Файл: Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 511
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
125
общими полотенцами и т.д.
диагностика
– микроскопия материала, полученного при
вскрытии пузырька в конце хода и
обнаружение самки клеща
Задание №3. Клещи /другие представители отряда клещей/ и их медицинское
значение
род, вид
медицинское значение
собачий клещ /Ixodes ricinus/
таежный клещ /Ixodes persulcatus/
дермацентор /Dermacentor sp./ орнитодорус /Ornithodorus papillipes/
Пользуясь таблицами, учебником, заполните таблицу по предлагаемому
образцу.
Сравнительная таблица клещей
Признаки
Семейство иксодовые
Семейство
Аргазовые
Род собственно иксодовые
Род дермацентр
Размеры
Расположение ротового аппарата
Наличие и окраска хитинового щитка на спине
Представители и их медицинское значение
Задание №3. Вошь головная /Pediculus capitis/
А) Рассмотрите и изучите рисунок. Обратите внимание на особенности внешнего строения головной вши: тело лишено крыльев. Колюще-сосущий ротовой аппарат скрыт внутри головы, три пары ног снабжены коготками, которые захлопываются подобно лезвию перочинного ножа. По бокам груди и брюшка имеются темные пигментные пятна. Боковые вырезки на брюшке ясно отграничиваются от груди,
126 заходят вглубь тела.
Рисунок.
Вошь головная (Pediculus capitis)
А. – самец; В – самка.
Заполните твблицу.
Название заболевания, которое
вызывает головная вошь
- педикулез
Головная
вошь
является
переносчиком возбудителя
– эпидемического сыпного тифа – риккетсия
Провачека
Основной хозяин
- человек
Локализация
паразита
в
организме человека
– волосистая часть головы
источник
- больной человек
путь заражения
– контактно-бытовой
инвазионная стадия
– половозрелая особь, яйца, личинки
основные меры профилактики
-
соблюдение правил личной гигиены,
регулярное купание со сменой белья,
проглаживать постиранное белье горячим
утюгом
диагностика
– обнаружение гнид и половозрелых особей б) Другие бытовые эктопаразиты
Платяная вошь вызывает – ______________________________________________
Платяная вошь является переносчиком ___________________________________
127
______________________________________________________________________
Лобковая вошь вызывает –____________________________________
Задание №4. Блоха человеческая /Pulex iriritans/
Изучите по учебнику особенности строения и жизнедеятельности блохи.
Обратите внимание на то, что тело блохи сплющено с боков, покрыто хитином и многочисленными щетинками. Грудь, как у всех насекомых, состоит из трех члеников с тремя парами ног, из которых особенно сильно развиты задние прыгательные ноги. Крыльев нет.
Запишите, переносчиками возбудителей каких заболеваний являются блохи.
Блохи являются переносчиками –_________________________
Задание №5. Главные отличительные признаки малярийных и немалярийных
комаров. Изучите строение и особенности жизнедеятельности комаров родов
Culex и Anopheles и заполните таблицу.
«Основные отличительные признаки комаров»
Признаки
Обыкновенный комар
Малярийный комар
Латинское название
Посадка комара
Ротовой аппарат самки
Особенности и кладка яиц
Куколка
Личинка (форма дых. сифона и положение личинки к воде)
Медицинское значение комаров
(записать в таблицу)
128
Задание №7. Проблемно-ситуационные задачи.
5 Форма текущего контроля успеваемости: контроль выполнения
практических заданий
Работа 1. Демонстрационные препараты паукообразных: скорпион, паук-
крестовик, каракурт, тарантул.
Демонстрационные препараты паукообразных: скорпион, паук-крестовик,
каракурт, тарантул.
а)
Рассмотрите внешнее строение скорпиона. Тело скорпиона состоит из слитой головогруди и 12-ти-членистого брюшка. Найдите на головогруди хелицеры и педипальпы. Обратите внимание на то, что брюшко разделяется на более широкое переднебрюшие и узкое заднебрюшие, которое несет на конце постанальный членик, где имеется ядовитая железа, открывающаяся на конце когтевидной иглы. б)
Изучите внешнее строение паука-крестовика на фиксированном объекте.
