Файл: Основы выставочного дела.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 269

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Самофинансирование предполагает использование всей системы стоимостных рычагов — себестоимости, цены, прибыли, кредита, процентов за кредит, ценных бумаг и т.д. Самофинансирующиеся организации имеют все права и полномочия для эффективного управления важнейшими процессами производства и хозяйствования, такими как: техническое перевооружение своего предприятия, снабжение, сбыт, набор рабочей силы, служащих и инженерно-технического персонала. Коллектив в лице членов товариществ, пайщиков или акционеров сам распоряжается имеющимся имуществом, поэтому основные и оборотные средства становятся материальной основой его оперативно-хозяйственной самостоятельности. Статус коммерческого предприятия и юридического лица позволяет руководителю выставочной организации заключать хозяйственные договоры и осуществлять сделки, предъявлять иски и отвечать по своим обязательствам перед заказчиками, клиентами, банками, арбитражным судом и судами общей юрисдикции. Но самое главное то, что из доходов структурных подразделений самофинансирующиеся предприятия сами формируют свои централизованные резервы и сами решают, как их целесообразнее использовать.

Эта финансовая и юридическая самостоятельность позволяет поставочным организациям создавать из получаемой прибыли фонды экономического стимулирования, фонды социального развития и материального поощрения, фонд оплаты труда, рисковый фонд, резервный фонд и т.д. Хозяйственная самостоятельность скрепляется наличием соответствующих расчетных счетов в банках, собственного баланса и системы бухгалтерского учета всех видов средств и деятельности. Этот хозяйственный механизм ограничивает вмешательство внешних организаций в распределение доходов и прибыли предприятия, стимулирует зависимость оплаты труда коллектива от результатов его деятельности. В связи с тем, что в стране ликвидировано фондированное распределение необходимых для производства средств, предприятиям предоставлена полная самостоятельность в материально-техническом снабжении своей производственно-хозяйственной деятельности. Но и возмещение убытков, причиненных другим организациям и государству, уплата штрафов, неустоек и расчеты по иным санкциям, кроме установленных законодательством, производятся за счет хозяйственных доходов коллектива. Выставочные организации, наравне с другими, получили право возмещать понесенные не по их вине убытки в судебном и несудебном порядке за счет виновных лиц и организаций.


Новый хозяйственный механизм повышает ответственность коллективов за выполненную работу и за общие результаты производства. При уменьшении общей прибыли уменьшаются отчисления в фонды экономического стимулирования, а при невыполнении обязательств перед заказчиками уменьшаются отчисления в фонд материального поощрения. В ряде организаций эти санкции составляют примерно 3% за 1% невыполненных обязательств. В ряде организаций введена система ответственности за качество услуг и продукции. Финансовый контроль выставочных организаций осуществляют банк, налоговая инспекция и некоторые другие государственные органы. При этом главный контролер — банк, кредитующий организацию. А на предприятии контроль осуществляет финансово-экономический отдел, анализирующий финансовые расходы и результаты, учитываемые бухгалтерией.

Выставочные организации вводят два типа показателей: плановые и оценочные. Опыт их использования разный. Признано, что их количество должно быть минимальным, но достаточным для обеспечения согласованности работы структурных подразделений и организации в целом. В разных организациях они могут отличаться составом, единицами измерения и методами исчисления.

При определении конкретных источников финансирования следует обращать внимание на разнообразие возможных вариантов в зависимости от типа действующих выставочных предприятий, их форм собственности, юридического статуса или специализации.


2. Затраты и ценообразование при подготовке и проведении выставок

Наряду с источниками финансирования для эффективной выставочной деятельности важнейшее значение имеет структура производственных и непроизводственных затрат и опыт балансирования ими. Работы по проектированию, художественному оформлению и обеспечению функционирования выставок, проведение сопутствующих мероприятий (семинаров, культурных программ, деловых встреч и т.п.) требуют существенных материальных вложений и финансовых затрат. Эти затраты ложатся в основу формирования себестоимости и расчетных цен выставочных работ и услуг. Менеджер, контролирующий процесс ценообразования, должен хорошо разбираться в составе затрат и механизме обоснования стоимости.

Типовые затраты производственно-хозяйственной деятельности. Для определения объемов и себестоимости работ по подготовке и проведению выставки составляется документ «Смета затрат». Это таблица, в которой построчно (постатейно) перечисляются и в соответствующих графах оцениваются в количественном и стоимостном выражении работы, оплата труда, сырье и материалы, цена за единицу, суммарный объем. В последней графе указывается расчетная суммарная стоимость статьи. Делается это на основе калькуляций расходов или установленных нормативов. Путем суммирования стоимостей по каждой статье получают общую стоимость подготовки и проведения мероприятии. Рассмотрим типовой состав затрат на организацию выставки. Он примерно следующий:

1. Затраты на творческую подготовку выставки: проведение творческих конкурсов, гонорары творческим работникам за разработку концепций выставки, творческого проекта или идеи, составление текстов, написание сценариев, на проекты художественно-графического оформления, прочие расходы, связанные с творчеством. Оплата творческих работ государственными предприятиями осуществляется по ставкам Министерства культуры, а коммерческими организациями — по договорным ценам или действующим расценкам фирмы.

2. Затраты на информацию о выставке, полиграфическую и наружную рекламу, рекламу выставочного мероприятия в СМИ, на радио и телевидении.

