Файл: Пропед экз расскажите о задачах, которые решает пропедевтическая стоматология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 492

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

27. Показания к созданию дополнительной площадки на режущем крае в полостях 4 класса.
Дополнительную площадку в области режущего края зуба формируют, если имеется вертикальное стирание зуба, и его режущий край становится плоским и широким. Этому варианту отдают предпочтение при небольших размерах кариозной полости, расположении ее ближе к режущему краю (для формирования дополнительной площадки в области слепой ямки в этом случае потребуется иссечение слишком большого объема непораженных тканей), а также при стертости эмали по режущему краю с обнажением дентина зуба.
28. Особенности препарирования кариозных полостей 1-5 классов при пломбировании пломбировочными материалами.
Препарирование 1 класса:

· При обнаружении кариеса в определенном участке открытой фиссуры моляра или премоляра можно ограничиться иссечением только кариозных тканей.Такое щадящее препарирование рекомендовано при низком КПУ и отличной гигиене полости рта пациента.

· Если кариес обнаружен в отдельном участке закрытой фиссуры, то препарирование следует проводить на всю глубину поражения, а фиссуру иссекать только в пределах эмали. Эта методика предусматривает разную глубину препарирования и рекомендуется при сочетании кариеса закрытых фиссур с низким КПУ и отличной гигиеной полости рта. Стремление не углублять полость до дентина связано с тем, что при локализации дна полости в пределах эмали не возникает проблемы адгезии пломбировочного материала к дентину и микроподтекания.

· Если кариес локализуется в нескольких участках закрытой фиссуры, необходимо полностью иссечь ее, ориентируясь на глубину распространения кариеса: в данном случае дентин поврежден в нескольких участках.

Препарирование 2 класса:

Виды доступа при препарировании полостей II класса:

• окклюзионный доступ с иссечением краевого гребня — наиболее распространен и применяется при обширных кариозных поражениях.

• окклюзионный доступ с сохранением краевого гребня, или тоннельное препарирование - применяется только при локализации кариозной полости в области экватора и несколько ниже (т. е. между экватором и шейкой зуба). Препарирование полости проводят со стороны жевательной поверхности с сохранением краевого гребня зуба. При тоннельном препарировании затруднена проверка качества удаления кариозных тканей и велик риск случайного вскрытия пульпы.

• прямой доступ — используется при отсутствии соседнего зуба или возможности препарирования непосредственно через кариозную полость в соседнем зубе.


• вестибулярный или язычный доступ с сохранением краевого гребня — рекомендуется при обнаружении небольшой кариозной полости с локализацией в пришеечной области апроксимальной поверхности.

Препарирование 3 класса:

· раскрытие полости преимущественно с язычной стороны, для сохранения вестибулярной стенки (сохранение первоначальной эстетики)

· использование из пломб материалов только композитов, тк они обладают максимально эстетическими свойствами

· доп. площадка создаётся, когда имеется плохой доступ к кариозной полости, при ПЛОТНОМ контакте с соседними зубами (доступ создаётся через оральную поверхность)

Препарирование 4 класса:

· форма кариозной полости должна соответствовать форме кариозного поражения, при наличии прочных стенок полости.

· доп. площадка на оральной поверхности создаётся для при затруднённом подходе к кариозной полости, чтобы пломб материал лучше зафиксировался

· доп. площадка на режущем крае создаётся вдоль него, чтобы расширить его.

Препарирование 5 класса:

· Взависимости от величины и локализации поражения форма полости V класса может быть округлой, овальной или бобовидной.

· Округлую полость формируют при небольшом размере кариозной полости и отсутствии зоны деминерализации эмали вокруг нее.

· Овальную форму создают при препарировании крупных полостей или дефектов, т.е. когда вертикальный размер полости превышает горизонтальный.

· Бобовидную форму полости придают в том случае, если вокруг кариозного поражения располагается деминерализованная эмаль, подлежащая удалению.




