Файл: Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 506

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

141 или отвечает не по вопросу
решение ситуационных
задач
5 баллов - выставляется, если обучающимся дан правильный ответ на вопрос задачи. Объяснение хода ее решения подробное, последовательное, грамотное, с теоретическими обоснованиями (в т.ч. из лекционного курса), с необходимым схематическими изображениями и демонстрациями практических умений, с правильным и свободным владением терминологией; ответы на дополнительные вопросы верные, четкие.
4 балла - выставляется, если обучающимся дан правильный ответ на вопрос задачи. Объяснение хода ее решения подробное, но недостаточно логичное, с единичными ошибками в деталях, некоторыми затруднениями в теоретическом обосновании (в т.ч. из лекционного материала), в схематических изображениях и демонстрациях практических действий, ответы на дополнительные вопросы верные, но недостаточно четкие.
3 балла - выставляется, если обучающимся дан правильный ответ на вопрос задачи. Объяснение хода ее решения недостаточно полное, непоследовательное, с ошибками, слабым теоретическим обоснованием (в т.ч. лекционным материалом), со значительными затруднениями и ошибками в схематических изображениях и демонстрацией практических умений, ответы на дополнительные вопросы недостаточно четкие, с ошибками в деталях.
2 балла - выставляется, если обучающимся дан правильный ответ на вопрос задачи. Объяснение хода ее решения дано неполное, непоследовательное, с грубыми ошибками, без теоретического обоснования
1 балла- выставляется, если обучающимся дан правильный ответ на вопрос задачи, но объяснение хода ее решения отсутсвует
0 баллов - задача решена не верно.
защита реферата
5 баллов – выставляется, если обучающимся выполнены основные требования к реферату и его защите. Грамотно раскрыта тема, на основании анализа литературы, показано глубокое понимание предмета. Материал изложен логично, хорошо и грамотно доложен.
4 балла - выставляется если обучающимся выполнены основные требования к реферату и его защите, но при этом допущены недочеты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объем реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.


142 3 балла – выставляется, если обучающийся допускает существенные отступления от требований к реферированию. В частности, тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
2 балла - выставляется, если тема раскрыта формально, отсутствует анализ и выводы.
1 балл - если обучающимся не раскрыта тема реферата, обнаруживается существенное непонимание проблемы
0 баллов – отсутсвие ответа
выполнение заданий в
рабочей тетради*
*
Тетради должны быть предоставлены на проверку не позднее срока занятия, следующее за занятием с рубежным контролем по данной дисциплине (модулю).
При несвоевременной сдаче тетради баллы за оформление не начисляются.
Повышение балла за оформление тетрадей не предусмотрено.
5 баллов – выставляется за своевременно сданную и качественно оформленную тетрадь, в которой грамотно выполнены все задания по всем темам;
4 балла–выполнены все задания по всем темам, имеются неточности или негрубые ошибки, не искажающие сути задания;
3 балла - выполнены все темы и задания, но допущены систематические ошибки, искажающие смысл заданий;
2 балла - оформлены все задания всех тем, более, чем в 50 % из них, допущены ошибки, искажающие смысл заданий;
1 балл - очень низкое качество выполненных работ, либо оформление тетради соответствует «2 балла», но сдана позже установленного срока;
0 баллов - задания по теме выполнены менее, чем на 20%
выполнение практического
задания
5 баллов – выставляется, если обучающийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
4 балла– выставляется, если обучающийся при заполнении протокола заданий допускает недочеты, незначительные (негрубые) ошибки, требует незначительной помощи учителя;
3 балла – выставляется, если обучающийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки.
2 балла - выставляется, если обучающийся выполнил работу не полностью или объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов
1 балл - очень низкое качество выполненных работ
0 баллов - задания тем выполнены менее, чем на 20%


143
проверка практических
навыков
5 баллов – выставляется за полный ответ, включающий латинское и русское название представителя, его систематическое положение, морфология и биология паразита, особенности заболевания.
4 балла - выставляется за хорошее усвоение материала; достаточно полные ответы на все вопросы. Однако в усвоении материала и изложении имеются недостатки, не носящие принципиального характера.
3 балла- выставляется за частично правильные или недостаточно полные ответы на вопросы, свидетельствующие о существенных недоработках студента, за формальные ответы на основе зубрежки, непонимание вопроса, в том случае, если он не входит в группу риска.
2 балла - выставляется, если студент не справился с предложенным практическим заданием, а также входит в группу риска.
1 балл– выставляется в случае, если студент имеет отдаленное представление о сути вопроса, дает бессистемныве ответы на вопросы;
0 баллов выставляется за бессодержательные ответы на вопросы, незнание основных понятий биологии, паразитологии, либо студент отказывается отвечать на вопрос
3. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Критерии,
применяемые
для
оценивания
обучающихся
на
промежуточной аттестации
Рд = Ртс + (Б) + Рэ/Рз
105 = 70 + (5) + 30
Где:
Ртс – текущий стандартизированный рейтинг
Б – бонусные баллы (макс. 5) – Вынесен за рамки 100 баллов Рд
Рэ/Рз – экзаменационный /зачетный рейтинг – макс. 30 баллов.
Если
Ртсменее 35 баллов
Рэ (Рз) менее 15 баллов
и Рэ (Рз) менее 15 и Ртс менее 35 (т.о. Рд менее 50) результаты промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) признаются
неудовлетворительнымии у обучающегося образуется академическая задолженность. Дисциплинарный рейтинг обучающегося в этом случае не рассчитывается.
Если

