Файл: 1 Возникновение цивилизации в Месопотамии 5 2 Вавилонское царство 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 1046

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Возникновение цивилизации в Месопотамии

2 Вавилонское царство

3 Ассирийская держава

4 Хеттское царство

5 Возникновение и развитие Персидской державы Ахеменидов

6 Арийская проблема. Варно-кастовый строй в Индии

7 Возникновение и развитие цивилизации в Китае

8 Социально-экономический и общественный строй Древней Греции

9 Греко-персидские войны

Таблица “Греко-персидские войны”

10 Походы Александра Македонского

Первые завоевания

Окончательная победа над персами

Индийские сражения

Последствия и результаты походов

11 Общая характеристика Римской империи

12 Основные этапы социально-экономического и политического развития Восточной Римской империи (V – XVвв.)

13 Средневековый город в Западной Европе: основные характеристики и значение в истории региона

14 Ислам в Аравии. Символ веры ислама. Шариат. Обряды и праздники

15 Крестовые походы и их значение в истории Европы

Крестовые походы: причины

Крестовый поход «бедноты»

Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.)

Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.)

Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.)

Четвертый Крестовый поход (1202-1204 гг.)

Другие Крестовые походы

Последствия Крестовых походов

16 Развитие королевской власти во Франции при Филиппе IV Красивом, возникновение Генеральных штатов во Франции

17 Нормандское завоевание Англии. Правление Генриха I

18 Иоанн Безземельный и «Великая хартия вольностей»

19 Столетняя война: причины, основные этапы, итоги

20 Внутренняя и внешняя политика Фридриха Барбароссы

21 Реформация в Европе

22 Основные характеристики, этапы и регионы Возрождения

23 Политика Генриха IV Бурбона. Итоги религиозных войн во Франции

24 Внутренняя политика Тюдоров в Англии

25 Великие географические открытия и складывание колониальной системы

26 Социально-экономическое и политическое положение Китая в период Цинского правления (XVII-XIX вв.)

27 Опиумные войны в Китае

28 Синьхайская революция в Китае. «Три народных принципа» Сунь Ятсена

29 Япония в период сегуната Токугава

30 Революция и реформы Мэйдзи и их значение. Япония в последней трети XIX века

31 Британская колониальная политика в Индии: методы управления, политика в аграрной сфере, городе, просвещении. Основные результаты

32 Внутренняя и внешняя политика Селима I и Сулеймана I в Османской империи

33 Внутреннее развитие Османской империи в XVII-XVIII веках. Реформы Селима III

34 Основные направления танзимата в Турции. Проникновение европейских держав в Османскую империю и его экономическое последствие

35 Образование Дурранийского государства в Афганистане. Политический и социальноэкономический строй государства Ахмад-шаха

36 Англо-афганские войны и их последствия

37 Революция 1905-1911 годов в Иране

38 Войны Наполеона и их итоги

39 Образование Германского союза. Его состав и политическое управление

40 Объединение Германии в XIX в

41 Политическое и социально-экономическое развитие США в первой половине XIX века. Гражданская война 1861-1865 годов в США. Причины, ход, итоги

42 Политика «просвещенного абсолютизма» в Европе

43 Образование Италии

44 Причины, ход и итоги I Мировой войны

45 Авторитарные режимы в Европе в 1920-е гг

46 Вторая мировая война

47 «Пражская весна» 1968 г.: социализм с человеческим лицом

48 «Тэтчеризм» – британский вариант неоконсервативной идеологии и политики

49 Восточноевропейский социализм

50 Югославская модель самоуправляющегося социализма

51 Германия во второй половине ХХ в.: от разделения к объединению

52 Революции на рубеже 1980-х – 1990-х гг. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы

53 «Рейганомика» – экономическая теория и практика американского неоконсерватизма

54 Египет во второй половине ХХ в

55 Война в Корее. Проблема двух Корей

56 Конфликт 1961 – 1975 годов во Вьетнаме. Парижское соглашение

57 Киевская Русь: основные периоды истории

58 Политическая раздробленность древнерусского государства: причины, основные центры

59 Внешние вторжения на Русь в XIII в

XIII век в истории Руси – это время вооруженного противостояния натиску с востока (монголо – татары) и северо – запада (немцы, шведы, датчане).

