Файл: 1 Возникновение цивилизации в Месопотамии 5 2 Вавилонское царство 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 1062

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Возникновение цивилизации в Месопотамии

2 Вавилонское царство

3 Ассирийская держава

4 Хеттское царство

5 Возникновение и развитие Персидской державы Ахеменидов

6 Арийская проблема. Варно-кастовый строй в Индии

7 Возникновение и развитие цивилизации в Китае

8 Социально-экономический и общественный строй Древней Греции

9 Греко-персидские войны

Таблица “Греко-персидские войны”

10 Походы Александра Македонского

Первые завоевания

Окончательная победа над персами

Индийские сражения

Последствия и результаты походов

11 Общая характеристика Римской империи

12 Основные этапы социально-экономического и политического развития Восточной Римской империи (V – XVвв.)

13 Средневековый город в Западной Европе: основные характеристики и значение в истории региона

14 Ислам в Аравии. Символ веры ислама. Шариат. Обряды и праздники

15 Крестовые походы и их значение в истории Европы

Крестовые походы: причины

Крестовый поход «бедноты»

Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.)

Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.)

Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.)

Четвертый Крестовый поход (1202-1204 гг.)

Другие Крестовые походы

Последствия Крестовых походов

16 Развитие королевской власти во Франции при Филиппе IV Красивом, возникновение Генеральных штатов во Франции

17 Нормандское завоевание Англии. Правление Генриха I

18 Иоанн Безземельный и «Великая хартия вольностей»

19 Столетняя война: причины, основные этапы, итоги

20 Внутренняя и внешняя политика Фридриха Барбароссы

21 Реформация в Европе

22 Основные характеристики, этапы и регионы Возрождения

23 Политика Генриха IV Бурбона. Итоги религиозных войн во Франции

24 Внутренняя политика Тюдоров в Англии

25 Великие географические открытия и складывание колониальной системы

26 Социально-экономическое и политическое положение Китая в период Цинского правления (XVII-XIX вв.)

27 Опиумные войны в Китае

28 Синьхайская революция в Китае. «Три народных принципа» Сунь Ятсена

29 Япония в период сегуната Токугава

30 Революция и реформы Мэйдзи и их значение. Япония в последней трети XIX века

31 Британская колониальная политика в Индии: методы управления, политика в аграрной сфере, городе, просвещении. Основные результаты

32 Внутренняя и внешняя политика Селима I и Сулеймана I в Османской империи

33 Внутреннее развитие Османской империи в XVII-XVIII веках. Реформы Селима III

34 Основные направления танзимата в Турции. Проникновение европейских держав в Османскую империю и его экономическое последствие

35 Образование Дурранийского государства в Афганистане. Политический и социальноэкономический строй государства Ахмад-шаха

36 Англо-афганские войны и их последствия

37 Революция 1905-1911 годов в Иране

38 Войны Наполеона и их итоги

39 Образование Германского союза. Его состав и политическое управление

40 Объединение Германии в XIX в

41 Политическое и социально-экономическое развитие США в первой половине XIX века. Гражданская война 1861-1865 годов в США. Причины, ход, итоги

42 Политика «просвещенного абсолютизма» в Европе

43 Образование Италии

44 Причины, ход и итоги I Мировой войны

45 Авторитарные режимы в Европе в 1920-е гг

46 Вторая мировая война

47 «Пражская весна» 1968 г.: социализм с человеческим лицом

48 «Тэтчеризм» – британский вариант неоконсервативной идеологии и политики

49 Восточноевропейский социализм

50 Югославская модель самоуправляющегося социализма

51 Германия во второй половине ХХ в.: от разделения к объединению

52 Революции на рубеже 1980-х – 1990-х гг. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы

53 «Рейганомика» – экономическая теория и практика американского неоконсерватизма

54 Египет во второй половине ХХ в

55 Война в Корее. Проблема двух Корей

56 Конфликт 1961 – 1975 годов во Вьетнаме. Парижское соглашение

57 Киевская Русь: основные периоды истории

58 Политическая раздробленность древнерусского государства: причины, основные центры

59 Внешние вторжения на Русь в XIII в

XIII век в истории Руси – это время вооруженного противостояния натиску с востока (монголо – татары) и северо – запада (немцы, шведы, датчане).