144
Ртс менее 35 баллов
Рэ (Рз) менее 15 баллов
и Рэ (Рз) менее 15 и Ртс менее 35 (т.о. Рд менее 50) результаты промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) признаются
неудовлетворительнымии у обучающегося образуется академическая задолженность. Дисциплинарный рейтинг обучающегося в этом случае не рассчитывается.
Бонусы
• Максимум – 5 баллов
• НЕ входят в 100 баллов
• Являются дополнительными к Рд студента (т.о. Рдм.б. 105 баллов)
• Начисляются всем студентам, которые их имеют
• Учитываются при расчете Рд и выставлении оценки по дисциплине
Регламентированы данным Положением и НЕ могут быть другими!
Посещение занятий и лекций – макс 2 балла (уважительные пропуски, донорские, соревнования и пр.). Как будем считать?
ОЛИМПИАДЫ:
1-ое место – 3 балла
2-ое и 3-е место – 2 балла
Участие – 1 балл
Промежуточная аттестация (Рэ или Рз)
На экзамене по БИОЛОГИИ 4контрольные точки:
1) Тест
2) Теоретический вопрос 1 3) Теоретический вопрос 2 4) Задача по генетике
Каждая контрольная точка оценивается от 0 до 5. Средний балл вычисляется путем нахождения среднего арифметического с последующим его переводом по таблице в Рэ.
Критерии оценивания теоретических вопросов билета:
«4,1 - 5» - выставляется за неформальные и осознанные, глубокие, полные ответы на все вопросы билета (теоретического и практического характера), а также дополнительные вопросы экзаменатора.
«3,1 - 4» - выставляется за хорошее усвоение материала; достаточно полные


145 ответы на все вопросы билета, самостоятельное решение задач, правильное проведение краниометрических измерительных манипуляций и определение черепов ископаемых гоминид. Однако в усвоении материала и изложении имеются недостатки, не носящие принципиального характера. При спорных ответах по одному из вопросов билета студенту, может быть задан дополнительный вопрос.
«2,1 - 3» - выставляется за частично правильные или недостаточно полные ответы на вопросы билета и дополнительные вопросы, свидетельствующие о существенных недоработках студента, за формальные ответы на основе зубрежки, непонимание вопроса.
«1-2» - выставляется за бессодержательные ответы на вопросы билета и дополнительные вопросы, незнание основных понятий дисциплины, неумение применить знания практически.
«0» - выставляется без беседы по вопросам билета, если студент не решил задачу и не справился с предложенным практическим заданием, а также при отказе студента от ответа.
Критерии оценивания задачи по генетике.
Баллы
Критерии
от 4,1 до 5 1. Верно определен тип наследования признака(ов).
2. Верно определены генотипы и фенотипы родителей и их гаметы.
3. Верно определены генотипы и фенотипы потомства.
4. Верно дан ответ, на поставленный вопрос(ы).
5. Правильное оформление задачи. от 3,1 до 4
Верно даны ответы на 4 из 5 критериев от 2,1 до 3
Верно даны ответы на 2-3 из 5 критериев.
«0-2»
Задача не решена.
Допущены грубые биологические ошибки.
Промежуточная аттестация по дисциплине считается успешно пройденной обучающимся при условии получения ими экзаменационного
рейтинга не менее 15 баллов и текущего стандартизированного рейтинга
не менее 35 баллов.
Полученный балл Рд округляется до целого значения в соответствии с математическими правилами и по таблице, регламентированной положением
«О балльно-рейтинговой системе оценивания учебных достижений обучающихся» (версия 3, П 004.03-2020), переводится в оценку по дисциплине.
Правила перевода дисциплинарного рейтинга по дисциплине в пятибалльную систему.

