Файл: Основы выставочного дела.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 275

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Федеральный закон «О бухгалтерском учете».В соответствии с ним выставочные организации ведут учет доходов и расходов, квартальную и годовую отчетность, перечисления налогов, платежи в бюджет и соответствующие фонды.

Налоговый кодекс Российской Федерации.Согласно Налоговому кодексу выставочные организации регистрируются в соответствующих инспекциях, платят федеральные и местные налоги с имущества, прибыли и операций с ценными бумагами, производят отчисления в пенсионный и другие фонды, регулярно представляют информацию о своей хозяйственной деятельности.

Таможенный кодекс Российской Федерации. В Таможенном кодексе предусмотрены особые разделы по обработке, декларированию и оформлению ввоза в страну и вывоза за границу различных выставочных грузов для международных выставок. Предусмотрены специальные статьи по вывозу на выставки за границу культурных ценностей. В дополнение к ним существуют специальные ведомственные инструкции. Россия подписала международную декларацию о содействии в проведении международных выставок и ярмарок. Для облегчения оформления транспортировки выставочных экспонатов, рекламной и сувенирной продукции через границы Торгово-промышленная палата РФ назначена гарантом порядка использования в выставочной деятельности специальных договоров транзита выставочных грузов «Карнеты АТА» (Автомобильной транспортной ассоциации).

Трудовой кодекс Российской Федерации. В Трудовом Кодексе предусмотрены статьи законов, регламентирующие использование штатных и нанимаемых временно работников, регулирующие систему оплаты творческих и сверхурочных работ, льготы и компенсации за ненормированный рабочий день, разрешение конфликтных трудовых ситуаций и т.п.

Административный кодекс Российской Федерации.Это свод норм, регламентирующих порядок поведения граждан в общественных местах (в том числе, на выставках), в служебных помещениях, на дорогах, в заказниках и заповедных зонах, и предусматривающий меры наказания за нарушения правил, устанавливаемых в административном порядке.

На деятельность по организации выставок распространяются также ряд других законов.

По важнейшим выставкам и ярмаркам издаются указы Президента и принимаются решения Правительства Российской Федерации. Так, указами Президента России, распоряжениями Правительства Российской Федерации и приказами Минобороны регламентируется порядок подготовки и проведения выставок продукции оборонной промышленности и военного назначения, а также условия участия российских и иностранных организаций в выставках этой продукции.


Многообразие региональных условий и особенности проведения выставок на периферии приводят к тому, что в целях развития и повышения эффективности выставочной деятельности на местах разрабатываются и вводятся в действие собственные нормативные документы.

В формировании нормативно-правовых основ регулирования и координации выставочно-ярмарочной деятельности в регионах принимают активное участие местные и региональные торгово-промышленные палаты.

К международным документам, регулирующим правовые отношения российских организаций, участвующих в выставочных мероприятиях за границей, относятся: «Парижская конвенция 1928 г. о международных выставках»; Межгосударственное соглашение «О развитии выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых Государств»; «Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров» (Брюссель, 06.12.1990); «Конвенция о временном ввозе товаров» (Стамбул, 26.06.1990); «Двухсторонние соглашения Российской Федерации о торгово-экономическом и культурном сотрудничестве с иностранными государствами, содержащие положения о проведении выставочно-ярмарочной деятельности».

Действуют также соглашения о сотрудничестве между ТПП РФ и иностранными палатами, а также партнерами за рубежом, когда в текстах соглашений содержатся статьи о сотрудничестве в области выставочно-ярмарочной деятельности.

Кроме того, при проведении всемирных и международных выставок и ярмарок устроители должны руководствоваться требованиями и рекомендациями Международного бюро выставок (BIE, Париж), Ассоциации организаций выставочной индустрии (UFI, Париж), Международного Союза выставок и ярмарок (МСВЯ, Нижний Новгород), Межгосударственного совета по выставкам и ярмаркам стран СНГ (Москва).

В России действует более 230 законодательных и нормативных документов, прямо или косвенно регулирующих выставочно-ярмарочную деятельность. В целом эта нормативно-правовая база создает определенные условия для функционирования и развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации. В настоящее время разрабатывается закон о ВЯД.


2. Страхование выставок, экспонентов и выставочных грузов

В каждой стране в целях повышения ответственности организаторов выставок и обеспечения гарантий на получение компенсаций ущерба, понесенного в результате непредвиденных обстоятельств, существуют различные системы страхования. Центральное место здесь занимают услуги по страхованию самих выставок и экспонентов, работающих на них, а также услуги по страхованию перевозок выставочных грузов (оборудования, экспонатов, рекламных и расходных материалов и т.п.) и персонала, направляемого на выставки.

Для устроителя выставки и ее участников одной из серьезнейших проблем всегда являлась проблема сохранности грузов, поступающих на выставку и, особенно, экспонатов, выставленных на стендах и в экспозициях. Прежде всего, это огромные материальные ценности, рассредоточенные по помещениям павильона и на открытой площадке. Кроме того, это могут быть экспонаты с охраняемыми от конкурентов технологиями, уникальные исторические и культурные ценности. Обеспечение их сохранности и защиту от повреждений в нерабочее время дирекция выставки принимает на себя. Она делает это двумя способами: организацией службы охраны и страхованием выставки на случай форс-мажорных обстоятельств. Устроитель оговаривает виды страхования в условиях участия в выставке. Там же упоминается, что за сохранность экспонатов в рабочие часы отвечает персонал конкретного стенда.

