Файл: 1 Возникновение цивилизации в Месопотамии 5 2 Вавилонское царство 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 1071

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Возникновение цивилизации в Месопотамии

2 Вавилонское царство

3 Ассирийская держава

4 Хеттское царство

5 Возникновение и развитие Персидской державы Ахеменидов

6 Арийская проблема. Варно-кастовый строй в Индии

7 Возникновение и развитие цивилизации в Китае

8 Социально-экономический и общественный строй Древней Греции

9 Греко-персидские войны

Таблица “Греко-персидские войны”

10 Походы Александра Македонского

Первые завоевания

Окончательная победа над персами

Индийские сражения

Последствия и результаты походов

11 Общая характеристика Римской империи

12 Основные этапы социально-экономического и политического развития Восточной Римской империи (V – XVвв.)

13 Средневековый город в Западной Европе: основные характеристики и значение в истории региона

14 Ислам в Аравии. Символ веры ислама. Шариат. Обряды и праздники

15 Крестовые походы и их значение в истории Европы

Крестовые походы: причины

Крестовый поход «бедноты»

Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.)

Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.)

Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.)

Четвертый Крестовый поход (1202-1204 гг.)

Другие Крестовые походы

Последствия Крестовых походов

16 Развитие королевской власти во Франции при Филиппе IV Красивом, возникновение Генеральных штатов во Франции

17 Нормандское завоевание Англии. Правление Генриха I

18 Иоанн Безземельный и «Великая хартия вольностей»

19 Столетняя война: причины, основные этапы, итоги

20 Внутренняя и внешняя политика Фридриха Барбароссы

21 Реформация в Европе

22 Основные характеристики, этапы и регионы Возрождения

23 Политика Генриха IV Бурбона. Итоги религиозных войн во Франции

24 Внутренняя политика Тюдоров в Англии

25 Великие географические открытия и складывание колониальной системы

26 Социально-экономическое и политическое положение Китая в период Цинского правления (XVII-XIX вв.)

27 Опиумные войны в Китае

28 Синьхайская революция в Китае. «Три народных принципа» Сунь Ятсена

29 Япония в период сегуната Токугава

30 Революция и реформы Мэйдзи и их значение. Япония в последней трети XIX века

31 Британская колониальная политика в Индии: методы управления, политика в аграрной сфере, городе, просвещении. Основные результаты

32 Внутренняя и внешняя политика Селима I и Сулеймана I в Османской империи

33 Внутреннее развитие Османской империи в XVII-XVIII веках. Реформы Селима III

34 Основные направления танзимата в Турции. Проникновение европейских держав в Османскую империю и его экономическое последствие

35 Образование Дурранийского государства в Афганистане. Политический и социальноэкономический строй государства Ахмад-шаха

36 Англо-афганские войны и их последствия

37 Революция 1905-1911 годов в Иране

38 Войны Наполеона и их итоги

39 Образование Германского союза. Его состав и политическое управление

40 Объединение Германии в XIX в

41 Политическое и социально-экономическое развитие США в первой половине XIX века. Гражданская война 1861-1865 годов в США. Причины, ход, итоги

42 Политика «просвещенного абсолютизма» в Европе

43 Образование Италии

44 Причины, ход и итоги I Мировой войны

45 Авторитарные режимы в Европе в 1920-е гг

46 Вторая мировая война

47 «Пражская весна» 1968 г.: социализм с человеческим лицом

48 «Тэтчеризм» – британский вариант неоконсервативной идеологии и политики

49 Восточноевропейский социализм

50 Югославская модель самоуправляющегося социализма

51 Германия во второй половине ХХ в.: от разделения к объединению

52 Революции на рубеже 1980-х – 1990-х гг. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы

53 «Рейганомика» – экономическая теория и практика американского неоконсерватизма

54 Египет во второй половине ХХ в

55 Война в Корее. Проблема двух Корей

56 Конфликт 1961 – 1975 годов во Вьетнаме. Парижское соглашение

57 Киевская Русь: основные периоды истории

58 Политическая раздробленность древнерусского государства: причины, основные центры

59 Внешние вторжения на Русь в XIII в

XIII век в истории Руси – это время вооруженного противостояния натиску с востока (монголо – татары) и северо – запада (немцы, шведы, датчане).