60 Завершение формирования единого российского централизованного государства во второй половине XVI в. Иван III и Василий III

61 Правление Ивана IV

62 Смутное время: причины, основные события, последствия

63 Первые Романовы и преодоление последствий Смуты

64 Российская империя при Петре I: политические, социально-экономические и культурные преобразования

65 Эпоха Екатерины II - время просвещенного абсолютизма в России

66 Россия в первой половине XIX в. (внутренняя и внешняя политика Павла I Александра I Николая I)

67 Либеральные реформы в России и период контрреформ

68 Особенности экономического и социально-политического развития России в начале XX века

69 Россия в 1910-х годах: от русско-японской войны в революциям

70 Гражданская война в России и иностранная интервенция: этапы и итоги

71 Общественно-политическая жизнь в СССР в первые годы развития государства

72 Военный коммунизм: политика, практика, идеологи

73 СССР во Второй мировой войне

74 Коренные изменения на международной арене после окончания второй мировой войны

75 СССР в послевоенные годы: от Сталина к Хрущеву

76 Тенденции экономического развития СССР (1964-1985 гг.). Экономические реформы 1965 г.: цели, причины свертывания. «Диссидентское» движение

77 Этапы и итоги перестройки

78 Формирование новой российской государственности (1992-2000 гг.)



Камбиз и завоевание Египта.

В августе 530 г. до н. э. сын Кира Камбиз II стал царем Персидской державы и начал готовиться к нападению на Египет. В армии Камбиза кроме персов были и военные контингенты всех покоренных ими народов. Персы имели в своем распоряжении сильный флот финикийских и кипрских городов. Персидская армия была сосредоточена в Палестине. Кочевники Синайской пустыни стали союзниками Камбиза и помогли его войску пройти через безводную территорию, чтобы добраться до пограничного египетского города Пелусий.

Начальник египетского флота Уджагорресент, по-видимому, и не помышлял о сопротивлении чужеземцам и лишь искал удобного случая, чтобы перейти на их сторону. Фанес, командир греческих наемников, находившихся на службе у египетского фараона Псамметиха III, изменил ему и, бежав к персам, доставил им ценные сведения о военных приготовлениях египтян.

Египетская армия ждала персидское войско у Пелусия. В гневе на своего бывшего командира Фанеса греческие наемники закололи перед строем его сыновей, находившихся в Египте, смешали их кровь с вином и выпив эту смесь, бросились в бой. Это была единственная крупная битва (весна 525 г. до н. э.). Обе стороны понесли тяжелые потери, но победа досталась персам. Остатки египетского войска и наемников в беспорядке бежали в столицу страны Мемфис, который скоро был взят персами, учинившими там жестокую расправу: 2000 жителей, включая сына Псамметиха III, были казнены. Но сам фараон был пощажен.

Вскоре весь Египет оказался в руках персов. Жившие к западу от Египта ливийские племена, а также греки Киренаики добровольно подчинились Камбизу и прислали дары.

К концу августа 525 г. до н. э. Камбиз официально был провозглашен фараоном Египта. Он основал новую, XXVII династию. Как свидетельствуют официальные египетские источники, персидский царь придал захвату Египта характер личной унии, короновался по египетским обычаям, пользовался традиционной египетской системой датировки царского правления, принял титул «царь Египта, царь стран» и традиционные титулы фараонов — «потомок (богов) Ра, Осириса» и др.

Камбиз продолжал политику фараонов предшествовавшей ему XXVI династии и стремился привлечь на свою сторону египтян. На рельефах из Египта он изображен в египетской одежде. Сразу после захвата Египта Камбиз приказал всем своим воинам прекратить грабежи, покинуть храмовые территории и возместил причиненный святилищам ущерб. Следуя политике Кира, Камбиз предоставил египтянам свободу в религиозной и частной жизни. Египтяне, как и представители других народов, продолжали занимать свои должности в государственном аппарате и передавали их по наследству. Так, жрец и полководец Уджагорресент не только сохранил при Камбизе все государственные должности (кроме начальника флота),
которые он занимал прежде, но и получил новые. Он также стал советником Камбиза, а позднее и Дария I в делах, касавшихся управления страной.

