Файл: Основы выставочного дела.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 266

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Согласно правилам открытый показ изобретения в экспонатах, помещенных на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории России, не признается порочащим новизну изобретения, если заявка подана автором изобретения или его правопреемником в патентное ведомство в шестимесячный срок со дня помещения экспоната на выставке с соблюдением предусмотренных Патентным законом РФ требований.

Парижская конвенция регулирует также вопросы, связанные с охраной промышленных образцов и регистрацией товарных знаков. Срок приоритета для промышленных образцов и товарных знаков, устанавливаемый Парижской конвенцией для заявителей, составляет также шесть месяцев.

Право выставочного приоритета состоит в том, что субъект, экспонировавший маркированные товары на выставке, может в течение указанного в законе срока зарегистрировать знак с установлением приоритета по дню помещения объекта на выставку. При этом предоставляемая охрана именуется временной, поскольку она реализуется лишь в случае последующей подачи заявки на регистрацию знака. Сроки подачи заявки с истребованием выставочного приоритета в разных странах фиксируются по-разному; они могут исчисляться или со дня помещения экспоната на выставку, или с начала его демонстрации, или с момента официального открытия выставки, или даже со дня ее официального закрытия. Например, в Японии и Италии заявитель пользуется охраной (в случае последующей подачи заявки) в течение шести месяцев со дня помещения экспоната на выставку; в Германии и Швеции — в течение шести месяцев с начала его демонстрации на выставке; в Нидерландах — в течение шести месяцев со дня закрытия выставки; в Австрии — только в течение трех месяцев со дня ее официального закрытия.

Правовая регламентация недобросовестной конкуренции в России предусмотрена в ФЗ №135 «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. Предписание о прекращении нарушения, связанного с недобросовестной конкуренцией, отнесено к компетенции ведомства по антимонопольной политике.

Название компании, фирменный знак, логотип, слоган, специальный дизайнерский стиль и, особенно, бренд — это серьезный нематериальный актив выставочной компании, который как вид интеллектуальной собственности обязательно должен быть защищен от недобросовестных конкурентов. Охрана и защита товарных знаков и знаков обслуживания в России регулируется Законом Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3520—1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (с изменениями и дополнениями). В соответствии со статьей 43 данного закона приказом Российского агентства по патентам и товарным знакам от 5 марта 2003 г. № 32 в действие введены «Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания». Аналогичным приказом Роспатента от 3 марта 2003 г. № 28 введены в действие «Правила принятия решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака и знака обслуживания обладателя исключительного права на товарный знак».


Все вышесказанное имеет прямое отношение не только к выставочным центрам и организациям, устраивающим выставки, но и к фирмам, участвующим в выставках, так как несанкционированное использование названий и тематики выставок, логотипов, фирменных знаков, символов и графических элементов, к сожалению, имеет место в выставочной практике.
Лекция 5. ОРГАНИЗАЦИЯ, ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

План

1. Экономика и финансы выставочного предпринимательства

2. Затраты и ценообразование при подготовке и проведении выставок

3. Налогообложение в выставочной деятельности

4. Инвестиционный менеджмент и привлечение инвестиций в выставочное дело
1. Экономика и финансы выставочного предпринимательства

Финансовые механизмы выставочной деятельности. Реорганизация экономики в стране привела к существенному преобразованию финансовых механизмов выставочного дела на всех уровнях государственного управления, местных администраций, самих выставочных предприятий и служб. Даже появление частных и корпоративных выставочных организаций, включая различные ООО, АО и самую крупную ГАО «ВВЦ», свидетельствует о коренных изменениях в выставочной практике. Возникло принципиально новое для нашей страны направление производственно-хозяйственной деятельности — выставочный сервис. В новых условиях хозяйствования оказались и предприятия—участники выставок и ярмарок. Из пропагандистского инструмента выставочное хозяйство превратилось в экономический рычаг развития страны. Не изменилась только суть выставочного дела — выставки по-прежнему остаются сферой обслуживания предприятий, организаций, учреждений и населения.

В новых условиях как бы заново сформированы организационный порядок и «правила поведения». Одновременно возникли новые задачи по совершенствованию хозяйственного механизма выставочного дела, по усилению его воздействия на экономику отдельных регионов и страны в целом, по повышению качества услуг и эффективности обслуживания различных категорий потребителей. И все это напрямую связано с усилением воздействия финансово-кредитных рычагов на все процессы в выставочной деятельности. А это, в свою очередь, актуализирует проблему мобилизации финансовых ресурсов и улучшения использования доходов и прибыли. Переход на хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование стимулировал осознание целого ряда новых условий, потребовал создания и постоянного совершенствования показателей развития, изменения порядка формирования фондов развития, методов и направлений распределения дохода и прибыли.



Выставочное дело стало сферой платных услуг и форм обслуживания. Она представляет сложную систему, состоящую из множества разнообразных по статусу и мощностям, независимых в правовом отношении производственно-хозяйственных структур со своими внутренними, структурными подразделениями и службами, со своими целями и задачами, финансовыми планами и программами развития.

Все прошедшие годы реформ шло интенсивное расширение круга организаций, занимающихся выставочной деятельностью, и ассортимента услуг, связанных с изменением целей, задач и функций проводимых выставок и ярмарок. Новым явлением стали посреднические услуги на базе коммерческих выставок и ярмарок, пропаганда инвестиционных проектов, посредничество при обмене опытом и внедрении научно-технических достижений. Развиваются услуги по информированию, консультациям и обучению. Широко развивается поставка и прокат выставочного оборудования, рекреационно-досуговые услуги и реализация культурных программ на коммерческой основе.

