Файл: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 239

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Текущий налоговый контроль организован во время налогового периода,

направлен на отслеживание предпринимательской, финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, связанной с уплатой им налогов и сборов. Текущий налоговый контроль оперирует документами бухгалтерского и налогового учета, первичными документами, связанными с организацией предпринимательской деятельности налогоплательщика. Результаты текущего налогового контроля позволяют быстро, оперативно реагировать на возможные выявленные налоговые нарушения налогоплательщиков в направлении исчислении и в последующем уплаты ими налогов и сборов [27, c. 301].

Последующий налоговый контроль проводится по истечении налогового периода и нацелен на формулирование вывода о правомерности действий налогоплательщиков (физических и юридических лиц), полноты выполнения ими своих налоговых обязательств [27, c. 301].

Важно применение всех трех видов налогового контроля для того, чтобы более точно сформировать картину исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств и пресечения недобросовестных действий налогоплательщиков, как граждан при уплате ими налогов, так и экономических субъектов при организации ими предпринимательской и иной деятельности, связанной с уплатой налогов и сборов.

В зависимости от места проведения налогового контроля выделяют – выездной и камеральный.

Особенностью выездного налогового контроля является то, что он проводится по месту регистрации налогоплательщика; камеральный же налоговый контроль организован по месту нахождения проводящего его налогового органа [27, c. 301].

Особенности камерального налогового контроля заключаются в том, что он проводится по месту нахождения налогового органа посредством проведения соответствующих налоговых проверок.

Задачами камерального налогового контроля можно отметить следующие:

  • контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательных нормативных правовых актов о налогах и сборах;

  • оценка выполнения налогоплательщиками налоговых обязательств;

  • выявление и предотвращение налоговых правонарушений для недопущения снижения величины налоговых доходов в бюджет.


Выездной налоговый контроль, напротив, проводится по месту нахождения налогоплательщика, его основные задачи сводятся к следующим:

  • детальное и всестороннее исследование поведения налогоплательщиков, тщательное изучение документов налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой ими налогов и сборов;

  • выявление искажений в налоговых документах налогоплательщиков, в отношении которых организован налоговый контроль;

  • формирование документов по факту выявленных в ходе проведения выездного налогового контроля налоговых нарушений;

  • доначисление налогов и сборов, неуплаченных налогоплательщиком при выполнении им своих налоговых обязательств;

  • формирование предложений по устранению выявленных нарушений и привлечение налогоплательщика к ответственности за допущенное нарушение налогового законодательства.

Основными формами налогового контроля выступают проверки, проводимые налоговыми органами [18, c. 92].

В качестве вывода необходимо отметить, что формирование действенной системы налогообложения выступает одним из рычагов обеспечения налоговой безопасности, которая, в свою очередь, рассматривается как элемент экономической безопасности страны. Чтобы сохранить экономическую безопасность страны особую роль в ней должна играть система налогообложения, ее подход и работа, для чего нужен особый контроль. Под налоговым контролем, как выяснено, принято понимать направление налогового администрирования, направленное на обеспечение налоговой безопасности территории посредством организации контрольных мероприятий.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ




Как было сказано в п. 1.1 выпускной квалификационной работы, организация налогового контроля регулируются положениями главы 14 НК РФ [2].

Согласно статье 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Частью 1 НК РФ [2].

Основными формами проведения налогового контроля являются следующие [2]:

  • налоговые проверки;

  • получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц;

  • проведение данных учета и отчетности;


  • Основные методы налогового контроля
    осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода. Основные методы налогового контроля рассмотрены на рисунке 3.



Фактические:

  • инвентаризация имущества,

  • экспертиза,

  • проверка фактического объема оплаченных работ (встречная проверка),

  • анализ качества сырья и материалов,

  • контрольная закупка и т.д.




Рисунок 3 Основные методы налогового контроля [15]
Документальные меры содержат мероприятия по истребования документов касаемо выполнения налогоплательщиком своих налоговых

обязательств, отслеживание правомерности поведения налогоплательщиков установленным законодательным нормам.

Фактические меры заключаются в проведении экспертиз в отношении исчисленных и уплаченных сумм налогов и сборов, проведении мероприятий инвентаризации имущества, попадающего по объекты налогообложения, проведении проверок результатов хозяйственно-предпринимательской деятельности, требующей уплаты соответствующих налогов и сборов.


Основные методы налогового контроля, таким образом, распределены на две группы – основные и дополнительные.


Расчетно-аналитические:

  • экономический анализ данных,

  • технические расчеты,

  • логическая оценка,

  • контроль ценообразования и т.п.

Дополнительные методы налогового контроля
Дополнительные методы налогового контроля рассмотрены на рисунке 4.



Информативные:

  • запрос и получение объяснений налогоплательщиков,

  • истребование письменных справок,

  • разъяснение действующих норм законодательства.
Рисунок 4 – Дополнительные методы налогового контроля [15]
В основе расчетно-аналитических методов, таким образом, – экономический анализ данных касаемо выполнения налоговых обязательств, технические и другие виды расчетов.

Информативные методы заключают в себе консультации с налогоплательщиками на предмет выполнения ими своих налоговых обязательств, разъяснение установленных налоговых законодательных норм, правил и требований.

Налоговые проверки является действенным инструментом обеспечения налоговой безопасности. Эффективность налоговых проверок является основным показателем качества налогового контроля [19, c. 47].

Налоговые проверки могут быть распределены по ряду классификационных признаков [33, c. 265].

Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные.

В соответствии с нормами законодательства, а именно статьей 88 НК РФ, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) [2].

Выездная налоговая проверка проводиться только по местонахождению организации (на выезде) [20, c. 165]. Выездная налоговая проверка является основной формой проведения выездного налогового контроля, который позволяет сформировать полную и точную картину правомерности или же неправомерности поведения налогоплательщика при исчислении и уплаты им своих налоговых обязательств.


Перед началом проверки проводиться определенная подготовка, основанная на изучении многочисленных источников информации, относящихся к многочисленным организациям [46, c. 236].


осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов

Цели выездной налоговой проверки
Цели выездной налоговой проверки систематизированы далее по тексту на рисунке 5.




осуществление контроля за взысканием недоимок по налогам и сборам






Рисунок 5 Цели выездной налоговой проверки [33]

Налоговые проверки ориентированы прежде всего на следующие направления [46, c. 236]:

  • обеспечение законности организации предпринимательской деятельности экономических субъектов, а также налогоплательщиков – физических лиц в направлении уплаты ими установленных законодательно налоговых обязательств;

  • выявление налоговых правонарушений плательщиков физических лиц и организаций, а также их пресечении для недопущения сокращения сумм необходимых к уплате налогов и сборов.

Основные задачи выездной налоговой проверки включают следующие [33, c. 265]:

  • Анализ организации финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика со всех возможных сторон.

  • Отслеживание искажения сведений финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика в документах.

  • Оценка уровня влияния выявленных искажений на результаты формирования налоговой базы по контролируемому налогу или по группе взаимосвязанных налогов.

  • Доначисление налогов, а также сборов, которые налогоплательщиком уплачены не были.

  • Поиск путей повышения качества работы для возможности организации более полного и достоверного налогового контроля

  • Реализация мероприятий по совершенствованию работы в целях повышения уровня собираемости налогов и сборов, недопущения неправомерного поведения налогоплательщиков.