Захватив Египет, Камбиз начал готовиться к походу на юг, в Нубию. Если верить рассказу Геродота, Камбиз отправился в этот поход без достаточной подготовки, без запасов продовольствия, в его армии началось людоедство, и он был вынужден отступить. Поход персов в западный Ливийский оазис бога Аммона также не достиг своей цели, войско погибло в песчаной буре при переходе через пустыню.

Неудачи Камбиза побудили египтян в его отсутствие поднять восстание против персидского господства.

Однако в конце 524 г. до н. э. он вернулся в Мемфис и сурово расправился с восставшими. Зачинщик восстания бывший фараон Псамметих был казнен, и в стране была восстановлена власть Камбиза.

Пока Камбиз в течение трех лет пребывал в Египте, в Иране начались волнения. В марте 522 г. до н. э. Камбиз получил известие о том, что его младший брат Бардия поднял мятеж в Персии и стал царем. Камбиз отправился в Иран , но умер в пути при загадочных обстоятельствах.


6 Арийская проблема. Варно-кастовый строй в Индии


Варново-кастовый строй Древней Индии.

Специфику общественного строя древней Индии составило жестко фиксируемое разделение людей по замкнутым группам, которые назывались «Варны», что означает «разряд людей, качества, цвет и т.п.». Такое деление не встречается в других государствах Востока. Большинство ученых связывают появление варн с брахманской религией. В соответствие с религиозными воззрениями, а затем государственными актами, люди рождаются и принадлежат всю жизнь к одной из 4-х варн. Варны представляют собой замкнутые и наследственные группы людей. Каждая варна наделялась разным объемом прав и обязанностей. Правила поведения членов разных варн назывались «Дхарма». Её нарушение вызывало религиозно-моральное осуждение и имело часто правовое последствие. Вся жизнь индуса определялась принадлежностью к варне, то есть профессия, должность, размер наследства, тяжесть наказания, его имя, одежда, порядок питания. Одна из легенд говорит о том, что из уст первочеловека возникла варна жрецов, которая называлась Брахманы, из рук – варна воинов и администраторов, которая называлась Кшатрии, из бедра – варна общинников, которая называлась Вайшии, из ступней –варна неимущих и неполноправных, которая называлась Шудры.

Первые 3 варны были связаны с Ариями и считались почетными. Их называли «Дважды рожденные», так как в детстве по отношению к ним исполнялся обряд второго рождения, который назывался «Инициация», что давало право на получение профессии, занятием предков и др.

Брахманы должны были заниматься изучением священных книг, которые назывались «Веды», обучением людей, совершением религиозных обрядов. Они должны быть окружены особым почетом, с ними должен советоваться царь. Жизнь и имущество брахманов в полном объеме защищалось государством.

Варна кшатрии сложилась на базе родовой военной знати. Из них формируется военная и государственная знать, из их числа должен происходить царь. Им также принадлежали большие участки земли.

Варна вайшии включала трудовое население. Они не имели тех привилегий, которыми наделялись высшие варны, но они относились к дважды рожденным и резко отличались по положению от варны шудр.


Шудры – это потомки Дравидов. Шудры являлись наиболее бесправной варной. Религия и право создавали высокую пропасть между шудрами и дважды рожденными. Они не могли изучать веды, учавствовать в религиозных обрядах, они не обладали земельной собственностью и подвергались наиболее жестким наказаниям.

С течением времени в положении варн происходят изменения:

Снижается статус варны Вайшии, которые теряют свои арийские привилегии, в том числе обряд второго рождения. Несколько повысился статус варны Шудр.

Присоединение к государству новых племен приводило к тому, что они включались в варну Шудр. Это вызывало сопротивление родовой знати.

Уменьшается количество Кшатриев, которые погибали во время многочисленных войн. Увеличилось число брахманов, которые начинают заниматься нехарактерными делами.