60 Завершение формирования единого российского централизованного государства во второй половине XVI в. Иван III и Василий III

61 Правление Ивана IV

62 Смутное время: причины, основные события, последствия

63 Первые Романовы и преодоление последствий Смуты

64 Российская империя при Петре I: политические, социально-экономические и культурные преобразования

65 Эпоха Екатерины II - время просвещенного абсолютизма в России

66 Россия в первой половине XIX в. (внутренняя и внешняя политика Павла I Александра I Николая I)

67 Либеральные реформы в России и период контрреформ

68 Особенности экономического и социально-политического развития России в начале XX века

69 Россия в 1910-х годах: от русско-японской войны в революциям

70 Гражданская война в России и иностранная интервенция: этапы и итоги

71 Общественно-политическая жизнь в СССР в первые годы развития государства

72 Военный коммунизм: политика, практика, идеологи

73 СССР во Второй мировой войне

74 Коренные изменения на международной арене после окончания второй мировой войны

75 СССР в послевоенные годы: от Сталина к Хрущеву

76 Тенденции экономического развития СССР (1964-1985 гг.). Экономические реформы 1965 г.: цели, причины свертывания. «Диссидентское» движение

77 Этапы и итоги перестройки

78 Формирование новой российской государственности (1992-2000 гг.)



Введение принципа единоначалия затронуло и управление православной церковью, которая по-прежнему была подчинена государству. Духовными делами ведал Святейший Синод, члены которого назначались императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из военных или гражданских чиновников. Его роль и полномочия все больше усиливались. При Александре I должность обер-прокурора исполнял в 1803-1824 гг. князь А.Н. Голицын, бывший с 1816 г. также и министром народного просвещения.

Наиболее активным сторонником идеи реформы системы государственного управления был статс-секретарь Непременного совета М.М. Сперанский. Однако он очень недолгое время пользовался расположением императора. Осуществление проекта М.М. Сперанского могло бы способствовать началу конституционного процесса в России. В его проекте "Введение к уложению государственных законов" намечался принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти путем созыва представительной Государственной думы и введения выборных судебных инстанций.

Одновременно он считал необходимым создать Государственный совет, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного управления. Все вновь предложенные органы осторожный М.М. Сперанский наделял лишь совещательными правами и отнюдь не покушался на полноту самодержавной власти.

Против либерального проекта М.М. Сперанского выступила консервативно настроенная часть дворян, которая увидела в нем опасность для самодержавно-крепостнической системы и для своего привилегированного положения. Идеологом консерваторов стал известный писатель и историк Н-М. Карамзин. В записке "О древней и новой России", адресованной царю, он настаивал на сохранении старых порядков, незыблемости самодержавия и крепостничества.

В практическом плане реакционную политику проводил близкий к Александру граф А.А. Аракчеев, который, в отличие от М.М. Сперанского, стремился к укреплению личной власти императора путем дальнейшего развития бюрократической системы. Борьба между либералами и консерваторами закончилась победой последних. М.М.Сперанский был отстранен от дел и отправлен в ссылку.

Единственным результатом было учреждение Государственного совета в 1810 г., который состоял из министров и других высших сановников, назначаемых императором. Ему были приданы совещательные функции при разработке важнейших законов (в таком виде Государственный совет просуществовал до 1906 г.). Реформы 1802-1811 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они лишь усилили централизацию в бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде, император обладал верховной законодательной и исполнительной властью.


В последующие годы реформаторские настроения Александра I отразились во введении конституции в Царстве Польском (1815), сохранении сейма и конституционного устройства в Финляндии, присоединенной к России в 1809 г., а также в создании H.H. Новосильцевым по поручению царя "Уставной грамоты Российской империи" (1819-1820). В проекте предусматривалось разделение ветвей власти, введение представительных органов, равенство всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного устройства. Однако все эти предложения остались на бумаге.

"Аракчеевщина". В последнее десятилетие правления Александра I во внутренней политике все больше ощущалась консервативная тенденция. По имени ее проводника она получила название "аракчеевщина". Это была политика, нацеленная на упрочение абсолютизма и крепостного права. Она выражалась в дальнейшей централизации и мелочной регламентации государственного управления, в полипейско-репрессивных мерах, направленных на уничтожение свободомыслия, в "чистке" университетов, в насаждении палочной дисциплины в армии.

