Файл: 1 Возникновение цивилизации в Месопотамии 5 2 Вавилонское царство 6.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 1059
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Возникновение цивилизации в Месопотамии
5 Возникновение и развитие Персидской державы Ахеменидов
6 Арийская проблема. Варно-кастовый строй в Индии
7 Возникновение и развитие цивилизации в Китае
8 Социально-экономический и общественный строй Древней Греции
Таблица “Греко-персидские войны”
10 Походы Александра Македонского
Окончательная победа над персами
Последствия и результаты походов
11 Общая характеристика Римской империи
13 Средневековый город в Западной Европе: основные характеристики и значение в истории региона
14 Ислам в Аравии. Символ веры ислама. Шариат. Обряды и праздники
15 Крестовые походы и их значение в истории Европы
Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.)
Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.)
Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.)
Четвертый Крестовый поход (1202-1204 гг.)
17 Нормандское завоевание Англии. Правление Генриха I
18 Иоанн Безземельный и «Великая хартия вольностей»
19 Столетняя война: причины, основные этапы, итоги
20 Внутренняя и внешняя политика Фридриха Барбароссы
22 Основные характеристики, этапы и регионы Возрождения
23 Политика Генриха IV Бурбона. Итоги религиозных войн во Франции
24 Внутренняя политика Тюдоров в Англии
25 Великие географические открытия и складывание колониальной системы
26 Социально-экономическое и политическое положение Китая в период Цинского правления (XVII-XIX вв.)
28 Синьхайская революция в Китае. «Три народных принципа» Сунь Ятсена
29 Япония в период сегуната Токугава
30 Революция и реформы Мэйдзи и их значение. Япония в последней трети XIX века
32 Внутренняя и внешняя политика Селима I и Сулеймана I в Османской империи
33 Внутреннее развитие Османской империи в XVII-XVIII веках. Реформы Селима III
36 Англо-афганские войны и их последствия
37 Революция 1905-1911 годов в Иране
39 Образование Германского союза. Его состав и политическое управление
40 Объединение Германии в XIX в
42 Политика «просвещенного абсолютизма» в Европе
44 Причины, ход и итоги I Мировой войны
45 Авторитарные режимы в Европе в 1920-е гг
47 «Пражская весна» 1968 г.: социализм с человеческим лицом
48 «Тэтчеризм» – британский вариант неоконсервативной идеологии и политики
49 Восточноевропейский социализм
50 Югославская модель самоуправляющегося социализма
51 Германия во второй половине ХХ в.: от разделения к объединению
52 Революции на рубеже 1980-х – 1990-х гг. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы
53 «Рейганомика» – экономическая теория и практика американского неоконсерватизма
54 Египет во второй половине ХХ в
55 Война в Корее. Проблема двух Корей
56 Конфликт 1961 – 1975 годов во Вьетнаме. Парижское соглашение
57 Киевская Русь: основные периоды истории
58 Политическая раздробленность древнерусского государства: причины, основные центры
59 Внешние вторжения на Русь в XIII в
62 Смутное время: причины, основные события, последствия
63 Первые Романовы и преодоление последствий Смуты
64 Российская империя при Петре I: политические, социально-экономические и культурные преобразования
65 Эпоха Екатерины II - время просвещенного абсолютизма в России
66 Россия в первой половине XIX в. (внутренняя и внешняя политика Павла I Александра I Николая I)
67 Либеральные реформы в России и период контрреформ
68 Особенности экономического и социально-политического развития России в начале XX века
69 Россия в 1910-х годах: от русско-японской войны в революциям
70 Гражданская война в России и иностранная интервенция: этапы и итоги
71 Общественно-политическая жизнь в СССР в первые годы развития государства
72 Военный коммунизм: политика, практика, идеологи
73 СССР во Второй мировой войне
74 Коренные изменения на международной арене после окончания второй мировой войны
75 СССР в послевоенные годы: от Сталина к Хрущеву
78 Формирование новой российской государственности (1992-2000 гг.)
В 1514 г. в состав Московского государства вошел Смоленск, отвоеванный у Литвы. В честь этого события в Москве был сооружен Новодевичий монастырь, в котором была помещена икона Смоленской богоматери - защитницы западных рубежей Руси. Наконец, в 1521 г. в состав России вошла Рязанская земля, уже находившаяся в зависимости от Москвы.
Таким образом, завершился процесс объединения северо-восточной и северо-западной Руси в одном государстве. Образовалась крупнейшая в Европе держава, которая с конца XV в. стала называться Россией.