Сравните расчленение тела паука и скорпиона, отметьте отличия. Рассмотрите готовый микропрепарат хелицер и педипальп паука. в)
Рассмотрите внешнее строение каракурта на фиксированном объекте. Каракурт - один из наиболее ядовитых пауков. Самка каракурта имеет головогрудь и шарообразное бархатисто-черное брюшко. На брюшке имеются красноватые и беловатые пятна. Тело самки имеет длину около 1 см, самец в 3 или 4 раза короче. Брюшко самца удлиненное, с рядами красных пятен, отороченных белым. Ноги у самцов длинные. г)
Тарантул - на фиксированном объекте относительно крупный паук, длина его тела достигает 3-5 см. По своим внешним особенностям тарантул очень сходен с пауком-крестовиком, но отличается темно-коричневой окраской. Обитает обыч- но в пустыне и лесостепи, иногда по долинам рек, проникает на север в лесную зону, укус тарантула напоминает ужаление осы-шершня и вызывает воспаление укушенного места.
Классифицируйте пауков по действию яда. Заполните таблицу:
Нейротропное действие яда у пауков –
паук-птицеед, паук кара-курт
Гемотропное действие яда у пауков –
П
аук крестовик, тарантул
Работа 2. Чесоточный зудень /Sarcoptes scabiei or Acarus siro/
Рассмотрите чесоточного зудня на демонстрационном микропрепарате. Изучите
возбудителя заболевания чесотка. Обратите внимание на овальную форму тела
клеща, лишенного сегментации. На переднем конце тела выступает ротовой
аппарат, 6-ти членистые короткие ноги хорошо видны с брюшной стороны.
Сделайте обозначения и заполните таблицу.
129
Пользуясь таблицами, учебником, определите к какому семейству и роду относятся клещи, находящиеся в чашках Петри у Вас на столах. Определите
клещей и результат запишите.
Работа №3. Вошь головная /Pediculus capitis/
А) Рассмотрите на готовом тотальном микропрепарате головную вошь.
Зарисуйте, сделайте обозначения.
Медицинское значение Pediculus capitis:
Работа №4. Блоха человеческая /Pulex iriritans/
Рассмотрите готовый микропрепарат блохи. Зарисуйте, сделайте обозначения.
130
Медицинское значение Pulex iriritans:
Работа №5. Комар малярийный /Anopheles maculipennis/
/головка, яйцо, личинка, куколка, имаго/ а)
Головка самок комаров. Рассмотрите готовый микропрепарат головок самок кулекс и анофелес. Обратите внимание на ротовой аппарат колюще-сосущего типа. Он состоит из тех же частей, что и у всех насекомых, но в отличие от других сильно вытянут. Верхняя и нижняя губа образуют трубочку - хоботок, в котором лежат 5 тонких щетинок: пара колющих верхних челюстей, пара пилообразно зазубренных нижних челюстей и гипофаринг /язычок/. Сравните головки анофелеса и кулекса и запишите отличия. б)
Яйца комаров. Рассмотрите демонстрационные микропрепараты яиц анофелеса и кулекса. Обратите внимание на то, что яйцо кулекса конусовидной формы без плавательной камеры, яйцо анофелеса веретеновидной формы и снабжено плавательной камерой. в)
Личинки комаров. Рассмотрите микропрепарат личинок анофелес и кулекс. На предпоследнем членике брюшка личинки кулекс находится дыхательная трубка
- сифон. Личинка анофелес не имеет сифона, у нее на предпоследнем членике имеется пара стигм / дыхалец/. г)
Куколки комаров. Рассмотрите микропрепараты куколок анофелес и кулекс.
Куколки имеют форму запятой. На спинной стороне куколок имеются дыхательные рожки, которые у куколки комара рода кулекс имеют цилиндрическую форму, а у куколки анофелес - воронкообразную.
Работа №6. Мухи – переносчики и возбудители заболеваний человека.
Используя теоретическую справку, приведенную в рабочей тетради для
самостоятельной работы, заполните таблицу. Укажите возбудителей, каких
заболеваний переносят указанные мухи
Муха Це-Це
Вольфартова муха
131
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Тема 7. Рубежный контроль по модулю "Экология, медицинская
паразитология".
