Файл: Проблема использования интерактивных средств впроцессе обучения в психологопедагогической литературе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 320

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-формирование умений и навыков рассмотрения, и предельного мышления;

-повышение мотивации к исследованию дисциплин, учебного плана;

-формирование благоприятной, созидательной атмосферы на уроке;

-формирование регулятивных компетенций у учащихся;

-снижение части традиционной аудиторной деятельности и повышение объема самостоятельной работы учащихся;

-формирование умений и способностей владения передовыми техническими средствами и технологиями обработки данных;

-развитие умений и навыков самостоятельно обнаруживать данные и определять уровень ее достоверности;

-интерактивные технологии гарантируют непрерывный контакт учащихся педагогом.

Таким образом, суть процесса интерактивного обучения заключается в том, что педагог оказывает учащемуся помощь в дополнении знаний с целью решения конкретной проблемы. У интерактивного обучения множество преимуществ по сравнению с иными видами обучения.

ИСО могут быть использованы на любом этапе урока:

  1. Для обозначения темы урока.

  2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

  3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

  4. Для контроля учащихся.

Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИС, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.

Выделяют следующие возможности использования ИС в классе: использование развивающих компьютерных программ, возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.

Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, но и использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами, собственного опыта ребенка. Повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора, способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.


Одним из условий использования ИС в обучении младших школьников является использование мультимедийных презентаций.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у обучающихся системы мыслеобразования. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья школьников.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить образовательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслительной деятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

Таким образом, условиями использования ИСО в обучении младших школьников являются:

  1. Субъективные условия:

-наличие у субъекта деятельности выраженной потребности и устойчивых мотивов ее осуществления, принятие им цели и программы деятельности;

-опыт организации и осуществления деятельности: теоретическая подготовленность, сформированность умений и практических действий, и операций;

-соответствие содержания и характера деятельности индивидуальным особенностям субъекта;

-эмоционально-психологическое и физическое состояние субъекта деятельности.

  1. Объективные условия:

    1. организационные и средовые:

-убедительная мотивация и четкая постановка цели деятельности, рациональное планирование, организация контроля, объективная оценка;

-благоприятный нравственно-психологический климат в классе;

-соответствующие принятым нормам производственно-бытовые и санитарно-гигиенические условия деятельности;

    1. ресурсные условия:

-материально-техническое обеспечение деятельности;

-информационное обеспечение деятельности;

-кадровое обеспечение деятельности: компетентные руководители и организаторы, соисполнители, исполнители. [42]



На уроках создаются такие условия взаимодействия, которые психологически мотивируют у учащихся потребность высказываться откровенно и напрямую.

У младших школьников формируется развернутая учебная деятельность посредствам освоения организационными, логически-речевыми, познавательными и контрольно-оценочным умениями и навыками, личный опыт культуры поведения в социальном и природном окружении, сотрудничества в различных видах деятельности.

Уроки с использованием интерактивного оборудования не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения, обучение с применением интерактивного оборудования в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психо-эмоциональным фоном учащихся начальных классов при восприятии учебного материала. Решая проблему информатизации школы, нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь - сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении - интерактивная доска.

Исходя из вышеизложенного следует, что процесс обучения младших школьников, при использовании интерактивных средств будет эффективен, если в обучении младших школьников используются разнообразные интерактивные средства (интерактивная доска, сканер, компьютер), которые применяются на каждом этапе урока в определенной системе и последовательности и выполняют функции в соответствии с целью обучения. Данные положения легли в основу выдвинутой гипотезы исследования, далее представлена практическая часть, направленная на её подтверждение.

.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8

Выявление уровня сформированности регулятивных УУД

у младших школьников




Эмпирическое исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 69 города Прокопьевска Кемеровской области во 2 «А» классе. В исследовании принимало участие 25 обучающихся (из них 12 девочек, 13 мальчиков). В обучении реализуется УМК «Школа России».