3. Затраты на техническую подготовку выставки и реализацию проекта
, т.е. затраты на зарплату административного, исполнительного и вспомогательного персонала, на приобретение материалов и изготовление оборудования, плата за аренду и прокат оборудования и технических средств, на транспортировку выставочных грузов (оборудования, материалов, экспонатов и пр.), затраты на монтаж стендов и оборудования, затраты на страхование выставки.

4. Затраты на эксплуатацию выставки: оплата обслуживания арендуемых площадей и служебных помещений, оплата электроэнергии, воды, противопожарной охраны, работы служб безопасности, телефонной связи и телекоммуникаций, затраты на вознаграждения, поощрения и награды.

5. Затраты на представительские продукты и сувениры.

6. Затраты на проведение сопутствующих мероприятий: семинаров, конференции, встреч специалистов, презентаций, на конкурсы лучших экспозиций и экспонатов.

7. Затраты на закрытие и демонтаж выставки, приведение в порядок помещений и сдачу их в надлежащем состоянии.

«Смета затрат» после согласования с руководством становится основой для утверждения бюджета выставки, выделения средств исполнителям и контроля оплаты последующих операций и работ, установления расценок на разные выставочные услуги и работы, возмещающих произведенные затраты и формирующих прибыль, определения долей затрат, списываемых на себестоимость производства или прибыль и т.п.

Себестоимость выставки и ценообразование выставочных услуг. Механизм определения себестоимости и расценок на работы и услуги по выставкам примерно следующий. Предположим, что размер общих затрат по выставке в павильоне площадью 10 тыс. кв. м в соответствии с утвержденным бюджетом составит 20 млн руб. Разделив общие затраты на размер площади павильона, получают себестоимость 1 кв. м этой площади для использования ее в последующих расчетах. В нашем случае - 2 тыс. руб.: это вся площадь павильона, так называемая площадь «брутто». А участникам выставки сдается только ее часть. Обычно арендуемая участниками выставки экспозиционная площадь (нетто) составляет 50—70% площади павильона. Остальная площадь используется для организации маршрутов посетителей, проходов между стендами, лестничных маршей, зон рекреации и отдыха, служебных вспомогательных помещения и т.п. Эти части площадей и помещения считаются «площадью общего пользования». Возмещение затрат на их содержание, оформление и эксплуатацию может быть реализовано двумя путями. При платном входе на выставку средняя стоимость 1 кв. м умножается на размер площадей «общего пользования», а полученная сумма используется для определения стоимости входного билета. В простейшем варианте цена входного билета рассчитывается путем деления 30% себестоимости «площади общего пользования» (6 млн руб.) на число ожидаемых посетителей выставки (20 тыс. чел.). Тогда планируемые доходы от входных билетов в бюджете выставки относят на статью «Сборы с посетителей». Иногда планируется окупить часть этих затрат не только за счет стоимости входных билетов, но и стоимости участия специалистов в семинарах, конференциях и других сопутствующих выставке мероприятиях. Тогда для них мероприятий устанавливается соответствующая «Стоимость участия», например, по количеству мест в зале или по количеству заявок на участие.


Если же признается целесообразным сделать вход на выставку бесплатным, затраты на «площади общего пользования» раскладываются на экспонентов. В таком случае средняя себестоимость 1 кв. м. площади, предоставляемой экспонентам, рассчитывается делением общих затрат только на размер чистой экспозиционной площади.

Предположим, что чистая экспозиционная площадь в павильоне составит только 50% общей, то есть 5000 кв. м. Тогда себестоимость ее 1 кв. м, сдаваемого в аренду участникам составит уже 4 тыс. руб.

Затем планово-финансовая служба по средней себестоимости и планируемой прибыли, устанавливает конкретные расценки на 1 кв. м экспозиционной площади в разных местах павильона, дифференцируя их по категориям привлекательности, выгодности, удобства, заинтересованности и т.д. В лучших местах устанавливаются повышенные наценки, а за места, малопривлекательные или пользующиеся меньшим спросом, делаются скидки.

Чтобы обеспечить не только возмещение затрат, но и получение прибыли, расчеты производят с учетом необходимой рентабельности хозяйственной деятельности и к утвержденным общим затратам на выставку добавляются будущие платежи, перечисления в фонды, налоги, приплюсовывается расчетная прибыль и, таким образом, получают отчетно-плановый показатель — «Объем работ».

В нашем случае при плановом уровне рентабельности Р = 50% торговая наценка к себестоимости составит 10 млн руб.

Тогда с надбавкой к общим затратам показатель называемый «Объемом работ» будет оценен в 30 млн руб.

Теперь разделив объем работ на 5000 кв. м чистой экспозиционной площади, получаем среднюю стоимость аренды 1 кв. м площади в павильоне для экспонентов.

Затем по средней цене для разных зон павильона устанавливаются конкретные расценки для арендаторов. Расценки на различные участки экспозиционной площади дифференцируются по категориям с помощью коэффициентов значимости места. На участках в конце маршрута, в тупиковых зонах и т.д. цена аренды снижается, а для наиболее удобных и выгодных площадей — наоборот, она повышается. Аналогично устанавливаются расценки на аренду типовых боксов для офисов и стендов (рядный, угловой, остров и т.п.) с фиксированными размерами. Оплата конкретного стенда будет соответственно меняться в зависимости от его типа и площади.

Стоимость проектирования и строительства нетипового (эксклюзивного) выставочного стенда калькулируется и обсчитывается отдельно, а работа по его строительству осуществляется на дополнительных договорных условиях после получения заказа.