Форма(ы) текущего контроляуспеваемости:
1. тестирование
2. устный опрос
3. решение проблемно-ситуационных задач
4. проверка практических навыков
Оценочные материалы текущего контроля успеваемости:
1. Форма текущего контроля успеваемости: тестирование
Выберите один или несколько правильных ответов
1. К половому размножению у простейших относится:
1) копуляция
2) спорогония
3) простое деление
4) шизогония
5) гаметогония
2. К классу Саркодовых относится:
1) кишечный балантидий
2) неглерия
3) инфузория - туфелька
4) акантамеба
5) ротовая амеба
3. В кишечнике человека диз.амеба встречается в 3-х формах
1) форма магна
2) форма минута
3) яйца
4) личинки
5) цисты
4. Лабораторная диагностика при лямблиозе
1) нахождение яиц в фекалиях
2) дуоденальное зондирование
3) нахождение цист в фекалиях
4) нахождение цист в моче
5) иммунологические реакции
5. Ундулирующая мембрана есть у:
1) трипаносом
Оводы
Комнатная муха
132 2) трихомонад
3) лейшманий
4) лямблий
5) амеб
6. Какие заболевания относятся к природно-очаговым
1) трихомонадозы
2) лямблиозы
3) лейшманиозы
4) амебиазы
5) трипаносомозы
7. Путь заражения шистозомозом
1) пероральный
2) алиментарный
3) воздушнокапельный
4) гемотрансфузионный
5) перкутантный
8. Инвазионная стадия для человека при заражении парагонимозом
1) церкарий
2) адолескарий
3) циста
4) метацеркарий
5) спороциста
9. Локализация кровяных сосальщиков:
1) вены кишечника
2) вены мочевого пузыря
3) вены верхних конечностей
4) венозная система легких
5) мочевой пузырь
10. При энтеробиозе яйца находят:
1) в фекалиях
2) в дуоденальном соке
3) в перианальных складках
4) в крови
5) в моче
11.К живородящим нематодам относятся:
1) ришта
2) трихина
3) острица
4) угрица кишечная
5) филярии
12. Пути заражения анкилостомозом:
1) пероральный
2) перкутанный
3) алиментарный
4) трансмиссивный
5) водный
133 13. У самца иксодовых клещей:
1) спинной щиток отсутствует
2) спинной щиток закрывает переднюю треть тела
3) спинной щиток закрывает все тело
4) спинной щиток закрывает заднюю треть тела
5) нет правильного ответа
14. Ядовитыми паукообразными являются:
1) клещи, пауки, фаланги
2) скорпионы, фаланги, тарантулы
3) клещи, скорпионы, каракурты
4) скорпионы, каракурты, тарантулы
5) фаланги, каракурты, тарантулы
15. Возбудителем заболеваний человека является:
1)
Ixodes ricinus
2)
Ixodes persulcatus
3)
Dermacentor pictus
4)
Acarus siro
5)
Ornithodoros papillipes
16. В лаборатории исследовали фекалии больного с хроническим воспалением толстой кишки. Выявлены округлые цисты размером до 18 мкм с 8 и 16 ядрами.
Кому они принадлежат?
1) дизентерийным амебам
2) балантидиям
3) лямблиям
4) токсоплазмам
5) кишечным амебам
17. больного – воспаление двенадцатиперстной кишки и жёлчного пузыря. В фекалиях выявлены 4-ядерные овальные цисты размером 12 мкм, с хорошо очерченной толстой оболочкой. Какое это может быть заболевание?
1) токсоплазмоз
2) трихомоноз
3) лямблиоз
4) балантидиаз
5) амебиаз
18. Во время овогельминтоскопии кала и мокроты выявлены большие (100 мкм) золотистые яйца с толстой оболочкой и крышечкой, на противоположном полюсе
– бугорок. Поставьте диагноз:
1) гименолепидоз
2) парагонимоз
3) анкилостомидоз
4) эхинококкоз
5) лоаоз
19. В червеобразном отростке выявлен белый гельминт 4 см, задний конец которого более толстый. Яйца обнаружены в фекалиях, они лимонообразной формы с пробками на полюсах, имеют размер 50×30 мкм. Поставьте диагноз:
1) трихоцефалез
134 2) аскаридоз
3) тениидоз
4) описторхоз
5) стронгилоидоз
20. В больницу г. Владивостока обратился пенсионер, который не бывал в тайге, а часто работал у себя на даче. Укус клеща отрицал, вакцинирован не был. Больным себя считал со времени, когда у него появились головные боли, высокая температура, явления левостороннего гемипареза. Обратился за помощью на 10-й день заболевания. При осмотре тела больного врач заметил эритему под подмышками около 5 см в диаметре со следом укуса. Какой диагноз наиболее вероятен?