60 Завершение формирования единого российского централизованного государства во второй половине XVI в. Иван III и Василий III

61 Правление Ивана IV

62 Смутное время: причины, основные события, последствия

63 Первые Романовы и преодоление последствий Смуты

64 Российская империя при Петре I: политические, социально-экономические и культурные преобразования

65 Эпоха Екатерины II - время просвещенного абсолютизма в России

66 Россия в первой половине XIX в. (внутренняя и внешняя политика Павла I Александра I Николая I)

67 Либеральные реформы в России и период контрреформ

68 Особенности экономического и социально-политического развития России в начале XX века

69 Россия в 1910-х годах: от русско-японской войны в революциям

70 Гражданская война в России и иностранная интервенция: этапы и итоги

71 Общественно-политическая жизнь в СССР в первые годы развития государства

72 Военный коммунизм: политика, практика, идеологи

73 СССР во Второй мировой войне

74 Коренные изменения на международной арене после окончания второй мировой войны

75 СССР в послевоенные годы: от Сталина к Хрущеву

76 Тенденции экономического развития СССР (1964-1985 гг.). Экономические реформы 1965 г.: цели, причины свертывания. «Диссидентское» движение

77 Этапы и итоги перестройки

78 Формирование новой российской государственности (1992-2000 гг.)



1. Россия была отсталой страной, что представляло серьезную опасность для национальной независимости русского народа.

2. Промышленность развивалась, но она по своей структуре была крепостнической, и по объему и по техническому оснащению особенно, значительно уступала промышленности западноевропейских стран.

3. Сельское хозяйство отличалось рутинными способами земледелия и было основано на подневольном труде крепостного крестьянина,

4. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо обученных и вооруженных.

5. Сложный государственный аппарат.

6. Отставала Россия и в области духовной культуры.

Сразу же по вступлению на престол Петр I приступил к реформам, преследуя единственную цель: создание мощного обороноспособного государства с высоким международным престижем. Реализация его идеи предполагала решение двух основных проблем, с одной стороны — развитие рыночных отношений, предпринимательства, повышение общеобразовательного уровня людей, а с другой — ставка делалась на госаппарат, что и привело в дальнейшем к тотальному огосударствлению общества.

Однако было бы значительным упрощением представлять усилия Петра I по реформированию России как последовательное выполнение какого-то заранее задуманного плана. Чаще всего они носили спорадический характер в виде реакций на те или иные складывающиеся обстоятельства. Важнейшими и непосредственными стимулами реформаторской деятельности Петра I была необходимость победы в Северной войне (1700—1721), и как следствие, необходимость создания сильной армии и флота, эффективной системы управления, развитой экономики и т. д.

Военная реформа. Как известно, Северная война началась неудачно для России. В ноябре 1700 г. русская армия потерпела крупное поражение под Нарвой. С этого времени началась бурная деятельность по созданию нового типа армии — регулярной. Армия начала комплектоваться путем рекрутских наборов: с определенного числа крестьянских дворов брался один рекрут, который обязан был в качестве рядового нести службу, пока позволяло здоровье. Позже Срок службы был ограничен 25 годами. Офицерский состав комплектовался из дворян. Все дворяне обязаны были находиться на военной или гражданской службе. Содержание солдат и офицеров государство полностью взяло на себя. Таким образом армия стала профессиональной: воинская служба была теперь единственным занятием для солдат и офицеров.


Реформа государственного аппарата. Для победы в войне со Швецией необходимо было реформировать не только армию, но и огромную, неповоротливую государственную машину. Петр мечтал создать такой государственный аппарат, который бы работал четко, «регулярно», как часы. В силу ряда обстоятельств, господствующих в европейских странах умонастроений, с которыми он познакомился в двух своих зарубежных поездках и тесном общении с иностранцами Кукуевой слободы, авторитарной традиции власти в России, а также рационалистического склада своего ума, Петр I верил в огромные возможности государственного аппарата. Ему казалось, измени он рациональным образом деятельность государственного аппарата, и изменится жизнь всего общества. Тем более в стране, где государственная власть подавляла общество, а воля монарха являлась законом, нетрудно было поверить в силу приказа. Поэтому Петр I, будучи человеком сильной воли, привыкший к всеобщему повиновению, считал, что только он один знает, что необходимо стране. Логическим следствием этого стала реформа государственного аппарата. В 1711 г. был создан высший орган государственной власти — Сенат, заменивший Боярскую думу. Сенаторы назначались царем. Во главе Сената стоял генерал-прокурор. В 1718—1721 гг. были ликвидированы приказы, а вместо них учреждены коллегии. Основная особенность системы управления через коллегии состояла в четком разделении между ними функции. Порядок работы коллегий определялся специальными регламентами, а общие принципы работы органов центральной власти излагались в Генеральном регламенте.

