:
• во-первых, государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов), глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству;
• во-вторых, переход к другой – монархической – форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны, посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;
• в-третьих, монархическая форма правления не может закрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из субъектов РФ.
Рассмотренные выше конституционные характеристики российского государства дополняются положением ст. 14 Конституции РФ, провозглашающим Россию светским государством. Несмотря на особую, традиционно сильную роль Русской православной церкви в жизни российского общества, Конституция РФ устанавливает, что никакая религия в нашей стране не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
В дополнение к характеристикам, данным в ст. 1 Конституции РФ, ст. 7 провозглашает Россию социальным государством.Основные направления социальной политики Российской Федерации как социального правового государства конкретизированы в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения, пособий и иных гарантий социальной защиты.
10. Понятие и принципы конституционно-правового положения личности.
Правовой статус человека и гражданина представляет собой юридическое закрепление в законодательстве страны всей совокупности прав, свобод и обязанностей физических лиц - граждан государства, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Принципы правового статуса личности — это признаваемые и охраняемые государством универсальные начала, на базе которых осуществляются права, свободы и обязанности личности. К ним относятся:
1) гарантированность и защита со стороны государства. В соответствии с Конституцией РФ «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина...» (ч. 1 ст. 17); «... соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст.
2) презумпция неотъемлемости прав и свобод человека и недопустимость их незаконного ограничения. «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч. 2 ст. 17); «В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч. 2, 3 ст. 55);
3) равенство прав, свобод и обязанностей всех граждан без каких-либо дискриминирующих условий, равенство граждан перед законом и судом (ст. 19). В конституционном праве этот принцип трактуется как равенство возможностей, а не фактическое равенство; как следствие, законодательством могут закрепляться особые права для отдельных категорий граждан, не способных по объективным условиям использовать свои права и свободы наравне с другими гражданами (для детей, инвалидов, пенсионеров и др.);
4) непосредственное действие прав и свобод. «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18);
5) запрещение злоупотребления правами и свободами. «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ч. 3 ст. 17);
11. Международные механизмы защиты прав человека
Под международными механизмами защиты прав человека следует понимать созданные в соответствие с нормами международного права международные организационные структуры (комитеты, рабочие группы, специальные докладчики), основным предназначением которых является защита прав человека.
Международная защита прав человека — это совокупность правовых норм, определяющих и закрепляющих в договорном порядке права и свободы человека, обязательства государств по практической реализации этих прав и свобод; а также международные механизмы контроля за выполнением государствами своих международных обязательств и непосредственной защиты нарушенных прав отдельного человека.
Координационным центром сотрудничества государств в области прав человека является ООН.
В рамках ООН разработаны важнейшие международно-правовые актыпо защите прав и свобод человека, фактически установившие международные стандарты в этой области:
• Всеобщая Декларация прав человека 1948г - впервые были разработаны в комплексе не национальные, а общечеловеческие, наднациональные, международно признанные стандарты прав и свобод.
Пакты о правах человека 1966г. Генеральной Ассамблеей ООН были приняты два универсальных договора в области прав человека, именуемые пактами: Международный пакт об экономических, социальных и культурных -- Международный пакт о гражданских и политических правах. Заключительный Акт СБСЕ 1975г. В данном акте впервые нормативные предписания об уважении прав человека и основных свобод были сформулированы в виде самостоятельного принципа современного международного права.