1) демодекоз
2) таежный клещевой энцефалит
3) чесотка
4) малярия
5) трипаносомоз
Эталоны ответов на тестовые задания
№
вопроса
правильный ответ
№
вопроса
правильный ответ
1
1,5
11
1, 2, 5
2
2, 4, 5
12
1, 2, 5
3
1, 2, 5
13
3
4
2, 3, 5
14
4
5
1, 2, 4
15
4
6
3, 5
16
5
7
1, 5
17
3
8
4
18
2
9
1, 2
19
1
10
3
20
2
2. Форма текущего контроля успеваемости: устный опрос
Перечень вопросов для проверки знаний:
1. Формы взаимодействия организмов: антибиоз и различные формы симбиоза
(нейтрализм, конкуренция, хищничество, антибиоз, паразитизм, мутуализм, комменсализм).
2. Паразитизм определение. Роль паразитизма в природе. Биологические науки, изучающие паразитов на разных уровнях.
3. Теория паразитизма.
4. Триада предпосылок к паразитическому образу жизни.
5. Классификация паразитов и паразитарных болезней.
6. Пути заражения. Виды хозяев. Феномен смены хозяев. Моноксенные диксенные и триксенные паразиты.
7. Общая характеристика типа Простейшие. Классификация типа.
135 8. Простейшие
– факультативные паразиты человека: неглерии, гартманеллы, акантамебы – возбудители заболеваний.
9. Простейшие, обитающие в полости рта: ротовая амеба, ротовая трихомонада. Биология, жизнедеятельность, пути заражения, медицинское значение.
10. Простейшие, обитающие в тонкой кишке: лямблия. Биология, жизнедеятельность, пути заражения, лабораторная диагностика, профилактика.
11. Простейшие, обитающие в половых органах: урогенитальная трихомонада.
Биология, жизнедеятельность, пути заражения, лабораторная диагностика, профилактика.
12. Простейшие, обитающие в тканях: токсоплазма.
Биология, жизнедеятельность, пути заражения, лабораторная диагностика, профилактика.
13. Простейшие, которые передаются трансмиссивным путем: малярийный плазмодий. Биология, жизнедеятельность, пути заражения, лабораторная диагностика, профилактика.
14. Понятие о биогельминтах, контакто-гельминтах, геогельминтах.
15. Учение Скрябина о дегельминтизации и девастации.
16. Характеристика класса Сосальщики.
17. Печеночный сосальщик. Морфология и цикл развития названных представителей класса, пути заражения, лабораторная диагностика, меры профилактики.
18. Ланцетовидный сосальщик. Морфология и цикл развития, пути заражения, лабораторная диагностика, меры профилактики.
19. Кошачий или сибирский сосальщик. Морфология и цикл развития, пути заражения, лабораторная диагностика, меры профилактики.
20. Легочный сосальщик. Морфология и цикл развития, пути заражения, лабораторная диагностика, меры профилактики.
21. Кровяной сосальщик. Морфология и цикл развития, пути заражения, лабораторная диагностика, меры профилактики.
22. Общая характеристика класса Ленточные черви.
23. Вооруженный цепень. Морфология и цикл развития, пути заражения, лабораторная диагностика, меры профилактики.
24. Невооруженный цепень. Морфология и цикл развития, пути заражения, лабораторная диагностика, меры профилактики.
25. Эхинококк. Морфология и цикл развития, пути заражения, лабораторная диагностика, меры профилактики.
26. Карликовый цепень. Морфология и цикл развития, пути заражения, лабораторная диагностика, меры профилактики.
27. Широкий лентец. Морфология и цикл развития, пути заражения, лабораторная диагностика, меры профилактики.
28. Общая характеристика типа Круглые черви.
29. Аскарида человеческая. Морфология и цикл развития, пути заражения, лабораторная диагностика, меры профилактики.
30. Острица. Морфология и цикл развития, пути заражения, лабораторная