В 1708—1710 гг. в России создано новое административное деление. Вся страна была поделена на восемь губерний, во главе которых стояли губернаторы, обладающие полнотой исполнительной и судебной власти на местах.

Содержание регулярной армии и разросшегося государственного аппарата требовало гигантских средств. Одним из способов получения этих средств рассматривалась налоговая реформа.

В допетровские времена налогами облагался двор, равное количество налога платили и 10 и 20 обитателей двора. Петр ввел подушный налог — теперь налог взимался с одного человека (души) мужского пола. Для учета налогоплательщиков была проведена подушная перепись, а затем ее ревизия. С тех пор периодические переписи (ревизии) стали нормой российской жизни.



Существенное значение для духовной жизни россиян имела реформа церковного управления. Эта реформа затрагивала очень чувствительные стороны российской жизни и потому проводилась постепенно. В 1700 г. умер патриарх Андриан. Петр I решил повременить с выбором нового патриарха, а для управления церковными делами в соответствии с «Духовным регламентом» в 1721 г. была создана государственная коллегия — Святейший Синод. Таким образом, патриаршество фактически было ликвидировано (хотя официально такого решения не принималось). Начался Синодальный период деятельности церкви, который продолжался до августа 1917 г. Синод занимался имущественными делами церкви, назначением высших должностных лиц — епархиальных архиереев, выполнял координирующие функции в области религиозного и нравственного образования и воспитания.

Создание Святейшего Синода означало полное подчинение духовной власти светской, церковь превратилась в одно из государственных учреждений и должна была напрямую обслуживать государственные интересы. Это отрицательно сказалось на духовной жизни русского общества. Православная церковь была административно ограничена и законсервирована и смирилась со своим положением служителя режиму. В отличие от Запада, где католическая церковь играла самостоятельную политическую роль, и более того, диктовала свою волю политическим режимам. Например, католическая церковь оказывала решающее влияние на формирование политической власти. Поэтому русские священнослужители никогда не выступали в роли духовных вождей, которые вели бы общество вперед. Наоборот церковь активно выступала против всех нововведений.

Создание новых властных структур завершается провозглашением в 1721 г. Петра I императором, т. е. главой светской и духовной сфер жизни. Никогда прежде глава российского государства не обладал такой полнотой власти. «... его величество самодержавный монарх, который никому на свете о своих делах ответа дать не должен». Следует особо отметить, что это осознанный выбор Петра, так как он абсолютно не воспринимал европейское общественное устройство, где была предусмотрена автономия общества от власти.

Систему власти, созданную Петром I, принято называть абсолютизмом. Попытаемся ответить на вопрос, в чем же состоят особенности российского абсолютизма?


Абсолютизм является формой общеевропейской, но в каждой из стран имел свою специфику. В Европе, например, абсолютные монархи стремились не только укрепить свою личную власть, но и государственность в целом. В России, он обладал рядом отличительных черт:

а) особой расстановкой сил в господствующем классе (боярство-дворянство);

б) сложной внешнеполитической обстановкой;

в) обострившейся социальной рознью (недовольство крестьян крепостничеством, недовольство купцов привилегиями дворян и т. д);

г) опытом и примером развития Западной Европы (успехи в науке, экономике, военном деле);

д) сложностью управления государством на обширных территориях России.

Созданные Петром I силовые структуры — армия, полиция — повсеместно применялись для достижения государственных целей.