Наиболее ярким проявлением "аракчеевщины" стали военные поселения особая форма комплектования и содержания армии.

Цель создания военных поселений: добиться самообеспечения и самовоспроизводства армии, облегчить для бюджета страны тяжесть содержания огромной армии в мирных условиях. Первые попытки их организации относились к 1808-1809 гг., но в массовом порядке их начали создавать в 1815-1816 гг. В разряд военных поселян переводились казенные крестьяне Петербургской, Новгородской, Могилевской и Харьковской губерний. Здесь же расселяли солдат, к которым выписывались их семьи.

Жены становились поселянками, сыновья с 7 лет зачислялись в кантонисты, а с 18 в действительную военную службу. Все они своим трудом должны были добывать себе пропитание, выполняя обычные сельскохозяйственные работы, и одновременно нести военную службу. Вся жизнь семьи крестьянина была строго регламентирована. За малейшее нарушение распорядка следовало телесное наказание. Торговля, промыслы, контакты с внешним миром категорически запрещались. В поселениях царил произвол местного начальства.

Главным начальником над военными поселениями был назначен А.А Аракчеев. Однако затея с самоокупаемостью армии провалилась. На организацию поселений правительство тратило огромные деньги. Военные поселяне не стали особым сословием, расширившим социальную опору самодержавия, наоборот, они волновались и бунтовали. Правительство от этой практики в последующие годы отказалось.



Александр I умер в Таганроге в ноябре 1825 г. Детей у него не было. Из-за неясности в вопросе о престолонаследии в России создалась чрезвычайная ситуация междуцарствие. В ходе переговоров между вторым сыном императора Павла Константином, жившим в Варшаве в качестве наместника Царства Польского, и его братом Николаем в Петербурге выяснилось, что Константин давно уже отрекся от престола, так как был женат на польской княгине Лович. Но об этом отречении знали немногие, поэтому Сенат и армия присягнули Константину. К середине декабря вопрос о престолонаследии был решен. Российским императором стал третий сын Павла — Николай.

Николай I. Личность нового императора неоднозначно оценивалась современниками. Приближенные восхищались его необыкновенной работоспособностью, скромностью в быту. Радикальные общественные деятели XIX в. оставили весьма резкие отзывы, называя его тираном и деспотом с кругозором "ротного командира". Николая не готовили к управлению Россией. В молодости он пренебрегал получением серьезного образования. Его интересовало лишь военное дело, особенно внешняя сторона парады, маневры и муштра. А.И. Герцен называл его солдатом "по призванию, по образованию, по наружности и по внутренности".

Однако природный ум и железная воля, умение подбирать способных исполнителей его предначертаний дали Николаю возможность достаточно эффективно управлять государством. Свою деятельность на троне он рассматривал не как право, а как обязанность, данную ему по праву рождения. Цель своей политики он видел в укреплении внутреннего и внешнего положения России, в недопущении в нее революционной "заразы". Свое программное заявление: "Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни, пока... я буду императором" он осуществлял реальными политическими мероприятиями.

Вырабатывая свой внутриполитический курс, Николай I не мог не видеть углубляющегося экономического и социально-политического отставания России от передовых западно-европейских стран. Не мог он также не учитывать недовольство крестьян, выливавшееся в восстания и бунты, и подъем общественно-политического движения, проявившийся в формировании либеральной оппозиции и развитии революционной традиции.

Европейские буржуазные революции, окончательная ломка абсолютистских режимов, выход на политическую арену новых социальных слоев, общая либерализация государственного строя во многих странах — все это также оказывало большое влияние на мировоззрение и деятельность российского императора. Поэтому в Манифесте по случаю коронации (лето 1826 г.) Николай обещал провести усовершенствование внутреннего состояния государства. Он призвал население довериться правительству и ждать, когда оно само решит, что, как и когда следует сделать. Однако царь очень своеобразно понимал направление этих усовершенствований.


При Николае I роль Государственного совета как законосовещательного органа значительно уменьшилась. Система министерств, созданная при Александре I, была подменена разросшейся Собственной Его Императорского Величества канцелярией. Она разделялась на несколько отделений, вмешивавшихся в политическую, общественную и духовную жизнь страны.