Централизация власти. Раздробленность постепенно сменялась централизацией. Иван III после присоединения Твери получил почетный титул "Божьей милостью государя Всея Руси великого князя Владимирского и Московского, Новгородского и Псковского, и Тверского, и Югорского, и Пермского, и Болгарского, и иных земель".
Князья в присоединенных землях становились боярами московского государя ("обояривание князей"). Эти княжества теперь назывались уездами, управлялись наместниками из Москвы. Наместники назывались также "боярами-кормленщиками", так как за управление уездами получали корм - часть налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках. Местничество - это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков, их заслуг перед Московским великим князем.
Начал складываться централизованный аппарат управления.
Боярская дума. Она состояла из 5-12 бояр и не более 12 окольничих (бояре и окольничьи - два высших чина в государстве). Кроме московских бояр, с середины XV в. в Думе заседали и местные князья из присоединенных земель, признавших старшинство Москвы. Боярская Дума имела совещательные функции о "делах земли".
Будущая приказная система выросла из двух общегосударственных ведомств: Дворца и Казны. Дворец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью, архивом.
При московском дворе в правление Ивана III стал устанавливаться пышный и торжественный церемониал. Современники связывали его появление с женитьбой Ивана III на византийской принцессе Зое (Софье) Палеолог - дочери брата последнего императора Византии Константина Палеолога в 1472 г.
Судебник Ивана III.
В 1497 г. был принят Судебник Ивана III - первый кодекс законов единой России - который закрепил единое устройство и управление в государстве. Высшим учреждением была Боярская дума - совет при великом князе; ее члены управляли отдельными отраслями государственного хозяйства, исполняли обязанности воевод в полках, наместников в городах. Волостели, из "вольных людей", осуществляли власть в сельских местностях - волостях. Появляются первые приказы - органы центрального управления, их возглавляли бояре или дьяки, которым великий князь "приказывал" ведать те или иные дела.
Судебник впервые в общегосударственном масштабе ввел правило, ограничивающее выход крестьян; их переход от одного владельца к другому теперь разрешали только один раз в году, в течение недели до и недели после Юрьева дня осеннего (26 ноября), после окончания полевых работ. Кроме того, выходцев обязали платить владельцу пожилое - деньги за "двор" - хозяйственные постройки.
Судебник ставит под контроль центра местное управление в лице кормленщиков. Вместо дружин создается единая военная организация - московское войско, основу которого составляют дворяне-помещики. Они по требованию великого князя должны являться на службу с вооруженными людьми из своих холопов или крестьян, в зависимости от величины поместья ("конно, людно и оружно"). Число помещиков при Иване III сильно выросло за счет холопов, послужильцев и иных; им раздавали земли, конфискованные у новгородских и прочих бояр, у князей из новоприсоединенных областей.
Наряду с объединением земель Руси, правительство Ивана III I решило и другую задачу общенационального значения - освобождения от ордынского ига.
Русская церковь в конце XV - начале XVI в. Русская церковь сыграла значительную роль в объединительном процессе. После избрания митрополитом в 1448 г. рязанского епископа Ионы русская церковь стала независимой (автокефальной).
На западных землях Руси, вошедших в состав Великого княжества Литовского и Русского, в 1458 г. в Киеве был поставлен свой митрополит. Русская православная церковь распалась на две самостоятельные митрополии - Московскую и Киевскую. Их объединение произойдет после воссоединения Украины с Россией.
Внутрицерковная борьба была связана с появлением ересей. В XIV в. в Новгороде возникла ересь стригольников. На голове принимаемого в монахи выстригались крестообразно волосы. Стригольники полагали, что
вера станет крепче, если она будет опираться на разум.
В конце XV в. в Новгороде, а затем в Москве распространилась ересь жидовствующих (ее зачинателем считали еврейского купца). Еретики отрицали власть священников и требовали равенства всех людей. Это означало, что монастыри не имеют права владеть землей и крестьянами.
На какое-то время эти взгляды совпали со взглядами Ивана III. Среди церковников также не было единства. Воинствующие церковники во главе с основателем Успенского монастыря (ныне Иосифо-Волоколамский монастырь под Москвой) Иосифом Волоцким резко выступили против еретиков. Иосиф и его последователи (иосифляне) отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами. Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против накопления богатств и земельных владений церкви. Последователей этой точки зрения называли нестяжателями или сорианами - по имени Нила Сорского, уединившегося в скиту на реке Сора на Вологодчине.