29. Препарирование дефектов полостей 6 класса.
Основная особенность препарирования заключается в наиболее щадящем подходе к удалению кариозных тканей. Следует использовать боры, размер которых лишь незначительно превышает диаметр кариозной полости. В противном случае будет удалено избыточное количество твердых тканей бугра или режущего края зуба, что приведет к ослаблению зоны, на которую падает самая большая нагрузка при откусывании и жевании.

Особенности препарирования полостей VI класса:
1. Наиболее щадящее препарирование.

2. Возможен отказ от анестезии, особенно при незначительной глубине полости.

3. Нет необходимости в наложении коффердама.

4. Оптимальная глубина полости — 1,5 мм, если нет показаний к более глубокому препарированию.

5. Возможно сохранение эмали, лишенной подлежащего дентина, что связано с достаточно большой толщиной слоя эмали, особенно в области вершин бугров моляров.



6. Край эмали не следует препарировать в виде фальца.
**При препарировании полости VI класса рекомендуется создавать форму, напоминающую простую полость I класса; углы, как правило, не формируют, что связано с небольшим объемом полости.

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ В ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

1. Что такое оттиск и рабочая модель?

Оттиск – негативное отображение анатомической формы зубного ряда пациента и окружающих мягких тканей. Рабочая модель – позитивное отображение тканей протезного ложе.

2. Приведите классификацию оттискных масс и ее представителей:

а) Твердые: Химического твердения – гипс, Термического твердения – термопластические компаунды; б) Эластические: Гидроколлоидные – обратимые (агаровые) и необратимые (альгинат), Эластомеры – тиоколовые, полиэфирные, силиконовые (тип К- поликонденсационные, тип А- аддитивные)

3. К Какой группе оттискных материалов относится оттискной гипс?

Химического твердения

4. Какого класса используется гипс для получения оттисков? Напишите его свойства и состав:

I тип. Относится к группе твердых оттискных материалов. В основе его состава лежат соли кальция. Сво-ва: не даёт усадки, не растворяется в слюне, безвреден, даёт возможность получить четкий оттиск, однако гипс хрупкий и с трудом выводится из полости рта.

5. Какие факторы влияют на скорость схватывания (твердения) гипса? Охарактеризуйте каждый из них:

Катализаторы (ускоряют) – сульфат калия/натрия, хлорид натрия/калия. Ингибиторы (замедляют) – сахар, этанол, глицерин.

6. Что такое конструкционные и вспомогательные сплавы?

Конструкционные предназначены для непосредственного изготовления зубных протезов. Вспомогательные используются на различных стадиях протезирования.

7. Что такое литье материалов?

Литье – это процесс изготовления изделий путём заливки расплавленного материала в полость специальной литейной формы.

8. Что такое штамповка?

Штамповка – процесс пластической деформации материала с приобретением формы и размеров тела.

9. Что такое фрезерование?

Фрезерование – механическая обработка разрезанием плоскостей, при которой режущий инструмент (фреза) совершает вращательное движение.

10. Что такое 3D-печать?

3D-печать – материал соединяется и затвердевает под управлением компьютера для создания трёхмерного объекта.

11. Опишите свойства, состав и применение кобальт-хромового сплава:

Используется для изготовления цельнолитых бюгельных протезов, литых коронок. Состав: хром, кобальт, никель, молибден, марганец, кремний, железо. Обладает высокой механической прочностью, твёрдостью.


12. Опишите свойства, состав и применение хромоникелевого сплава:

Состав: никель, хром, молибден. Применяется для литья несъёмных протезов и каркасов съёмных протезов. Сво-ва: жаростойкость, малая истираемость.

13. Опишите положительные свойства благородных металлов:

Имеют высокую антикоррозийную стойкость в полости рта; не раздражают ткани зуба, слизистые и организм в целом; имеют плотное прилегание к зубу.

14. Опишите свойства, состав и применение серебряно-палладиевых сплавов:

Состав: серебро, палладий. Изготовление коронок, небольших мостовидных протезов, штифтов, культевых вкладок. Имеют высокую пластичность, низкую прочность, хорошую биосовместимость.

15. Опишите свойства, состав и применение легкоплавких сплавов:

Состав: висмут, олово. Кадмий. Используются для штампов и моделей для коронок и некоторых других протезов. Минимальная усадка, твёрдость, легкоплавность, прочность.