Эти процессы привели к возникновению внутри варн более мелких подразделений, которые назывались касты. Так начала оформляться кастовая система, которая сохраняется в Индии и по сей день.

Каста – это группа людей, занятых в определенной сфере деятельности. Их отличие от варн состояло в том, что это были профессиональные корпорации с четкой внутренней организацией, то есть они имели свои органы управления, кассы взаимопомощи, свои обряды и т.д. Однако к касте, также как и к варне, люди принадлежали от рождения и до конца жизни. Всего в Древней Индии было более 2000 каст. Были еще две группы населения, которые находились за рамками варново-кастовой системы:

Рабы. Рабство носило патриархальный характер. Было несколько категорий рабов в зависимости от источника рабства. Была запрещена самопродажа в рабство для представителей первых трех варн. Положение рабов в Индии было несколько лучшим по сравнению с другими государствами: они могли иметь семью, имущество, их запрещалось убивать, были ограничения в наказаниях.

Неприкасаемые, которые назывались «парии». Их статус определялся религиозными представлениями о нечистоте некоторых предметов и профессий, то есть они занимались рыболовством, убоем животных, уборкой мусора и т.д. Их положение было хуже, чем некоторых категорий рабов.

Арийская проблема

арийская проблема, пожалуй, одна из самых интересных в исторической науке. Её суть заключается в сложных вопросов, касающихся генезиса и расселения индоиранских (арийских) племен с момента их выделения из общности индоевропейцев до распространения в тех местностях, где они прибывали в исторический период.


В течение многих десятилетий ученые ведут спор по различным вопросам «арийской проблемы», пытаясь решить, когда, откуда и какими путями индоарийские племена пришли в Индию. Дискуссионным остается до сих пор и вопрос о прародине ариев.

Приход индоариев в Индию некоторые ученые рассматривали как покорение отсталых аборигенов высокоразвитыми арийцами, которые принесли с собой в Индию цивилизацию и создали развитое общество. Защитники расовой теории привносили в эту проблему и расовое различие, существовавшее будто бы между расово-полноценными ариями и народами Индии, совершенно отрицая возможность самостоятельного развития и прогресса местного населения. Согласно этим антинаучным теориям, только с приходом ариев в Индии появилось классовое общество и образовалось государство.

Открытие развитой цивилизации в долине Инда заставило многих ученых пересмотреть свои взгляды, но отголоски этой «теории» иногда звучат и в наши дни. К арийским народам могут быть отнесены только древние иранцы и древние индийцы — индоарии: они сами называли себя ариями, а области, где жили,— «странами ариев». Само слово «арии» связано со словом «ари», которое в ведийскую эпоху обозначало «иноземец», «чужак», а арий значило «связанный с пришельцами, благосклонный к ним», позднее — «человек благородного происхождения».

Данные сравнительного языкознания и других наук свидетельствуют о том, что некогда древние иранцы и древние индийцы жили вместе, образуя так называемую индоиранскую общность. В пользу этого говорят, например, близость языков этих народов и их древнейших письменных памятников («Авеста» у древних иранцев и «Ригведа» у древних индийцев), большое сходство религиозных верований и многих древних социальных институтов. Прародиной ариев, или территорией совместного проживания предков иранцев и индийцев, одни ученые считают Среднюю Азию, другие — южнорусские степи; из этих областей они соответственно ведут движение предков иранцев в Иран, а предков индийцев в Индию, хотя спорным является и вопрос о путях движения этих племен. Вполне возможно предположить, что длительное проникновение шло двумя или несколькими путями и несколькими волнами.

К сожалению, до сих пор нет ответа на вопрос, в какой области Индии впервые появились индоарии. На основании письменных текстов самих индоариев можно сделать вывод, что они обитали в областях Восточного Пенджаба и в верховьях Джамны и Ганга. Это показывает, что индоарийские племена не были территориально связаны с главными городами Хараппской цивилизации, а данные хронологии свидетельствуют и о значительном временном разрыве между упадком центров на Инде и приходом индоариев в Индию. Закат хараппских центров в Синде произошел на несколько веков раньше проникновения в Индию индоариев.