Файл: Проблема использования интерактивных средств впроцессе обучения в психологопедагогической литературе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 318
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В данной главе мы раскрыли такие понятия как «интерактивность», «интерактивное обучение», «интерактивные средства обучения», определили, что проблемой занимались такие ученые как Е. И. Виштынецкий, Н. А. Виноградова, Т. И. Долгой, И. И. Дриг, Т. В. Журина, В. А. Извозчиков, Е. О. Иванова, А. А. Ильясова, Г. М. Коджаспирова, В. В. Красильникова и другие, выявили, что интерактивные средства обучения – это средства обучения, использование которых обеспечивает диалог между участниками учебного процесса и техническими средствами обучения в режиме реального времени.
Немало важную роль играют интерактивные методы обучения, они позволяют сделать образовательный процесс более интересным и занимательным для ребенка. Развивать творческие способности, активность на уроке, мотивировать к учебной деятельности.
Применение на уроках в начальной школе интерактивных методов обучения способствует успешному освоению учащимися материала и повышению качества образования. Учащиеся с большим желанием общаются, творчески соревнуются в выполнении задач, выражают свои мысли, доказывают утверждения т.д. [8]
Таким образом, интерактивное обучение в начальной школе способствует вовлечению обучающихся в процесс познания, даёт возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают, за счет обмена знаниями, идеями, способами деятельности. Такое обучение позволяет школьникам не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Далее перейдем к практической части нашего исследования.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Характеристика условий использования интерактивных средств, в процессе обучения младших школьников
Рассмотрев теоретические основы использования интерактивных средств в обучении младших школьников в первой главе, обоснуем условия использования ИС в процессе обучения.
Такие педагоги и ученые как Е.А. Бондаренко, А.А. Журин, Т.М. Коджаспирова, А.В. Смирнов, Т.И. Долгая, М.А. Петрова, отмечают, что использование интерактивных средств обучения обеспечивает одновременное выполнение нескольких дидактические функций – информационной, интерактивной, управленческой. Реализация информационной функции обеспечивает передачу учебной информации в аудиовизуальной форме, позволяет формировать наглядное представление о явлении или процессе, повышает информационную плотность учебных занятий, активизирует процесс восприятия материала учащимися и их внимание, создает эмоциональное отношение к учебной информации.
Интерактивная функция ИСО заключается в организации интерактивного взаимодействия учащихся между собой, учителем и техническими средствами обучения, при помощи которых обеспечиваются разнообразные способы ведения учебного диалога, возможность выбора вариантов учебного материала и режима работы с учащимися. Управленческая функция ИСО предоставляет возможность не только активизировать внимание учащихся, но и подготовить их к изучению учебного материала, а также осуществить обратную связь с целью контроля и коррекции полученных знаний. Реализация этой функции в обучении позволяет управлять психологическими процессами (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание), что положительно влияет на усвоение учащимися учебной информации.
Применение интерактивных средств будет эффективным, если учитель максимально реализует вышеуказанные функции в учебном процессе. Это, в свою очередь, возможно при оптимальном сочетании аппаратного и программного обеспечения ИСО и создании учителем условий для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке.
В процессе отбора технических устройств и дидактических пособий необходимо опираться на их специфические особенности и четко реализовать указанные функции в решении образовательных задач урока. В связи с этим можно утверждать, что интерактивные средства обучения являются многофункциональным инструментом учебного процесса. Их использование в сочетании с различными компьютерными программами расширяет дидактические возможности применения этих средств в учебном процессе.
Использование интерактивного обучения, считает Д.А. Махотин, должно включать действия, которые помогают обучающимся развивать оценочное и критическое мышление, практиковаться на реальных задачах и в выработке решений, приобрести навыки, необходимые для дальнейшей эффективной работы по аналогичным проблемам. Автор выделяет следующие характерные черты интерактивного обучения:
Во-первых, это взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем (непосредственно или опосредованно), которое позволяет реализовывать в обучении идеи взаимообучения и коллективной мыследеятельности.
Во-вторых, это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться ин формацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения. Следует заметить, что именно это отражает коммуникативную сторону интерактивного обучения, в том числе и с использованием современных информационных технологий.
В-третьих, это обучение «реальности», т.е. обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности. В том случае, если это обучение не является таковым, то его нельзя в полной мере считать интерактивным, так как неинтересное (неактуальное, невостребованное в данный момент) учебное задание никогда не вызовет взаимный личностный отклик для активного общения и соответственно прироста личного опыта каждого субъекта обучения.