Но главной услугой остается организация и проведение выставок и ярмарок, актуальных для предприятий-участников, для народного хозяйства регионов и страны в целом.

Несмотря на то, что деятельность выставочных организаций пока не относится к производственной сфере, она имеет все фазы расширенного воспроизводства: производство услуг, обмен, распределение и потребление. Услуги выставочных центров и комплексов носят преимущественно комплексный характер, и, как правило, не транспортабельны, хотя отдельные программы предусматривают выездные и передвижные выставки. Но существуют организации, не имеющие своих выставочных площадей и специализирующиеся на проведении выставок и ярмарок в разных городах. Эта форма оказания услуг тоже получила право на существование и развитие и, естественно, имеет несколько отличную от выставок-стационаров технологию подготовки, структуру затрат и порядок расчетов с государством и местными бюджетами. Эти организаций фактически приближают свои услуги к потребителю. Но услуги и тех, и других организаций в основном нельзя складировать, и это освобождает их службы снабжения от накопления больших и тем более, сверхнормативных запасов «готовой продукции» на складах.

В связи с сезонностью спроса на выставки и связанные с ними услуги, выставочным организациям гораздо труднее добиваться стабильности в организации производственных процессов, чем, например, на промышленных предприятиях с массовым производством.


У организаций, не имеющих своих выставочных павильонов и площадей, структура основных фондов и оборотных средств, а также их соотношение выглядят несколько иначе. Здесь оборотные средства в основной своей массе используются на временную аренду помещений и оборудования, наем транспорта, проектирование и монтаж выставки, на художественное оформление выставочного пространства и т.д.

Организация и финансирование участия России в международных и всемирных выставках за границей. Особое внимание и заботу республиканские власти и федеральное правительство вынуждены проявлять, когда международные организации и правительства иностранных государств приглашают Россию принять участие в международных форумах за границей или всемирных выставках класса «ЭКСПО». Уже сложился определенный порядок, кто и когда в зависимости от уровня и статуса приглашающей стороны берет на себя ответственность за организацию и финансирование участия в мероприятии. Если на международную выставку приглашает устроитель выставки и ландтаг земли Бавария, то решение участвовать или не участвовать в ней принимается на региональном уровне. В случае приглашения России Международным бюро выставок (BIE, Париж) участвовать в очередной всемирной выставке «ЭКСПО» Правительство Российской Федерации соответствующим постановлением назначает одного из вице-премьеров координатором работ, выделяет финансы и, как правило, поручает организацию работ Торгово-промышленной палате РФ. ТПП РФ своими решениями по согласованию с правительством РФ назначает комиссара российского раздела на всемирной выставке, создает организационный комитет из представителей регионов, министерств и ведомств, планирует и координирует все работы и отчитывается перед правительством по окончании выставки.

Отсюда можно сделать вывод, что совершенствование финансового механизма у разных типов выставочных организаций идет различными путями. В целом, это совершенствование в виде инициальных методов, стимулов и санкций направляется на повышение эффективности всей деятельности. Требуется определенная гибкость в политике финансово-кредитных отношений, оперативность и маневренность в использовании собственных и кредитных ресурсов. Эту гибкость и оперативность уже сегодня проявляют и реализуют на практике большинство руководителей организаций, свободных от опеки государственных чиновников. Большинство из них уже убедилось, что при умелом руководстве и профессиональном коллективе выставочное дело может быть не просто рентабельным, но и приносить ощутимые прибыли. И нынешнюю перестройку методов хозяйствования выставочных организаций нужно рассматривать не как совершенствование отдельных элементов системы, а как реорганизацию всего хозяйственного механизма в целях обеспечения действенных стимулов развития, побуждающих работать на потребителя, широко использовать технические достижения, прогрессивный опыт, всемерно экономить ресурсы.


Хозяйственный механизм выставочных организаций сегодня объективно работает на экономию, снижение издержек производства и обращения, рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ликвидацию непроизводительных потерь. В оценках эффективности деятельности в условиях самофинансирования главным показателем становится соизмеримость затрат с результатами труда и прибылью. Предприятиям и организациям предоставлены гарантированные права на распределение дохода при полной ответственности за эффективность деятельности. Прибыль или хозрасчетный доход являются основным источником социального развития трудовых коллективов, технического перевооружения выставочных организаций, внедрения прогрессивных методик и технологий работы, финансирования мероприятий по повышению качества услуг и продукции. Вся деятельность осуществляется за счет собственных и заемных источников, частных, корпоративных и государственных субсидий, амортизационных отчислений, кратковременных и долговременных кредитов, погашаемых за счет фонда производственного и социального развития.

Это новый качественный уровень отношений между выставоч¬ными предприятиями и экономикой, базирующийся на одном из двух принципов современного хозяйствования — самоокупаемости или самофинансирования.

Принцип самоокупаемости. Здесь производственная и хозяйственная деятельность предприятия ведется без образования прибыли, необходимой для развития организации, коммерческого сотрудничества, создания резервных и прочих накоплений. Этот вид хозяйствования возмещает только текущие затраты производства и реализации услуг. Средства на развитие предприятия, как правило, получают от государства, местных администраций, спонсоров и т.д. с полным или частичным их возмещением. К таким организациям относятся некоммерческие организации: муниципальные музеи, галереи, выставочные залы, а также автономные некоммерческие организации (АНО). Эта форма хозяйствования нередко используется новыми предприятиями как предварительный этап перед их переходом к полному самофинансированию.

Принцип самофинансирования — высшая форма хозяйствования, при которой получаемый трудовым коллективом доход за определенный период обеспечивает возмещение не только текущих, но и долговременных затрат и капитальных вложений.