Особое место занимало 3-е Отделение С.Е.И.В. канцелярии и приданный ему корпус жандармов, осуществлявшие политический сыск в России и за ее пределами. В 70-тысячной армии чиновников половину составляли военные. Все высшие бюрократические посты занимали любимцы царя, лично ему преданные свитские генералы флигель-адъютанты. Широко практиковалось создание секретных комитетов для разработки различных законопроектов. Эти комитеты подчинялись лично царю.

Бюрократизация имела двоякий результат. С одной стороны, она действительно на какое-то время могла обеспечить больший порядок в стране. С другой стороны, она привела к пробуксовыванию) государственного механизма, к волоките, коррупции, казнокрадству и взяточничеству.

Кодификация законов. Николай I твердо верил, что неукоснительное следование всех граждан букве закона обеспечит порядок в стране. Поэтому в его царствование была проведена кодификация (упорядочение) архаичного и запутанного российского законодательства. Эта работа была поручена возвращенному из ссылки М.М. Сперанскому.

Он намеревался собрать и классифицировать все имевшиеся законы, создать на этой основе принципиально новую систему законодательства. Однако консервативные тенденции во внутренней политике вынудили его ограничиться более скромной задачей. Под его руководством были обобщены законы, принятые после Соборного Уложения 1649 г. Их опубликовали в "Полном собрании законов Российской империи" (45 томов). В отдельный "Свод законов" (15 томов) были помещены действующие законы, соответствовавшие правовому положению в стране. Все это также было направлено на усиление бюрократизации управления.

В целом высшее государственное управление России перестраивалось в первой половине XIX в. по линии укрепления личной власти царя и усиления централизации. Проведенные преобразования не затронули основ самодержавного строя. Созданная в первой половине XIX в. система государственного управления просуществовала с небольшими изменениями вплоть до начала XX столетия.


Крестьянский вопрос

В первой половине XIX в. Россия оставалась аграрной страной. Основную массу населения составляли крестьяне. Большинство принадлежало помещикам и находилось в крепостной зависимости. В решении крестьянского вопроса Россия значительно отставала от других европейских государств. Личная зависимость крестьян от помещиков и их незаинтересованность в результатах труда делали сельское хозяйство все менее эффективным. Отсутствие свободной рабочей силы сдерживало развитие промышленности. Уже во второй половине XVIII в. стала очевидной назревшая необходимость изменения существующего положения.

Однако большинство помещиков и слышать не хотело об уменьшении своих привилегий. Будучи господствующим сословием и опорой самодержавия, дворянство отстаивало сохранение крепостничества в нетронутом виде. Поэтому правительство в начале ХГХ в. попыталось хотя бы прикрыть его наиболее уродливые и порицаемые обществом формы. Было запрещено печатать в газетах объявления о продаже крепостных. Дворянство умело обходило этот указ, давая объявления о сдаче крепостных "в аренду". В 1803 г. был издан указ о свободных хлебопашцах, по которому помещики могли отпускать крестьян на волю с землей за выкуп.

Однако эта мера фактически не повлияла на крепостническую систему, так как за первую четверть XIX в. было освобождено лишь 47 тыс. частновладельческих крестьян. Одновременно была значительно сокращена раздача государственных крестьян в частные руки (что широко практиковала "щедрая" Екатерина П). Многие государственные деятели (М.М.Сперанский, А.А.Аракчеев, П-Д.Кисеяев и др.) разрабатывали, по поручению Александра I, проекты освобождения крестьян. Однако практического воплощения они не получили.

При Николае I крестьянский вопрос обострился еще больше. Крестьяне и передовые общественные деятели требовали его немедленного решения. Создаваемые правительством Секретные комитеты для изыскания средств к улучшению состояния крестьян сводили свою деятельность к бесплодным дискуссиям. Общее направление политики на консервацию старых порядков мешало освобождению крестьян. Как и в первой четверти XIX в., так и во второй правительство предпринимало меры, направленные на смягчение крепостного права. Было запрещено отдавать крепостных да заводы я ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. В 1841 г. принят закон, запрещавший продавать крестьян поодиночке и без земли. В 1843 г. безземельных дворян лишили права приобретать крестьян.