16. Опишите свойства, состав и применение припоев:

Для однородных и разнородных металлов. Припой ПСР-37: серебро, медь, цинк; 750-й пробы: золото, серебро, медь, латунь. Имеют температуру плавления меньше, чем температура плавления спаиваемой детали; прочность, текучесть, хорошие антикоррозийные свойства.

17. Напишите химический состав акриловых пластмасс:

Производные акриловой и метакриловой кислот, их эфиров и некоторых других соединений.

18. Опишите этапы реакции полимеризации полимеров:

Песочная стадия – стадия тянущихся нитей – тестообразная (рабочая) – резиноподобная (не рабочая) – твёрдая (не рабочая).

19. Какие вещества добавляют в пластмассы для изменения ее цвета?

Жёлтый – сульфохром свинца, Красный - железный марс, Зелёный – зелень Гинье, Песочный – мелорий, Чёрный – сульфат ртутти.

20. Какие материалы используют для фиксации несъемных ортопедических конструкций? Укажите их виды и состав:

Цинк-фосфатный цемент (окись цинка, магния, алюминия, бора + водный раствор фосфорной кислоты), стеклоиономерные и поликарбоксилатные цементы, композиты.

21. Какие материалы используются для временной фиксации несъемных ортопедических конструкций? Перечислите их виды и состав:

Цинк-сульфатные (оксид цинка, сульфат цинка + дист.вода), цинкооксидэвгенольные.

22. Приведите примеры растительного воска:

Пальмовый-карнаубский, травяной-канделильский, плодовый-японский.

23. Приведите примеры минерального воска:

Торфяной и буроугольный, парафин.


24. Приведите примеры воска, производимого насекомыми и животными:

Пчелиный воск, спермацет (имеется в черепной полости кашалота), стеарин.

25. Приведите примеры синтетического воска:

Этиленовые и полиизобутиленовые смолы.

26. Приведите классификацию композиционных материалов по органической матрице:

Керамические, металлические, полимерные.

27. Приведите классификацию композиционных материалов по наполнителю:

С одномерными, двумерными наполнителями.

28. Приведите классификацию композиционных материалов по весовому процентному составу:

50—70% (низконаполненные композиционные материалы), 70—87% (высоконаполненные композиционные материалы).

29. Приведите классификацию композиционных материалов по размеру частиц:

Макронаполненные, мини-наполненные, микронаполненные, гибридные, микрогибридные, нанонаполненные.

30. Приведите классификацию композиционных материалов по способу полимеризации:

Химического, теплового, светового, двойного отверждения.

31. Приведите классификацию композиционных материалов по форме выпуска:

Порошок-жидкость, паста, паста-паста, в шприцах.

32. Что такое каолин, кварц, полевой шпат? Приведите их химический состав:

Каолин – белая глина, выветренный продукт полевого шпата (представляет собой соединение окиси алюминия, Al2O3, кремниевого ангидрида, SiO2, и воды, носит химическое название алюминосиликата, А12O3 • 2SiO2 • 2Н2O, известен под названием каолинита).

Кварц – минерал (двуокись кремния).

Полевой шпат – минерал (безводный алюмосиликат калия, натрия или кальция).

33. Какое влияние каолин оказывает на керамические массы?

Влияет на прочность и термическую стойкость керамики, является связующим компонентом.

34. Какие свойства придает керамике полевой шпат?

Прозрачность, пластичность.

35. Какие свойства придает кварц керамической массе?

Придаёт твёрдость, прочность, снижает хрупкость, уменьшает усадку.
Понятие о пародонте. Зубные отложения

1) Дайте определение понятия «пародонт», назовите его функцию

Пародонт – комплекс тканей, окружающих зуб и удерживающих его в костной альвеоле. Он включает: десну, надкостницу, костную ткань лунки и альвеолярного отростка, периодонт, цемент корня.

Функции пародонта –

опорно-удерживающая (удержание зуба в альвеоле),

амортизирующая - распределяет давление при жевании