О.Г. Смолянина утверждает, что «суть процесса интерактивного обучения заключается в том, что педагог проявляет помощь учащемуся в дополнении знаний с целью устранения конкретной трудности».
По мнению Н.А. Виноградовой, обязательными условиями организации интерактивного обучения являются:
– доверительные, позитивные отношения между учителем и учащимися;
– демократический стиль общения;
– сотрудничество в процессе обучения между учителем и учащимися, учащимися между собой;
– опора на личный опыт, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
– многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности учащихся, их мобильность;
– включение внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся, использование методов интерактивного обучения.
К методам интерактивного обучения в научной литературе относятся: эвристическая беседа, метод дискуссии, «мозговой штурм», метод «круглого стола», метод «деловой игры», тренинг, «большой круг», «кейс метод», дидактические игры. Интерактивные методы обучения позволяют внедрить в процесс обучения эффективное общение, что предполагает вовлечение учащихся в
обучение в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя. К ним следует отнести: – метод «модерации», который позволяет «заставить» людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы; – метод «Кейсов» (Casestudy) – метод анализа ситуаций (учащиеся и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики); – презентация.
Современные компьютерные телекоммуникации позволяют участникам вступать в «живой» (интерактивный) диалог (письменный или устный) с реальным партнером, а также делают возможным «активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени».
Поэтому интерактивные методы – современные, но уже широко известные и активно исследуемые методы обучения [6, с. 14]. Научное сообщество отмечает личностно-созидающую роль интерактивных методов обучения и считает их фактором личностного развития обучаемых, который активизирует мышление, стимулирует личностный рост эмоциональных состояний, момент интеракции активизирует самоанализ, рефлексию, мобилизует волю [2].
Рассматривая потенциал современных интерактивных средств обучения [1], выделим условия использования ИСО в обучении:
-реализация интерактивного диалога и взаимодействие участников образовательного процесса;
-улучшать восприятие сложных для понимания процессов или абстрактных понятий с использованием динамики предъявления информационных объектов на экране и образности используемых в них средств мультимедиа;
-гибко управлять учебным процессом как непосредственно в прямом контакте с учителем на уроке, так и в виртуальном;
-переходить мобильно и просто к различным видам наглядности;
-интегрировать электронные мультимедийные учебные материалы, тренажеры и проверочные задания к ним в одно педагогическое средство [5].
Интерактивные средства обучения развиваются очень динамично, происходят крупные изменения в технологиях доступа к сети Интернет, растет скорость передачи данных и повышается доступность сети Интернет, расширяется диапазон мобильных устройств [6].
Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как:
-поддержка и развитие системности мышления обучаемого;
-поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
-реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.
Интерактивный – значит, умение взаимодействовать или пребывать в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, персональным компьютером).Таким образом, интерактивное обучение – это, в первую, диалоговое обучение, в процессе которого существует связь между педагогом и учеником.
Отличительные черты данного взаимодействия заключаются в следующем:
– нахождение субъектов образования в одном смысловом пространстве;
– коллективное углубление в проблемную область решаемой задачи, то есть включение в общее творческое пространство;
– слаженность в подборе средств и способов реализации решения задачи;
–коллективное вхождение в близкое чувственное состояние, переживание созвучных эмоций, сопутствующих принятию и исполнению поставленных задач.
Содержание интерактивного обучения заключается в том, что учебный процесс организован таким образом, что почти все без исключения учащиеся становятся вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и осознавать по поводу того, что они понимают и знают [2, с. 74]. Коллективная работа учащихся, в процессе познания, освоения учебного материала значит, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, мыслями, методами работы. При этом, все происходит это в обстановке доброжелательности и обоюдной помощи, что дает возможность не только приобретать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Очень часто, ученик нуждается в помощи и объяснениях, при этом среда виртуального обучения и мультимедиа-технологии как раз и являются теми «помощниками», которые смогут посодействовать в идентификации определённых затруднений [2, с.48].
Основные достоинства интерактивных форм обучения:
-формирование активно-познавательной и мыслительной работы обучающихся;
-привлечение учащихся в процесс познания, освоения нового материала не в качестве бездейственных слушателей, а в качестве активных участников разговора;