Экспоненты практикуют дополнительное страхование своего имущества на выставке от последствий, не предусмотренных договором и условиями участия. Помимо этого экспоненту приходится страховать свои грузы от повреждений и хищений при транспортировке на выставку и обратно на предприятие. Существуют страховые компании, которые специализируются именно на услугах по страхованию выставок и ярмарок, а также выставочных грузов на различных видах транспорта. Транспортно-экспедиторские фирмы, обслуживаемые этими страховыми компаниями, берутся за доставку грузов на выставки только при условии, если экспонентом соблюдены все условия их транспортных инструкций по таре, упаковке и маркировке грузов, согласованные со страховщиками. При выборе страховой компании обычно ориентируются на размер процентной (тарифной) ставки по страховым услугам. Размер процентной ставки зависит:


- от груза. Чем более он подвержен кражам, повреждениям и другим опасностям, тем больше риска. Соответственно, ставка будет выше.

- от вида транспорта, которым доставляется груз. Самый безопасный сейчас вид транспорта — авиационный, хотя и здесь бывают потери. За авиационным, по надежности, идет морской транспорт, потом железнодорожный, а самый опасный — автомобильный. Ставки страхования это учитывают.

- от маршрута движения.

Большое значение для ставки имеет количество перегрузок на маршруте. Перегрузки — самое слабое звено на протяжении всего маршрута, и именно здесь наиболее вероятен риск повреждения.

Страховое дело развивалось на протяжении многих столетий. И сегодня сложились обычаи и традиции, которые сформировались в определенный свод правил по страхованию грузов. Самые распространенные из них — «Оговорки Лондонских страховщиков», получившие статус международных. Поэтому, при внешнеторговых сделках многими клиентами используются именно «Оговорки Лондонских страховщиков». Многие страны просто не имеют национальных страховых стандартов, и их компании работают по международным правилам.

3. Защита интеллектуальной собственности, демонстрируемой на выставках

В современных рыночных условиях выставочно-ярмарочная и рекламная деятельность являются исключительным фактором продвижения продукции, товаров и услуг на рынки. Осуществление выставочной и рекламной деятельности, как правило, связано с проблемой охраны и защиты интеллектуальной собственности и авторских прав производителей и разработчиков. Это обстоятельство при организации выставок или при участии в них должно учитываться не только экспонентами, но и устроителями выставок и ярмарок — правообладателями существенной интеллектуальной собственности, часто даже и не подозревающих об этом. Для экспонентов это особенно важно при демонстрации уникальных технологий, ноу-хау или наукоемкой продукции. Особую бдительность они должны проявлять не только в вопросах охраны, но и защиты их от недобросовестной конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В таких же условиях находятся выставочные организации, осуществляющие большие затраты на разработку новой тематики, новых названий выставок, фирменную символику и дизайн, разработку выставочного и рекламного оборудования, а также организацию сервиса. Сюда же можно отнести специализированные фирмы-подрядчики и компании, занимающиеся проектированием, застройкой и художественным оформлением выставок.


Охрана государственных интересов по объектам интеллектуальной и промышленной собственности, в том числе защита патентных интересов России за границей, возложена на Российское агентство по патентам и товарным знакам «Роспатент».

Охране подлежат следующие объекты интеллектуальной собственности: изобретения; полезные модели; промышленные образцы; товарные знаки; знаки обслуживания и наименование мест происхождения товаров; типологии интегральных схем; программы для ЭВМ и базы данных; сорта растений и породы животных; объекты авторского права (литературные, музыкальные, аудиовизуальные и др. произведения).

Правовыми документами по защите прав авторов и патентовладельцев являются: патент на изобретение; свидетельство на полезную модель; патент на промышленный образец; свидетельство на товарный знак; патент на селекционное достижение; свидетельство о регистрации топологии интегральных микросхем (ИМС); свидетельство о регистрации программы для ЭВМ и базы данных.

Патент документ, удостоверяющий признание предложения изобретением, промышленным образцом, селекционным достижением и т.д., приоритет, авторство и исключительное право обладателя патента.

Свидетельство это документ, удостоверяющий признание предложения полезной моделью, товарным знаком, зарегистрированной топологией ИМС, программой для ЭВМ, базой данных и т.д., приоритет, авторство и исключительное право обладателя свидетельства.

Имущественные и неимущественные права авторов и патентовладельцев на объекты интеллектуальной собственности определяются соответствующими законами Российской Федерации.

Благоприятные условия для патентования отечественной интеллектуальной собственности за границей создает Парижская конвенция. В соответствии с принципом национального режима Парижская, конвенция предоставляет гражданам и фирмам любой страны-участницы такую же охрану промышленной собственности, какая предоставляется в этой стране собственным гражданам и фирмам внутренним законодательством данного государства.

Принцип конвенциального приоритета означает, что заявка, поданная в одной стране—участнице конвенции, обладает во всех других странах приоритетом в течение года, исчисляемого с момента подачи заявки в первой стране.

Парижская конвенция предоставляет для стран-участниц преимущества и в отношении охраны изобретений, демонстрируемых на выставках. Во внутреннем законодательстве ряда стран в соответствии со статьей 11 Парижской конвенции были установлены положения о так называемом «выставочном приоритете», которые обычно применяются в отношении стран-участниц конвенции. На этом основании изобретения, товарные знаки и промышленные образцы охраняются с момента помещения экспоната на выставке при условии подачи в дальнейшем в течение определенного срока заявки на получение патента, регистрацию товарного знака или промышленного образца.