146
Полученные результаты Рд и оценка за дисциплину заносятся в экзаменационную ведомость.
В зачетную книжку студента выставляется оценка за дисциплину
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно» в соответствии с рейтингом по дисциплине
Вопросы для проверки теоретических знаний по дисциплине
1. Сравнительная характеристика про - и эукариотических клеток. Происхождение эукариот.
2. Клеточная теория, основные ее положения. Значение клеточной теории для понимания фундаментальных свойств живого: значение и развитие биологии и медицины.
3. Основные структурные компоненты клетки. Строение и функции цитоплазмы. Физико – химические свойства гиалоплазмы.
4. Органоиды животной и растительной клетки. Классификации органелл. Органеллы, имеющие мембранное строение (эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы, пероксисомы, митохондрии), их строение, функции, происхождение.
5. Органоиды, не имеющие мембранного строения (рибосомы, центриоли – клеточный центр, микротрубочки, микрофибриллы и микрофиламенты). Структура и функции специальных органелл (микроворсинки, реснички, жгутики, тонофибриллы, миофибриллы, нейрофибриллы).
6. Включения, виды включений.
7. Организация наследственного аппарата клетки. Основные компоненты ядра, их структурно- функциональная характеристика.
8. Хромосомы. Строение и функции. Типы хромосом.
9. Современные представления о строении хромосом: нуклеосомная модель хромосом, уровни организации ДНК в хромосомах.
10. Хроматин как форма существования хромосом (гетеро - и эухроматин): строение, химический состав.
11. Кариотип. Классификация хромосом. Типы хромосом.
12. Химическая организация генетического материала. Строение нуклеиновых кислот (ДНК и
РНК) их свойства и функции.
13. Современные представления о строении и функции генов (цистрон, рекон, мутон).
14. Реализация генетической информации и ее регуляция. Поток информации в клетке.
15. Репликация ДНК.
16. Биосинтез белка и его регуляция.
17. Взаимосвязь между геном и признаком. Регуляция активности генов.
18. Организация генома человека. Характеристика генома. Классификация генов.
19. Элементарная биологическая мембрана: строение и свойства. Особенности молекулярной организации надмембранного комплекса бактерий, обеспечивающие их устойчивость к лизоциму слюны, фагоцитам и антибиотикам.
20. Пассивный путь поступления веществ в клетку. Осмос. Осмотическое давление, тургор, плазмолиз, гемолиз – медицинское значение.
21. Активный путь проникновения веществ. Фагоцитоз, пиноцитоз, ионный насос. Значение


147 фагоцитоза для одноклеточных и многоклеточных организмов. Ионные каналы поверхностного аппарата и их роль в обезболивающем эффекте при местной анестезии в хирургической стоматологии.
22. Размножение организмов - универсальное свойство живого. Молекулярные и клеточные основы размножения организмов. Эволюция форм размножения.
23. Клеточный цикл, его периодизация и регуляция. Особенности клеточных циклов тканей и органов ротовой полости человека.
24. Митоз и его биологическое значение. Митотическая активность тканей органов ротовой полости человека.
25. Понятие о гомеостазе. Общие закономерности гомеостаза живых систем. Молекулярно- генетические, клеточные и системные основы гомеостаза.
26. Понятие о регенерации. Регенерация тканей и органов как процесс развития.
Физиологическая и репаративная регенерация; механизмы и регуляция регенерации.
Масштабы и способы регенерационного процесса челюстно – лицевой области и ротовой полости.
27. Закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании (I, II законы
Менделя, гипотеза чистоты гамет).
28. Формы взаимодействия между аллельными генами.
29. Закономерности наследования признаков при дигибридном скрещивании (III закон
Менделя).
30. Менделирующие признаки человека – доминантные и рецессивные (нормальные и патологические).
31. Явление множественного аллелизма. Наследование групп крови и Rh- фактора у человека.
32. Система иммуносовместимости, HLA и ее значение.
33. Закон сцепленного наследования Т. Моргана. Сцепление генов и кроссинговер. Частичное и полное сцепление генов. Хромосомная теория наследственности.
34. Генетика пола. Наследование признаков, зависимых от пола и ограниченных полом.
Сцепленное с полом наследование.
35. Принципы картирования хромосом. Достижения в картировании хромосом человека.
36. Взаимодействие неаллельных генов: полимерия, комплементарность, эпистаз, эффект положения. Проявление стоматологических признаков, контролируемых неаллельными генами.
37. Основные формы изменчивости (классификация). Взаимодействие среды и генотипа человека в проявлении признаков в развитии, обучении и воспитании человека.
Соотносительная роль наследственности и среды в развитии болезней лица и зубочелюстной
38. Количественные и качественные признаки. Норма реакции. Экспрессивность и пенетрантность: определение, примеры, практическое значение этих понятий. Основные формы изменчивости (классификация).
39. Генотипическая изменчивость (комбинативная изменчивость и мутационная: сущность, примеры). Значение комбинативной изменчивости в обеспечении генетического разнообразия людей. Последствия родственных браков для проявления наследственной челюстно – лицевой патологии.
40. Классификация мутаций: генные, геномные, хромосомные аберрации. Понятие о наследственных болезнях. Роль среды в их проявлении.
41. Хромосомные и генные болезни как результат мутаций и их проявление в области лица и зубочелюстной системы.
42. Мутагенные факторы. Мутагенез, канцерогенез. Генетическая опасность загрязнения окружающей среды. Антимутагенные механизмы. Проявление мутаций как причины патологий зубочелюстной системы.
43. Понятие о наследственных болезнях. Моногенно и полигенно наследуемые болезни, и синдромы в стоматологии.
44. Генные болезни, их частота. Причины генных болезней на биохимическом уровне.