Реформа промышленного производства. Большие надежды в достижении своих целей Петр I возлагал на развитие отечественной промышленности. Инициатором ее развития, как правило, выступало государство. 43% основанных к концу XVII—началу XVIII вв. промышленных предприятий были созданы на государственные средства. Половина предприятий предназначались для снабжения армии и флота. Особенно большое значение приобрел уральский металлургический район. На его заводах отливали и ковали пушки, ядра, гранаты, ружья, штыки, якоря, сабли и т. д. Теперь уже не нужно было ввозить из-за границы «литтихские мушкеты», как это делал Петр до войны, — они производились в самой России. Первая пушка из уральского железа была отлита осенью 1702 г., и с тех пор Россия прекращает импорт оружия. Всего за год работы этих и других заводов было произведено 300 пушек — в два раза больше, чем потеряно под Нарвой. Русские войска получили прекрасное оружие, в некоторых отношениях даже превосходившее их противников. В течение нескольких лет Петру удалось снабдить армию первоклассным стрелковым оружием, которым были вооружены далеко не все армии Европы.

Основывались суконные, полотняно-парусные и др. промышленные предприятия. В царствование Петра I текстильная промышленность была создана заново, так как ни одна из мануфактур XVII в. не сохранилась к нынешнему веку. Теперь их насчитывалось 32, и центром текстильной промышленности стала Москва.

Купцы, строившие заводы, получали льготы. Так, благодаря покровительству государства стал крупнейшим заводчиком бывший тульский кузнец Никита Демидов.

Для управления купцами и ремесленниками Петр I создал сначала Бурмистровскую, палату, потом Главный магистрат, который должен был заботиться о росте и процветании не только крупного, но и мелкого производства. По указу 1722 г. мастера-ремесленники объединились в цехи. Введение цехов — свидетельство заботы об упорядочении и развитии мелкого производства, его регламентации и усилении опеки со стороны властей. Хотя следует отметить, что в Западной Европе цехи, как средневековый институт, давно ушли в прошлое. Цехи, гильдии тормозили личную инициативу, а следовательно, и сдерживали возникновение и развитие рыночных отношений.


Каковы же итоги преобразовательной деятельности Петра I в промышленности?

К концу царствования Петра I в России действовало 221 промышленное предприятие, из них 86 металлургических заводов, причем 40 из них были очень крупными. Из этих заводов только 21 были основаны до Петра и продолжали действовать при нем. Кроме того, ряд предприятий, возникших в 1726—1730 гг., проектировался еще при нем. На этой основе в России была создана промышленная основа крупнейшей регулярной армии. Современный флот связал Россию с другими странами, обеспечил военно-политический паритет и торговые связи.

Петр I проводил протекционистскую политику по отношению к русской промышленности. Это имело огромное значение на начальном этапе ее становления, но стало тормозом на этапе вступления в конкуренцию на мировом рынке. Она была проникнута духом меркантилизма. Предприниматели получали различные привилегии, субсидии, оборудование, сырье. В итоге принятых им и правительством мер зависимость от импорта значительно сократилась. Изделия из русских мануфактур широко распространились по всей стране. В 1724 г. Петр и власти ввели таможенный тариф — высокие пошлины на иностранные товары, которые могли изготовлять или уже выпускали отечественные предприятия и льготные условия для ввоза сырья для промышленности и вывоза готовых изделий.

Бесспорно, политика протекционизма дала возможность более быстрого роста отечественной промышленности, но тем не менее, она в такой же степени и мешала складыванию единого мирового рынка и консервировала техническую отсталость страны.

При Петре I идет процесс зарождения социально-классовой структуры европейского типа.

Прежде всего вырос слой собственников. Изданным в 1714 г. указом о единонаследии было уничтожено различие между вотчинами и поместьями. Все земли стали полной собственностью дворян, их «недвижимой собственностью». Указ 1714 г. устанавливал, что отныне поместье может передаваться по наследству лишь одному сыну в семье, что способствовало выделению крупных собственников. Указ преследовал цель заставить дворян нести службу, торговать, заниматься промышленной деятельностью, ибо для многих из них отныне источником существования должно стать государево жалованье или доходы от промышленности и торговли.

Одновременно шел и активный процесс формирования слоя предпринимателей, причем из разных слоев общества. Интересен в этом отношении указ от 1719 г., который гласил, если кто найдет месторождение и начнет его разработку, тот станет собственником, независимо от того, кому эта земля принадлежала ранее.