Экспериментальная работа включает в себя три этапа:

I этап - констатирующий эксперимент,

II этап – формирующий эксперимент,

III этап – контрольный эксперимент.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение условий использования интерактивных средств в процессе обучения младших школьников.

При проведении исследования соблюдались условия выдвинутой гипотезы:

  1. Учитывается актуальный уровень сформированности регулятивных УУД у младших школьников.

  2. В процессе обучения младших школьников используются разнообразные интерактивные средства.

  3. Интерактивные средства применяются на каждом этапе урока в определенной системе и последовательности.

За основу отслеживания динамики результатов обучения младших школьников мы взяли регулятивные УУД так как, они занимают важное место в формировании умения учиться, обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности и вносят определенный вклад в оптимизацию собственной учебной деятельности учащегося.

Констатирующий эксперимент.

Цель констатирующего эксперимента: выявление актуального уровня сформированности регулятивных УУД у младших школьников,возможностей использования ИСО в соответствии с базой практики.

Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:

  1. Изучить возможности использования ИСО в соответствии с базой практики.

  2. Подобрать материалы для диагностики регулятивных УУД у младших школьников.

  3. Определить критерии и показатели сформированности регулятивных УУД у младших школьников.

  4. Отобрать ИСО младших школьников для подтверждения условий, выдвинутых гипотезой исследования.

В рамках первой задачи мы изучили возможности использования ИСО в соответствии с базой практики. В ходе анкетирования учителя (Приложение 1) выяснилось, что кабинет начальных классов оборудован интерактивной доской, возможности которой в обучении использовалась не в полном объеме, только для показа презентаций, поэтому в ходе формирующего эксперимента мы расширили её функции.


В ходе работы с интерактивной доской осуществлялась работа с «конспектом» занятия как на традиционной доске; запускалось на компьютере различные приложения (программы) и управлялось ими с поверхности доски; проводилась работа с графическими и видеоматериалами; осуществлялся выход в Интернет и просмотр сайтов; нанесение комментариев поверх отображаемых на доске материалов (при этом все сделанные записи сохранялись в памяти компьютера).

В рамках второй задачи мы подобрали материалы для диагностики регулятивных УУД у младших школьников-методики: «Образец и правило» А. Л. Венгера, «Корректурная проба» тест Б. Бурдона, «Проба на внимание» П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой (Приложение 2).

В рамках третьей задачи определили критерии и показатели сформированности регулятивных УУД у младших школьников.

Критерии сформированности регулятивных УУД:

-ученик осуществляет действие по образцу;

-ставит цель, и сохраняет ее до завершения определенной деятельности;

-находит допущенные ошибки и исправляет их по указанию учителя или родителя;

-адекватно воспринимает результат своей деятельности;

-представляет промежуточные и конечные результаты;

-анализирует возможные ошибки, понимает причины своего неуспеха и корректирует свои действия;

-совершенствует критерии оценки и пользуется ими в ходе оценки и самооценки (в диалоге с учителем).

Диагностическая основа исследования и критерии сформированности регулятивных УУД позволили описать их уровни:

Высокий уровень: обучающиеся в процессе выполнения задания умеют осуществлять действие по образцу и заданному правилу; сохраняют заданную цель; легко видят указанную ошибку и исправляют ее по указанию взрослого; контролируют свою деятельность по результату; спокойно и адекватно понимают, и принимают оценку взрослого и сверстника.

Средний уровень: обучающиеся допускают ошибки при осуществлении действия по образцу и заданному правилу; не всегда умеют сохранять заданную цель; не всегда видят указанную ошибку и исправляют ее по указанию взрослого; иногда отвлекаются, не всегда контролируют свою деятельность по результату; не всегда спокойно и адекватно понимают оценку взрослого и сверстника.

Низкий уровень: обучающиеся в процессе выполнения задания плохо умеют осуществлять действие по образцу и заданному правилу, всегда допускают ошибки; не умеют сохранять заданную цель; не видят указанную ошибку, исправляют ее под указанием и контролем взрослого; с трудом контролируют свою деятельность по результату; не адекватно понимают и принимают оценку взрослого и сверстника.