Иван III на церковном соборе 1502 г. поддержал иосифлян. Еретики были казнены. Русская церковь стала и государственной, и национальной. Церковные иерархи провозглашали самодержца царем земным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранялось.
61 Правление Ивана IV
Иван IV Васильевич (1533-1584) вступил на престол в 3-х летнем возрасте после смерти своего отца Василия III. Фактически государством управляла его мать Елена Глинская, но и она умерла, предположительно от отравления, когда Ивану было 8 лет. После ее смерти развернулась настоящая борьба за власть между боярскими группировками Бельских, Шуйских и Глинских. Эта борьба велась на глазах малолетнего правителя, воспитывая в нем жестокость, страх, подозрительность. С 1538 по 1547 гг. у власти побывало 5 боярских группировок. Боярское правление сопровождалось смещением 2 митрополитов, разворовыванием казны, казнями, пытками, ссылками. Боярское правление привело к ослаблению центральной власти и вызвало волну недовольства и открытых выступлений. Международное положение государства также осложнилось.
В 1547 г. в 17-летнем возрасте Иван IV венчался на царство, став первым царем в русской истории. В 1549 г. вокруг молодого Ивана сложился круг близких людей, который получил название «Избранная рада». В нее вошли митрополит Макарий, духовник царя Сильвестр, князь А.М. Курбский, дворянин А.Ф. Адашев. Рада просуществовала до 1560 г. и провела ряд преобразований.
Реформы центрального и местного управления. В 1549 г. возник новый орган власти – Земский собор. Была оформлена приказная система управления и появляются важнейшие приказы. Во время царствования Ивана IV почти втрое был расширен состав Боярской думы с тем, чтобы ослабить в ней роль старой боярской аристократии. На местах учреждаются выборные земские власти в лице «земских старост», которые выбирались из зажиточных посадских людей и крестьян. Общий надзор за местным управлением переходил в руки губных старост, и городовых приказчиков. В 1556 г. была отменена система кормлений. Управители территорий стали получать жалованье из казны.
Территория была разделена на следующие территориальные единицы: губу(округ) возглавлял губной староста (из дворян); волость возглавлял земский староста (из черносошного населения); город возглавлял «излюбленный голова» (из местных служилых людей).
Таким образом, в результате реформы управления в России сложилась сословно-представительная монархия.
Военная реформа. В середине ХVI века от Волги до Балтики Россия была окружена кольцом враждебных государств. В этой ситуации чрезвычайно важным для России было наличие боеспособного войска. Из-за нехватки денег в казне правительство за службу расплачивалось землей. С каждых 150 десятин земли (1 десятина - 1,09 га) боярин или дворянин должен был поставить одного воина с лошадью и вооружением. В отношении военной службы вотчины приравнивались к поместьям. Теперь вотчинник или помещик мог начать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Служилые люди подразделялись на две основные группы: служилые «по отечеству» (т.е. по наследству – бояре и дворяне), служившие с земли и по «прибору» (т.е. по набору – пушкари, стрельцы и др.), получавшие за свою службу жалованье.
В 1556 г. впервые было составлено «Уложение о службе», которое регулировало прохождение военной службы. Для пограничной службы привлекались казаки. Еще одной составной частью русского войска стали иностранцы, но их число было незначительно. На время военных походов ограничивалось местничество.
В результате военной реформы Россия впервые стала располагать постоянным войском, которого раньше не имела. Создание боеспособного войска позволило России решить некоторые давно стоявшие стратегические задачи внешней политики.
Денежная реформа. На территории всей страны была введена единая денежная единица – московский рубль. Право сбора торговых пошлин перешло в руки государства. Отныне податное население должно было нести «тягло» – комплекс натуральных и денежных повинностей. Для всего государства была установлена единая единица взимания налогов – «большая соха». В зависимости от плодородия почвы и социального положения владельца большая соха составляла от 400 до 600 га земли.
Судебная реформа. В 1550 г. был принят новый Судебник. Он внес изменения в Судебник 1497 г., отразившие усиление центральной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день (26 ноября), и была увеличена плата за «пожилое», что еще больше закрепощало крестьян. Было впервые введено наказание за взяточничество.
Церковная реформа. В 1551 г. состоялся Стоглавый собор. Так он был назван потому, что его решения были сформулированы в ста главах. На долгое время Стоглав становится кодексом русского церковного права. Был составлен общерусский список святых, упорядочилась и унифицировалась (приводилась к единообразию) обрядность на территории всей страны. Подлежало регламентации церковное искусство: