Файл: Пропед экз расскажите о задачах, которые решает пропедевтическая стоматология.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 492
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
27. Показания к созданию дополнительной площадки на режущем крае в полостях 4 класса.
Дополнительную площадку в области режущего края зуба формируют, если имеется вертикальное стирание зуба, и его режущий край становится плоским и широким. Этому варианту отдают предпочтение при небольших размерах кариозной полости, расположении ее ближе к режущему краю (для формирования дополнительной площадки в области слепой ямки в этом случае потребуется иссечение слишком большого объема непораженных тканей), а также при стертости эмали по режущему краю с обнажением дентина зуба.
28. Особенности препарирования кариозных полостей 1-5 классов при пломбировании пломбировочными материалами.
Препарирование 1 класса:
· При обнаружении кариеса в определенном участке открытой фиссуры моляра или премоляра можно ограничиться иссечением только кариозных тканей.Такое щадящее препарирование рекомендовано при низком КПУ и отличной гигиене полости рта пациента.
· Если кариес обнаружен в отдельном участке закрытой фиссуры, то препарирование следует проводить на всю глубину поражения, а фиссуру иссекать только в пределах эмали. Эта методика предусматривает разную глубину препарирования и рекомендуется при сочетании кариеса закрытых фиссур с низким КПУ и отличной гигиеной полости рта. Стремление не углублять полость до дентина связано с тем, что при локализации дна полости в пределах эмали не возникает проблемы адгезии пломбировочного материала к дентину и микроподтекания.
· Если кариес локализуется в нескольких участках закрытой фиссуры, необходимо полностью иссечь ее, ориентируясь на глубину распространения кариеса: в данном случае дентин поврежден в нескольких участках.
Препарирование 2 класса:
Виды доступа при препарировании полостей II класса:
• окклюзионный доступ с иссечением краевого гребня — наиболее распространен и применяется при обширных кариозных поражениях.
• окклюзионный доступ с сохранением краевого гребня, или тоннельное препарирование - применяется только при локализации кариозной полости в области экватора и несколько ниже (т. е. между экватором и шейкой зуба). Препарирование полости проводят со стороны жевательной поверхности с сохранением краевого гребня зуба. При тоннельном препарировании затруднена проверка качества удаления кариозных тканей и велик риск случайного вскрытия пульпы.
• прямой доступ — используется при отсутствии соседнего зуба или возможности препарирования непосредственно через кариозную полость в соседнем зубе.
• вестибулярный или язычный доступ с сохранением краевого гребня — рекомендуется при обнаружении небольшой кариозной полости с локализацией в пришеечной области апроксимальной поверхности.
Препарирование 3 класса:
· раскрытие полости преимущественно с язычной стороны, для сохранения вестибулярной стенки (сохранение первоначальной эстетики)
· использование из пломб материалов только композитов, тк они обладают максимально эстетическими свойствами
· доп. площадка создаётся, когда имеется плохой доступ к кариозной полости, при ПЛОТНОМ контакте с соседними зубами (доступ создаётся через оральную поверхность)
Препарирование 4 класса:
· форма кариозной полости должна соответствовать форме кариозного поражения, при наличии прочных стенок полости.
· доп. площадка на оральной поверхности создаётся для при затруднённом подходе к кариозной полости, чтобы пломб материал лучше зафиксировался
· доп. площадка на режущем крае создаётся вдоль него, чтобы расширить его.
Препарирование 5 класса:
· Взависимости от величины и локализации поражения форма полости V класса может быть округлой, овальной или бобовидной.
· Округлую полость формируют при небольшом размере кариозной полости и отсутствии зоны деминерализации эмали вокруг нее.
· Овальную форму создают при препарировании крупных полостей или дефектов, т.е. когда вертикальный размер полости превышает горизонтальный.
· Бобовидную форму полости придают в том случае, если вокруг кариозного поражения располагается деминерализованная эмаль, подлежащая удалению.
29. Препарирование дефектов полостей 6 класса.
Основная особенность препарирования заключается в наиболее щадящем подходе к удалению кариозных тканей. Следует использовать боры, размер которых лишь незначительно превышает диаметр кариозной полости. В противном случае будет удалено избыточное количество твердых тканей бугра или режущего края зуба, что приведет к ослаблению зоны, на которую падает самая большая нагрузка при откусывании и жевании.
Особенности препарирования полостей VI класса:
1. Наиболее щадящее препарирование.
2. Возможен отказ от анестезии, особенно при незначительной глубине полости.
3. Нет необходимости в наложении коффердама.
4. Оптимальная глубина полости — 1,5 мм, если нет показаний к более глубокому препарированию.
5. Возможно сохранение эмали, лишенной подлежащего дентина, что связано с достаточно большой толщиной слоя эмали, особенно в области вершин бугров моляров.
6. Край эмали не следует препарировать в виде фальца.
**При препарировании полости VI класса рекомендуется создавать форму, напоминающую простую полость I класса; углы, как правило, не формируют, что связано с небольшим объемом полости.
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ В ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ
1. Что такое оттиск и рабочая модель?
Оттиск – негативное отображение анатомической формы зубного ряда пациента и окружающих мягких тканей. Рабочая модель – позитивное отображение тканей протезного ложе.
2. Приведите классификацию оттискных масс и ее представителей:
а) Твердые: Химического твердения – гипс, Термического твердения – термопластические компаунды; б) Эластические: Гидроколлоидные – обратимые (агаровые) и необратимые (альгинат), Эластомеры – тиоколовые, полиэфирные, силиконовые (тип К- поликонденсационные, тип А- аддитивные)
3. К Какой группе оттискных материалов относится оттискной гипс?
Химического твердения
4. Какого класса используется гипс для получения оттисков? Напишите его свойства и состав:
I тип. Относится к группе твердых оттискных материалов. В основе его состава лежат соли кальция. Сво-ва: не даёт усадки, не растворяется в слюне, безвреден, даёт возможность получить четкий оттиск, однако гипс хрупкий и с трудом выводится из полости рта.
5. Какие факторы влияют на скорость схватывания (твердения) гипса? Охарактеризуйте каждый из них:
Катализаторы (ускоряют) – сульфат калия/натрия, хлорид натрия/калия. Ингибиторы (замедляют) – сахар, этанол, глицерин.
6. Что такое конструкционные и вспомогательные сплавы?
Конструкционные предназначены для непосредственного изготовления зубных протезов. Вспомогательные используются на различных стадиях протезирования.
7. Что такое литье материалов?
Литье – это процесс изготовления изделий путём заливки расплавленного материала в полость специальной литейной формы.
8. Что такое штамповка?
Штамповка – процесс пластической деформации материала с приобретением формы и размеров тела.
9. Что такое фрезерование?
Фрезерование – механическая обработка разрезанием плоскостей, при которой режущий инструмент (фреза) совершает вращательное движение.
10. Что такое 3D-печать?
3D-печать – материал соединяется и затвердевает под управлением компьютера для создания трёхмерного объекта.
11. Опишите свойства, состав и применение кобальт-хромового сплава:
Используется для изготовления цельнолитых бюгельных протезов, литых коронок. Состав: хром, кобальт, никель, молибден, марганец, кремний, железо. Обладает высокой механической прочностью, твёрдостью.
12. Опишите свойства, состав и применение хромоникелевого сплава:
Состав: никель, хром, молибден. Применяется для литья несъёмных протезов и каркасов съёмных протезов. Сво-ва: жаростойкость, малая истираемость.
13. Опишите положительные свойства благородных металлов:
Имеют высокую антикоррозийную стойкость в полости рта; не раздражают ткани зуба, слизистые и организм в целом; имеют плотное прилегание к зубу.
14. Опишите свойства, состав и применение серебряно-палладиевых сплавов:
Состав: серебро, палладий. Изготовление коронок, небольших мостовидных протезов, штифтов, культевых вкладок. Имеют высокую пластичность, низкую прочность, хорошую биосовместимость.
15. Опишите свойства, состав и применение легкоплавких сплавов:
Состав: висмут, олово. Кадмий. Используются для штампов и моделей для коронок и некоторых других протезов. Минимальная усадка, твёрдость, легкоплавность, прочность.
16. Опишите свойства, состав и применение припоев:
Для однородных и разнородных металлов. Припой ПСР-37: серебро, медь, цинк; 750-й пробы: золото, серебро, медь, латунь. Имеют температуру плавления меньше, чем температура плавления спаиваемой детали; прочность, текучесть, хорошие антикоррозийные свойства.
17. Напишите химический состав акриловых пластмасс:
Производные акриловой и метакриловой кислот, их эфиров и некоторых других соединений.
18. Опишите этапы реакции полимеризации полимеров:
Песочная стадия – стадия тянущихся нитей – тестообразная (рабочая) – резиноподобная (не рабочая) – твёрдая (не рабочая).
19. Какие вещества добавляют в пластмассы для изменения ее цвета?
Жёлтый – сульфохром свинца, Красный - железный марс, Зелёный – зелень Гинье, Песочный – мелорий, Чёрный – сульфат ртутти.
20. Какие материалы используют для фиксации несъемных ортопедических конструкций? Укажите их виды и состав:
Цинк-фосфатный цемент (окись цинка, магния, алюминия, бора + водный раствор фосфорной кислоты), стеклоиономерные и поликарбоксилатные цементы, композиты.
21. Какие материалы используются для временной фиксации несъемных ортопедических конструкций? Перечислите их виды и состав:
Цинк-сульфатные (оксид цинка, сульфат цинка + дист.вода), цинкооксидэвгенольные.
22. Приведите примеры растительного воска:
Пальмовый-карнаубский, травяной-канделильский, плодовый-японский.
23. Приведите примеры минерального воска:
Торфяной и буроугольный, парафин.
24. Приведите примеры воска, производимого насекомыми и животными:
Пчелиный воск, спермацет (имеется в черепной полости кашалота), стеарин.
25. Приведите примеры синтетического воска:
Этиленовые и полиизобутиленовые смолы.
26. Приведите классификацию композиционных материалов по органической матрице:
Керамические, металлические, полимерные.
27. Приведите классификацию композиционных материалов по наполнителю:
С одномерными, двумерными наполнителями.
28. Приведите классификацию композиционных материалов по весовому процентному составу:
50—70% (низконаполненные композиционные материалы), 70—87% (высоконаполненные композиционные материалы).
29. Приведите классификацию композиционных материалов по размеру частиц:
Макронаполненные, мини-наполненные, микронаполненные, гибридные, микрогибридные, нанонаполненные.
30. Приведите классификацию композиционных материалов по способу полимеризации:
Химического, теплового, светового, двойного отверждения.
31. Приведите классификацию композиционных материалов по форме выпуска:
Порошок-жидкость, паста, паста-паста, в шприцах.
32. Что такое каолин, кварц, полевой шпат? Приведите их химический состав:
Каолин – белая глина, выветренный продукт полевого шпата (представляет собой соединение окиси алюминия, Al2O3, кремниевого ангидрида, SiO2, и воды, носит химическое название алюминосиликата, А12O3 • 2SiO2 • 2Н2O, известен под названием каолинита).
Кварц – минерал (двуокись кремния).
Полевой шпат – минерал (безводный алюмосиликат калия, натрия или кальция).
33. Какое влияние каолин оказывает на керамические массы?
Влияет на прочность и термическую стойкость керамики, является связующим компонентом.
34. Какие свойства придает керамике полевой шпат?
Прозрачность, пластичность.
35. Какие свойства придает кварц керамической массе?
Придаёт твёрдость, прочность, снижает хрупкость, уменьшает усадку.
Понятие о пародонте. Зубные отложения
1) Дайте определение понятия «пародонт», назовите его функцию
Пародонт – комплекс тканей, окружающих зуб и удерживающих его в костной альвеоле. Он включает: десну, надкостницу, костную ткань лунки и альвеолярного отростка, периодонт, цемент корня.
Функции пародонта –
опорно-удерживающая (удержание зуба в альвеоле),
амортизирующая - распределяет давление при жевании